Основные формы научного познания; свойства, виды и этапы научного исследования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сокращ ЛЕКЦИЯ 6 окт. 2015
и др.
Cуществует большое разнообразие научных исследований, для их систематизации различные виды исследований классифицируются по разным основаниям. В итоге можно вычленить противоположные типы исследований: 1.Теоретические – эмпирические исследования Однако многие исследования, особенно квалификационные исследования в конкретных науках (докторские. кандидатские, магистерские исследования) имеют, как правило, вид теоретико-эмпирических. 2. Номотетическое – идиографическое исследование. Номотетическое исследование направлено на поиск общих закономерностей, типического в поведении личности, типологий, классификаций, общих механизмов (от др.-греч nomothetiche – законодательное искусство); термин введен Виндельбандом, в учении Канта это способ законодательной деятельности разума в установлении законов и правил познания. Идиографическое исследование (от др.-греч. ἴδιος — своеобразный и γράφω — пишу) ориентировано на поиск индивидуального, уникального специфического, характеризующего только данные явление или объект. В современных психологических исследованиях нередко сочетание ид и ографического и номотетического подходов. Отметим, что существует также ид е ографичсское описание, чаще всего это описание языка. Например, существует идеографические словари двух типов: тезаурус и аналогический словарь. Основой первого типа являются то, что слова в них расположены не по алфавиту, а на основании логико-философской классификации предметов и явлений действительности. Основой второго словаря является смысловая классификация, смысловые отношения слов языка, единицей такого словаря служит не отдельное слово, а определенное семантическое поле близких по смыслу слов.
3. Фундаментальное - прикладное исследование. Фундаментальное исследование направленно на познание наиболее существенных свойств явлений, безотносительно к возможному практическому использованию результатов исследования. Прикладное исследование проводится в целях решения конкретной практической задачи, например, улучшения психологического климата в коллективе, психологических источников трудностей обучения в классе и т.д. 4. Монодисциплинарное - междисциплинарное исследование. Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной научной дисциплин. Междисциплинарные исследования проводятся на границе научных дисциплин и требует участия исследователей различного профиля. Так, на стыке психологии и информатики изучаются психологические проблемы использования компьютеров при проведении психологического тестирования, на границе психологии и лингвистики – использование лингвистических методов при изучении явлений психологических, например, создание новых методов анализа текстов. Современная наука характеризуется широким распространением междисциплинарных исследований. 5. Однофакторное (аналитическое) - комплексное исследование. Однофакторное исследование направлено на выявление одного наиболее существенного фактора, формирующего (влияющего) изучаемое явление, в их взаимосвязи. Комплексные исследования проводятся с помощью комплекса методов, посредством которых охватывается максимально возможное число значимых аспектов и характеристик явления. Например, комплексное изучение психических образований личности включает изучение многих психических образований (по В.Н.Панферову): аффективность; мотивация; регуляция; темперамент; память; интеллект; креативность; речь; коммуникативность; самосознание.
6. Корреляционное исследование - исследование, направленное на изучение взаимосвязи между явлениями, которые описываются переменными, между которыми рассчитываются коэффициенты корреляции. Таковы, к примеру, исследования взаимосвязи интеллекта и креативности и т. п. 7. Сравнительное исследование предусматривает привлечение не менее двух исследовательских групп (выборок), в них изучается влияние избранного (релевантного) фактора на избранное психическое явление, которое в сравниваемых группах, по предположению исследователя, различается по своим характеристикам. При этом сравниваемые группы выравниваются по нерелевантным факторам, то-есть не подлежащим изучению в данном исследовании и таким образом влияние нерелевантных факторов на изучаемое явление устраняется. Пример: Особенности картины мира детей 11-12 лет, больных диабетом, в котором сравниваются картины мира больных диабетом и здоровых детей. При этом группы выравниваются по возрасту, полу (обычно по 50% мальчиков и 50% девочек в каждой группе), по социокультурным характеристикам. В этом примере предмет исследования — картина мира, релевантный фактор — наличие или отсутствие заболевания, нерелевантные факторы — пол, возраст, социокультурные характеристики детей. 9. По критерию цели также выделяются несколько видов исследований. а) Поисковое исследование. Это попытка решения новой проблемы, получения новых результатов в мало-исследованной наукой области. б) Критическое исследование, они проводится в целях опровержения существующей теории, гипотезы или для сравнения существующих теорий. Реализуются в более исследованных областях науки. в) Воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение результатов прежде проведенного исследования. г) Уточняющее исследование. Цель его — установление границ, в пределах которых теория изучаемого явления справедлива и предсказывает факты. Такие исследования представляют собой большинство, особенно среди квалификационных работ (дипломных, магистерских диссертаций).
Приведенная классификация не исчерпывает все возможные виды исследований, — различают также сплошные и выборочные, пилотажные исследования и многие другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|