Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные основы и методы изучения синтаксиса




1.В чем заключается роль усвоения синтаксических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью?

Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов и другие) отмечают необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков.

Задачи изучения синтаксиса в школе:

1) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий;

2) совершенствовать речь учащихся в направлении ее соответствия синтаксическим нормам языка;

3) обогащать синтаксический строй речи учащихся;

4) создать базу для усвоения школьниками правил пунктуации.

В программах синтаксис представлен в первой содержательной линии курса "Русский язык", предполагающей получение учащимися основ лингвистических знаний из области синтаксиса. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических понятий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.

2. Перечислите основные понятия данной темы - словосочетание, предложение, главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа – синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (воскл, невоскл), по цели высказывания (повеств, вопр, побуд).

 

3. Раскройте содержание принципов изучения синтаксиса младшими школьниками, приведите примеры их реализации. Заполните таблицу.

Принципы изучения Содержание принципа, примерные задания, упражнения Цель реализации принципа
Морфолого-синтаксический Сопоставление членов предложения и их частей  
парадигматический Учет способности словосочетаний и предложений изменяться  
Синтагматический Анализ словосочетаний и предложений с точки зрения сочетания с окружающим миром  
Интонационный Сопоставление структуры и интонации  

 

4. Перечислите умения, формируемые у младших школьников в процессе изучения синтаксиса.

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения.

5. На основе анализа учебников по русскому языку (2-4 классы) заполните таблицу «Виды синтаксических заданий и упражнений». Укажите автора учебника.

– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;   Репродуктивный Прочитай строки из стихотворения А.Майкова Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. Найдите в предложении словосочетания с помощью слов какой? что? где? Запишите словосочетания с вопросами. В сло­во­со­че­та­ни­ях с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми от­меть глав­ные слова кре­сти­ком, устно по­ставь во­про­сы к за­ви­си­мым и вставь буквы в окон­ча­ния. На­сту­пи­ла глу­бок… осень! Сер… небо, низк…, тяжёл… об­ла­ка. Вдали гол.й, про­зрачн.й лес. Продуктивное
  1. Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
  2. Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
  3. Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
ОБРАЗЕЦ: Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу. ребята (какие?) задорные побежали (как?) быстро побежали (куда?) в рощу рецептивное Прочитайте группы слов. Объясните, какие из них - предложения, какие - словосочетания: скрылось за тучи солнышко, яркая молния, ребята побежали в лесную сторожку, оглушительный гром, полил дождь  
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;     Репродуктивное Рассмотри рисунок. Прочитай и объясни, является ли данная группа слов предложением. Веселый медвежонок громко распевал песенку. С помощью вопроса какой? найдите в предложении еще одно слово, связанное со словом медвежонок Читай за­пи­си и решай, что это: слово, сло­во­со­че­та­ние или пред­ло­же­ние. пу­ши­стые сне­жин­ки ле­та­ли около бе­рё­зы са­ди­лись на поле тихо са­ди­лись около бе­рё­зы на пу­стын­ное поле сне­жин­ки ле­та­ли и са­ди­лись Списать предложение и установить связь между словами. На поляне появились первые подснежники. Найдите главное слово и от него задайте вопрос к зависимому. Определите, в каком случае вопрос задан по смыслу, а в каком и по смыслу и падежный вопрос На полях выросла высокая кукуруза. кукуруза высокая, выросла на полях. Продуктивное Прочитайте группы слов и составьте из них словосочетания. Из словосочетаний составьте и запишите предложения: 1) осень, золотой, в 2) заглянул, роща Прочитай текст. Спиши подбирая подходящие по смыслу слова. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое (солнце, облако). Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном (озере, лесу).Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного (солнца, облака, неба) услышим их прощальные голоса.
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; Начальная школа 21 века. С. В. Иванов Рецептивные: 1) 3 класс, 1 часть: Прочитай. Есть ли смысл в том, что написано в правом столбике? Можно ли назвать это предложением, ведь оно состоит из слов? Как хорошо уметь читать! (В. Берестов) Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов) Горные читают спят как хорошо. 2) Прочитай. Подумай, являются ли данные слова предложениями. Запиши предложения. Добавь слова, называющие предметы, слова, называющие действия, слова, называющие признаки. В саду росли …. Бабушка … гостей пирогами. В воскресенье была … погода. Репродуктивные: 1) 3 класс, 1 часть: Раздели текст на предложения и спиши его. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке у бабушки над столом была полка на полке пароходик я такого никогда не видал он был совсем настоящий, только маленький. (По Б. Житкову) 2) Прочитай. Найди границы предложения. Спиши в тетрадь только предложения. Всё ли ты выпишешь? Почему? Оля написала письмо девочке отправилась на почту интересное письмо Оля забыла записать адрес   Продуктивные: 1) 3 класс, 1 часть: Что необходимо сделать, чтобы из слов каждой строчки получилось предложение? Получившиеся пословицы запиши. нет, цена, верному, друг мастер, дело, боится слово, слаще, ласковое, мёд не вытащишь, и, рыбка, труд, без, пруд узнаётся, в, друг, беда  
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;   Начальная школа 21 века – 3,4 класс. - Рецептивный вид: 1)найди главные члены в предложении В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями. Как ты думаешь, для чего нужны оставшиеся слова? 2)Выпиши из текста распространенные предложения. Найди второстепенные члены и устно задай к ним вопросы. Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с нее яблоко. Птицы склевали яблоко. Зернышко спряталось в землю. Весной солнышко пригрело мокрую землю. Зерно проросло. 3)Прочитай текст. Найди подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Запиши в тетрадь только грамматические основы. Солнце закатилось за дальний бугор. Длинные тени легли на дорогу. Из норы около старого трухлявого пня вылезла ежиха. За ней показались крохотные ежата. - Репродуктивный вид: 1)прочитайте предложения. Выпишите из каждого предложения: 1) подлежащее и второстепенный член, который от него зависит; 2) сказуемое и второстепенный член, который от него зависит; 3) второстепенные члены, которые связаны друг с другом. Нежные цветы появляются в русских лесах в мае. Маленькая девочка прекрасно играла на рояле. Пестрая бабочка сидела на белой линии. 2) Какой главный член отсутствует в каждом предложении? Подбери подходящие по смыслу слова и запиши предложения в тетрадь. Подчеркни дописанный тобой член предложения. 1. … варит обед. 2. … строят мосты. 3. …поет песню - Продуктивный вид: предложения рассыпались. Собери их. Запиши в тетрадь и задай вопросы к второстепенным членам предложения. В, рассказывается, богатырях, о, былинах, русских. Бабушкины, мы, вечерами, слушать, любим, сказки.  
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации;   - проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): - Рецептивный вид: прочитай. Запиши второй абзац текста. Устно выполни синтаксических анализ входящих в него предложений. Вы не были осенью в лесу? Пройдитесь медленно по осеннему лесу! Какая вокруг тишина! Лес в это время дышит свежестью, здоровьем, чистотой. Вы принесете домой самые крепкие грибы, ветку алой рябины, разноцветный букет из листьев. - Репродуктивный вид: Устно выполни синтаксический анализ 1,2,4 пред. 1.Коля быстро выздоравливал. 2. Мой брат – курсант морского училища. 3. Поезд прибыл в два часа дня. 4. Ночь тиха. - Продуктивный вид: устно составь распространенные предложения, используя в качестве подлежащих слова левого столбика, а в качестве сказуемых – слова правого столбика. Левый столбик: Лес, ветер, март, воздух, луна, ландыш, медведи Правый столбик: месяц, чист, богатство, дует, пахуч, свеж, любят, светила. выполни синтаксический анализ предложений со словами март, ландыш. характеризовать его по цели, интонации; - Рецептивный вид: Прочитай отрывок из сказки С. Михалкова «Три поросенка». Устно определи цель высказывания выделенных предложений. Но тут как раз постучали в дверь. - Кто стучит? – спокойным голосом спросил Наф-Наф. - Открывай без разговоров! – раздался грубый голос волка. - И не подумаю! – твердым голосом ответил Наф-Наф. - Ну, держитесь! Теперь я съем всех троих! - Попробуй! – ответил из- за двери Наф- Наф, даже не пристав со своей табуреточки. Он знал, что ему и братьям нечего бояться в прочном каменном доме. - Репродуктивный вид: можно ли по этим схемам определить цель высказывания каждого предложения и его интонацию? 1. Подлежащее сказуемое!? 2. Определение подлежащее сказуемое обстоятельство. 3. Обстоятельство подлежащее сказуемое обстоятельство? 4. Подлежащее сказуемое! - Продуктивный вид: Володя считает, что побудительные предложения всегда являются восклицательными. Прав ли он? 1. Подойди ко мне. 2. Пойдем с нами. 3. Расскажи, что ты видел. 1. Подойди ко мне! 2. Пойдем с нами! 3. Расскажи, что ты видел! Попробуй придумать ситуации, в которых могли бы быть произнесены эти предложения.  
– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения. Рецептивные: 1) 4 класс, 2 часть: Прочитай текст. Выпиши только сложные предложения. Отметь грамматические основы. Образец устного рассуждения. Предложение По вечерам я читаю, а Костя рисует – сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) ячитаю; 2) Костярисует. Красная площадь. Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь. Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли. А Красная площадь – большая-большая. И там эта стена с зубчиками и башни. На одной башне часы высоко приделаны. У них стрелки сделаны из золота, и цифры написаны тоже золотыми буквами. Я смотрел на часы, а они звонили. По Б. Житкову Репродуктивные: 1) 4 класс, 2 часть: Выпиши только сложные предложения, отметь грамматические основы. Определи вид сложных предложений. Снег под ногами скрипел от мороза, но мы не чувствовали холода. Лодка причалили к острову, и мы сошли на берег. Я вспомнил, что вечером мы собирались в кино. Набежал ветерок, пахнул ночной свежестью и принёс ночные запахи травы. В глубине сада росла старая яблоня. Мы уже сделали все уроки, когда родители вернулись с работы. 2) Выпиши сначала сложные предложения, а затем простые. Поставь пропущенные знаки препинания. Объясни, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет. Снег розовел на солнце и синел в тени (А. Куприн) Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана (А. Свирский) Небо затянулось облаками и пошёл тихий серый дождь (К. Паустовский) Павел сел на табуретку у стола и устало склонил голову на ладонь (Н. Островский) Продуктивные:
-устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; I РЕЦЕПТИВНЫЕ 1. Прочитай предложения. Выделенные слова называют то, о ком или о чем говорится в предложении. Найди слова, к которым от выделенных слов можно задать вопросы. Подчеркни слова, которые тобою найдены, двумя чертами _________. Друзья играли в бадминтон. Класс участвует в соревнованиях. Папа купил новый велосипед. Матч начался вовремя. Ребята поздравляют победителей 2. Прочитай. Выпиши из предложений сочетания сказуемых с обстоятельствами. На холме стоит старинная усадьба. Вокруг дома расположен густой парк. Это Михайловское. По аллеям парка часто гулял Александр Сергеевич Пушкин. В соседнем домике жила няня поэта. 3. Прочитайте предложения. Найди тебе известные члены предложения. Зеленая листва шелестит на ветках. Пушистые снежинки ложатся на землю. Красный шар летит по небу. II РЕПРОДУКТИВНЫЕ 1. Найди в каждом предложении сказуемое Вдали прогремел гром. Гроза закончилась. После дождя воздух свеж. Мокрая трава блестит на солнце. Дождь – подарок в жаркий день. 2. Выпиши из текста распространенные предложения. Найди второстепенные члены и устно задай к ним вопросы.
Где?
Какая?


Образец. Росла в лесу дикая яблоня.

Росла в лесу дикая яблоня. Осенью с нее упало яблоко. Птицы склевали яблоко. Зернышко спряталось в землю. Весной солнышко пригрело мокрую землю. Зерно проросло.

3. Найди глаголы и определи, каким членом предложения они являются.

Шторм кончился. Небо прояснилось. Показалось солнце. Снега на солнце окрасились в бледно-розовый цвет. С Волн исчезли белые гребни. Поднялась над водой каменная линия волнореза.

III ПРОДУКТИВНЫЕ

1. Проверь, правильно ли Ира нашла подлежащее и сказуемое в предложениях. Почему учительница отметила ошибки? Запиши предложения в тетрадь и правильно определи подлежащее.

Старший брат прочитал интересный рассказ.

У школьников сегодня начинаются каникулы.

Бабушка свяжет красивый свитер.

Полкан с Барсиком никогда не ссорятся.

Они любят свою хозяйку

2. Составь предложения, выбирая по одному подходящему слову из каждой группы. Запиши. В каждом подчеркни подлежащее и сказуемое.

Образец. Шумит темный лес.

1) лес, дождь, самолет, гром, море, река

2) летит, идет, шумит, гремит, течет, волнуется

3) темный, сильный, огромный, синее, глухой, широкая

3. Предложения рассыпались. Собери их. Запиши в тетрадь и задай вопросы к второстепенным членам предложения.

В, рассказывается, богатырях, о, былинах, русских.

Бабушкины, мы, вечерами, слушать, любим, сказки.

-распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»); I РЕЦЕПТИВНЫЕ 1. Прочитай текст. Почему при чтении необходимо использовать перечислительную интонацию? Устно назови однородные члены предложения. В нашей стране все знают имя ученого Ивана Владимировича Мичурина. Он вырастил новые сорта яблок, груш, слив. В его саду даже рябина стала хорошим плодовым деревом. Ягоды на ней поспевали крупные, сладкие. Вишневые деревья были густо обсыпаны плодами. На яблонях висели душистые, румяные яблоки. И теперь приносят большой урожай мичуринские сорта яблонь, груш и вишен. 2. Прочитай текст. Спиши первый и второй абзацы. Подчерни однородные члены предложения. Этот красивый сад с цветами и шалаш в саду устроила птица-беседочница. Живет она в Австралии. Весной собирает палочки и строит из них настоящий шалаш. А перед шалашом рассыпает птица-садовник зеленые листья, травы, мох и лепестки диких роз. Сад одной птицы-беседочницы украшали серебряные ножи и вилки, чашки из кофейного сервиза и даже сам кофейник, зубные щетки, детские игрушки, пряжки и бриллианты. 3. Прочитай пары предложений. Составь из каждой пары одно предложение без союзов или с союзами и, а, но. Запиши их, подчеркни однородные члены предложения. Выпал снег – Снег скоро растаял. Весело работают школьники – Дружно работают школьники. В парке посадили березки, липы – В парке посадили тополя.   II РЕПРОДУКТИВНЫЕ 1. Найди предложения с однородными членами. Человеческие руки Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. Руки человека управляются с пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рули машин, лопаты и микроскопы. Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и запустить спутник на луну. Посмотри на свои руки, подумай. К какому делу ты их приладишь, чтобы жизнь на земле стала лучше? 2. Спиши предложения. Найди и подчеркни однородные члены. 1. Ранней весной расцветают подснежники, медуница, одуванчики. 2. Моя сестра замечательно шьет и вяжет. 3. Мама любит белые, желтые и сиреневые гвоздики. 4. Девочка кормила кролика морковкой, травой и сухарями. 3. Найди и подчеркни однородные члены. Ночь уходит на покой И уводит за собой И сверчка, И светлячка, И ночного мотылька.   III ПРОДУКТИВНЫЕ 1. Составь и запиши предложения. Слова в скобках ставь в нужную форму. В тайге водятся (медведь, волк, рысь, белка, лиса). От (дома, деревья, столбы) побежали длинные тени. В (реки, озера, пруды) водится много рыбы. Осенний лес переливался (желтый, оранжевый, зеленый) листвой. 2. Распространи предложения, включив однородные члены. Первое предложение должно получиться с однородными дополнениями, а второе – с однородными сказуемыми. Девочка достала с полки конфеты Мы смастерили скворечник. 3. Составь и запиши предложения с однородными членами. Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода) Страус – очень (сильный и выносливый) птица Длинным хоботом слоны (набирать) из родника воду и (поливать) друг друга в жару.

6.Раскройте содержание работы на каждом направлении в изучении предложения.

Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, выделять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.

В «обязательном минимуме содержания начального общего образования» «Синтаксис и пунктуация» включает следующее: Словосочетание. Предложение. Цель высказывания, интонация. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяются 5 направлений:

1.Формирование грамматических понятий «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицей).

2.Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, над предложениями распространенными и нераспространенными).

3.Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладением правильным интонированием предложения.

4.Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5.Формирование умения оформлять предложение в письменной речи.

Употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания.

Первоначальный этап совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения. Уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. По мере изучения предложения укрепляется представление о его составных частях, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения.

В начальной школе учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя, в целом, объем синтаксического материала мал. Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах традиционной школы члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: «Ласточка улетает». Чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложения слова, отвечающие на вопросы: куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, что какой член распространяется, становится более точным. Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.

Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания: 1.Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. Например, в предложении «Российский космонавт облетел Землю» два словосочетания: а) Российский космонавт; б) облетел Землю.

2.В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос. (Какой?) Школьный лагерьраскинулся (где?) на берегу.

7.Перечислите основные виды работы при изучении синтаксиса. Приведите примеры из учебника для 3-4 классов.

Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на раз-пых основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Виды таких упражнений:

1) распространение предложения на основе указания члена предложения, который требуется распространить;

2) восстановление деформированного предложения (начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов выделяются словосочетания);

3) деление сплошного текста на предложения (в каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания);

4) анализ предложения и составление его схемы (выделяются грамматическая основа, затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее, затем второстепенные члены, которые поясняют сказуемые, далее второстепенные члены, поясняющие другие второстепенные члены предложения).

Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструирование различных типов словосочетаний с целью предупреждения возможных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:

1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;

2) составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов;

3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова;

4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах;

5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога;

6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке

 

8. Раскройте особенности обучения младших школьников синтаксическому анализу.

Для синтаксического анализа правильно использовать предложения с прямым порядком слов: с предпозицией подлежащего и постпозицией сказуемого, нельзя брать коммуникативно нечленимые предложения (жили-были старик со старухой). Основные виды работ с предложением: 1) вычленение предложений из потока речи (работа над интонацией), 2) редактирование текста (установление правильных границ предложения), 3) конструирование предложений из отдельных слов (сопоставление порядка слов, ясность развития мысли и эмоциональность ее выражения.

 

9. Развитию каких УУД особенно следует способствовать при обучении младших школьников синтаксису?

Познавательные УУД: знать определение изученных терминов, уметь производить синтаксический разбор предложения, работать с текстом, анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с другими участниками группы, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, цель, определять характер деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить цели и результаты своей деятельности;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

10. Составьте конспект урока.

Цель: Совершенствовать преподавание русского языка детям с неродным русским языком.

Задачи: Закрепить знания об отличии слова от словосочетания, развивать умение находить и выписывать словосочетания из предложения, прививать любовь к русскому языку, развитие речи и обогащение словарного запаса.

Оборудование: пособие "солнце", карточки с предложениями.

ХОД УРОКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...