Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия и экономическая политика государства.




Гос. экономическая политика: понятие, объекты, субъекты, основные цели.

 

Экономическая политика -это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, направленных на придание желаемого состояния экономических процессов, воплощаемая в совокупность предпринимаемого государством мер, посредством которых достигается намеченная цель и решаются конкретные задачи социально-экономического характера.

Гос.экономическая политика может быть:

1)краткосрочной, т.е. нацелена на короткий промежуток времени

2)долгосрочной, т.е. решение задач нацелено на долгосрочный период.

Субъекты управления - это те органы, которые осуществляют управленческие воздействия, оказывают влияние на то или иное решение. К ним относятся:

-гос.аппарат

-общественные организации, общественные институты

-состояние мирового сообщества и международные организации

Объекты управления:

-экономический цикл(застой(депрессия),подъём,спад,застой)

-структура экономики(отраслевая и региональная)

-денежное обращение, уровень инфляции

-цены

-условия конкуренции

-научно-исследователькие, опытно-конструкторские работы

-занятость населения, а также подготовка и переподготовка кадров

-окружающая среда

-внешнеэкономические связи и пр.

Инструменты воздействия:

· законодательная база

· бюджетно-налоговое регулирование

· налоги

· денежно-кредитное регулирование

Цели гос.экономической политики:

a. стабильный экономический рост

b. установление минимального уровня безработицы

c. поддержание стабильного уровня цен

d. контроль за положительным сальдо платёжного баланса

 

д / з подготовить доклад по каждой из целей

 

лекция 2. 13.09.2011

 

 

Государственная экономическая политика и её основные направления.

 

Государственная экономическая политика это явление нормативное, исходит прежде всего из анализа хозяйственной ситуации(проводится диагностика состояния объекта управления и выявление проблем) и максимально конкретной и ясной постановки целей, при этом цели должны быть достаточно чётко сформулированы, количественно определённы и аргументированы, т.е. рациональность целей может быть проверена или научным способом или сравнением с аналогичными ситуациями в собственной стране или за рубежом, далее выбираются средства и инструменты воздействия в зависимости от состояния объекта, от поставленных целей и от реализуемого направления. В современным экономических условиях выделяют следующие направления экономической политики:

1. Внешнеэкономическая политика – это политика государства по отношению к экспорту, импорту товаров и услуг, а также отношение привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж.

2. Политика структурная. Предполагает комплекс мер, направленных на структурные изменения экономики. Например, изменение пропорции потребления и накопления.

3. Институциональная политика. Это политика по созданию новых или устранению старых экономических, социальных, финансовых институтов, а также изменению их функций и связи. Например, таможенная служба и т.д.

4. Социальная политика. Это политика в сфере развития социальных услуг(например, образование, здравоохранение, культура, досуг),в сфере дифференциации дохода социальных слоёв.

5. Промышленная и инновационная политика, направлена на развитие промышленного комплекса страны, на основе инноваций.

6. Инвестиционная политика направлена на определение приоритетов и форм инвестирования, а также формирования благоприятного инвестиционного климата страны.

7. Политика ценообразовании. Это политика в области регулирования цен на потребительском рынке(регулирование направлено прежде всего на изменение тарифов и социально значимых продуктов).

8. Финансовая политика государства. Это политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета.

9. Денежно-кредитная политика. Это политика в области денежного обращения и кредита.

10. Политика региональная. Это политика по отношению к интеграции регионов и их социальном расслоении.

11. Зональная политика. Это политика по отношению к экономической интеграции с ближними государствами.

12. Политика в области охраны окружающей среды.

 

 

Лекция 3. 22.09.11

 

Курсовая работа.

Учебники не позднее 2005года,

Не более 40-45 страниц

Введение, главы, заключение

Введение (обосновать актуальность, цель (исследовать, спроектировать …) и задачи работы, объект и предмет исследования) 1-2 страницы.

1 глава теоритическая

2-аналитическая

3-проектная

Размер глав примерно одинаковый (в среднем 10 страниц на каждую главу

Не менее 25 источников

Обязательно нормативно-правовые акты

До 1го декабря

 

 

Стратегия и экономическая политика государства.

1)Стратегия политическая - определяет направленность изменения баланса сил социальных слоёв на определённом этапе стратегического события. (Определяет, какие силы социальные будут ведущие). Исходя из стратегических задач государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан, создаёт условия для развития личной инициативы, охраняет свободу, права собственности каждого, способствует развитию тех или иных нравственных ориентиров в обществе.

2) экономическая стратегия государства – определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализаций в самом общем виде на долгосрочный период. Экономическая политика в свою очередь конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации стратегических задач в текущий период времени.

 

Классификация стратегий.

1ый подход чётко делит стратегию на национальную и антинациональную.

Национальная стратегия – это стратегия которая усиливает позицию государства в мировом сообществе.

Антинациональная стратегия – это стратегия, которая ослабляет позицию государства в мировом сообществе.

 

2ой подход выделяет:

1)социально-ориентированная стратегия предполагает полную реализацию руководящих принципов экономической политики, а именно принцип эффективности производства, принцип справедливости, принцип эффективности распределения доходов. При реализации данной стратегии обеспечивается отсутствие инфляционных процессов и минимальный уровень безработицы, а также сохраняется справедливое распределение доходов.

2)корпоративная стратегия. Предполагает нарушение хотя бы одного из принципов в «эгоистических» интересах властвующего социального слоя за счёт снижения уровня жизни остальных.

 

3яя классификация в зависимости от ослабления или усиления протекционистского характера деятельности государств:

Либеральная – при это стратегии экономика открыта для свободного движения товаров и капиталов. Такую стратегию может позволить себе страна с очень сильными позициями.

Регулируемая стратегия – государство в этом случае устанавливает контроль за движением товаров и капиталов, но при этом не закрытая экономика.

Мобилизационная стратегия – в случай необходимости выживания государство начинает осуществлять прямое вмешательство во внешнеэкономические отношения и в производственный процесс.

 

 

д/з подготовить ЭССЕ 1-2 листа формата А-4 шрифт 14 одинарный.

1)современное состояние мирового экономического сообщества (основные тенденции и проблемы развития)

2)место России в мировом экономическом сообществе.

 

Лекция 4. 27.09.11

 

(продолжение)

 

Критерии оценки качества стратегии государства.

 

При оценки качества стратегии государства целесообразно учитывать её краткосрочные и долгосрочные последствия с точки зрения улучшения качества жизни населения, при этом улучшение качества жизни должно быть достаточно устойчивым. Долгосрочной перспективой качественной стратегии для всех государств является стратегия социально-ориентированного типа(где сохраняются принципы устойчивости….). о качестве стратегии в краткосрочном периоде можно судить по трём группам индикаторов:

1)экономические индикаторы, характеризуют сложившиеся тенденции развития с точки зрения реализации в экономике принципа эффективности производства. Основными показателями являются

-показатели типов экономического роста

-показатели темпов экономического роста

-эффективность использования национальных ресурсов

-изменение структуры экономики, структуры внешнеторгового оборота.

Главным сигналом ухудшения качества стратегии является снижение доли производственных инвестиций ВВП, следствием чего будет являться спад производства, а также ухудшение его структуры при обретении узкой сырьевой специализации в международном разделении труда.

2)социальные индикаторы, характеризуют сложившиеся тенденции социальных процессов. С точки зрения реализации, в экономической политике государства принципа справедливости распределения доходов. К социальным индикаторам относят следующие показатели:

-динамика реальных доходов населения

-доля бедного населения, чьи средние душевые доходы ниже величины прожиточного минимума

-а также относят показатели развития социальной инфраструктуры (сфера образования, обеспеченность школами детскими садами, возможность получения высшего и средне- профессионального образования, жилищные условия, коммунальное хозяйство).

Главным сигналом усиления социальной напряжённости в обществе является увеличение роста господствующих слоёв за счёт снижения доходов общей численности населения, при этом рост доходов господствующих слоёв, как правило, не связан с их большим вкладом в рост благосостояния страны. В результате усиливается социальная напряжённость.

3)финансовые индикаторы, характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства. С точки зрения реализации в экономической политики двух основных принципов:

-принципа эффективности производства

-принципа справедливости распределения доходов.

Показатели, которые используются:

-завышения ставок производства по кредитам по сравнению с нормой кредита для предпринимателей.

-снижение доли долгосрочных кредитов в кредитных вложениях в экономику

-общее снижение уровня рентабельности продукции

-инфляция

-рост задолженности по заработной плате

-рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

-изменение индекса цен и проч.

Главным сигналом угрозы финансового краха государства является рост государственного долга на фоне спада производства, при этом снижается инвестиционная активность. Такая ситуация означает, что правительство нацелено на обеспечение текущей потребности в деньгах, при этом не для создания условий экономического роста, а под заклад будущих пока ещё не существующих доходов государства, что в конечном счёте ведёт к проеданию национального богатства, за счёт будущих поколений.

 

 

д/з

1)найти стратегию нашего государства и почитать

2)разделиться на подгруппы, выбрать какие индикаторы будем анализировать, обратиться к статистике(сайт рос.стата), найти значение показателей за последние 5-10 лет. В конечном итоге отчёт на группу №1 анализ качества стратегии государства по … показателям…. Дальше данные и выводы.объм отчёта 5-10 страниц в печатном виде.

Титульный лист, доклад по этому отчёту

 

Лекция 5. 06.10.11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...