Проектирование рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников.
Мы создаём проект рабочей тетради. Но, не имея представлений о сути педагогического проектирования, довольно сложно проектировать саму педагогическую деятельность. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Проектировать педагогический процесс – значит создавать развивающие процессы, убирать мешающие или негативные факторы, создавать им противодействующие (в рамках нашего проекта – это создание процесса по развитию образной памяти младших школьников, условий для его успешного осуществления, а также противодействие факторам, препятствующим продуктивной деятельности учащихся на уроках литературного чтения). Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, раскованы, достигали успеха и чувствовали себя комфортно. Известно, что авторитарная педагогика, построенная на требованиях и запретах, сегодня заменяется гуманистическими методами обучения и воспитания с демократическим содержанием и формами организации. За период профессиональной деятельности педагога происходит смена двух, а то и трех технологий (последовательно и непрерывно взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников). В дальнейшем это будет происходить еще чаще. Овладение проектированием поможет педагогу не только изменить устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новаторскую. Педагогическое проектирование, как мы только что выяснили, состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. В условиях нашего проекта, предположительным вариантом предстоящей деятельности являлось создание рабочей тетради “Запоминайка” по развитию образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения для третьих классов, а прогнозируемыми являются результаты апробации рабочей тетради на уроках литературного чтения, выявленные в процессе наблюдения. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму создания и протекания тех или иных действий, процессов, систем. Проектирование начинается с раскрытия объекта данного процесса и одним из этих объектов является педагогический процесс, который, в свою очередь, не прост и одномерен. Педагогический процесс как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Свершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Выделяются три этапа проектирования: 1. Моделирование. Это разработка целей (общих идей) создания педагогических систем, процессов или ситуаций, и основных путей их достижения. В данном случае целью нашей деятельности является разработка модели рабочей тетради путём теоретического анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта. 2. Проектирование. Дальнейшая разработка созданной модели и доведения ее до уровня практического использования. На данном этапе мы создаём рабочую тетрадь по развитию образной памяти на уроках литературного чтения для третьих классов посредством подбора и компановки упражнений и апробируем её с целью выявления результатов учебного процесса за период государственной практики в процессе наблюдения.
3. Конструирование. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. На данном этапе мы выявляем результаты апробации рабочей тетради и целесообразность её использования на уроках литературного чтения. Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, намечается с цели, которая заставляет задуматься о том, где и когда воспитанные у учащихся качества будут востребованы в наших условиях и как реализованы. Создание таких моделей – начало творчества любого педагога. Совершение мысленных процедур возможно благодаря моделирующей способности психики. Мозг – огромное моделирующее устройство, способное создать самые разнообразные модели педагогических систем, процессов, ситуаций. В нашу память “заносятся” данные и способы оперирования ими. Всякая информация преобразует уже имеющуюся. Мозг постоянно строит и перестраивает свои модели. Но надо помнить, что закрепленная однажды модель может привести к появлению стереотипов в работе педагога. Следующий этап – создание проекта. На этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня испытания для преобразования педагогической деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача. Педагогическое проектирование строится по определенным принципам: 1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека – участника педагогической системы или ситуаций, является главным. Он строится на выполнении следующих правил: а) Подчиняйте проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников. б) В случае неприятия учащимися ваших проектов, конструктов замените их другими.
в) Проектируя, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе. 2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их гибкими, динамичными, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. 3. Принцип саморазвития и реализации осуществляется посредством выполнения таких правил: а) Разрабатывайте модели, конструкты таким образом, чтобы их отдельные компоненты легко заменялись, подвергались моделированию, коррекции. б) Делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы их можно было часто использовать практически, приспосабливать к новым условиям. в) Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два, тоже обеспечивающих достижение цели. При проектировании педагогического объекта необходимо соблюдать следующий порядок действий: 1. Подготовительная работа (анализ объекта, проектирование, теоретическое обеспечение, методическое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, материально-техническое обеспечение и правовое обеспечение проектирования). 2. Разработка (выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, написание документа). 3. Проверка качества проекта (мысленное экспериментирование проекта, экспертная оценка проекта, корректировка, принятие решения об использовании проекта). Безусловно, педагогическое проектирование – творческий процесс, который даст шанс для самореализации любому педагогу. Насколько эффективным будет проект – зависит от педагогического мастерства педагога, его знаний и умений. Мы просмотрели много всевозможных рабочих тетрадей и, в результате, выяснили, что не существует рабочей тетради, направленной на развитие зрительной и слуховой образной памяти и не существует рабочей тетради по литературному чтению для начальной школы, хотя, безусловно, в каждой из просмотренных нами встречаются подобные задания. Поэтому мы решили спроектировать и апробировать рабочую тетрадь по развитию образной памяти в третьем классе “Запоминайка” на уроках литературного чтения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|