Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями»
Студент: Долголева Александра Александровна
Москва 2007г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков 1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы 1.2 Причины агрессии, ее виды и механизм действия 1.3 Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса 1.4 Специфика агрессии в подростковом возрасте 1.5 Акцентуации характера у подростков 1.6 Ценностные ориентации подросткового возраста Глава 2. Характеристика объекта и методов исследования, а также процедуры проведения исследования 2.1. Характеристика объекта исследования 2.2. Характеристика методов исследования 2.2.1 Опросник Басса- Дарки 2.2.2 Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е. Личко) Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Глава 3. Результаты и их обсуждение 3.1 Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки 3.2 Результаты исследования ПДО и код расшифровки 3.3 Результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича Выводы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Список литературы Введение Актуальность проблемы исследования: Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы взаимосвязи агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков.
Проблемой данного исследования я обозначила теоретическое осмысление и эмпирическое изучение агрессивности, типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков, определение специфики их взаимосвязи. Теоретическое и практическое значение и научная новизна исследования заключаются в выявлении влияния типов акцентуаций с ценностными ориентациями на агрессивность подростков (различные факторы, вызывающие агрессию могут быть связанны с изменением у подростков типа характера и ценностных ориентаций). Цель настоящего исследования - исследование взаимосвязи агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков. Достижение цели исследования подразумевает реализацию следующих задач: - определение социально-психологической сущности понятия агрессивность; - обоснование и определение таких понятий как типы акцентуаций и ценностные ориентации; - обсуждение социально-психологических факторов формирования подростковой агрессивности, а также возможное влияние различных типов акцентуаций и ценностных ориентаций на её формирование; - проведение эмпирического исследования с целью выявления особенностей взаимосвязи агрессивности и типов акцентуации с ценностными ориентациями. Объектом исследования является агрессивное поведение в подростковом возрасте, предметом - нарушения и специфика типов акцентуаций и ценностных ориентаций. Испытуемые – подростки 13-15 лет, учащиеся средней школы (9 класса), 20 человек (12 девочек, 8 мальчиков). Гипотеза исследования – тип акцентуации и выбор ценностных ориентаций влияет на формирование агрессивного поведения подростков. Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования используются следующие методы исследования: 1. Опросник Басса- Дарки 2. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е.Личко) Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Тип работы – аналитическое исследование, касающееся различных областей психологии: социальной психологии, психологии девиантного поведения, возрастной. Методы обработки данных – качественная и количественная обработка результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|