Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, 1 этап. Выбор темы и формулирование проблемы исследования.




Сначала производится выбор темы, которая фиксируется как название исследования, которая дает название всей работе. Как правило, в название вводится предмет исследования и, при необходимости, особенности объекта (испытуемых) – возрастные, половые, социокультурные, статусно-ролевые, если эти особенности являются факторами, определение влияния которых на изучаемое психическое явление целью работы. Если эти особенности не имеют яркой выраженности, придающих конкретность содержанию работы, в ее названии характеристики испытуемых не называются.

Само по себе название темы только определяет его дисциплинарную и тематическую принадлежность и не обосновывает еще его актуальность и значимость. Это обоснование совершается на 1-м этапе работы путем постановки/формулирования проблемы исследования, производимой в рамках литературного обзора.

Постановка проблемы, выявление проблемной ситуации - исходный пункт научного анализа. Порождение проблемы определяется возникновением проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы деятельности недостаточны для решения той или иной важной задачи. В истоке проблемной ситуации может лежать практика, когда выявляется недостаточность знания о социальном явлении, а попытки решения безуспешны, порождая новые проблемы. Наука сама по себе тоже может порождать проблемы, порождаемые её развитием, возникающими противоречиями между фактами реальности и фактами, предсказанными научным сообществом. Ьтаких проблем много в физике и палеонтологии, психологии и социологии

Принято считать, что проблему в науке порождает некая «встреча» между изменяющимся миром, представленным в научной картине мира, и познавательной активностью людей, вызванной нехваткой знаний о нем. Проблема возникает как белое (серое) пятно в картине мире. Научная проблема имеет два аспекта – с одной стороны, аспект ее актуальности для науки и практики и, с другой, аспект недостатка научных знаний для ответа на вопрос, содержащийся в проблеме.

Философское определение научной проблемы: «Объективно возникший в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес». Научная проблема формулируется в терминах той области науки, в которой производится исследование. Может формулироваться в различных логических отношениях, например, на языке причинно-следственной связи или корреляционных связей в рамках той или иной структуры, или путем предположения о различиях в параметрах.

Проблема ((от греч. problema – задача, трудность, преграда вопрос, загадка, то, что предложено на разрешение»), с позиций естественно-научного подхода, должна быть (постепенно) сформулирована на языке теоретических конструктов, а также быть операционализированной, т.е. сформулированной в терминах определенной области научного знания и обладающей свойством быть решенной научными методами, измеряющими свойства, состояния изучаемого явления..

Формулирование проблемы - основная творческая задача исследователя, решаемая постепенно. Сначала происходит общая постановка вопроса, т. е. «нащупывание» проблемы, описание сначала на житейском языке, затем – описание в терминах той или иной теории явлениия, на языке теоретических конструктов.

Научная проблема формулируется в терминах той или иной области науки. Но в отношении многих психических явлений, особенно относящихся к высшим инстанциям психики, существует множество теоретических подходов. Таковы явления, называемые категориями личность, сознание, интеллект, эмоции, воля и т.п. Теоретическая плюралистичнось характерна для познании междисциплинарных феноменов, таких как личность, сознание, самосознание, интеллект, эмоции, совесть и другие духовно-нравственные феномены. При этом возникает методологическая проблема выбора собственной теоретической позиции среди существующих.

Формальные требования к развертыванию проблемы исследования таковы: необходимо четкое разграничение между проблематичным (искомым, неизвестным) и непроблематичным (известным); отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в решении общей проблемы, разделение общей проблемы на ее элементы и упорядочение этих элементов.

В итоге научная проблема, ее вопрос содержит в себе в какой-то мере достигнутый уровень научного знания в данной предметной области.

Например, экзистенциальная проблема одиночества в психологическом исследовании, сформулированная как вопрос о его причинах, может быть поставлена в терминах поведенческой психологии, эта проблема недостаточности коммуникативных навыков. В терминах экзистенциального подхода она формулируется как нечто неустранимое и органически присущее человеческому существованию. Проблема преодоления такого одиночества неустранима, но человек может бороться со страхом одиночества и его бесцельностью. С позиции К. Роджерса это проблема негативного самоотношения, его Я-концепции. Думаю, что эти концепции находятся в отношении дополнительности, в той или иной культурной, этнической среде, том или ином возрасте, на первый план могут выступить те или иные механизмы одиночества.

Формулирование проблемы производится путем работы с литературными источниками. Среди основных можно назвать следующие:

- научная периодика, то-есть психологические журналы, прежде всего «Вопросы психологии», «Психологический журнал;

- материалы научных конференций, симпозиумов по проблеме;

- диссертации, авторефераты диссертаций;

- монографии, учебно-методическая литература по теме диплома;

- дипломные работы.

- материалы в сети Интернет;

Этот этап работы оформляется как литературный обзор данных по проблеме исследования, составляющий основное содержание 1-й главы работы, дипломной или диссертационной.

 

2. На этом этапе, тесно связанном с первым,на основе анализа литературных данных по проблеме исследования, уточняются основные понятия, разрабатывается концепция исследования, часто в виде теоретической модели изучаемого явления, а также исследовательская гипотеза. В результате анализа литературных данных по проблеме исследования, выбора исходно теоретической позиции выявляется сущность изучаемого явления на языке базовых терминов. определяются В контексте выбранной теории определяются теоретические термины, обозначающие теоретические идеальные объекты, выступающие как бы заменителями изучаемых реальных объектов или свойств объектов. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами (примеры: в физике это — материальная точка, в психологии — совесть как Суперэго). Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности.

Пример: Часто концепция представлена в качестве исходной теоретическая модель психического явления, создаваемой на основе системного подхода (выявление компонентов системы, их функций и эволюции), то-есть задаётся внутренняя структура, место явления системе более крупных систем, функции входящих в эту модель компонентов (часто таких универсальных компонентов психики, как когнитивный, эмотивный и регуляторно-поведенческий); их особенности, проявляемые в том, как они проявляют себя в данной системе. Например, при изучение речевого поведения в модели может рассматриваться смысловая и эмотивная регуляция речи, их взаимодействие, влияние на на речепроизводство таких социальных и психологических факторов, как уровень культуры говорящего, его темперамент, актуально состояние, стилевые характеристики и т.д.

В рамках концепции или теоретической модели формулируется гипотеза (гипотезы) исследования - научное предположение, вытекающее из теории, то-есть которое может быть подтверждено или отвергнуто в ходе проверки.

В науке различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения (см. В.Н. Дружинин [ ]). Теоретические гипотезы входят в состав теории, они выдвигаются для устранений внутренних противоречий теории. Например, в психологии речи с середины XX-го века существует гипотеза о существовании предметного кода речи (Н.И. Жинкин), до сих пор не получившая эмпирического подтверждения.

В исследовании мы имеем дело с проверкой гипотез как с предположением о характере будущих эмпирических данных, или с гипотезами как эмпирическими предположениями или исследовательскими гипотезами. Гипотезы относят к так называемому синтетическо-аналитическому знанию, их аналитичность вытекает из того, что они являются выводом из теории изучаемого явления, а синтетический характер определяется тем, что гипотеза выходит за рамки известного. Выдвижение гипотезы является неким разрывом с существующим эмпирическим и даже теоретическим знанием. Поэтому, как и теория, научная гипотеза, как принято говорить, «недообусловлена научными фактами».

В процессе изучения нового явления исследовательские гипотезы о нем сменяют друг друга, становясь по мере его теоретического осмысления более надежными, систематизированными, менее изолированными.

Гипотеза формируется на языке предмета исследования, то-есть теоретических конструктов. Она должна обладать свойством быть верифицируемой, то-есть способность быть подтвержденной эмпирическими фактами, а также быть фальсифицируемой, есть способной быть опровергнутой.

Цель гипотезы – объяснение полученных фактов и предсказание еще не известных эмпирической науке. По этой причине гипотеза должна быть шире эмпирического материала. В то же время гипотеза базируется на эмпирических данных, хотя поиск абсолютно надежных оснований для научных гипотез безнадежен, его связывают с одним из невыполнимых требований позитивизма. Наиболее общепринятые гипотезы формулируются как условное высказывание типа «Если А, то В», встречаются и гипотезы в виде утвердительного предложения [ Рузавин с. 104]. Примеры психологической гипотезы: «Если нравственный закон универсален, то совесть древних греков была похожа на совесть современных людей» или «Древние греки обладали совестью, похожей в своих основных свойствах на совесть современного человека».

Подтвержденная гипотеза встраивается в исходную теоретическую модель изучаемого явления, позволяя получить его полное описание, объяснить механизмы его функционирования и предсказать его новые проявления, свойства и состояния.

 

Й этап. Планирование исследования.

На этом этапе составляется план исследования, формулируются его цели и задачи. План составляется на основе выбранного организационного метода. Цель исследования зависит от его темы, содержащей предмет исследования. Часто при формулировании темы уточняется, в каком направлении будет производиться изучение предмета исследования. Поэтому на формулирование цели оказывает влияние характер исследовательской гипотезы, поскольку предполагается, что достижение цели исследования позволит ответить на гипотезы, как это происходит, к примеру, при установлении причинно-следственных связей. Формулируется цель исследования как его желаемый результат.

Примеры:

Целью исследования обычно авторы чаще всего называют изучение

(описание, прогнозирование, объяснение) того или иного психологического явления, при этом уточняется, какие изучаются его аспекты, под влиянием каких факторов и т.д. Чаще всего встречаются следующие варианты:

1. Описание явления, изучение его психологического содержания, классификация его составляющих, структуры, связей, функций, поиск тех или иных особенностей.

Например:

а) «Изучение содержания, структуры, и функционирования систем субъективных реальностей как смыслообразующих и интерпретационных контекстов сознания личности (докт. дисс. Королевой Н.Н. «Психосемиотика субъективных реальностей личности»);

б) «Выявить возрастные особенности и закономерности развития половой идентичности, факторы, обусловливающие ее становление, определить степень адаптационных возможностей личности с разными типами половой идентичности» (докт. дисс. Флотской Н.Ю. «Развитие половой идентичности в онтогенезе»;

в) «Изучения содержания социальной идентичности и социально-психологических аспектов достижений личностной идентичности в юности» (канд. дисс. О.В.Ходаковской «Социальная и личностная идентичность в юности»);

2. Прогнозирование новых явлений, а также новых функций, состояний, свойств известных явлений.

Например, способность совести в некоторых ситуациях осуществлять некий нравственный мониторинг жизненного пути человека.

3. Объяснение явления. В идеальном случае объяснение должно производится на языке причинно-следственых связей и поэтому требует проведения лабораторного эксперимента. Другими видами объяснения является создание теоретической концепции исследования, построение теоретической модели и др. Например: «Создание концептуальной модели подготовки к профессиональной деятельности …..» (докт. дисс. Кораблиной Е.П.).

В корреляционном исследовании об установлении причинно-следственных факторов говорить некорректно, приходиться ограничиваться предположением о взаимосвязи характеристик явлений, влиянии тех или иных явлений, факторов. Например, «изучить связь биологического и психологического пола с особенностями личности подростков» - дисс. Куприяновой Н.В. «Связь биологического и психологического пола с особенностями личности подростков».

 

Задачи исследования описываются как отдельные операции, предпринимаемые для достижения конечной цели, например:

- систематизация исследований и составление аналитического обзора по проблеме;

- провести сравнительный анализ параметров показателей для двух сравниваемых групп…

- провести структурный анализ показателей…

План исследования также тесно связан с выбираемыми организационными методами. В зависимости от организационного метода целью исследования может явиться обнаружение различий по характеристикам предмета исследования в сравниваемых группах (при сравнительном подходе), либо выявление корреляционной и факторной структуры (в корреляционном исследовании).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...