Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иоанн (ПЕТЕРФАЛЬВИ (Peterfalvy) Дамаскин), архимандрит




Иоанн (ПЕТЕРФАЛЬВИ (Peterfalvy) Дамаскин), архимандрит

 

(26. 08. 1919 г, Венгрия – 1976 г. )

По национальности венгр, но проживал во Франции. Закончил богословский факультет Католического института в гор. Париже. Перешел в православие. К служению в Православной Церкви его привлек настоятель парижского Трехсвятительского подворья архим. Афанасий (Нечаев). 07. 04. 1944 г. принял монашество по бенедиктинскому православному уставу с именем Иоанн. Постриг совершил архимандрит Дионисий (Шамбо), в братстве которого пребывал новопостриженный монах. С середины 1940‑ х до середины 1950‑ х гг. был священником православного французского прихода Вознесения Господня западного обряда в Париже. В 1954 г. упомянут как игумен. Состоял в юрисдикции Московского патриархата.

В 1957 г. после жестокого подавления советскими войсками Венгерского восстания (1956 г. ) перешел в юрисдикцию РПЦЗ. Служил в Германии. Был членом епископского совета, председателем епархиального суда, казначеем епархии и благочинным Баварии. В 1968 г. архимандрит Иоанн Петерфальви перешел в юрисдикцию Западно‑ Европейской архиепископии Константинопольского патриархата, в связи с тем, что Зарубежная церковь не признавалась многими Поместными Православными Церквами.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 20, л. 8 об. – 9, Л. 39; on. 1, д. 581, л. 141, 266; оп. 2, д. 166, л. 132; оп. 2, д. 191, л. 325.

 

Иоанн (СОБАКИН Иоанн), схимонах

 

(1854 г., Московская губ., Российская империя –? г. )

В 1894 г. прибыл в Валаамский монастырь, где проживал долгие годы в качестве богомольца. После революции в России в связи с изменением государственных границ вместе с братией оказался в эмиграции в Финляндии. Стремился к монашеству, однако Иоанн Собакин не имел финского гражданства. В связи с этим постриг был совершен келейно (не позже 1932 г. ). Принял великую схиму с именем Иоанн.

Источники и литература:

VLA. Aktit 1919. Еа: 82, д. 21, л. 78 об.; Aktit 1939. Еа: 102, д. 13.

 

Иоанн (ШАХОВСКОЙ Дмитрий Алексеевич, князь), архиепископ

 

(23. 08. 1902 г., гор. Москва, Российская империя – 30. 05. 1989 г., гор. Санта‑ Барбара, шт. Калифорния, США)

Представитель тульской ветви рода Шаховских. Мать – Анна Леонидовна (урожд. Книнен). Учился в знаменитой гимназии Карла Мая в гор. Санкт‑ Петербурге и в частной школе Е. С. Левицкой в Царском Селе. С 1915 по 1917 гг. обучался в Императорском Александровском лицее. С 1918 г. был добровольцем в Белой армии генерала А. И. Деникина. В боях под Царицыным получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в гор. Париже, окончил историко‑ филологический факультет Лувенского католического университета (Бельгия).

В 1926 г. князь Дмитрий Алексеевич в Пантелеймоновом монастыре на Афоне принял монашеский постриг с именем Иоанн. Уехал в Париж, где некоторое время учился в Свято‑ Сергиевском богословском институте. 08. 12. 1926 г. митрополитом Евлогием (Георгиевским) рукоположен в сан иеродиакона. С 1927 г. жил в Сербии. 06. 03. 1927 г. епископом Вениамином (Федченковым) был рукоположен в сан иеромонаха в Белой Церкви (город в Королевстве СХС). Состоял в юрисдикции РПЦЗ. До 1930 г. был настоятелем храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, также являлся законоучителем корпуса. Был строителем русского храма святого Иоанна Богослова в этом же городе. Являлся директором православно‑ миссионерского издательства.

В 1930 г. вновь переехал в гор. Париж, где перешел в юрисдикцию Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольской патриархии (РЭКП). В 1931–1932 гг. участвовал в основании прихода Всемилостивого Спаса в гор. Аньере (современный per. Иль‑ де‑ Франс, Франция). В 1932 г. был назначен настоятелем Свято‑ Владимирской церкви в гор. Берлине.

В 1935 г. возведен в сан игумена, в 1937 г. – в сан архимандрита. Отец Иоанн (Шаховской) был благочинным германских приходов. Находясь в молодом нацистком государстве, он не скрывал своего крайне негативного отношения к антисемитизму в фашистской идеологии и политике Германии. Уже в 1934 г. в Берлине он опубликовал брошюру «Иудейство и церковь по учению Евангелия», где рассказал о несовместимости националистической религии и реализма с христианской верой. За это еще в 1938 г. гестапо поставило вопрос о высылке архим. Иоанна из страны. Он неоднократно подвергался различным нападкам со стороны нацистов, но из Берлина он так и не выехал вплоть до окончания войны. Не смотря на свою непримиримость с немецким нацизмом, как и многие русские эмигранты, отец Иоанн был подвержен иллюзиям, что армия Третьего Рейха освободит Россию от ненавистного большевистского режима, после чего, по его мысли, тысячи русских людей будут выпущены из тюрем и концлагерей СССР. 29. 06. 1941 он издал газетную статью под названием «Близок час». В статье, в частности, были такие строки: «Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить свое предназначение. Право на операцию свержения 3‑ го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась». Автор статьи поверил в доброе качество немецкого оружия. Однако впоследствии он не проявлял сочувствия немецко‑ фашистской гегемонии и больше не делал подобных заявлений. Он продолжал выступать против ужасов фашизма. Во время войны о. Иоанн (Шаховской) активно занимался миссионерской деятельностью среди советских военнопленных. Кроме того, он был связан с германским церковным сопротивлением. В 1943 г. архимандрит Иоанн был вызван в гестапо, где прошел многочасовой допрос. После этого его издательство было ликвидировано нацистами, а выпущенные им книги – конфискованы.

Мит. Евлогий (Георгиевский) ценил архим. Иоанна (Шаховского) и считал, что он «человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник». Поэтому после Второй мировой войны мит. Евлогий предлагал Московской патриархии рассмотреть его кандидатуру для возведения в архиерейский сан. Однако сам о. Иоанн был противником воссоединения с Русской Церковью Московского патриархата. В начале 1946 г. он переехал в США, где перешел в юрисдикцию Северо‑ Американской митрополии.

11. 05. 1947 г. был рукоположен в сан епископа Бруклинского и назначен деканом Свято‑ Владимирской духовной семинарии в гор. Нью‑ Йорке. Был подвергнут суду Собора епископов Московской патриархии Священным Синодом на него было наложено запрещение за упорное противление воссоединению с РПЦ МП. В 1950 г. стал епископом Сан‑ Францисским и Западно‑ Американским. С 1948 г. вел на радиостанции «Голос Америки» свои «Беседы о вере». В 1961 г. был возведен в сан архиепископа. Отвечал за внешние связи Северо‑ Американской митрополии. Был одним из главных сторонников создания Автокефальной Американской Церкви. В 1970 г. Русская Православная Церковь Московского патриархата даровала автокефалию Северо‑ Американской митрополии. Архиепископ Иоанн (Шаховской) за всю свою жизнь написал много религиозных трудов. Он был доктором богословия Свято‑ Владимирской семинарии и Колумбийского университета, в 1979 г. стал доктором богословия Калифорнийского университета в Беркли. С 1978 г. пребывал на покое, жил в гор. Санта‑ Барбаре (шт. Калифорния, США) вплоть до своей кончины.

Сочинения:

Слава Воскресения. Белая Церковь, 1930.

Православно‑ миссионерское книгоиздательсво, 1931.

Белое иночество. Берлин, 1932.

Притча о неправедном богатстве. Берлин, 1932.

Возможно ли братство религий? Париж, 1934.

Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин, 1934.

Жизнь. Берлин, 1935.

Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.

Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937.

Путь на север. Берлин, 1938.

Философия православного пастырства. Берлин, 1938.

О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.

Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938.

Правило духа. Париж, 1938.

Семь слов о стране Гадаринской. Берлин, 1938.

Испанские письма. Берлин, 1939.

Толстой и Церковь. Берлин, 1939.

Сирены. Брюссель, 1940.

Близок час. 29 июня 1941 г.

Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью‑ Йорк, 1947.

Человек и страх. Нью‑ Йорк, 1948.

Епископы, священники, миряне. Нью‑ Йорк, 1948.

Пути Американской Митрополии. Нью‑ Йорк, 1949.

Десять слов о вере. Буэнос‑ Айрес, 1950.

Время веры. Нью‑ Йорк, 1954.

Вера и ответственность. Нью‑ Йорк, 1954.

Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью‑ Йорк, 1956.

Русская Церковь в СССР. Нью‑ Йорк, 1956.

Сеть. Сан‑ Франциско, 1957.

Записи о любви к Богу и человеку. Нью‑ Йорк, 1959.

Письма о вечном и временном. Нью‑ Йорк, 1960.

Письма к верующим. Сан‑ Франциско, 1962.

Листья древа. Нью‑ Йорк, 1963.

Православие в Америке. Нью‑ Йорк, 1963.

Книга свидетельств. Нью‑ Йорк, 1965.

Книга лирики. Париж, 1966.

Диалог с церковной Россией. Париж, 1967.

Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью‑ Йорк, 1968.

Утверждение поместной Церкви. Нью‑ Йорк, 1971.

Московский разговор о бессмертии. Нью‑ Йорк, 1972.

Избранная лирика. Стокгольм, 1974.

Биография юности: Установление единства. Париж, 1977.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 20, л. 131 – 131 об.

Личные воспоминания князя Дмитрия Михайловича Шаховского.

Александров Е. А. Русские в Северной Америке: Биографический словарь / Под редакцией К. М. Александрова, А. В. Терещука. Хэмден‑ Сан‑ Франциско‑ СПб., 2005. С. 226–227.

Евлогий (Георгиевский), мит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 384–385, 441.

Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). М., 2002. С. 210, 247–249, 251, 256–257, 278, 283–284, 323, 330, 513–514.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...