Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Харитон (ДУНАЕВ Хрисанф Николаевич), схиигумен




X

 

Харитон (ДУНАЕВ Хрисанф Николаевич), схиигумен

 

(15/28. 03. 1872 г., д. Горчаково, Костромская губ., Российская империя – 27. 10. 1947 г., Новый Валаам, муниципалитет Хейнявеси, Финляндия)

Окончил курс народного училища. В Валаамский монастырь поступил в 1894 г. по благословению св. прав, отца Иоанна Кронштадтского. В 1905 г. был пострижен в монашество, а в 1908 г. рукоположен в сан иеродиакона. 28. 06. 1910 г. архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) был рукоположен в сан иеромонаха. С 1909 г. о. Харитон состоял экономом Валаамского монастыря. Включен в состав старшей соборной братии обители.

В период экономского служения о. Харитона молодые трудоспособные послушники были взяты с Валаама на войну. Вся тяжесть огромного монастырского хозяйства легла на плечи оставшихся 500 монахов, многие из которых уже были в весьма преклонном возрасте. Многочисленные вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью монастыря, его жизнеобеспечением, тяжким бременем легли на плечи о. Харитона.

После революционных событий в России он оказался на территории Финляндии из‑ за изменения государственных границ. С 1920 г. он был благочинным соседнего Коневского монастыря. В 1925 г. был назначен и. о. наместника Валаамской обители, а утвержден в этой должности в 1927 г. В 1932 г. избран благочинным монастырей Финляндии, однако сам о. Харитон вскоре подал прошение об освобождении его от этой должности.

В 1933 г. его избрали настоятелем Валаамской обители. Он был утвержден в этой должности и возведен в сан игумена. Период его участия в управлении обители в должности наместника и последующее руководство Валаамским монастырем в должности настоятеля выпали на годы разделения всей монашеской братии на новостильников и старостильников из‑ за календарной реформы. Отец Харитон один из первых в монастыре принял финляндское гражданство и новый церковный календарь (григорианский), узаконенный властями Финляндии и одобренный Константинопольским патриархом. Тем не менее о. Харитон приложил все силы, чтобы сохранить монастырю возможность придерживаться старой (юлианской) пасхалии, тогда как на приходах Финляндской Православной Церкви Пасха отмечалась по западному григорианскому календарю. Таким образом, он оградил братство от окончательного разобщения.

Игумен Харитон внес неоценимый вклад в сохранение института монашества в местной православной юрисдикции Финляндского государства. Перед смертью он принял великую схиму, ему было оставлено прежнее монашеское имя.

Сочинения:

Умное делание. О молитве Иисусовой: Сборник поучений Святых Отцов и опытных её делателей. Сортавала, 1936.

Источники и литература:

VLA. Aktit 1919. Еа: 82, д. 21, л. 68 об.; Aktit 1939. Еа: 102, д. 13.

Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М., 2011.

Афанасий (Нечаев), архимандрит. От Валаама до Парижа. М., 2011. С. 41.

 

Хрисанф (МАЛЫХИН Харитон Григорьевич), иеромонах

 

(1875 г., Орловская губ., Российская империя –? г. )

Поступил в Валаамский монастырь в 1902 г. Пострижен в монашество в 1910 г. В 1914 г. был рукоположен в сан иеродиакона. После революции в России в связи с изменением государственных границ вместе с Валаамской братией оказался в эмиграции в Финляндии. 19. 08. 1922 г. был рукоположен в сан иеромонаха. Проходил послушание на монастырском флоте. Не был согласен с введением в монастыре нового календарного стиля, поэтому в 1926 г. был выслан из Финляндии. Некоторое время находился в Леснинском монастыре в Сербии (Королевство СХС) и в обители прей. Иова Почаевского в с. Ладомирова (район Пряшевской Руси, Чехословацкая Республика). Затем уехал на Святую гору Афон.

Источники и литература:

VLA. Aktit 1919. Еа: 82, д. 21, л. 68 об.; Aktit 1926. Еа: 89, д. 21, л. 1, 23.

Всеволод (Филипьев), инок. Святорусское откровение миру. М., 2005. С. 238.

Шкаровский М. В. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009. С. 283.

 

Христина (ТОМАШЕВСКАЯ), игумения

 

(07. 10. 1907 г., гор. Томск, Российская империя – 28. 07. 1982 г., США)

Происходил из дворянской семьи. Получила среднее образование. Эмигрировала в Китай. Стала насельницей Свято‑ Покровского женского монастыря при Пекинской Духовной миссии. Там же в 1938 г. приняла монашеский постриг. Была назначена казначей обители. После Второй мировой войны отказалась принять советское гражданство и перейти в юрисдикцию РПЦ МП. Вместе со своей матерью, схимонахиней Михаилой (Мерцоловой), и монахиней Гавриилой (Трубниковой) уехала из родной обители в гор. Шанхай, потом на о. Тубабао (Филиппины). Переселилась в Северную Америку. С февраля 1951 г. пребывала в Успенском женском монастыре «Ново‑ Дивеево» в мест. Нанет (рядом со Спринг‑

Вэлли, шт. Нью‑ Йорк, США). Указом митрополита Филарета (Вознесенского) была назначена настоятельницей данного женского монастыря. Им же 28. 08. 1969 г., в престольный праздник обители, была возведена в сан игуменьи. Состояла в юрисдикции РПЦЗ. Похоронена на монастырском Новодивеевском кладбище.

Источники и литература:

СА РПЦЗ, папка «Китайская Духовная миссия».

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 22, л. 211.

Прибытие монахинь с о. Тубабао в Новодивеевскую обитель // Православная Русь. Jordanville. 28 февраля 1951. № 4 (479). С. 14–15.

Новая игумения монастыря матушка Христина // Православная Русь. Jordanville. 14 сентября 1969. № 17 (922). С. 14.

Фотография могилы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...