Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шайеннские священные места




Священные Блэк-Хилс

Этноисторический обзор

Линеа Сандстром

 

Линеа Сандстром – археологический и этноисторический консультант, специалист по северным равнинам. Она издала две книги и множество статей о Блэк-Хилс.

Область Блэк-Хилс считается священной в контексте традиционной системы верований лакота и шайеннов. Однако, возникает вопрос относительно подлинности и исторической глубины этих верований. 1. Некоторые исследователи утверждают, что понятие священности Блэк-Хилс – не более чем выдумка двадцатого столетия для продвижения туризма, или стратегия получить назад земли Блэк-Хилс племенным правительством лакота и шайеннов. 2. В то время как сегодня многие лакота и шайенны выражают сильную духовную связь с Блэк-Хилс, (3), некоторые историки сомневаются – имеют ли сегодняшние верования о Блэк-Хилс исторические прецеденты. Уотсон Паркер задаётся вопросом: могли ли лакота развить такую священную практику в относительно короткий период занятия Блэк-Хилс. Дональд Уорстер признает, что Блэк-Хилс теперь считаются священными среди лакота, но утверждает, что эта область не считалась священной до 1970-ых. 4

Мнение, что Блэк-Хилс занимали небольшое значение для индейцев, часто базируется на двух источниках: Ричард Ирвинг, Блэк-Хилс Доджа, написанные в 1875г, и Пять индейских племен Верхней Миссури Эдвина Денига, написанные в 1854г. 5. Оба утверждают, что лакота, тогда жившие в этом регионе, почти не использовали Блэк-Хилс, рискуя заходить туда только для того, чтобы нарубить шестов для типи. Додж и Дениг заявляют, что лакота избегают Блэк-Хилс, потому что дичи и пастбищ для их лошадей там было недостаточно, и существовало "суеверие" о злых духах, живущих в горах. Эта информация была процитирована, не принимая во внимание исторический контекст.

Дениг сообщил, что "множество суеверий связано с Блэк-Хилс", неправильно приписав эти "суеверия" к вулканическим действиям, вызывающим дым и громкие шумы во внутренних районах гор. 6. В то время как более поздние авторы упоминали громкие, быстро развивающиеся шумы в Блэк-Хилс, нет никаких свидетельств какой-либо недавней вулканической деятельности в области, и это явление остается неподтвержденным и необъяснимым. Осведомители Денига сказали ему, что этот шум был стоном Большого Белого Гиганта, осужденного лежать под горами в наказание за злоупотребления в охотничьих угодьях лакота, и как предупреждение всем белым покинуть область. Эта история была придумана, чтобы отпугнуть белых от Блэк-Хилс. Сам Дениг не имел никакого личного интереса в открытии Блэк-Хилс для белых поселений, но, кажется, просто повторил то, что ему рассказали осведомители.

То же самое можно сказать относительно Доджа. Тезис из его более поздней книги, Наши дикие индейцы, что коренные американцы полностью испытывали недостаток в этике, и были чем-то меньшим, чем человек, а интерес к Блэк-Хилс заключался в потребности белых получить регион, чтобы извлечь богатства из природных ресурсов, бессмысленно занимаемый индейцами. Он предвидел появление ранчо, городов и туристических гостиниц, как только можно будет "избавиться" от "несчастных кочевников". 7

В этом контексте, Додж цитирует лакота по имени Сборщик Шкур, которого он встретил с двумя полукровками, ведущими разведку золота на Рапид Крик. 8. По словам Сборщика Шкур, индейцы его общины лишь иногда входили в Блэк-Хилс только, чтобы поохотиться или нарубить шестов для типи, обычно избегая области потому, что она была местожительством духов, имела мало дичи и много мух, была слишком дождлива, непригодна для лошадей, и имела частые и сильные грозы. Додж подразумевает, что другие индейцы подтверждают информацию Сборщика Шкур, но в своём дневнике или книге он нигде не упоминает разговор с любым другим индейцем. Комментарии Сборщика Шкур, подобно осведомителям Денига, подразумевают, что регион Блэк-Хилс избегали, по крайней мере, частично, потому что считали священной землей, "местожительством духов".

В целом, и Блэк-Хилс и Наши дикие индейцы изобилуют ошибками, и не стоит их цитировать без критического осмотра. Например, заявление Доджа, что регион Блэк-Хилс не содержит никаких свидетельств индейского жилья, теперь полностью опровергнут присутствием более 3000 археологических участков, зарегистрированных в этой области. 9. Даже собственный дневник Доджа и сообщение Экспедиции Блэк-Хилс 1874г определенно упоминают открытие старых мест индейских лагерей в Блэк-Хилс. 10

Дневник Блэк-Хилс Доджа – самый противоречивый источник. В одном месте он описывает "большую индейскую тропу такого размера, как дорога для фургонов". В других местах упоминаются останки индейских лагерей, "постоянно встречающихся по маршруту". Однако, позднее эти наблюдения заменены утверждениями, что область никогда не использовалась, кроме сбора шестов для палаток. 11. Замены совпадают с признанием Доджа большого потенциала Блэк-Хилс белыми предпринимателями, но были ли они совпадениями – узнать невозможно. В дополнительном описании Блэк-Хилс, как лишенных свидетельств индейского жилья, Додж, кажется, сделал различие между внутренними и периферийными зонами. Фактически, существует намного меньше свидетельств священных мест во внутренних районах, чем на внешнем краю Блэк-Хилс.

Ни Додж, ни Дениг не противоречат утверждению, что Блэк-Хилс были священными для лакота. "Суеверие", которое они отметили – просто описание религиозных верований индейцев. В дневнике Блэк-Хилс Доджа, он сообщает об обнаружении участка Магической Палатки (Танец Солнца) на Касл Крик, в западной части Блэк-Хилс. 12. Индейцы не использовали область для лагерей не потому, что горы испытывали недостаток в религиозном значении. Ни один автор не упоминает, что Блэк-Хилс были священными для более ранних групп, населявших область.

Из более объективного подхода, Дональд Уорстер пишет, что лакота ничего не упоминали о священности Блэк-Хилс до начала религиозного движения в 1970-ых. 13. Уорстер подразумевает, что текущее представление священности Блэк-Хилс – результат этого движения, которое последовало за десятилетиями крушения, в попытке восстановить экономическую точку опоры после исчезновения бизоньих стад, которые были их оплотом, и принудительным выселением лакота из этих мест. Уорстер обращает внимание, что доказательства лакота до различных соглашений и комиссий, подчеркнуты экономической, а не духовной ценностью Блэк-Хилс, и утверждает, что никакие документальные свидетельства до 1970-ых не предлагают, что Блэк-Хилс были священным местом лакота.

Вопрос священности Блэк-Хилс среди коренных американцев требует более внимательного подхода. Вопрос стоить перефразировать: какая часть региона, если таковая вообще имеется, считается священной, когда и у кого?

Изданные этнографические и этноисторические отчеты представляют свидетельства того, считали ли Блэк-Хилс священными различные коренные народы, и является ли их "священность" просто изделием туристической или юридической стратегии. Такая информация исследует историческую глубину современных традиций и верований, и представляет структуру для того, чтобы выстроить более детальное представление традиционного или священного пейзажа. Этнографические и исторические источники, используемые здесь, ограничиваются информацией, собранной, по крайней мере, пятьдесят лет назад, до 1970-ых, и в пределах жизни людей, которые наслаждались свободой передвижения, и сопутствующей географической компетентностью дорезервационного периода. В некоторых случаях включена информация, типа коллекции Джеймса ЛаПойнта 1976г легенд лакота, когда она совместима и поддержана ранними ссылками. 14

Священные места лакота

Исторические и этнографические источники указывают, что определенные территории и определенные места были священными для лакота. Определенные территории внутри и около Блэк-Хилс, считающиеся священными, включают Бер Лодж Бьют (Башня Дьявола), Бер Бьют, Райс-Трек или Красная Долина, Баффало Гап, Каньон Страха, Джиллетт Прэри, Хот Спрингс – область Minnekahta, гора lnyan Kara, Пик Харни, Блэк Бьют, Уайт Бьют и долину Рапид Крик.

Историческая карта лакота Блэк-Хилс показывает большинство этих мест. Между 1890 и 1913гг Амос Бык Плохое Сердце сделал множество рисунков, интерпретируемых и напечатанных после его смерти, которые отмечают историю и традиции оглала. Его карта Блэк-Хилс показывает восемь мест религиозного значения. Желтая полоса, окружающая Блэк-Хилс, помечена как Ki Inyanka Ocanku (Тропа Соревнования или Райс-Трек). Это относится к округлой низменности, известной как Райс-Трек или Ред Вэлли. Другие места, показанные и помеченные на карте: Mato Tipi Paha (Холм Медвежьей Палатки, Бер Лодж Бьют или Башня Дьявола); Hinyankagapa (гора Inyan Kara); Baha Sapa (Черный Холм или Блэк Бьют); Re Sla (Джиллетт Прэри); Mato Baha (Медвежий Холм или Бер Бьют); Mini Kata (Хот-Спрингс); Pte Tali Yapa (Баффало Гап); и Miniluzan (Быстрый Ручей или Рапид Крик). 15. Каждое из этих мест будет описано отдельно.

Неужели Бык Плохое Сердце участвовал в современном заговоре, представив Блэк-Хилс священной землей, чтобы лакота могли потребовать их возвращение? Такое заключение игнорирует исторический контекст создания карты. Бык Плохое Сердце создал карту, и остальную часть своей пиктографической истории, просто записав историю своих людей, как историки племени помнили её. Он никогда не пытался издать или предать гласности свою работу, и немного людей за пределами его семейства знали об этом, пока она не была "обнаружена" в 1926г, спустя тринадцать лет после его смерти. Его семейство чрезвычайно неохотно показывало рукопись посторонним, но, в конечном счете, согласилось позволить Элен Блиш изучить рисунки и их примечания. Когда в 1947г умерла сестра Быка Плохое Сердце, рукопись была погребена вместе с нею. 16. Бык Плохое Сердце едва пытался ввести в заблуждение белых религиозным значением Блэк-Хилс. Ни он, ни осведомители Блиш не идентифицировали карту, как диаграмму священных мест оглала, хотя другая информация подтверждает священный характер мест, показанных на карте. Помимо того, что карта была буквально похоронена, она ещё и фигурально захоронена среди 408 рисунков, включающих полную рукопись.

Карта Блэк-Хилс Амоса Быка Плохое Сердце. Пиктографическая история оглала, рисунок Амоса Быка Плохое Сердце, текст Элен Блиш.

Inyan Kara. Письменные примечания Быка Плохое Сердце на карте идентифицирует один из пиков как Hinyankagapa, который Блиш перевела как Холм Призрака. 17. Точно так же, шайеннские осведомители в 1877г сказали Джону Борку, "Пик Inyan Kara они, лакота, называют ihancaja-paja, то есть холм, где живу призраки". 18. Термин Inyan Kaga Pa – в испорченной форме, Холм lnyan Kara. Хотя они последовательны на рисунке, между горой lnyan Kara и холмом призрака, перевод не имеет смысла. Лакота называют призрака – wanagi (душа, отделившаяся от тела) или wica nagi (призрак человека) или wamaka nagi (призрак животного) или просто nagi (дух). 19. Inyan означает камень; Kaga – относится к действию создания или подражания; и Pa означает пик, гряду или холм. Местоположение этого холма на карте Быка Плохое Сердце – на западном краю Блэк-Хилс, к западу от Джиллетт Прэри, и к югу от Блэк Бьют, подтверждает, что здесь представлен lnyan Kara.

Термин Inyan Kaga можно перевести по-разному. Inyan относится к камню и превосходящему существу, из крови которого были созданы земля и небо. Дух Inyan буквально кровоточит сушью и превращается в камень при создании земли. В этом смысле – Inyan – один из шестнадцати "аспектов" Wakan Tanka (Великая Святость или Большая Тайна). Inyan – один из четырех существ, которые существовали до создания, и создатель неба и земли. 20. Kaga означает делать, создавать или подражать. Этот же термин используется для того, кто делает, создает или подражает. Kaga также относится к проведению церемонии, в которой вызывают или подражают духу. 21. Таким образом, название этой горы имеет несколько значений. Переведенное как Изготовитель Камня, название может относиться к созданию земли через самопожертвование Inyan – то есть, Камень создал мир. Тогда Inyan Kara идентифицируется как место, где началось или закончилось создание, или где создание представляет видимые особенности горы.

С другой стороны, название относится к геологическому происхождению горы. Inyan Kara – огненный выброс северных окраин Блэк-Хилс. Полувулканическое происхождение и странная форма горы выражено как камень, создавший себя. Один из первых переводов названия места – "пик, делающий гору". 22. Это, кажется, выражает ту же самую идею; однако, термин представляет английский перевод, а не синтаксис лакота, и, таким образом, вероятно неправилен. Синтаксис лакота указывает, что фраза – "камень делает", или "камень сделан"; термин pa просто означает, что название относится к пику. Репортер, сопровождавший Экспедицию Блэк-Хилс 1874г, перевел это название как "Маска". 23. Лакота называют маску – iteha; таким образом, здесь предложена идея подражать или вызывать образ, а не маску, в буквальном смысле.

Наконец, термин Inyan Kaga относится к проведению церемонии, в которой призван Inyan. Согласно недавнему изучению этно-астрономии лакота, при подготовке к Танцу Солнца лакота сначала путешествуют к Inyan Kara, чтобы собрать камни, которые используются в очищении (в потельне) перед Танцем Солнца. 24. Я не нашла никаких исторических ссылок на эту практику.

Таким образом, название Inyan Kaga может означать создание, или создание какой-то особенности, или проведению церемонии, в которой этот акт праздновался и был возобновлен, или к тем, кто проводил такую церемонию. Название может относиться к любой из этих комбинаций.

 

 

Inyan Kara, Каменный Создатель, возвышается над западными отрогами Блэк-Хилс. Это было священное место для лакота и шайеннов, и важным ориентиром для первых европейских исследователей в стране Блэк-Хилс. Фотография Линеа Сандстром.

 

Пик Харни. Существует несколько ошибок относительно идентификации горы, которую Бык Плохое Сердце маркировал Hinyankagapa. 25. Сноска к тексту говорит, что один осведомитель записал название Hinhan Kaga. Это указывает на совершенно разные названия горы, а не альтернативное написание. Слово Hinhan означает сову; полную фразу можно перевести как Холм Изготовителя Совы. Это одно из лакота названий Пика Харни.

В одной истории об Упавшей Звезде, термин Изготовитель Совы (Имитатор Совы) используется для обозначения злого духа Двойное Лицо. Люди спасли ребенка, схваченного Двойным Лицом в облике совы-монстра. Этот случай, как говорят, произошёл на Холме Изготовителя Совы. 26. Хотя определенное местоположение не указано, Холм Изготовителя Совы переводится как Hinhan Kaga Pa. Этот термин был представлен осведомителями Блиш для Пика Харни. Осведомители Блиш очевидно думали, что карта показывает Пик Харни, а не Inyan Kara. На карте Быка Плохое Сердце это место относится Inyan Kara, а не к Пику Харни, который находится к востоку, а не к западу от Джиллетт Прэри (Re Sla на карте Быка Плохое Сердце).

На карте Быка Плохое Сердце, Inyan Kara изображен с рогами и человеческим лицом. В шайеннской традиции, это указывает на существо духа. 27. Рогатых людей также иногда рисовали лакота, чтобы изобразить существа духов. 28. Предания о призраке или злом духе, жившем на Пике Харни или Inyan Kara, очевидно, принадлежат шайеннам. Осведомители Блиш сказали ей, что Холм Призрака было шайеннским названием этой горы. 29. Этот термин мог быть простым переводом для "существа духа", или правильным переводом для призрака. На шайеннском языке, слово mis tai, используется для призрака и для совы. В шайеннских преданиях призраки, как говорят, летают по ночам как совы, охотясь на маленьких детей, и как говорят, издают звуки, подобно крикам совы. Такие призраки занимали высокие пики. 30. Лакота, которые используют отдельные термины и понятия для призраков и сов, иногда говорят о старухе, которая охраняет Дорогу Призраков (Млечный путь) Hinhan Kaga или Изготовителя Совы. 31. Вероятно, что название лакота Пика Харни, Холма Изготовителя Совы (или Имитатор Совы), является переводом шайеннского названия Холма Призрака (или Совы). Шайеннская история говорит о девочке, которая была схвачена огромной Совой Призраком и, в конечном счете, убежала на "высокую гору" при помощи людей-ястребов. 32. Это может относиться к Пику Харни, но, в отличие от версии лакота, не указан ни один определенный топоним. Действительно, это предлагает, что гора, возможно, была включена в мифологию обоих племён.

Другой источник указывает на священный термин Пика Харни. Николас Чёрный Лось сделал несколько ссылок на Пик Харни, рассказав историю своей жизни Джону Нейхардту в 1931г, всегда обращаясь к нему, как к "центру". В богословии лакота, центр вселенной находится где-то. 33. Один центр является алтарём или местом молитвы со священной трубкой к семи направлениям – югу, западу, северу, востоку, низу и центру. В отчете Черного Лося, Пик Харни был центром потому, что тогда он отмечал центр территории лакота, и потому что был центром, откуда он получил инструкции и знания о четырех направлениях вселенной. Термин переводится как "центр земли", и был частью священного языка, отличающегося от повседневной речи, и использовался в религиозной беседе. 34. Таким образом, Чёрный Лось относит термин Пик Харни к религиозному значению из-за его физического местоположения. Однако, Черный Лось определённо называл Блэк-Хилс центром или сердцем земли, а Пик Харни был центром этого центра. 35

Пик Харни – самая высокая точка к востоку от Скалистых гор, и отмечает центр гранитного диапазона, формирующего сердце Блэк-Хилс. Фотография Линеа Сандстром.

Бер Лодж Бьют (Башня Дьявола). Бык Плохое Сердце показал место в Блэк-Хилс, которое явно представляют Башню Дьявола, несмотря на несколько искаженное географическое размещение. Я использовала название Медвежья Палатка, поскольку эту гору так обычно называют лакота, шайенны, арикара, арапахо и кроу. 36. Это название обозначено на карте Быка Плохое Сердце пиктографически, показывая медвежью голову у подножия хребта, расположенного рядом с частью Блэк-Хилс, известной как Бер Лодж Рейндж (Гряда Медвежьей Палатки). Название относится к старому мифу, распространённому на северных Равнинах, повествующем о формировании Бер Лодж Бьют и Блэк-Хилс. Когда девочка и семь братьев-помощников пытались убежать от чудовищного медведя, возникли Блэк-Хилс, как барьер между ними и их преследователем. Медвежья Палатка появилась, когда девочка и семь её помощников молились скале, чтобы она выросла и спасла их от медведя. С вершины высокой скалы люди поднимаются в небо, чтобы жить там, как звезды Большой Медведицы или Плеяд. (Смотри обсуждение традиционных верований кайова и кайова-апачей).

Несколько версий этой истории были зарегистрированы среди лакота. Одна из версий, полученная совсем недавно, относится к двум мальчикам, которые верхом на большом медведе бежали к скале в поисках убежища. Гора возникла, поднявшись из камня, и перенесла мальчиков в безопасное место. В другой версии, полученной в 1933г, самый младший из семи братьев, отправился спасти свою невестку из логова медведя-монстра. Все восемь спасшихся, молились скале, которая поднялась, превратившись в Бер Лодж Бьют. 37. В отличие от версий кайова, шайеннов, арикара и арапахо, старые тексты лакота не связывают гору с Большой Медведицей и Плеядами. Однако, лакота действительно связывают Бер Лодж Бьют со звёздами – одно из их основных созвездий было известно как Mato Tipila или Медвежья Палатка. 38. В этом случае, это представляет саму гору, а не людей, которые бежали от большого медведя.

В дополнение к мифологическому значению, некоторые лакота верят, что Бер Лодж Бьют является центром земли (смотри описание Пика Харни), и местом, откуда Великий Дух рассеял животных. 39. Сегодня некоторые лакота связывают Бер Лодж Бьютт со Священной Трубкой Теленка, (40), но я не смогла найти никакого письменного исторического подтверждения этой теории.

 

Сандэнс. Гора Сандэнс не показана на карте Быка Плохое Сердце, но, как известно из других источников, является священным участком лакота. По словам Николаса Чёрного Лося, река Бель-Фурш "в былые времена" называлась рекой Танца Солнца, потому что она протекало около старых участков Танца Солнца, а позднее называлась северным притоком Хорошей, или Красивой Реки. 41. Поток, бегущий по Красной Долине между Бер Лодж Бьют и Блэк-Хилс все еще известен как Сандэнс Крик. Важность традиционного участка Танца Солнца также отражена в названии Сандэнс, Вайоминг, около горы Сандэнс. Сообщение об области вокруг горы Сандэнс написано в 1886г, и относится к "летнему месту встречи сиу, которые приходили туда, чтобы охотиться, собирать ягоды и проводить Танец Солнца". 42

Один участок Сандэнс Крик известен как Медисин Флат Крик (ручей Места Магии). Он находится в Ред Вэлли к востоку от горы Сандэнс, между Бер Лодж и Блэк-Хилс. Это название – перевод Wapiya Oblaye Inyan (43), или "равнина камней, которые исцеляют, или приносят удачу", и относится к пористым камням, которые, по преданию, имеют исцеляющие свойства. Эта связь между пористыми камнями и исцелением подтверждена английскими и лакота названиями другого священного участка, Inyan Oka Taka, или Национального Парка Магических Камней в юго-восточной Монтане. 44. Название лакота относится к пористым камням, в то время как английское название указывает, что участок был признан местом исцеления.

 

 

Гора Сандэнс была участком для проведения голодовки, возвышаясь над традиционным местом проведения Танца Солнца на Ред-Уотер Ривер и Сандэнс Крик в северо-западных Блэк-Хилс. Фотография Линеа Сандстром.

Блэк Бьют. Карта Быка Плохое Сердце показывает Блэк Бьют к северо-востоку от Inyan Kara, в диапазоне Бер Лодж, но никакого пояснения этого места нет в сопровождающем тексте. 45. Трудно отыскать определенные этнографические или этноисторические ссылки на эту местность, потому что лакота называли её Paha Sapa – один из терминов, относящихся к Блэк-Хилс. Старое название He Sapa, также означает Черные Горы, и менее двусмысленно относится к Блэк-Хилс. 46. Однако, присутствие на карте Быка Плохое Сердце предлагает, что Блэк Бьют имел традиционное значение.

 

Бер Бьют. На восточном краю Блэк-Хилс Бык Плохое Сердце нарисовал холм в форме головы медведя. Бер Бьют (Mato Paha) – важный священный участок лакота, область, используемая для церемоний и личных просьб (47), включая Hanblecheya (Поиск Видения), молитв изобилия и поминовения. Во время таких обращений традиционно размещали камни или другие объекты на развилках деревьев этого холма (48) при поминании предков, духи которых, как полагали, собирались на священной горе (49). Из-за важности этого священного участка для различных групп, Бер Бьютт традиционно считали нейтральной территорией. Различные подразделения лакота провели здесь совет 1857г по вопросу вторжения белых в страну Блэк-Хилс. 50. Бер Бьют, кажется, включен в перечень семи церемониальных участков (Деревни Звёздных Людей), соответствующих созвездиям. 51. Сегодня некоторые лакота связывают Священную Трубку Теленка, самого священного объекта, с Бер Бьют, но эта вера испытывает недостаток в исторических документах. 52

Рапид Крик. Включение Рапид Крик (Mnilusahan) в карту Быка Плохое Сердце означает, что ручей имел особое значение для лакота. По словам Джеймса ЛаПойнта, долина Рапид Крик была любимым местом зимних лагерей, потому что вода здесь не замерзала зимой, а дичь искала убежище в долине ручья. ЛаПойнт связывает миф Упавшей Звезды с этой областью, предполагая, что, возможно, она имела религиозное значение. В 1940-ых Николас Чёрны Лось также связал историю Упавшей Звезды с долиной Рапид Крик. 53

Рассказ Черного Лося об Упавшей Звезде также относится к месту, названному He Ska или Уайт Бьют, находящемуся к северу от Блэк-Хилс. 54. Вероятно, это Уайт Бьют около города с таким же названием в округе Перкинса, Южная Дакота, или Уайт Бьют в округе Слоп, Северная Дакота. Последний участок считается священным среди хидатса, как один из холмов, связанных с обрядом Названия Земли. 55

 

Хот Спрингс. Бык Плохое Сердце указал на своей карте местонахождение области Хот-Спрингс в южной части Блэк-Хилс. Идентификация Хот Спрингс (Mnikahta), как священного места, поддерживается недавним утверждением Стеллы Быстрой Птицы:

Хот Спрингс называли священную воду или священное место. Когда люди болели, они шли туда, чтобы пить святую воду. Они пили четыре раза, и каждый раз она имела различный вкус. Они пили четыре полных глотка и молились. 56

Джеймс ЛаПойнт также записал верования лакота о теплых родниках в южной части Блэк-Хилс. По словам его осведомителей, термин Mni awoblu makoce (земля кипящей, пузырящейся воды) применялся к этой области Блэк-Хилс. Область почиталась за обилие растений и животных, исцеляющих свойств воды и из-за религиозного значения.

Лакота говорят, что эти земли принадлежат "подземным людям", очень умным существам со сверхъестественными возможностями, которые жили под землёй... Легенды гласят, что эти люди разводили животных для человеческого потребления, и поддерживали постоянный огонь, нагревающий воду, которая вытекает на поверхность, чтобы лекарственные растения цвели год. 57

Эти верования связывают область теплых родников с подземным народом, и увековечиванием бизоньих стад, но я не нашла никаких письменных подтверждений этих верований до 1970г.

 

Райс-Трек. Кольцо, окружающее Блэк-Хилс, показанное на карте Быка Плохое Сердце, называется Ki Inyanka Ocanku, Райс-Трек. Эта долина все еще известна под этим названием, взятым из истории, известной как Большие Состязания. 58. Четвероногие и двуногие состязались в беге вокруг Блэк-Хилс, чтобы определить, кто будет охотником, а кто добычей. Земля и камни окрасились в красный цвет от крови, вытекавшей из ртов истощенных бегунов и стёртых ног. Двуногие победили, постановив, что люди будут есть бизонов. Этот случай установил порядок во вселенной. Это объясняет начало Танца Солнца и использования лука и стрел. Все версии лакота Больших Состязаний определенно относятся к Блэк-Хилс и Райс-Трек.

Орлиный Щит связал значение Райс-Трек с терминами военного общества Владельцев Вороны. Он рассматривал использование животных Райс-Трек, как продолжающиеся события, а не как чего-то, случившегося в отдаленном прошлом.

Причина, почему Блэк-Хилс были настолько обширны, неизвестна белому человеку, и состоит в том, что Wakantanka (Великий Дух или Великая Тайна) создал их, как место встречи животных. Индейцы всегда знали это, и уважали закон Wakantanka. Согласно этому закону, им запрещалось убивать любое животное во время их большого сбора. В Блэк-Хилс есть горный хребет, вокруг которого есть гладкое, травянистое место, названное "треком". В этом месте животные соревнуются во время своих сборов. Даже маленькие животные, такие как черепахи – соревнуются там. Ворона всегда прилетает первой, другие птицы прилетают перед животными, в то время как насекомые и существа, подобно лягушкам, приходят последними. Иногда требуется 10 лет, чтобы пришли все животные, поскольку они проходят огромные расстояния и лагеря всякий раз, когда зима настигает их. 59

Хотя Райс-Трек менее известен, чем многие другие священные участки Блэк-Хилс, конечно, он имеет первичное значение, как место, где был установлен порядок, и был начат Танец Солнца.

 

Баффало Гап. Бык Плохое Сердце идентифицировал похожую на ворота фигуру в юго-восточном краю Блэк-Хилс, как Pte Tali Yapa, Бизоний Проход или Бизоньи Ворота. Название указывает, что Бизоний Проход было местом, где осенью большие бизоньи стада входили в Блэк-Хилс, и снова выходили весной. Это также считали воротами в Блэк-Хилс для людей лакота, когда они искали места для зимних лагерей среди гор. 60. Многие истории, объясняющие формирование Баффало Гап, связывают это с действием бесчисленных бизоньих стад, проходящих через область после появления из Пещеры Ветра. 61

 

Нагорные Прерии. Карта Быка Плохое Сердце включает местность, названную Re Sla, которая относится к нагорной или "лысой" прерии, обычно называемой Pe Sla. Я не смогла найти других исторических ссылок на это место, с одним возможным исключением. В версии мифа Черного Лося об Упавшей Звезде, герой путешествует в стране Блэк-Хилс, и приходит на плоское место, дом Существ Грома. 62. Так как центральные Блэк-Хилс – в отличие от низменных прерий – часто связывают с Громами, это намек, что Джиллетт Прэри было местом посещения Упавшей Звезды. Однако, ничего в этой истории не представляет определенную идентификацию.

Сегодня некоторые лакота указывают три нагорных прерии – Рейнольдс Прэри, Джиллетт Прэри и Парк Дэнби – связанные с весенним ритуалом, известным как "приветствие жизни во всём мире". 63. Наибольшая из них, Джиллетт Прэри, была известна как Pe Sla (Лысое Место).

 

 

Баффало Гап, естественный проход через песчаники, которые окружают Блэк-Хилс, упомянутый в преданиях шайеннов и лакота о Больших Состязаниях и появлении бизонов из Пещеры Ветра. Фотография Линеа Сандстром.

 

 

Безлесное нагорье, находящееся в центре этой фотографии – прерии Джиллетт и Рейнольдс. Они показаны на карте Быка Плохое Сердце как Pe Sla, Голое Место – место, связанное с возвращением весны. Фотография Линеа Сандстром.

Другие места. Сегодня некоторые лакота считают несколько других мест священными. Эти места не включены в карту Быка Плохое Сердце. Пещера Ветра сегодня является священной для лакота, которые считают, что оттуда появился Tokahe (Первый Человек), выйдя из подземного мира, чтобы принести мудрость и силу народу лакота. 64. Лакота называют это Washun Niya, вентиляционное отверстие. В другом контексте, пещера также считается дверью в подземный мир. Некоторые представляют пещеру, как место, откуда бизоны и другие животные периодически появляются из подземного от мира, чтобы пополнить стада наверху. История, изданная в 1951г, указывает, что пещера была домом священного белого быка бизона, в то время как более поздние истории сообщают о человеке лакота, названном Taopi Gli, который тайно бежал с девушкой народа из подземного мира, и, таким образом, гарантировал процветание своих людей. 65

История создания, полученная на рубеже столетия, объясняет, что Tokahe был первым посыльным из мира священных существ и обучал людей быть человечными. Он дал им понятия религии и обучал священным тайнам, как лечить болезни и искать видения. 66. Он принес Церемонию Бизона, проводимую для девочек, достигших совершеннолетия. Хотя эта версия не связывает Tokahe с Пещерой Ветра, он, как говорят, появился из подземного мира и, в конечном счете, возвратился туда. ЛаПойнт и Пауэрс утверждают, что сегодня эти события среди традиционалистов лакота связаны с Пещерой Ветра, но возраст этой истории не известен. 67

Когда люди впервые оказалось в этом мире, они не знали, как жить, чтобы угодить Богам. Поэтому Боги послали Toka, одного из людей Pte (Священный Бизон), которые жили под землёй, чтобы обучить их. Они сделали так, чтобы Toka установил обычаи, их использование и церемонии. Toka выбрала двух людей и дал им церемонии, которые должны были проводиться согласно желанию Богов, и он обучил их, как узнать и как передать свои пожелания Богам. Он рассказал им священные тайны так, чтобы они имели большую власть и силу. Toka передал эти знания только тем, кто был достоин и приемлем Богам. Он оставался с людьми, пока они жили правильно, а затем покинул их. Таким образом, Toka установил порядок святых мужчин, и их возможность общаться с Богами и сообщать их желания. 68

Красный Каньон и Каньон Страха, в южной части Блэк-Хилс, сегодня признаны священными местами из-за наскальной живописи. 69. Хотя старое название уже никто не помнит, вероятно, это место упомянуто Николасом Чёрным Лосем:

Есть место в Блэк-Хилс, а также на Литл Биг Хорн – берег с надписями, и только знахарь может прочитать это. Это тайна (то есть, священное место). Есть одно место в Блэк-Хилс, и только знахарь может прочитать это (пиктограммы). Мы не знаем, кто написал их, что это, но знахарь может расшифровать это, и узнать значение. Мы были там лагерем, и когда возвратились, там было больше надписей. 70

Другой лакота, Джон Вокруг Него, позднее представил подобный отчет:

Там, где-то в Блэк-Хилс, я точно не знаю, где, давным-давно был кусок скалы – берег или что-то ещё – люди приходили туда каждый год. Каждый год на скале появлялись различные рисунки. Никто не знал, кто рисовал на скале, но если в следующем году люди собирались на войну, появлялся рисунок лежащих людей. Это означало, что будет война. Если они шли туда и видели рисунок бизона и стоек с сохнущим мясом, это означало, что у них будет хороший год. Много еды. 71

Множество наскальных рисунков в Каньоне Страха может иметь происхождение лакота. Подобные рисунки есть у лакота, но они не могут "читаться" подобно другим пиктографическим рисункам. 72. Ещё один участок – Пиктограммы Прингла – изолированный участок наскальной живописи, который содержит множество треугольных и других рисунков. Они находятся рядом с ручьём, ниже высокого гранитного утёса, возвышающегося над Блэк-Хилс. Это предполагает, что рисунки использовались в ритуальном значении. Третий участок наскальной живописи – группа красных рисунков в конце маленького убежища под скалой, возвышающейся над рекой Шайенн, содержит рисунки, подобные тем, что находятся в Каньоне Страха и Пиктограмм Прингла. Эти три участка стилистически подобны друг другу, но отличаются от других рисунков в Блэк-Хилс. 73

Мэри Маклоглин идентифицирует "таинственный холм" с пещерой в этом мистическом или священном месте. Базируясь на описании пещеры и рисунках лакота, которые сопровождают историю, я полагаю, что эта легенда относится к Пещере Медисин Крик около Бер Лодж или Пещеры Ладлоу в Пещерных Холмах к северу от Блэк-Хилс. Рисунок показывает, что пещера содержит изображения бизона, лося, оленя, антилопы и голов горных баранов, а так же множество отпечатков копыт и несколько антропоморфных фигур. Они соответствуют наскальным рисункам, зарегистрированным в Пещере Медисин Крик. 74. С другой стороны, история относится к рисункам на щитах с орлом или Птицей Грома, которые соответствуют Пещере Ладлоу в северных Пещерных Холмах. 75. К сожалению, большинство наскальных рисунков в Пещере Ладлоу были уничтожены прежде, чем были зарегистрированы.

Два источника лакота называют озеро Силвана священным местом. 76. Казалось бы, они были анахроничными, потому что озера не существовало до постройки дамбы в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...