Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правотворческая деятельность экономических организаций




международный экономический суверенный финансовый

Способы закрепления правотворческих полномочий международных экономических организаций, к числу которых относятся: прямое указание конкретных видов и форм правотворчества, изложение целей и функций организации, таким образом, который позволяет определенно утверждать факт наличия у организации нормотворческих полномочий, причем в этом случае, подробное толкование таких полномочий обычно дается в решениях организации, закрепление видов и форм нормотворчества того или иного вида международных организаций в международных договорах универсального характера, закрепление видов и форм правотворчества организации в соглашениях, заключаемых организацией с государствами - членами, конкретизирующих учредительный акт. На основе анализа учредительных актов рассматриваемых организаций, других международно-правовых актов и практики функционирования международных экономических организаций обосновывается вывод о том, что наиболее оправданным способом закрепления правотворческих полномочий международной экономической организации является сочетание всех указанных форм, позволяющее обеспечить эффективность адаптации организацией своих нормотворческих полномочий к изменяющимся потребностям международных экономических отношений, с одной стороны, и способность всех государств-членов эффективно контролировать такие изменения, не допуская расширения таких полномочий далее границ, обусловленных реально существующей ситуацией, с другой.

Кроме того, в рамках параграфа исследуется вопрос о возможности расширения правотворческих полномочий международной экономической организации без внесения изменений в учредительный акт организации, в том числе с использованием концепций «имманентной компетенции» и «подразумеваемой компетенции», и делается вывод о том, что международные экономические организации в настоящее время обладают значительным количеством механизмов, позволяющих расширить их правотворческую компетенцию, в случае, если это необходимо для эффективного регулирования соответствующих международных экономических отношений и, в конечном счете, для достижения уставных целей организации.

Также в рамках параграфа исследован вопрос о соотношения возможности принятия международными экономическими организациями решений, создающих нормы международного права и необходимости согласования воль субъектов международного права при принятии таких норм. На основе анализа особенностей функционирования международных экономических организаций, учредительные акты которых закрепляют возможность принятия решений, обязательных для всех членов организации, большинством голосов, тем не менее, сделан вывод, что любое нормоустановительное решение международной экономической организации является, в конечном счете, результатом, хотя бы и опосредованного, но согласования воль государств-членов организации.

На основании анализа международно-правовых актов и доктрины международного права делается вывод о том, что международные экономические организации активно участвуют в процессе международного правотворчества, выполняя вспомогательные функции при создании норм современного международного права, а, кроме того, выполняют аналогичные функции при создании норм международного частного права, что, на современном этапе, характерно только для рассматриваемых организаций. В то же время, в параграфе обосновывается точка зрения, согласно которой, наиболее значимый вклад в процесс создания международно-правовых норм международные экономические организации вносят путем так называемого «самостоятельного правотворчества», то есть такого правотворчества, в процессе которого не происходит непосредственного согласования воль субъектов международного права и организация принимает международно-правовой акт от своего имени, на основании своего учредительного акта. К числу форм «самостоятельного правотворчества» международных экономических организаций относятся: заключение организацией международных договоров от своего имени; принятие организацией актов, содержащих нормы внутреннего права организации; принятие организацией актов, содержащих нормы «мягкого права»; в некоторых случаях, закрепление норм международного права в актах органов по разрешению споров, действующих в рамках таких организаций.

В настоящее время роль международных экономических организаций в процессе международного правотворчества настолько велика, что ее дальнейшее возрастание, как объективный процесс, может привести к ситуации, когда основной объем норм международного права, регулирующих международные экономические отношения, будет создаваться при непосредственном участии указанных организаций, а зачастую и непосредственно ими. Таким образом, акты, принимаемые международными экономическими организациями, вносят существенный вклад в развитие международного экономического права, поскольку значительная часть его норм создается рассматриваемыми организациями.

На основе анализа учредительных актов и практики рассматриваемых организаций выделяются следующие особенности, присущие в большей степени, либо характерные только для рассматриваемых организаций: используется процедура взвешенного голосования; решения, принимаемые по ряду вопросов, обязательны; на принятие решений оказывают влияние преимущественно экономически развитые государства; принятие решений консенсусом, большинством голосов и квалифицированным большинством голосов и сочетание этих методов в рамках одной организации; зависимость механизма принятия и степени обязательности решений от целей и субъектного состава организации.

В рамках параграфа анализируются процедуры принятия решений в рамках различных международных экономических организаций, и формулируется вывод о том, что учредительные документы международных экономических организаций предусматривают следующие механизмы принятия решений: принятие решений консенсусом; принятие решений с использованием взвешенного голосования, например, в организациях системы Мирового Банка и в организациях по регулированию товарных рынков; принятие решений с использованием голосования по принципу «одно государство - один голос»; принятие решений специально уполномоченными чиновниками организации, при чем, как правило, для принятия решений по различным вопросам указанные механизмы используются комплексно. Выявляются особенности каждого из указанных механизмов, их позитивные и негативные черты.

В параграфе формулируется вывод о том, что использование в международных экономических организациях различных механизмов принятия решений обусловлено как спецификой регулируемых такими решениями отношений, так и большей, по сравнению с иными организациями, скоростью эволюции международных экономических организаций, а наиболее эффективным, - является применение в рамках одной организации для принятия различных по значимости решений всех, указанных выше, методов.

На основании анализа учредительных документов и решений различных международных экономических организаций формулируется вывод о том, что к числу источников международного и, в частности международного экономического права относятся решения международных экономических организаций, содержащие нормы внутреннего права организации и нормы «мягкого права». В параграфе изложены признаки норм «мягкого права», к числу которых отнесены следующие: нормы содержатся в не имеющих обязательного характера актах международных организаций; имеют большое политическое и моральное значение; приняты организацией в сфере своей компетенции; международная организация, принявшая такой акт обладает определенным авторитетом на международной арене; в силу указанных свойств фактически соблюдаются государствами и иными субъектами международного права. Здесь же сформулировано следующее определение «мягкого права»: «мягкое право» (soft law), в общем виде, представляет собой комплекс правовых норм содержащихся в актах, не имеющих обязательного характера, но, в силу своего большого политического и морального значения, применяемых в качестве правовых актов и соблюдаемых государствами и иными субъектами международного права.

Решения органов по разрешению споров международных экономических организаций зачастую являются частным случаем решений самих организаций. На основании анализа практики функционирования различных механизмов по разрешению международных экономических споров, существующих при международных экономических организациях, сделан вывод о том, что к числу признаков, при наличии которых решение органа по разрешению споров можно признать источником международного экономического права, относятся: высокий авторитет судебного органа и, как следствие этого, безусловное исполнение государствами его решений; урегулирование в вынесенном решении спорных вопросов, вытекающих из сложившихся международных экономических отношений, которые не получили должного регулирования в других источниках международного права или регулирование которых не отвечает современным реалиям; «прецедентный» характер таких решений, то есть возможность ссылаться на них при рассмотрении других дел в том же международном органе по разрешению споров и национальных судах (непосредственно либо после имплементации таких решений) государств-участников международной экономической организации, при которой создан соответствующий орган по разрешению споров.

Решения органов по разрешению споров международных экономических организаций, при определенных условиях, могут признаваться источниками международного экономического права; такие решения могут рассматриваться в качестве формы правотворчества самой международной экономической организации; они обязательны для государств-участников спора и, поскольку принимаются в отсутствие согласования воль государств-участников, представляют собой пример проявления признака наднациональности в деятельности международных экономических организаций.

К числу их преимуществ относятся следующие: разрешение международных экономических споров в рамках международных экономических организаций происходит быстрее и обходится государствам значительно дешевле; существенно ограничена возможность оказания давления экономически развитых государств на менее развитые государства; наличие достаточно четкой регламентации процедуры на каждой стадии рассмотрения спора; наличие механизмов по контролю за исполнением решений; рассмотрение споров с учетом их специфики.

Разрешение международных экономических споров в рамках международных экономических организаций является одной из наиболее перспективных форм разрешения таких споров.

 


Заключение

 

В результате проведенного анализа формулируются следующие выводы: в процессе разрешения международных экономических споров органами международных экономических организаций используется весь арсенал известных современному международному праву средств разрешения международных споров, и, вместе с тем, роль международных экономических организаций в процессе разрешения международных экономических споров повышается, что способствует развитию международных экономических отношений. Но, при этом, на современном этапе, в большинстве международных экономических организаций, с компетенцией в кредитной, валютной и финансовой сфере, отсутствуют специализированные органы по разрешению международных экономических споров, что негативно сказывается на эффективности рассмотрения споров в таких организациях.

В рамках параграфа высказывается предложение о создании в системе Мирового банка специального органа по рассмотрению споров в финансовой, кредитной и валютной сферах, и наделение его обязательной юрисдикцией и функциями контроля за исполнением принятых решений.

Несмотря на отсутствие международно-правой нормы, формально закрепляющей обязательность актов Органа по разрешению споров ВТО, системное толкование положений Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров, позволяет признать указанные акты обязательными. Кроме того, на современном этапе рано говорить о признании всех таких докладов полноценными прецедентами, являющимися источником права, поскольку у третейских групп и Апелляционного органа отсутствует формально закрепленная обязанность учитывать при рассмотрении дел свои доклады по предыдущим делам. Тем не менее, роль актов Органа по разрешению споров в формировании и развитии права Всемирной торговой организации и международного экономического права неуклонно повышается, что свидетельствует о возможности признания таких докладов в будущем источником международного экономического права.

 


Список литературы

1. Юридическая сила решений международных межправительственных организаций // Право: теория и практика. М.,2003. № 7.

.   Уточнение предмета Международного гуманитарного права на современном этапе // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. М., 2003.

.   Правосубъектность международных экономических организаций // Федерация. М.,2006. №1.

.   Разрешение международных экономических споров в международных экономических организациях // Власть. М., 2006. № 6.

.   Деятельность международных экономических организаций по созданию международно-правовых норм // Право и политика. М., 2006. № 7.

.   Шумилов В.М. Право ВТО и международное право. // Московский журнал международного права. 2003. №3. С.16.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...