Социальная политика.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Экономическое и социальное развитие общества взаимосвязано и взаимообусловлено. С одной стороны, в экономике закладывается фундамент для решения социальных задач, а с другой стороны, социальные факторы играют значительную роль в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе. Активная социальная политика важнейшая предпосылка повышения эффективности производства. При всей очевидной взаимосвязи экономических и социальных процессов конечной и основной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения и его благосостояния. Независимо от общественного строя любое государство определяет социальную стратегию, социальные приоритеты на тот или иной период развития страны. Поэтому сейчас в мире достаточно широко распространены такие понятия, как социально-рыночная экономика, социально-ориентированная рыночная экономика, социальное государство. Сильная социальная политика – это активная политика, при которой государство в полном объёме выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере. К социальной сфере относят следующие отрасли: -образование -культура -здравоохранение -наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающее население, связь, розничная торговля, оптовая торговля, бытовое обслуживание, также к решению проблем в социальной сфере относятся такие направления как трудовые отношения, занятость населения, осуществление социальной защиты и социального обеспечения людей. При сильной социальной политики государство совместно с другими объектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики.
Модели социального рыночного хозяйства.
1)Американская модель. Построена на всемирном поощрении предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряжённости малообеспеченным группам гарантируется приемлемый уровень жизни за счёт частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях наций, их массовых ориентаций на достижении личного успеха.
06.12.11
2) Японская модель – характеризуется определённым отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счёт этого достигается снижение себестоимости продукта и повышение её конкурентноспособности на мировом рынке. С целью поощрения предпринимательской активности не принимаются серьёзные меры по контролю за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, а также в приоритете интересов нации над интересами конкретной личности, готовности населения идти на определённые материальные жертвы ради благосостояния страны. 3) Германская модель – исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определённые функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функция же государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции, при этом наибольшее внимание уделяется мелким и средним предпринимателям. 4) Шведская модель – отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода. Шведскую модель можно определить как модель, сочетающую в себе полную занятность и стабильность цен. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств в частном владении, при этом сохраняется отторжение от капитала, права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70 % ВВП, причём более половины из них идёт на социальные цели. Такая модель возможна лишь при высоком уровне налогообложения.
Уровень жизни населения. Уровень жизни населения – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами. Достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. По рекомендации ООН, уровень жизни населения должен измеряться системой показателей: 1 группа – включает конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных единицах. К ним относят следующие критерии: -питание. В качестве обобщающей оценки уровни и качества питания используются следующие показатели: среднесуточное количество на душу населения килокалорий и граммов белка в том числе животного происхождения; - здоровье и здравоохранение. Основным измерителем здоровья принято считать показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности; -жилище. Измеряется общей площадью на душу населения; - домашнее имущество. Измеряется обеспеченностью населения предметами быта (мебель, холодильники, телевизоры, бытовая техника и т.д.); -уровень культуры. Обобщающим показателем уровня культуры является среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше; - платные услуги на душу населения. Важность этих показателей для жизнедеятельности людей предопределяет необходимость фиксировать нормы, задавать ориентиры и наиболее важное направление – управлении ими с учётом требований экономической безопасности. 2 группа показателей – обобщающая. К ним относят: - ВВП на душу населения; - доля товаров и услуг в структуре ВВП; - денежные доходы на душу населения; - начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (и номинальная и реальная); -средний размер назначенной пенсии; - реально располагаемые денежные доходы;
-минимальный размер оплаты труда (МРОТ). 3 группа показателей – интегральные. ООН предлагает использовать в качестве интегрального показателя индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП был введён в 1991 году и рассчитывается и публикуется по 175 странам. ИРЧП является интегральным показателем не только уровня жизни населения, но и уровня развития экономики в целом. ИРЧП интегрирует 3 компонента: 1. Ожидаемый продолжитель жизни в стране. 2. Уровень образования населения. 3. ВВП на душу населения. ИРЧП исчисляется как средний из этих трёх компонентов, соотнесённых с уровнем этих же показателей, достигнутых как наивысшие в мире.
д/з 2 подгруппы: 1. Анализировать уровень жизни в РФ по представленным показателям в сравнении с другими странами. 2. Анализировать уровень жизни населения в кировской области по сравнению с другими регионами. (росстат, кировсстат)
15.12.2011
Политика занятности.
Политика занятности представляет собой часть социально-экономической политики, развитие страны, нацеленная на взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решения проблем занятности в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала страны и его развитие. Основным объектом регулирования при реализации политики занятности является рынок труд. Для современного периода развития характерны следующие проблемы рынка труда: - недостаточная гибкость рынка труда и как следствие развитие нелегальных и неформальных правил найма на работу. - низкое качество рабочей силы в России. - низкая конкурентоспособность на рынке труда, слабозащищённость граждан (молодёжь без опыта работы, женщины, инвалиды, беженцы и проч.) - недостаточный уровень развития сфер малого бизнеса, чему способствует наличие ряда серьёзных административных и экономических барьеров. - наличие значительного накопленного потенциала нелегальной трудовой миграции. - сохранение значительной дифференциации ситуации в сфере занятости в территориальном разрезе.
Важнейший принцип реализации государственной политики занятости это её комплексность, предполагающая интеграцию в единую систему всех уровней управления (федерального, регионального и местного). Существуют различные подходы к соотношению различных уровней управления в единой системе занятости: 1. Необходима чёткая субординация центра и регионов с разграничением их компетентности при этом каждый уровень самостоятельно обеспечивает гарантии в пределах своей компетенции и своих ресурсов. Такой подход не позволяет в полной мере учесть динамику конъюнктуры на региональных рынках труда и соответственно ограничивает уровень решения проблемы, различающимся материальными возможностями отдельных административно-территориальных единиц. 2. Предполагает многослойное построение системы социальной поддержки, когда каждый из уровней дополняет остальные. При этом федеральный уровень гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимума, а региональный дополняет его с учётом местной специфики. Основным инструментом многослойной системы политики занятости стали разработанные на различных уровнях программы содействия занятости населения, каждая из которых представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам исполнителя сроком реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработным. Принципы, которых следует придерживаться при разработке программ в сфере занятости населения: 1) Комплекс комплексность проявляется в учёте всех факторов (экономических,социальных,демографических и др), способствующих обеспечению продуктивной занятости населению в соответствии с потребностью на рабочие места. 2) Приоритет активных действий в политике занятости на рынке труда. Например, содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и профессиональная ориентация, общественные работы, временная занятость, содействие в развитие предпринимательской инициативе. 3) Эффективное использование финансовых средств, направляемых на разработку программ в сфере занятости.
Пассивное и активное направление политики занятости.
В основу осуществления и реализации политики занятости должны быть положены компоненты соответствующие международной практике и российскому законодательству и условно разделённые по степени воздействия на состояние рынка труда на пассивный тип и активный. Пассивная политика занятости (компетенционный характер) ориентирована на материальную поддержку безработным и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственный орган по вопросам занятости. Такой подход является наиболее экономичным с точки зрения государственных подходов. Пассивная политика может себя оправдать при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, а также при позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае проблема безработицы не ослабеет, расширится длительная безработица и сопровождающая её социальная изоляция, а также потеря мотивации для не имеющих работу. Следовательно неотъемлемой частью политики занятости выступает совокупность активных мер, включающих организационные, правовые, экономические методы, способствующие снижению уровня безработицы до её минимального естественного уровня.
К числу активных мер можно отнести: 1.повышение эффективности трудоустройства граждан, ищущих работу. Достижение положительных результатов возможно посредством реализации следующих мероприятий: 1)Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда. 2)Профориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан с целью повышения содействия в выборе сферы деятельности, а также повышение мотивации сотрудников к труду. 3)Профессиональное обучение безработных граждан с целью повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда. 4)Организация временного трудоустройства, в том числе с применением гибких форм занятости, например общественные работы. 2.развите организации временного трудоустройства молодёжи, что предусматривает реализацию программы первое рабочее место, которая включает проведение стажировок безработных граждан из числа выпускников учебных заведений на предприятиях с целью их адаптации на рынке труда. 3.поддержка малого предпринимательства.
Защита курсовых 29 декабря (14:50 2-409) презентация 1)титульный лист 2)предмет исследования, объект исследования, период исследования, цель и задачи 3)один слайд на теоретический материал 4)слайды по статистическому материалу и исследованию, организационные схемы 5)3 слайда проектной организации (что предлагаю, механизм реализации, ожидаемый результат) 6) спасибо за внимание!
Основные направления и приоритеты социальной защиты. Социальная защита представляет собой систему общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человека не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других обстоятельств. Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни граждан являются: 2)обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, среди них главный это прожиточный минимум, следовательно, необходимо обеспечить приближение заработной платы и пенсии к прожиточному минимуму. 3)регулирование минимальных стандартов и нормативов, к ним прежде всего относятся минимальные нормативные расходы бюджета на такие сферы, как образование, здравоохранение, жильё, социальное обслуживание и т.д. В идеале данная статья расходов должна соответствовать минимальным потребностям указанных сфер. 4)предоставление льгот, а также скидок, субсидий. Льгота представляет собой особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распространяемое на отдельную группу населения. 5)социальное страхование. Его основная задача – это поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом. 6)социальное обеспечение, направленно на содержание нетрудоспособных членов общества (престарелых, инвалидов, детей и т.д.). оно осуществляется в соответствии с законом из двух источников финансирования: - фонд социального страхования -бюджет. 7)социальная помощь - носит сугубо конкретный характер, временный, заявительный и имеет в виду проверку нуждаемости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|