Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример протокола поверки вольтметра




Вопрос №28.

«Поверка средств измерения»

Поверка средств измерений – установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. [РМГ 29–99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Термины и определения. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 50 с.]

 

Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. [Об обеспечении единства измерений: федер. закон РФ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ.]

 

Поверке подвергают средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору.

 

При поверке используют рабочий эталон. Поверку проводят в соответствии с обязательными требованиями, установленными нормативными документами по поверке. Поверку проводят специально обученные специалисты, аттестованные в качестве поверителей органами Государственной метрологической службы.

 

Поверку проводят аккредитованные на право поверки метрологические службы. Специалисты, проводящие поверку СИ, должны быть обучены и аттестованы в качестве поверителей. Порядок аккредитации метрологических служб описан в правилах ПР 50.2.014-2002, порядок аттестации поверителей средств измерений описан в ПР 50.2.012-94. Результаты поверки средств измерения, признанных годными к применению, оформляют выдачей свидетельства о поверке, нанесением поверительного клейма или иными способами, установленными нормативными документами по поверке.

 

Существуют следующие виды поверок:

 

Первичная – поверка, выполняемая при выпуске средства измерений из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями, при продаже.

Периодическая – поверка СИ, находящихся в эксплуатации или на хранении, выполняемая через установленные межповерочные интервалы времени (обычно 1, 2 или 0,5 года).

Внеочередная – поверка СИ, проводимая до наступления срока его очередной периодической поверки. Необходимость внеочередной поверки может возникнуть из-за ухудшения метрологических свойств СИ или подозрения в этом, нарушения условий эксплуатации и др.

Выборочная – поверка группы СИ, отобранных из партии случайным образом, по результатам которой судят о пригодности к эксплуатации всей партии.

Инспекционная – поверка СИ, проводимая органом Государственной метрологической службы при проведении государственного надзора за состоянием и применением СИ.

 

Поверка средств измерений (приборов) включает в себя следующие операции:

 

Определение исправности прибора и наличия комплектующих.

Для этого проводят внешний осмотр прибора, проверяют наличие паспорта, технической документации, комплектующих изделий, проверяют наличие маркировки и табличек (шильдиков) с указанием марки прибора, года изготовления, завода-изготовителя, заводского номера прибора и т.д. Проверяют отсутствие внешних повреждений, отсутствие подтёков масла и т.п. При наличии хотя бы одного из перечисленных недостатков прибор считается не прошедшим поверку.

После предварительного осмотра прибор подвергают собственно поверке. Целью операции поверки является проверка соответствия прибора его классу точности.

1) При поверке сличают показания поверяемого прибора с показаниями рабочего эталона по утверждённой схеме.

Например, при поверке вольтметра эта схема может иметь вид, представленный на рис.1.

2) Класс точности рабочего эталона должен быть выше класса точности поверяемого прибора не менее, чем в 5 раз. Допускается использовать рабочий эталон с классом точности в 3 раза выше класса точности поверяемого прибора при условии введения поправок в показания рабочего эталона.

3) Поверяют все оцифрованные отметки шкалы поверяемого прибора.

Рис. 1. Схема поверки вольтметра:

ИРН – источник регулируемого напряжения;

0,5 – класс точности рабочего эталона; 2,5 – класс точности поверяемого прибора

 

4) С целью выявления вариации показаний поверяемого прибора, поверку ведут при прямом ходе стрелки (при возрастании показаний) и при обратном ходе стрелки (при уменьшении показаний). Если при прямом ходе стрелка заскочила за поверяемую отметку, то её надо вернуть обратно и вновь плавно подвести к поверяемой отметке.

 

В протокол после поверки заносят рассчитанные значения погрешностей измерений и вариации показаний (в качестве абсолютной погрешности принимают максимальное из двух значений абсолютной погрешности, полученных при прямом и обратном ходе). В нижней части протокола (под таблицей) делается запись о соответствии прибора классу точности.

Прибор прошёл поверку и признан годным, если:

1) его основная приведённая (относительная) погрешность не превышает класса точности;

2) приведённая (относительная) вариация показаний не превышает класса точности для приборов, класс точности которых больше чем 0,25;

3) приведённая (относительная) вариация показаний не превышает 0,2% для приборов, класс точности которых 0,25 и меньше.

 

 

Пример протокола поверки вольтметра

Протокол подписывается лицом, выполнившим поверку. В паспорте прибора делается отметка, что прибор прошёл поверку, и ставится клеймо поверителя. Это же клеймо ставится на корпусе прибора.

Вопрос № 29

«Понятие стандартизации как вида деятельности, ее цели и принципы»

Стандартизация является одним из эффективных средств организации общественных, производственных и экономических отношений в обществе.

 

Определение, данное Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК):

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

 

Важнейшими результатами такой деятельности являются:

- повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;

- устранение барьеров в торговле;

- содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству.

 

В 2002 г. был принят федеральный закон " О техническом регулировании", в котором дано следующее определение стандартизации:

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений, содействия соблюдению требований технических регламентов.

2. Повышения уровня безопасности объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.

3. Обеспечения научно-технического прогресса.

4. Повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

5. Рационального использования ресурсов.

6. Технической и информационной совместимости.

7. Сопоставимости результатов исследований и измерений, технических, экономико-статистических данных.

8. Взаимозаменяемости продукции. Взаимозаменяемость – это пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

 

Для реализации целей отечественной стандартизации сформулированы основные задачи стандартизации:

1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями.

2. Установление требований к качеству продукции с учётом её безопасности.

3. Установление метрологических норм и правил, требований по совместимости, взаимозаменяемости, требований к технологическим процессам.

4. Обеспечение вопросов стандартизации по всем стадиям жизненного цикла продукции.

5. Совершенствование системы информационного обеспечения в области стандартизации.

 

Основные принципы стандартизации:

1. Разработка документов по стандартизации на основе консенсуса (согласия) всех заинтересованных сторон.

2. Целесообразность разработки стандарта с точки зрения социальной, технической и экономической необходимости.

3. Приоритет в разработке – это стандарты, способствующие обеспечению безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость продукции.

4. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов.

5. Установление требований и их однозначность к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены.

6. Добровольное применение стандартов.

7. Максимальный учёт при разработке стандартов интересов заинтересованных лиц.

8. Использование международных стандартов как основы для разработки национальных стандартов.

9. Недопустимость создания препятствий производству и обращению безопасной продукции, международной торговле.

10. Недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

 

Объект стандартизации – продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Большинство объектов стандартизации представляет собой материальные предметы, но существует также множество более абстрактных предметов, таких как допуски и посадки, оценка уровня шумов, а также буквенные и графические изображения, например используемые в электротехнике или для обозначения микроструктуры поверхности.

Объектами стандартизации могут являться: конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной продукции, группы однородных услуг, группы однородных производственных процессов.

 

Вопрос № 30

«Система органов и служб стандартизации в РФ»

Организационная структура стандартизации в РФ включает в себя:

- Центральный аппарат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАТР);

 

- организации и предприятия ФАТР;

 

- службы (подразделения) стандартизации в федеральных органах исполнительной власти;

- технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями) на добровольной основе;

- головные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро в отраслях промышленности;

- подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

ФАТР является Национальным органом по стандартизации, который осуществляет государственное управление стандартизацией в стране, формирует и реализует государственную политику в области стандартизации.

ФАТР выполняет следующие функции:

- координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

- направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

- подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

- устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

- утверждает большую часть национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

- осуществляет государственную регистрацию нормативных документов;

- представляет РФ в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии;

- сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

- руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции

ФАТР в регионах;

- устанавливает правила применения в РФ международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций.

Технический комитет (ТК) по стандартизации – это объединение специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий (организаций)-членов ТК, создаваемое на добровольной основе для разработки национальных стандартов РФ, проведения работ в области международной (региональной) стандартизации по закреплённым за ТК объектам стандартизации (областям деятельности).

К работе в ТК привлекаются полномочные представители всех заинтересованных сторон: предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследователей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие учёные и специалисты.

ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определённым видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом.

ТК по стандартизации имеют типовую структуру, представленную на рис. 3.2.

Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

- разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов национальных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

- содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

- сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств;

- сотрудничество с предприятиями (организациями)-пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации;

 

- разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

- участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствует принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов.

 

В настоящее время ТК должны принимать активное участие в разработке технических регламентов и приведении национальных стандартов.

 

Вопрос № 31

«Система сертификации РФ, ее цели, задачи и современные тенденции развития»

Слово "сертификация" в переводе с латинского языка (sertifico) означает, подтверждаю, удостоверяю. По своей сути сертификация представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждение соответствия рассматриваемого объекта определённым требованиям.

 

В законе "О техническом регулировании" дано следующее определение:

 

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

 

Типовая структура системы сертификации, приведённая на рис. 4.1, предполагает наличие целого ряда участников.

Национальный орган по сертификации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ФАТР) осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Основными его функциями являются:

формирование и реализация государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории РФ, проведение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, опубликование официальной информации о проведении сертификации.

Центральный орган по сертификации является основным организующим элементом в системе сертификации однородной продукции, осуществляет координацию деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и центров. Орган по сертификации непосредственно осуществляет сертификацию. Кроме выполнения работ по сертификации, выдачи сертификатов и лицензий на применение знака соответствия, орган по сертификации осуществляет контро

ль за сертифицированной продукцией.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдаёт протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации.

Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, ФАТР, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций.

Научно-методический центр создаётся, как правило, на базе одного из органов по сертификации, проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации; участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов; проводит научные исследования, обобщает информацию участников работ; принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов и др.

Функции научно-методического сертификационного центра устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации – это изготовители, исполнители, продавцы (юридические или физические лица), желающие получить сертификат соответствия на свою продукцию, услугу, систему менеджмента качества или компетентность персонала (электросварщика, эксперта по сертификации, преподавателя и т.п.).

Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

- удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Принципы подтверждения соответствия

 

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

- уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

 

Вопрос № 32

«Основное содержание стандартов серии ИСО-9000. Их применение для организации системы менеджмента качества»

ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM) Принято считать, что при разработке 1-й версии стандартов ISO серии 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов BSI. В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась.

  • 1 версия была подготовлена в 1987 году.
  • 2 версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987.
  • 3 версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена.
  • 4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.

Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК176 решил ограничиться "косметическими" правками - исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (т.е. сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе).

  • Выход 5 версии стандартов планируется на 2012 год.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторскиеорганизации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Так же существуют и независимые системы аккредитации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...