Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осознаваемости синдрома выгорания




Карагандинский Государственный Медицинский Университет

 

Кафедра: До врачебной подготовки

 

 

СРС

 

 

На тему: Профессиональная деформация врача

Выполнил: ст. 236 гр. ОМФ Сироко В.А.

Проверил: преп. Толеухан Н.Ж.

Караганда 2010 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

1.Синдром психического выгорания у медицинских работников….4 стр.

2.Осознаваемости синдрома выгорания……………………….……..5-6 стр.

3.Особенности синдрома «эмоционального выгорания»……….....6-8 стр.

4.Психодинамические факторы и механизмы профессионального выгорания………………………………………………………………9-11 стр.

5.Причины, симптомы и типы СЭВ и методы его предотвращения....................................................................................11-16 стр.

Заключение………………………………………………………………..17 стр.

Список используемой литературы…………………………………….18 стр.

 

 

Введение

 

С развитием врачебной психотерапии и медицинской психологии, увеличением числа лечащих врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, участвующих в оказании психотерапевтической и психиатрической помощи, психологов различного профиля, особенно работающих с конкретными мучающимися и страдающими людьми, в нашей профессиональной среде нередко говорят об актуальности проблемы «профессионального выгорания специалиста».

Это состояние наблюдается не только в среде специалистов по психическому здоровью. Везде, где на «маленького человека» (термин В. Райха) и на человека творческого, в той или иной степени, труда воздействуют «неодолимые» для него жизненные трудности (профессионального, материального, семейного, социального, мировоззренческого и др. характера), развиваются явления того состояния, которое В. Франкл называл логоневрозом, неврозом смыслоутраты.

У каждого из нас на памяти есть люди, которые по тем или иным причинам ушли из профессии, переквалифицировались, или стали часто и длительно болеть соматическими заболеваниями, или выпали из семейных уз. Многим их них можно было бы поставить диагноз «синдром профессионального выгорания». Этот вопрос мы и разберем более подробно.

 

Синдром психического выгорания у медицинских работников

 

Профессионализация является сложным целостным процессом становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается только тогда, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей. Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию: изменении способов выполнения деятельности, модернизации орудий труда и т.д. С другой стороны, профессия может оказывать влияние на личность, изменяя и развивая ее.

Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название профессиональная деформация. Одним из негативных проявлений профессиональной деформации личности является синдром «психического выгорания».

В 17 веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности – горящая свеча. “Светя другим, сгораю сам” – этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, приложение всех своих физических и нравственных сил. В настоящее время существует общая обеспокоенность в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Патогенность медицинской работы для практикующих врачей волнует исследователей и в связи с тем, что их здоровье жизненно важно для безопасности и качества оказываемой ими помощи.

Синдром «выгорания» (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

В течение ряда лет нами проводилось исследование особенностей профессиональной деятельности врачей различных специальностей, выявлялись факторы, детерминирующие возникновение синдрома психического выгорания у медицинских работников.

 

 

Осознаваемости синдрома выгорания

 

Одним из наиболее актуальных направлений современной психологии является изучение профессиональных стрессов. Развитие стресса на рабочем месте исследуется как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность, качество, здоровье работника. Согласно концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности Никифорова Г.С. в целях сохранения профессионального долголетия специалистов необходимо знание общих и специальных факторов риска для конкретных видов профессий и категорий людей. На основе этих знаний может строиться поиск путей возможного устранения или снижения их негативного влияния на субъект труда.

Как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте рассматривают синдром профессионального выгорания. Он представляет собой процесс постепенной утраты человеком профессиональной мотивации, проявляющийся в симптомах эмоционального истощения, умственного утомления, физической усталости, личной отстраненности, снижения удовлетворения от исполненной работы, ощущения неэффективности и недостаточности своих достижений. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям.

Серьезной методологической трудностью выступает отсутствие единства взглядов у психологов по принципиальному вопросу – осознаваемость-неосознаваемость синдрома выгорания.

Алексеева Л.В. выделяет четыре уровня способности осознавать субъектом значения своих действий:

1. Отражение уровня бодрствования и отнесение совершаемого к себе, как исходящее от себя (органический уровень).

2. Непосредственное и опосредованное отражение физических параметров действий, движений (физический уровень).

3. Отражение социального характера действий, т. е. предвидение их результатов, их нравственная и правовая оценка (социальный уровень).

4. Отражение целей через осознание потребностей, мотивов, представление об их удовлетворении и достижении (смысловой уровень).

К сожалению, в данной схеме не нашла отражения такая важная характеристика осознания субъектом значения своих действий как оценка условий, на фоне которых разворачивается конкретное поведение. Рассмотрев стрессовые условия как сложный многокомпонентный феномен, Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. предложили наиболее полную пятиуровневую классификацию стрессовых воздействий:

1. Стрессовые стимулы – отдельные объекты или действия.

2. Стрессовые события – особо значимые жизненные эпизоды, имеющие причину и следствие.

3. Стрессовые ситуации – физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Восприятие и интерпретация ситуации определяют субъективную оценку ее стрессогенности.

4. Стрессовое окружение – обобщающее понятие, характеризующее типы стрессовых ситуаций.

5. Стрессовая среда – совокупность стрессогенных физических и социальных переменных внешнего мира.

Однако в этой, безусловно продуктивной, классификации не нашлось места для мотивационных детерминант, так или иначе участвующих в формировании поведенческой тактики и стратегии (предмет потребности, состояние человека на момент осуществления конкретных действий, нравственный контроль). Авторы оставили за границами научно-теоретического анализа содержание ситуационного (конкретного) мотива, который собственно и лежит в основе способности осознавать значение и характер совершаемых действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...