Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет и бухгалтерская отчетность страховых организаций

Теоретические основы бухгалтерского учета в страховой организации

 

Учет и бухгалтерская отчетность страховых организаций

 

Бухгалтерская отчетность в России в последние годы претерпела значительные изменения в связи с постепенной унификацией отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Наблюдается сокращение отраслевой специфики и определенная унификация показателей и форм отчетности для предприятий различных отраслей. Тем не менее, специфичность отдельных видов деятельности сохраняется.

В силу специфики страховой деятельности в ряде стран система бухгалтерского учета в страховом секторе существенно отличается от других отраслей экономики. Кроме того, страхование затрагивает финансовые интересы большого количества потребителей, в том числе значительной части населения, и поэтому является одним из наиболее регулируемых видов бизнеса, к которому предъявляются повышенные требования к финансовой отчетности.

Данные бухгалтерской отчетности страховой организации включают показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала приводятся в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них невозможна оценка финансового положения страховой организации заинтересованными пользователями. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно, несущественные суммы могут объединяться. Существенной считается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

Важным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности страховой организации, является её открытость для учредителей (участников), инвесторов, кредиторов, банков, страхователей. Данная информация должна быть доступна для всех заинтересованных лиц, что обусловлено социальным фактором страховой защиты. Это позволяет клиентам получить необходимые сведения о финансовом положении страховой компании. Некоторыми страховщиками (особенно крупными) публикация основных показателей финансово-хозяйственной деятельности используется в рекламных целях. Публикуемая в сокращенной форме бухгалтерская отчетность должна содержать итоговую часть аудиторского заключения независимого аудитора, имеющего лицензию на осуществление аудита в страховании.

Но, несмотря на заинтересованность в бухгалтерской отчетности широкого круга лиц, доступ к полной финансовой информации имеют далеко не все. В отечественной практике существуют следующие уровни доступа к информации. Для широкого пользования основные финансовые документы – баланс и отчет о прибылях и убытках – публикуется ежегодно в официальной печати. Более развернутой информацией располагают собственники, акционеры и, конечно, органы надзора и налоговой инспекции. В последнем случае полные отчеты требуются для обеспечения контроля над деятельностью страховой компании и уплатой налогов.

Для оперативного управления организацией руководители и менеджеры должны располагать более подробной информацией, чем собственники, которых больше интересует конечный результат. При этом, согласно нормам Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п.4 ст.10), лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется страховыми организациями в обязательном порядке в Министерство финансов РФ и территориальные органы Министерства финансов РФ, осуществляющие страховой надзор, а также в территориальные органы государственной статистики.

Страховыми организациями предоставляются в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы, следующие типовые формы отчетности:

1) отчет о платежеспособности форма № 6 — страховщик;

2) отчет о размещении страховых резервов форма № 7 — страховщик;

3) отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию форма № 7а — страховщик;

4) отчет о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни форма № 8 — страховщик;

5) отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий форма № 9 — страховщик;

6) отчет об операциях перестрахования форма № 10 — страховщик;

7) информация по операционному сегменту форма № 11 — страховщик;

8) информация о дочерних и зависимых обществах форма № 12 — страховщик;

9) информация о филиалах и представительствах форма № 13 — страховщик.

Структура и состав форм бухгалтерской отчетности страховой организации аналогичны отчетности других отраслей экономики. Специфика отчетности страховщиков отражается в содержании определенных разделов, статьях форм бухгалтерской отчетности.

Баланс страховой организации представляет собой основной итоговый документ финансовой отчетности страховщика. Форма баланса страховой организации утверждена приказом Минфина России от 08.12.2003г. №113.

Традиционно баланс делится на две части: актив и пассив, которые должны быть равны друг другу. Основа баланса – классическое уравнение бухгалтерского учета:

 

Активы = Собственный капитал + Обязательства                  (1)

 

Активы – это ресурсы, находящиеся в собственности или под контролем организации, которые, как ожидается, будут приносить экономическую выгоду. Статьи актива представляют собой вложения страховщика, к которым относятся нематериальные активы, инвестиции, основные средства, денежные средства и дебиторская задолженность. Специфика страховой деятельности находит свое отражение в составе статей активной части баланса. К ним относится депо премий по рискам, принятым в перестрахование, доля перестраховщиков в страховых резервах, дебиторская задолженность по операциям страхования и сострахования и др.

При активной инвестиционной деятельности страховой организации большую часть ее активов составляют финансовые вложения в ценные бумаги, в дочерние, зависимые общества и другие организации, депозиты в банках, недвижимость и прочие инвестиции.

Пассив баланса показывает источники средств страховой организации, включая собственные и заемные средства. В пассивной части баланса элементом, отражающим отраслевую специфику страховой деятельности, является раздел «Страховые резервы», которые представляют собой средства, отложенные страховой организацией в резерв для исполнения будущих обязательств перед страхователями. При значительном, постоянно пополняемом и относительно безубыточном страховом портфеле данный раздел пассива является самым большим. Собственный капитал и страховые резервы являются основными источниками финансирования инвестиционной деятельности страховщика.

Значительное место среди статей пассива занимает кредиторская задолженность, образованная как по страховой деятельности, так и по операциям, не связанным напрямую с предоставлением страховой защиты (задолженность по оплате труда, по социальному страхованию, перед дочерними и зависимыми предприятиями, перед бюджетом).

С позиций менеджмента страховой организации в балансе представлены конечные результаты всех управленческих решений, принятых организацией в финансовой (пассив баланса) и инвестиционной (актив баланса) областях деятельности.

Отчет о прибылях и убытках страховой организации отражает финансовые результаты деятельности страховщика от страховых операций, операций сострахования и перестрахования, а также прочих операций. Отчет делится на три раздела, в каждом из которых соизмеряются доходы и расходы, и выявляется конечный финансовый результат: раздел I «Страхование жизни», раздел II «Страхование иное, чем страхование жизни», раздел III «Прочие доходы и расходы».

В Отчете о прибылях и убытках обеспечивается объективная сопоставимость расходов с полученными на них доходами безотносительно к расчетам налогооблагаемой базы. В отчете подробно описываются элементы, из которых формируется чистая прибыль или убыток после уплаты налогов, отражаемая в балансе как изменение собственного капитала за период.

Отчет о движении денежных средств (форма №4) страховой организации содержит информацию о поступлениях и выплатах денежных средств, прибыльности и способности организации платить по счетам. В Отчете о движении денежных средств выделяются текущая, инвестиционная, финансовая сферы деятельности страховой организации. Текущей считается деятельность, связанная с проведением страхования, сострахования и перестрахования и осуществлением затрат, необходимых для их проведения. Инвестиционная деятельность связана с инвестированием средств страховой организации, в том числе средств страховых резервов, с целью получения дохода в виде процентов, доходов от участия и других доходов в активы, отражаемые в бухгалтерском балансе по группе статей «Инвестиции», а также с продажей этих активов. Финансовой считается деятельность страховой организации, связанная с выпуском облигаций и иных ценных бумаг, получением кредитов, займов, дивидендов, выплатой дивидендов, процентов по полученным кредитам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...