Результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича
Бланк ответов терминальных ценностей (Таблица 7)
Вычисляем среднее арифметическое по сырым данным из таблице 7.
Среднее арифметическое терминальных ценностей (Таблица 8)
На основе полученных данных построим график терминальных ценностей.
Среднее арифметическое терминальных ценностей (График 4) Из графика 4 видно, что наибольшее предпочтение терминальных ценностей испытуемые подростки отдают продуктивности жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), уверенности в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений) и творчеству (возможность творческой деятельности). Наименьшее предпочтение с большим отрывом от других ценностей, испытуемые отдают здоровью (физическому и психическому). Сама по себе низкая значимость, которую имеет для юношей и девушек их здоровье, является типичной для этого возраста. Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, юноши и девушки и не задумываются об опасностях в этой области. Современное поколение менее здорово, чем предыдущее, и объективно имеет больше болезней, подростки должны быть более посвящены в эту тему, ведь нравы общества, в котором выжить может только сильнейший, а слабые и больные лишены перспективного будущего, юноши и девушки должны испытывать тревогу: «А хватит ли у меня сил? А достаточно ли я здоров для такой жизни-борьбы?». Удивительно, почему здоровье имеет такой низкий показатель в выборе ценностных ориентаций. Меня очень удивил выбор современных подростков такой ценности, как творчество (возможность творческой деятельности). Понятие творчества для современных старшеклассников размыто, в современном обществе оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры. Но как оказалось, такая ценностная ориентация, как творчество стоит всего на две ступени ниже самой главной ценности, у испытуемых мной подростков, продуктивности жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).Первое место в выборе ценностных ориентаций занимает продуктивность жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). Это говорит о том, что подростки хотят полностью исчерпать запас своих сил, возможностей, умений, навыков. Успеть в этой жизни многое увидеть, многое успеть. На этой стадии развития может проявляться излишняя амбициозность подростков. Они стремятся быть самостоятельными, независимыми, хотят доказать, что всего смогут добиться сами, без чьей либо поддержки. К этому они стремятся. На втором месте терминальных ценностей стоит уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Неудивительно, что эта ценностная ориентация попала в список предпочитаемых, потому что в силу подросткового возраста молодые люди находятся в поисках самого себя и того, как они будут восприняты своим окружением. Здесь большую роль играет внешность (полные стараются скрыть свою полноту, слишком худые – худобу; для переходного возраста характерно физиологическое появление различных гнойничковых заболеваний на лице, от чего многие подростки страдают, как физиологически, так и психологически и много другое). Так значение имеет внешний вид: подростки из семей с низким уровнем доходов не могут выглядеть, как большинство их сверстников (приходится «донашивать» веши за старшими братьями и сёстрами), а как известно в подростковом возрасте большинство молодых людей «встречают по одёжке». «Если ты не можешь выглядеть как мы, значит ты не с нами и мы против тебя!» Поэтому подростки стремятся к самоуверенности, к способности быть и жить в своём обществе и соответствовать нормам и правилам этого общества (круга сверстников).
Бланк ответов инструментальных ценностей (Таблица 8)
Вычисляем среднее арифметическое по сырым данным из таблице 8. Среднее арифметическое инструментальных ценностей (Таблица 9)
На основе полученных данных построим график терминальных ценностей.
Среднее арифметическое терминальных ценностей (График 5)
Из графика 5 видно, что наибольшее предпочтение инструментальных ценностей испытуемые подростки отдают аккуратности (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; высоким запросам (высокие требования к жизни и высокие притязания); эффективности в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Наименьшим значением выбора ценности является воспитанность (хорошие манеры); честность (правдивость, искренность).
Видимо, предпочтение такой инструментальной ценности, как аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), и терминальной ценности уверенность в себе, говорит о том, что подростки озабоченны преподнесение самого себя в окружающее общество. Здесь большое значение имеет «поддержание своей марки, имиджа», то есть всегда выглядеть отлично в кругу своего общения. Так же есть взаимосвязь между инструментальной ценностью эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и терминальной продуктивность жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). Что бы добиться продуктивности в жизни, необходимо эффективно и продуманно вести свои дела. Говоря о высоких запросах подростков (высокие требования к жизни и высокие притязания), можно увидеть следующее: высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто позитивное, как положительная характеристика личности. А высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Для большинства старшеклассников недопустимо принижение их способностей. Чувствовать себя хуже кого-то не приятно, поэтому здесь важна высокая самооценка. Не боясь того, что попытка выделить себя из толпы уровнем притязаний, ориентированных на самые различные типы достижений, вызывает у окружающих осуждение, жесткую критику и словесную ассоциацию «выскочка». На фоне этого еще сильнее обостряется борьба за престиж, высокое положение, общественное признание, всеобщее уважение. Вероятно, наименьшее предпочтение значения честность (правдивость, искренность) в выборе подростков связанно с пониманием этого качества в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и не ценится совсем. Не предпочтение честности для юношей и девушек говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих. Подростки научились отгораживаться стеной недоверия к окружающим. Так же в выборе воспитанности (хорошие манеры) можно сказать о том, что наш современный мир на столько утратил этические нормы, что даже в самых близких отношениях (например, между родителями и детьми) нет никакого уважения. Бытовые разговоры обычно проходят на низшем уровне (с применением различного рода жаргонизмов, сленга). А об ощени между сверстниками можно и не говорить вообще. Поэтому чувство тактичности, воспитанности, правильного поведения почти потеряло своё место в кругу ценностных ориентаций.
Проведя это исследование, можно сказать о взаимосвязи ценностных ориентаций и агрессивности подростков. Говоря о выборе ценностей по среднему арифметическому, можно сделать вывод, что среди испытуемых не преобладает такая ценностная ориентация как развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). Что обычно присутствует в ежедневном времяпровождении подростков («тусовка»), где и начинают образовываться различные группы (со своими законами, правилами), где появляются различные групповые формы агрессивного поведения (фанаты, банды и т.д.). Выбор ценностных ориентаций конечно имеет своё влияние на агрессивное поведение подростков, как в примере наименьшего выбора по среднему арифметическому инструментальной ценности воспитанности (хорошие манеры). В взаимоотношениях подростки выбирают более грубую, агрессивную форму общения (пререкание, противодействия на различного рода критику и нравоучения, выяснения отношений в различных формах агрессивности).
Выводы
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Для подтверждения моей гипотезы о влиянии типа акцентуации и ценностных ориентаций на агрессивность подростков (хотя это влияние и не имеет выраженности, но всё-таки имеет) я хотела бы привести следующие доводы, на основе проведенных мною исследований. В ходе работы мне удалось выявить следующее: - у большинства подростков испытуемых преобладает инструментальная агрессия (проявляющаяся под действием каких-либо факторов, под контролем сознания, так и вне его) в совокупности с эмоциональными переживаниями: гнев, угрозы и т.п. Подростки не преследуют цель действовать агрессивно, «просто так приходится поступить»; - тип акцентуации характера, конечно, оказывает влияние на выраженность агрессивности подростков, но не предрасполагает к тем или иным видам агрессивного поведения, то есть у испытуемых с высоким показателем нормы агрессивности не обязательно преобладают какие-то определённые личностные акцентуации; - в выборе ценностей подростки предпочтительны к более приемлемым в современном обществе ценностям, хотя остаётся процветающая тенденция грубого, агрессивного, не искреннего, единоличного (завышенная оценка своих возможностей, амбициозность) поведения подростков в той или иной ситуации. Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник Басса - Дарки 1. Временами я не могу справиться с желанием причинять вред другим да нет 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет 5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет 8. Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести да нет 9. Мне кажется, я не способен ударить человека да нет 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствам да нет 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет 15. Я иногда бываю не согласен с людьми да нет 16. Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь да нет 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет 20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор да нет 21. Меня немного огорчает моя судьба да нет 22. Я думаю, что многие не любят меня да нет 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет 26. Я не способен на грубые шутки да нет 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет 30. Довольно многие люди завидуют мне да нет 31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет 34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет 37. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям да нет 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня да нет 42. Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь да нет 43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием да нет 44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел да нет 45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» да нет 46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нем все, что думаю да нет 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею да нет 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет 54. Неудачи огорчают меня да нет 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал первую попавшуюся вещь и ломал ее да нет 57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет 60. Я ругаюсь только со злости да нет 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить да нет 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет 67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет 72. В последнее время я стал занудой да нет 73. В споре я часто повышаю голос да нет 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет ПРИЛОЖЕНИЕ 2 I. САМОЧУВСТВИЕ 1 У меня почти всегда плохое самочувствие 2 Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил 3 Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо 4 Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день 5 У меня почти всегда что-нибудь болит 6 Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств 7 Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей 8 Я легко переношу боль и физические страдания 9 Мое самочувствие вполне удовлетворительное 10 У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски 11 Самочувствие мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие 12 Я очень плохо переношу боль и физические страдания II. НАСТРОЕНИЕ 1 Как правило, настроение у меня очень хорошее 2 Мое настроение легко меняется от незначительных причин 3 У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе 4 Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь 5 У меня почти всегда плохое настроение 6 Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия 7 Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного 8 У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим 9 У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев 10 Малейшие неприятности сильно огорчают меня 11 Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения 12 Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей III. СОН И СНОВИДЕНИЯ 1 Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю 2 Сон у меня богат яркими сновидениями 3 Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать 4 Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем 5 Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко 6 Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения 7 У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение 8 Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин 9 Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час 10 Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть 11 Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные 12 По ночам у меня бывают приступы страха 13 Мне часто снится, что меня обижают 14 Я могу свободно регулировать свой сон IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА 1 Мне трудно проснуться в назначенный час 2 Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу 3 В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл 4 Я легко просыпаюсь, когда мне нужно 5 Утро для меня самое тяжелое время суток 6 Часто мне не хочется просыпаться 7 Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне 8 Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым 9 Утром я встаю бодрым и энергичным 10 С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером 11 Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной 12 Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать 13 Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать V. АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ 1 Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть 2 Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами есть ничего не хочется 3 Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем 4 Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу 5 Я люблю лакомства и деликатесы 6 Нередко я стесняюсь есть при посторонних 7 У меня хороший аппетит, но я не обжора 8 Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту 9 Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное 10 У меня плохой аппетит 11 Я люблю сытно поесть 12 Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде 13 Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность 14 Мне легко можно испортить аппетит 15 Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье 16 Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал 17 Я плохо переношу голод быстро слабею 18 Я знаю, что такое чувство голода но не знаю, что такое аппетит 19 Еда не доставляет мне большого удовольствия VI. ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ 1 Мое желание выпить зависит от настроения 2 Я избегаю пить спиртное, чтоб не проболтаться 3 Периодами я выпиваю очень охотно, периодами меня к спиртному не тянет 4 Люблю выпить в веселой и хорошей компании 5 Я боюсь пить спиртное, потому что опьянев, могу вызвать насмешки и презрение 6 Спиртное не вызывает у меня веселого настроения 7 К спиртному я испытываю отвращение 8 Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги 9 Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии 10 Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам 11 Спиртные напитки меня пугают 12 Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир 13 Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1 Половое влечение меня мало беспокоит 2 Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение 3 Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни 4 Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия 5 В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю 6 При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем 7 У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать 8 Моя застенчивость мне очень сильно мешает 9 Измены бы я никогда не простил 10 Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе 11 Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание 12 Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение 13 Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними 14 Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ 1 Люблю костюмы яркие и броские 2 Считаю, что одетым надо быть всегда прилично, потому что встречают "по одежке" 3 Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой 4 Люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры 5 Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось 6 Люблю одеваться так, чтобы было к лицу 7 Не люблю слишком модничать, считаю - надо одеваться как все 8 Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке 9 Об одежде я мало думаю 10 Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм 11 Предпочитаю темные и серые тона 12 Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь IX. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ 1 Нехватка денег меня раздражает 2 Деньги меня совершенно не интересуют 3 Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает 4 Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно 5 Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг 6 Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить 7 Я всегда с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|