Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Одним из важнейших предметов в младшей школе является чтение (литература). Когда ребенок приходит в первый класс, одной из самых сложных задач для него является овладение быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, осваивая азбуку, затем отрабатывают технику чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и со стихами. И, на наш взгляд, именно по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития образной памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам. Кроме того, живое слово русской поэзии и художественной литературы позволит осуществить данный процесс легко, непринужденно и уроки литературы станут не только более интересными, но и более полезными, так как развитие образной памяти и обучение правильной работе с текстом очень пригодится в дальнейшем. Ляудис В.Я. приводит слова Фрэнсиса Бэкона, который говорил: “Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь очень немногие дегустируем и усваиваем”. Исследования, проведенные в институте Карнеги – Мелиона показали, что разница в школьных успехах учеников зависит не столько от показателя их IQ, сколько от стратегии обучения. Манера прочтения существенно влияет на то, какая доля материала будет усвоена. Именно поэтому так важны педагогика и искусство преподавания. Переход от теории к практике и освоение на опыте полученных знаний делает обучение более эффективным. Ляудис В.Я. рекомендует вместе с учениками поразмышлять над фактами и данными и понять их суть, вместо того, чтобы их аккумулировать, что будет гораздо лучше. Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. По мнению Ляудиса В.Я., для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности:

1. Задавать им вопросы.

2. Упорядочить то, что почерпнули из чтения.

3. Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание.

4. Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения[24,15,16].

Д. Лапп считает, что культура основана на аккумулятивном процессе обучения. Встречая что-то новое, человек записывает его в совокупность того, что известно. Зубрежка эффективна лишь на короткий срок, но она не выдерживает испытания временем. Лучшие ученики занимаются регулярно и углубленно. Они оставляют время для фиксации в памяти информации. На взгляд Д.Лаппа, для того, чтобы дети лучше запоминали материал уже на уроке, надо прежде всего добиться концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи. На уроках литературы часто используется пересказ текста, поэтому, при обучении детей мнемическим приемам, Д.Лапп предлагает следующие способы запоминания текстов[23, 31-49].

I. Чтение с ответами на вопросы (Что? Где? Когда?)

Это очень простой метод, который помогает улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и так далее. Чтобы чтение сделать эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как? При использовании этого метода не ускользает не один аспект какого-либо события, явления, описанного в тексте.

II. Способ “Просмотр”

Этот способ применяется для быстрого развития способностей к учебе. Он противодействует забыванию, и, заостряя внимание обучаемого на сути, позволяет сразу выделить основные идеи и при повторном просмотре текста уже держать в уме его структурную композицию. Алгоритм запоминания:

1. Бегло ознакомиться

2. Задавать вопросы

3. Делать отметки при чтении

4. Пересказать своими словами

5. Просмотреть повторно

А.И. Липкина и М.И. Оморокова предлагают использовать для обучения детей другие способы запоминания: 

III. Способ “Суммирование”:

1. Игнорируйте маловажную информацию (детям необходимо объяснять, какая информация является маловажной).

2. Пересказывайте текст своими словами.

3. Выбирайте предложение, в котором содержится основная мысль (или составьте его самостоятельно).

4. Объединяйте отдельные части текста в единое целое.

IV.Осмысленное чтение:

1. В общих чертах перескажите содержание.

2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.

3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).

4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).

V. Активное восприятие:

1. Читайте текст активно (не бездумно).

2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.

3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.

4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.

VI. Формула ОВОД:

1. О сновные мысли.

Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их.

2. В нимательное чтение.

Прочитайте текст очень внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как можно подробнее.

3. О бзор.

Бегло просмотрите текст еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.

4. Наво д ка.

Вспомните самое существенное, повторив по памяти текст для самого себя или лучше для кого-нибудь другого. Постарайтесь свести до минимума число повторных чтений, а еще лучше – постарайтесь вспомнить текст.

VII. Использование мысленных образов (новый подход при чтении). Способ “Кинокамера”.

Используя воображение, особенно зрительное, можно четко представлять себе то, о чем читаете. Связывая возникающие образы в цепь и добавляя свои комментарии можно значительно облегчить вспоминание прочитанного.

Суть способа:

Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям. К смыслу – от формы к содержанию. Для облегчения можно вообразить себя кинокамерой, снимающей на пленку все в виде зрительных образов.

1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они вызывают.

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин, их сцепление между собой. Зримо воспроизведите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (например, название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.[15, 71-96]

На уроках литературного чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений – заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, “запинается” между четверостишиями и не может рассказать его в целом, без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. Розов А.И предлагает следующие способы запоминания стихотворений:

I.Способ “Фотоаппарат”:

1. Прочитайте стихотворение.

2. Переводите текст в образную форму:

а). Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

б). Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.

в). Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.

г). Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.

д). Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.

е). Проверти себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.

ж). Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

 3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого текста.

Можно предложить детям и другой способ запоминания стихов:

II. Способ “Повторение”:

1. Повторяйте каждую фразу не более двух-трех раз. После длительного перерыва вновь повторите ее два-три раза.

2. Если стихотворение большое – заучите примерно половину, а потом – все остальное.

3. Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком.[20, 27-39]

Так как в нашем проекте речь идет о способах развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения, то целесообразно было бы перейти к рассмотрению основных способов развития образной памяти учеников начальной школы на уроках чтения. Методисты Адамович Е.А. и Яковлева В.И. рекомендуют использовать такие основные способы запоминания, как:

I.Способ “Планирование”.

Создание плана – одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:

1. Текст должен быть хорошо прочувствован и ясно осмыслен.

2. Нельзя перегружать план второстепенными деталями, но необходимо более подробно представить в плане то, что запоминается хуже всего.

3. В плане обязательно должна быть выражена главная мысль и основные идеи текста.

Данные методисты советуют при составлении с детьми плана прочитанного произведения, прежде всего, показать детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и для успешного запоминания. Но ребенок должен уметь правильно составить план, и это нужно достигать с помощью ряда соответствующих упражнений. Адамович Е.А. и Яковлева В.И. предъявляют следующие требования к текстам для подбора таких упражнений:

1. Тексты должны иметь совершенно ясную и простую структуру.

2. Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности. Отобрав подходящий текст, мы можем перейти к обучению ребенка правильно составлять план.

 По мнению данных методистов, следует смотивировать учащихся на выполнение упражнений по составлению плана не только на уроке, но и дома, при приготовлении домашнего задания, сконцентрировав внимание учащихся на том, что правильно составленный план поможет им быстрее, легче и эффективнее запоминать и понимать необходимую информацию. Они считают, что учащимся полезно предложить ряд следующих упражнений:

1. Придумывание заголовков к каждой части и картине текста (выполняя это упражнение, ребенок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).

2. Нахождение в тексте частей по данным заголовкам (ребенок запоминает заголовки и находит в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).

3. Устное рисование картинок к частям рассказа (это упражнение позволяет создать зрительный образ и рассказать о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).

4. Расположение картинок к тексту в правильном порядке, в соответствии с последовательностью изложения (учащийся поступает по принципу киноленты – кадр за кадром). Можно разделить детей на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определенной части текста с соответствующей последовательностью.

По мнению Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., очень важно учить детей выделить существенную информацию и отбрасывать ненужную. В частности, при работе с картинками к тексту (устно) необходимо подвести детей к определенному количеству картинок, отражающих существенные детали текста, к правильному их отнесению к тому или иному отрывку, а работу над умением правильно составлять план и выделять существенную информацию следует начинать с первого класса, когда дети переходят от букваря к книге для чтения и начинают читать простые связные тексты. Методисты считают, что необходимо как можно раньше дать понять детям, что в любом рассказе есть своя последовательность, которая должна сохраниться при запоминании. Нельзя пересказывать текст с конца, получится бессмыслица, и не следует пропускать существенное. Для этого предлагается использовать такой прием: пересказать какой-либо рассказ с конца или пропустить главное. На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске), попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам. Адамович Е.А. и Яковлева В.И. предлагают перед самостоятельной работой детей над текстом провести с ними такую работу самостоятельно два-три раза с целью выявления и предотвращения ошибок. Прекрасным средством для закрепления у детей понятия о существенных частях текста и умения выделять части прочитанного является картинный план, при составлении которого, намечая картинку, ученик ясно представляет её содержание; для этого учитель требует подробного ее описания. Нередко случается, что ученик, рассказывая содержание воображение картинки, “рисуют” в ней сразу несколько сюжетов, поэтому методисты советуют сказать детям, что картинки, в отличии от кино, могут изображать только один момент развития событий. Составление картинного плана к стихотворению очень эффективно при работе по развитию образной памяти, так как художественное восприятие становится намного ярче. Представляя себе картину, ребенок облекает в живые образы и содержание, и формальную сторону художественной речи.

II. Пересказ своими словами.

Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребенок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою образную память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц[1,93-126].

III. Говоря о развитии образной памяти, не следует забывать и о самом первом, букварном, периоде обучения на уроках чтения. Практика показала, что часто трудности чтения и письма у детей связана с плохим запоминанием букв.

Методист Левин А.В. предлагает специальные задания, способствующие запоминанию букв, которые можно использовать на уроках чтения:

1. Задания на восстановление буквы или букв по данным элементам. Можно использовать полубуквы, или отдельные элементы букв. Так, по овалу – О – дети могут сначала составить буквы а, о, позже к ним добавятся в, б, д, ю, наконец ф. Задания могут быть усложнены за счет введения дополнительных условий. Например, назвать буквы, обозначающие гласные или согласные (звонкие, глухие) звуки, в которые входит элемент (...). В этом случае ученики, перебирая в голове буквы алфавита, которые они изучили, осуществляют их синтез по данному элементу и одновременно анализируют в соответствии с дополнительным условием. В качестве помощи при составлении букв, сделанных из картона.

2. Задания на вычленение букв из других букв или рисунков. Например, какие буквы спрятались в буквах Б и Ж, какие буквы спрятались в рисунке.

3. Выкладывание букв пластилином на бумажной основе; конструирование букв из картонных элементов, из проволоки.

4. Укладывание букв на ощупь (например, букв из магнитной азбуки).

5. Работа с алфавитом. Алфавит напечатан или выписан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке:

 

 

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я   а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я   а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

6. Привлечение для работы с изучаемым звуком близкого детям словаря: слышится ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

7. Использование игр “Умный телефон”, “Азбука” и другие.

8. Диктанты букв или слогов.

Таким образом, по мнению Левина А.В., организуя деятельность учащихся на уроке чтения, учитель получает возможность не только сделать урок интересным, но и оказать существенную помощь в учебе[14, 23, 27-38].

Мнемические приемы, правильно использованные учащимися, помогают существенно сократить время приготовления домашних заданий, но только тогда, когда будут созданы хорошие условия для запоминания.

 Рыбников Н.А. в данном вопросе придерживается принципа природосообразности, то есть для того, чтобы создать хорошие условия для запоминания, надо вспомнить о человеческой природе: действовать добровольно человека толкает совокупность поощрений и вознаграждений – ведь любые предпринимаемые действия требуют усилий. Работа или обучение кажутся легкими, если работать или учиться приятно. Это относится и к работе механизма памяти. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес, которые создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что нужно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием и без нее никак нельзя гарантировать сохранение следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. При этом очень важна еще и умственная работа. Последним условием правильного функционирования памяти является достаточная структурная организация запоминаемого. Таким образом, механизм функционирования памяти в правильном направлении можно представить в виде цепочки последовательных условий для эффективного запоминания:

Потребность – мотивация – внимание (или интерес)- концентрация – организация.

Принцип смысловой оценки и практическое применение информации имеют решающее значение для памяти в любом возрасте и в любом контексте. Дети испытывают множество затруднений, вызываемыми как внешними, так и внутренними причинами. Рыбников Н.А.[22,7], Д.Лапп [23,10-12], Розов А.И.[20, 16], Ляудис В.Я.[24, 8] и Мальцева К.Б. [17, 31] приводят лишь некоторые из них:  

1. Более короткий, чем обычно, период концентрации внимания.

2. Рассеянность.

3. Поглощенность другим делом.

4. Неспособность к анализу информации.

5. Возникновение отвлекающих факторов или отклонение от темы.

6. Неспособность к спонтанной организации мыслительного процесса.

7. Пассивность – неспособность помогать памяти мнемическими приемами.

8. Затруднения при создании мысленных образов.

9. Затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить.

10. Неумение точно оценить для себя значение воспринимаемой информации.

11. Спешка.

12. Беспокойство, озабоченность.

13. Давление обстоятельств на ребенка.

14. Прерывание запоминания.

15. Овладение эмоций (эйфория, возбуждение, депрессия).

16. Усталость, сонливость.

17. То, что надо запомнить, не имеет для ребенка значения и так далее.

Поэтому не следует в таких случаях требовать от ребенка слишком много. Можно только попытаться изменить ситуацию, то есть помочь ребенку, создать условия для того, чтобы он расслабился, помочь сконцентрировать его внимание на материале. Дети могут испытывать трудности из-за личных проблем. С точки зрения Д.Лаппа, беспокойство и депрессия – это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком овладевают вниманием человека, не давая возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных ситуациях ум человека занят исключительно негативными мыслями и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. Люди, находящиеся в подавленном состоянии, вспоминают и замечают лишь неприятные вещи. В результате, человек занимается самобичеванием, что приводит к блокировке памяти, так как неровное напряжение не способствует эффективной работе памяти. Страх перед забыванием – это тоже одна из главных причин сбоев в работе памяти, которая часто встречается во время ответа на уроке. Ученик боится того, что выученный текст или стихотворение “вылетит” у него из головы в самый неподходящий момент. Поэтому не стоит завышать планку и требовать от детей очень быстрого запоминания, иначе они начнут заниматься самобичеванием, и получится, скорее, отрицательный, а не положительный результат. Лучше провести на уроке физкультминутку, чем превратить его в нудное времяпрепровождение и для себя, и для школьников[23, 11, 12]. Очень интересный прием расслабления использовала педагог Рухтаева И.Л. на уроках литературы. Она предлагала классу закрыть глаза, положить голову на руки, и составляла юмористические рассказы, героями которых являлись школьники. И, по нашему мнению, этот прием будет иметь успех и в начальных классах, так как после подобного перерыва в работе повышается настроение и ребенок чувствует себя отдохнувшим и полным энергии. Другой прием предлагает Розов А.И., хорошо подходящий для расслабления в домашних условиях, пользованию которым, на наш взгляд, можно обучить детей. Он заключается в следующем:

1. Расположиться так, как вам удобно.

2. Закройте глаза и начните медленно и глубоко дышать.

3. Представьте себе песчаный морской пляж.

4. Попытайтесь ощутить тепло песка.

5. Представьте себе волны, накатывающиеся на берег.

6. Добейтесь того, чтобы воображаемые волны подкатывались к берегу очень медленно.

7. Попытайтесь представить плеск воды.

Данный прием требует всего пять- десять секунд и является очень эффективным. Профессор Эткин по поводу расслабления говорил следующее: “Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем больше нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как это обычно думают. Вначале, конечно, необходимо сосредоточить внимание, но затем нужно расслабиться” [20, 23]. Не лучшим образом влияет на память физическое утомление, которое, как и стресс, вызывает сонливость. С замедлением реакции снижается способность к суждению. Физическое утомление ослабляет внимание. А если внимание не сосредоточено на нужном объекте, оно начинает распространяться на другие предметы. Таким образом, детали того, что нужно запомнить, в памяти фиксируются хуже. Поэтому пытаться запомнить что-либо, будучи усталым, не рекомендуется, так как мозг не сможет качественно записать информацию. Лучше всего, прежде чем запоминать что-либо, отдохнуть, и только потом приступать к занятиям. В связи с этим, следует сказать несколько слов и об условиях, в которых ребенок готовит домашние задания.

1. Дома не должно быть очень шумно, но и не должно быть абсолютной (“мертвой”) тишины.

2. следует отдыхать несколько минут после каждого выполненного задания.

3. Обстановка дома должна быть спокойной.

Каждому учителю необходимо принять во внимание каждый из вышеперечисленных факторов, которые так или иначе влияют на работу памяти, с тем, чтобы как можно успешнее организовать деятельность учащихся и помочь отдельным ученикам справиться с трудностями, которые они испытывают при обучении [22, 9].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...