Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Священные места кайова и кайова-апачей




Народ кайова был близко связан с Блэк-Хилс. Лакота называли кайова – люди Холма Острова, обращаясь к острову – как к положению Блэк-Хилс, окруженных равнинами. По словам святого человека лакота, Черного Лося, "было другое племя, которое появилось из этой общины, и они назвали их Холм Остров (Witapaha, кайова), что могло означать название Блэк-Хилс – Холмы Острова". Лакота также использовали термин Холм Остров, чтобы обратиться ко всем древним жителям Блэк-Хилс. Это предполагает, что кайова были в Холмах достаточно долго, чтобы считаться доисторическими жителями области. 105

Хотя много информации было утеряно, несколько источников предоставляют взгляд на священные участки кайова и кайова-апачей в Блэк-Хилс. Мифы кайова и кайова-апачей определенно сообщают о Бер Лодж Бьют и Бер Бьют Лэйк. 106. Можно предположить, что вся северная граница Блэк-Хилс, от Бер Лодж Бьют до горы Сандэнс и Бер Бьют, была священной землей кайова, а также для шайеннов и лакота, которые следовали за ними.

По словам Джеймса Муни, у кайова есть миф, объясняющий происхождение Блэк-Хилс, хотя он не записал текст и не указал источник. Название Блэк-Хилс обеспечивает связь с мифологией кайова. Кайова называли Блэк-Хилс Sadalkani K'op, что можно перевести как кожура желудка или разнообразные горы. 107. Название относится к бурному, изломанному характеру страны Блэк-Хилс. В одной истории о Бер Лодж Бьют, гигантский медведь преследовал девочку и нескольких воинов. Они получили сверхъестественную помощь от трех духов: чудовищных существ, живущих под водами реки, под холмом и скалой. Скала превратилась в Бер Лодж Бьют, подняв людей от медведя. Перед этим, холм предложил помощь, если люди будут говорить ему, что делать.

Маленькая девочка сказала: "Я хочу, чтобы ты превратился во внутренности бизона. Есть некоторые внутренности, которые похожи на глубокие овраги. Ты должен стать таким, как внутренности бизона". И случилось чудо. Земля стала холмистой, переполненной каньонами, а мужчины и девочка побежали дальше, в то время как медведь должен был перебираться через эти холмы, овраги и каньоны. 108

Соответствие описания девочки области, как "внутренностей", и метафора кайова кожуры желудка подразумевает, что эта история относится к созданию Блэк-Хилс, и самого изломанного пейзажа около Бер Лодж Бьют. Подобно лакота, шайеннам и кроу, кайова связывают Бер Лодж Бьют с созвездиями, Плеядами или Большой Медведицей. 109

Другая история кайова связывает Бер Лодж Бьют со спасением не девочки или сестры, а Солнечного Мальчика, культурного героя кайова, или Полу-Мальчика. Этот сверхъестественный мальчик расколол себя на две части; таким образом, эти две части часто упоминаются как Боги Близнецы, хотя каждый был половиной одного человека. 110. В 1890г старая женщина кайова сказала, что это случилось приблизительно в 1690г, когда кайова обосновались в стране Блэк-Хилс, около Скалы, Которая Увеличила Мальчиков – другое название Бер Лодж Бьют. Поскольку Солнечный Мальчик принес кайова священную духовную силу, эта история указывает, что Бер Лодж Бьют был важным религиозным местом кайова. 111

Согласно традиции кайова, Медвежья Почка, taime, один из трех главных религиозных объектов племени, был получен у Бер Бьют. 112. Это был камень, обладавший большой сверхъестественной силой.

История кайова-апачей относится к священному озеру в северных Блэк-Хилс, как к двери в земли мертвых. Здесь культурный герой кайова-апачей получил одну из священных связок. Очевидно, это относится к Бер Бьют Лэйк, единственному естественному озеру в Блэк-Хилс. Близость озера к Бер Бьют отражена в идентификации кайова и кайова-апачей, как священного озера. Это повторяет традицию кайова священного озера в северных Блэк-Хилс. 113

 

Священные места арикара

История арикара, объясняющая происхождение Бер Лодж Бьют, подобна легенде кайова, и также связана с Плеядами. 114. В одной истории, во время игры, семь сестер сидели верхом на медведе. Они побежали к большой скале, которая выросла, подняв их от большого медведя. Люди не могли спустить их вниз, и тогда девочки поднялись в небо, чтобы стать звездами – Плеядами.

Арикара рассказывают ряд историй о Кровавых Руках, бедном мальчике сироте, который жил со своей бабушкой на краю деревни. Кровавые Руки многого добился, несмотря на недостаток богатства и физической красоты, потому что обладал большой силой. История о Кровавых Руках, ставшего орлом – последняя из ряда историй, рассказываемых в апреле, в конце сезона историй. 115

Когда Кровавые Руки просил разрешения бабушки присоединиться к военному отряду, она отказалась, объяснив, что другие воины будут смеяться над ним, потому что он был такой уродливый и жалкий. Несмотря на предчувствия бабушки, Кровавые Руки превратились в орла. Не учитывая просьбы бабушки, которая просила его возвратиться в своё собственное обличие, он улетел туда, "где самые высокие горы Блэк-Хилс". Бабушка последовала за ним и попыталась заманить его, изображая приманку – сначала кролика, а затем оленя. Орёл не поверил ей, и достиг Блэк-Хилс, где сел на вершину самой высокой скалы – Бер Лодж Бьют. Бабушка просила его возвратиться, чтобы она могла в последний раз посмотреть на него. Когда он сделал это, она превратилась в медведя, который прыгал на скалу, исцарапав ее своим когтями, но не смог взобраться наверх. Когда медведь устал, орёл улетел, а бабушка не смогла последовать за ним. Таким образом, они расстались.

Теперь внук, это трудно для меня. Я не могу пройти здесь. Это скалистая земля... Здесь ты разорвал мои чувства. И теперь мы разделимся. Это был способ, которым они разделились. Орел всегда летает вокруг. Он летает вокруг Блэк-Хилс. Но я могу ходить вокруг ничтожно мало. 116

Эта история предлагает, что Блэк-Хилс были вне обычной территории арикара, местом, где безмятежно жили сверхъестественные существа без человеческого вмешательства. Это повторяет взгляд лакота на Блэк-Хилс, как местожительство духов.

 

Священные места манданов

Одна история манданов о Большом Наводнении относится к Бер Бьют. Согласно одному источнику, манданы ежегодно совершали паломничество к Бер Бьют, чтобы отметить наводнение и просить, чтобы оно больше не повторялось. 117. Этот отчет предлагает статус горы, как Мекки, даже прежде, чем шайенны сделали её центром своей религии. Устные предания манданов заявляют, что какое-то время одна группа жила в Блэк-Хилс, перед тем, как обосноваться на реке Миссури. Эта традиция, поддерживает присутствие прото-манданов Центральной Миссури на восточном и северном краю Блэк-Хилс. 118

Обсуждения

Племена, занимавшие Блэк-Хилс, имели традиционные или священные места, затрагивающие три вида свойств: отличительные регионы, типа области вокруг горы Сандэнс; определенные точки на местности, типа Inyan Kara или Бер Бьют; виды местности, типа ручьёв и пещер. Племена, плохо знакомые с областью, часто приспосабливали священные места своих предшественников к собственным верованиям и традициям. Когда племя покидало область Блэк-Хилс, число запоминающихся мест становилось всё меньше и меньше. Таким образом, мы имеем много информации об использовании Блэк-Хилс шайеннами и лакота, немного меньше об использовании арапахо и кайова, и совсем немного об использовании манданами и арикара.

Территории этнических групп со временем часто изменялась. На новых территориях отмечались новые этнические участки. Часто, ранние священные места – даже покинувшей регион группы – были приняты, потому что были естественными ориентирами и мощными, внушительными местоположениями. В некотором смысле, иммигрирующие группы приносили свои священные места с собой. Например, когда Suhtai жили на востоке Южной Дакоты, их священная гора была расположена в Лесных Горах юго-западной Миннесоты. Когда приблизительно в 1670г они переместились в регион Блэк-Хилс, то приняли Бер Бьют своим главным священным местом, и передали этому месту происхождение церемонии Палатки Новой Жизни, которая принадлежала горам в Миннесоте. Бер Бьют был не просто территориальным ориентиром, а важным духовным местом для множества этнических групп в исторический и доисторический период. 119

Дефицит известных ориентиров может объяснить, почему различные этнические группы использовали их подобным образом:

Наконец шайенны вышли в прерии, где одеяло бизоньей травы было разрезано водами рек Йеллоустон, Тонг и Платт. Впереди простирались бескрайние равнины, а их цвет изменялся под лучами солнца. Здесь, за исключением сосновых холмов и низких хребтов, было мало мест, где человек мог бы молиться. Таким образом, высоты Священной Горы отложились в шайеннской памяти. 120

Блэк-Хилс представляют основной пример такого явления. Мы можем проследить верования лакота о Бер Лодж Бьют и Бер Бьют к более сложным шайеннским традициям, которые в свою очередь, кажется, частично произошли из традиций арикара, кайова и кроу. Ассоциация Башни Дьяволов с табу медведя, возможно, пережиток, когда атапаскские и алгонкинские группы жили далеко на севере. 121. Лакота испытывали недостаток в этой давнишней традиции в своей, скорее сокращенной, версии мифа. Однако, они приняли и место и большую часть мифического контекста, который окружал его.

Религиозные традиции о Блэк-Хилс ясно предшествуют началу туризма 1930-ых, и юридическим дебатам 1960-ых и 1970-ых, возвращаясь назад, по крайней мере, на несколько столетий. Кайова, манданы, арикара, шайенны и лакота имеют традиционные истории относительно обширных перемещений в доконтактный период. Исходя из этих традиционных историй, признание священных мест – иногда вопрос возможности возвратиться туда, и воспоминаний от самых старых времен. Можно также рассмотреть восприятие священного места, которое не зависит от верований любой группы.

Новые группы, входящие или повторно входящие в область, признавали святость участков своих предшественников, и принимали их, как собственные. Таким образом, вопрос о том, имели ли лакота "время", чтобы развить религиозные традиции о Блэк-Хилс, отражает наивное представление культурных изменений. 122. Лакота и шайенны поместили старые религиозные традиции (или возобновили) в новый географический контекст, когда они вошли (или повторно вступили) в область Блэк-Хилс. Вместо того чтобы изобретать такие традиции, лакота признали и приняли религиозные традиции тех, кто предшествовал им в области. Структура мифов позволяла применять старые традиции к новым местам, а также принятию новых верований. Был ли это процесс заимствования новых традиций, или возобновления старых – в результате была сложная, священная география. Обратившись к историческим и этнографическим отчетам, Блэк-Хилс были физическим проявлением священных отношений между землей, небом и подземным миром, между людьми и духами, и между мирской и духовной сферами.

Считали ли Блэк-Хилс, в целом, священными – более сложный вопрос. По крайней мере, тринадцать мест в Блэк-Хилс упоминаются священными в исторических и этнографических документах. Участки с наскальными рисунками, пещеры и высокие пики, связанные с существами Грома – не считаются общими священными местами. Вопрос о том, составляют ли тринадцать священных участков определённой области святую землю, напоминает спор о том, сколько ангелов может танцевать на булавочной головке. По крайней мере, двое лакота, Николас Чёрный Лось и Баптист Гуд, определенно назвали Блэк-Хилс обещанной землёй, но оба заявили об этом после потери этой области. Джеймс МакГрегор, индейский агент Пайн Ридж 1930-ых, основываясь на беседах со старыми оглала, также описал Блэк-Хилс, как "специальный подарок" народу лакота от Wakan Tanka. 123. Шайенны полагали, что им дали всю территорию вокруг Бер Бьют, как обещанную землю. 124. Верования более ранних групп в этом отношении не зарегистрированы.

Северные Равнины содержат много мест, которые исторически считаются священными различными группами коренных американцев. Действительно ли Блэк-Хилс были более священными, чем другие места? Ответ, конечно, да, если вопрос касается Бер Бьют и Бер Лодж Бьют (Башня Дьявола). Райс-Трек и связанные с ним места также были священными участками для лакота и шайеннов, как Бер Бьют Лэйк для кайова-апачей. В то же самое время, участки Блэк-Хилс, богатые священными местами, также были богаты ресурсами, особенно после того, как появление лошади сделало внутренние горы менее привлекательными для исконных групп. При уступке Блэк-Хилс в 1876, лидеры лакота предприняли последнее усилие зарезервировать для себя часть Блэк-Хилс, вокруг Райс-Трек. 125

Эти лидеры пытались сохранить земли, на которых находились их самые важные священные места, включая Бер Бьют, Бер Лодж Бьют, Inyan Kara, Баффало Гап и Райс-Трек. Или они пытались сохранить легкодоступные земли, и самые ценные с экономической точки зрения. Так как лакота считали обилие ресурсов в Блэк-Хилс выражением благодеяния Wakan Tanka, два вида ценностей переплелись в их умах. 126. Красное Облако ясно подразумевал это, заявив федеральному правительству, чтобы оно обеспечило лакота, как только Блэк-Хилс были отняты у них: "Бог Всемогущий поместил эти холмы здесь ради моего богатства, но теперь вы хотите взять их и сделать меня бедным, так что я хочу такую компенсацию, чтобы не остаться бедным". 127. Можно утверждать, что дичь и другие ресурсы, собранные в Блэк-Хилс, имели не только религиозное, но и экономическое значение. В 1874 Уильям Кэртис написал, что "согласно утверждению Сидящего Быка, в былые дни индейцы обычно охотились в Блэк-Хилс, как во вспомогательном месте – и возможно – в месте поклонения". 128. С точки зрения лакота, обилие ресурсов не позволяло приближаться к Блэк-Хилс даже в "почтительном настроении". 129

Подчеркивая экономическую ценность Блэк-Хилс, возможно, лакота просто пытались вести переговоры с белыми на их условиях. В конце концов, религиозный аргумент едва мог быть убедителен людям, которые, в лучшем случае, считали коренную религию невежеством, в худшем случае – поклонением дьяволу. Такой аргумент, вероятно, произвёл противоположный эффект, потому что, чем скорее религия лакота будет уничтожена, тем скорее они станут "хорошими" (то есть, полностью повысят свой культурный уровень). Выселение индейцев из своей святой земли могло только ускорить процесс. С другой стороны, белые уже возмущались стоимостью ежегодных выплат для лакота. Столкнувшись с такими расходами, возможно, белые были убеждены пересмотреть аннексию Блэк-Хилс.

Большинство заявлений белых об отношении индейцев к Блэк-Хилс в 1870-ых, получено из газет. Репортеры, сопровождавшие экспедицию в Блэк-Хилс 1874г, и имея возможность обсудить Блэк-Хилс со скаутами лакота, санти и арикара, были единодушны в описании Блэк-Хилс, как святой земли лакота и шайеннов. Наппен из Bismarck Tribune сказал, что индейцы считают Блэк-Хилс домом Великого Духа. Уильям Кэртис из New York World, описал Блэк-Хилс, как "земной рай индейцев" и "комбинированный парк для оленей и Мекку", и отметил, что Блэк-Хилс часто были местом проведения ежегодного Танца Солнца, "самого торжественного праздника". Он заключил, что для индейцев "Блэк-Хилс – самое святое место на земле". С проницательностью, необычной для тех дней, Кэртис выдвинул гипотезу, что религиозные лидеры лакота подчеркивают традиционную священность этой области, чтобы сохранить нетронутым последний, безмятежный остаток когда-то обширных своих территорий. Сэмюэль Барроус из New York Tribune написал, что Блэк-Хилс были "мифической землей" индейцев, наделенной легендами и суеверием. Арис Дональдсон из St. Paul Pioneer, также подчеркнул, что Блэк-Хилс были священны для индейцев.

Блэк-Хилс – знаменитая цитадель и любимое охотничье угодье краснокожих. Они дороже, чем "могилы предков". Они полагает, что души умерших людей охотятся на души животных в своих старых охотничьих угодьях. В простой вере индейца – это самое священное место на земле – "святое из святых". 130

Ни в одном из этих газетных отчетов не была подвергнута сомнению святость Блэк-Хилс. Кажется, существует точка зрения, что Блэк-Хилс, действительно, были святой землей лакота. В то же самое время, репортеры ясно указали, что вопрос священности полностью не соответствуют действительности. Хотя репортёры единодушно признавали священность Блэк-Хилс, они были единодушны в требовании открыть область для белых поселенцев. Например, после описания Блэк-Хилс, как "святой из святых" земли для лакота, Дональдсон задавался вопросом, насколько долго эта область будет оставаться только местом случайной охоты для "самых упрямых и развращенных кочевников" человеческой расы. В 1870-ых считали, что индейские верования о Блэк-Хилс нужно запретить, преобразовывать или игнорировать. Реальная проблема заключалась в том – насколько быстро индейцы будут преобразованы или истреблены, а область будет открыта для белых. 131. Репортеры, которые отражали преобладающие мнение тех дней, не имели никакого повода, чтобы преувеличить верования индейцев о священности Блэк-Хилс.

Когда в 1970-ых лакота утверждали, что Блэк-Хилс были священной землей, они отвечали на политику федерального правительства, что священность была уместна их притязаниям на область. Повышение интереса к религиозным правам коренных американцев в 1970-ых, достигло кульминации в утверждении Религиозного Акта Свободы американских индейцев 1978г. Общественное отношение быстро изменилось. Вместо того чтобы спрашивать, почему лакота требовали придать священный статус Блэк-Хилс в 1970-ых, мы могли бы более продуктивно обратиться к мудрости 1870-ых – для лакота Блэк-Хилс были священной землей. Ответ, кажется, лежит во внезапной уместности священности, чтобы продолжать споры. Блэк-Хилс стали символом сопротивления коренных американцев росту культурного уровня. Благодаря этой символической роли, сегодня Холмы являются священными, каковыми они исторически не были. Однако, это не означает, что в прошлом область не имела никакого религиозного значения.

Мы никогда не узнаем наверняка степень, с которой Блэк-Хилс рассматривали священной землей её бывшие обитатели. По крайней мере, часть области была священной для многих групп. Присутствие приблизительно ста участков наскальных рисунков в Блэк-Хилс, иллюстрирующих узнаваемые религиозные темы, предлагает, что область имела значительное религиозное значение большинство, если не всю, человеческую историю. 132. Текущее религиозное движение лакота и шайеннов оживляет традиционные верования, включая верования о Блэк-Хилс.

 

Примечания

1. Дональд Уорстер, Под западными небесами: природа и история американского запада.

2. Стив Касселлс, Дэвид Миллер и Пол Миллер, Paha Sapa: Краткий культурный обзор ресурсов Национального Леса Блэк-Хилс, Южная Дакота и Вайоминг; Уотсон Паркер, "Противоречие Блэк-Хилс".

3. Джон Хромой Олень и Ричард Эрдоес, Хромой Олень в поисках видения: жизнь знахаря сиу; Карл Шлезир, Небесные волки: шайеннский шаманизм, церемонии и доисторическое происхождение; Рената Шукис, Красная Шапка: шайеннский создатель синего неба и хранитель Священных Стрел; Томас Майлс, Глупая Ворона; Том Атакующий Орел и Рон Зейлингер, Блэк-Хилс: Священные Холмы; Рональд Гудман, Знание звезд лакота: изучение звездной теологии лакота; Северт Молодой Медведь и Тэйсз, Стоя на свету: лакота способ видеть; Леонард Вороний Пёс и Ричард Эрдоес, Вороний Пёс: четыре поколения знахарей сиу.

4. Паркер, "Противоречие Блэк-Хилс"; Уорстер, Под западными небесами.

5. Ричард Додж, Блэк-Хилс; Эдвин Томпсон Дениг, Пять индейских племен Верхней Миссури.

6. Дениг, там же.

7. Ричард Додж, Наши дикие индейцы; Додж, Блэк-Хилс; Леста Теркэн и Джеймс Маклэрд, Экспедиция Блэк-Хилс 1875г; Ричард Додж, Журналы Блэк-Хилс Ричарда Ирвинга Доджа.

8. Додж, Журналы Блэк-Хилс.

9. Додж, Блэк-Хилс; Линеа Сандстром, История культуры Блэк-Хилс.

10. Теркэн и Маклэрд, Экспедиция Блэк-Хилс; Додж, Журналы Блэк-Хилс; Уильям Ладлоу, Сообщение разведки в Блэк-Хилс, проведённой летом 1874г; Макс Гербер, "Экспедиция Блэк-Хилс 1874г: новый взгляд".

11. Додж, Журналы Блэк-Хилс.

12. Там же.

13. Уорстер, Под западными небесами.

14. Джеймс ЛаПойнт, Легенды лакота.

15. Амос Бык Плохое Сердце, Пиктографическая история оглала.

16. Там же.

17. Там же.

18. Дневники Джона Борка, 1872-96гг.

19. Джеймс Волкер, Вера и ритуалы лакота; Уильям Пауэрс, Священный язык: характер сверхъестественной беседы лакота.

20. Джеймс Волкер, Мифы лакота.

21. Пауэрс, Священный язык.

22. Уоррен, Предварительное сообщение исследований в Небраске и Дакоте в 1855-57гг; Додж, Журналы Блэк-Хилс.

23. Герберт Краус и Гари Ольсон, Прелюдия к славе.

24. Шарлотта Чёрный Лось, "Весенние церемонии"; Гудман, Знание звезд лакота.

25. Там же.

26. Элла Делория, Тексты дакота.

27. Питер Пауэлл не считает, что это голова бизона, Сладкая Магия: Продолжающаяся роль Священных Стрел, Танца Солнца и Священной Шапки в истории северных шайеннов; Шлезир, Небесные волки.

28. Декост Смит, Опыт красных индейцев.

29. Бык Плохое Сердце, Пиктографическая история.

30. Джордж Гриннелл, Индейцы шайенны: их история и образ жизни; Гриннелл, У шайеннских походных костров; Роял Хассрик, Сиу: жизнь и обычаи военного общества.

31. Волкер, Вера и ритуал лакота; Юджин Бюхэль, Словарь тетон сиу.

32. Алиса Мариотт и Кэрол Раклин, Мифология индейцев Равнин.

33. Раймонд ДеМолли, Шестой дедушка: Обучение Черного Лося, данное Джону Нейхардту; Джон Нейхардт, Говорит Черный Лось; Пауэрс, Священный язык. Джозеф Браун, Священная Трубка: Отчет Черного Лося семи обрядов оглала.

34. Денсмор, Музыка тетон сиу.

35. ДеМолли, Шестой дедушка.

36. Дуглас Паркс и Валдо Ведэль, "География пауни: историческая и священная".

37. Авторский Проект Южной Дакоты, Легенды могущественных сиу; Ричард Эрдоес и Альфонсо Ортис, Легенды американских индейцев; "Легенда о Башне Дьявола".

38. Гудман, Знание звезд лакота; Кларк, Индейский язык жестов.

39. Дневники Борка.

40. Раймонд ДеМолли и Дуглас Паркс, Религия индейцев сиу: традиции и новшества.

41. ДеМолли, Шестой дедушка.

42. Историческое Общество Округа Крука, Пионеры округа Крука.

43. Шарлотта Чёрный Лось, "Названия мест Блэк-Хилс", неопубликованная рукопись.

44. Бригадный генерал Джон Брук, Карта индейских резерваций Пайн Ридж и Роузбад и смежных территорий.

45. Бык Плохое Сердце, Пиктографическая история.

46. Томас Оделл, Mato Paha: История Бер Бьют; Джеймс Говард, "Примечания относительно этногеографии янктонов"; ДеМолли, Шестой дедушка.

47. Денсмор, Музыка тетон сиу; ЛаПойнт, Легенды лакота; Авторский Проект Южной Дакоты, Легенды могущественных сиу; Эдвард Кадлесек и Мейбл Кадлесек, Убить орла: индейский взгляд на последние дни Бешеного Коня.

48. Элла Делория, переводы текстов Джорджа Бушоттера, коллекция Джеймса Дорси; Оделл, Mato Paha; Джеймс Оуэн Дорси, Изучение культов сиу.

49. Дневники Борка.

50. Джордж Хайд, Народ Красного Облака: История индейцев оглала сиу; Оделл, Mato Paha.

51. Гудман, Знание звезд лакота; ДеМолли, Шестой дедушка.

52. Джон Стоит в Деревьях и Марго Либерти, Шайеннские воспоминания; Майлс, Глупая Ворона.

53. Бык Плохое Сердце, Пиктографическая история; ЛаПойнт, Легенды лакота; ДеМолли, Шестой дедушка; Джон Нейхардт, Когда дерево в цвету.

54. ДеМолли, Шестой дедушка; Нейхардт, Когда дерево в цвету.

55. Альфред Бауэрс, Социальная и церемониальная организация хидатса.

56. Кадлесек и Кадлесек, Убить орла.

57. ЛаПойнт, Легенды лакота.

58. Юджин Бюхэль, Рассказы и тексты лакота; ДеМолли, Шестой дедушка; ЛаПойнт, Легенды лакота; Денсмор, Музыка тетон сиу.

59. Денсмор, Музыка тетон сиу.

60. Лютер Стоящий Медведь, Мой народ сиу; Кадлесек и Кадлесек, Убить орла; Рональд Тернер, Млекопитающие Блэк-Хилс Южной Дакоты и Вайоминга.

61. ЛаПойнт, Легенды лакота.

62. ДеМолли, Шестой дедушка.

63. Гудман, Знание звезд лакота.

64. Марла Пауэрс, Женщины оглала: миф, ритуал и действительность.

65. "Пещера Ветра", Wi-Iyohi, Бюллетень Исторического Общества Южной Дакоты; ЛаПойнт, Легенды лакота.

66. Волкер, Мифы лакота.

67. ЛаПойнт, Легенды лакота; Пауэрс, Женщины оглала.

68. Волкер, Мифы лакота.

69. ЛаПойнт, Легенды лакота; ДеМолли, Шестой дедушка.

70. ДеМолли, Шестой дедушка.

71. Эмилия Льюис, Wo'Wakita: резервационные воспоминания.

72. Линеа Сандстром, Хрупкое наследие: доисторическая наскальная живопись Южной Дакоты.

73. Линеа Сандстром, Наскальная живопись южных Блэк-Хилс.

74. Мэри МакЛоглин, Мифы и легенды сиу; Уильям Бакльз, "Анализ примитивной наскальной живописи пещеры Медисин Крик, Вайоминг".

75. Линеа Сандстром, Материальная культура пещеры Ладлоу.

76. Вестал, Сидящий Бык: чемпион сиу; Авторский Проект Южной Дакоты, Легенды могущественных сиу.

77. Раймонд ДеМолли, Предисловие к Стэнли Весталу, Сидящий Бык: чемпион сиу.

78. Гарик Моллери, Рисунчатое письмо американских индейцев.

79. Кадлесек и Кадлесек, Убить орла.

80. ДеМолли, Шестой дедушка.

81. Кадлесек и Кадлесек, Убить орла.

82. Хайд, Народ Красного Облака.

83. Моллери, Рисунчатое письмо.

84. ДеМолли, Шестой дедушка.

85. Шлезир, Небесные волки; Пауэлл, Сладкая Магия; Гриннелл, Индейцы шайенны; Стоит В Деревьях и Либерти, Шайеннские воспоминания; Джордж Хайд, Жизнь Джорджа Бента; дневники Борка; Оделл, Mato Paha.

86. Шлезир, Небесные волки.

87. Пауэлл, Сладкая Магия.

88. Уорстер, Под западными небесами.

89. Стоит В Деревьях и Либерти, Шайеннские воспоминания; Шлезир, Небесные волки.

90. Дневники Борка.

91. Джон Мур, Народ шайенны: социальная и демографическая история.

92. Джон Мур, "Шайеннские имена и космология", Американский этнолог.

93. Стоит В Деревьях и Либерти, Шайеннские воспоминания; Пауэлл, Сладкая Магия; Томас Маркус и Рональд Лимбог, Шайенны и сиу: воспоминания о четырех индейцах и белом солдате.

94. Гриннелл, Индейцы шайенны; Эрдоес и Ортис, Мифы и легенды.

95. Пауэлл, Сладкая Магия; Стоит В Деревьях и Либерти, Шайеннские воспоминания.

96. Шлезир, Небесные волки.

97. Гриннелл, Индейцы шайенны.

98. Беверли Бэдхорс, "Древние рисунки: возможное религиозное значение некоторых из них", Археолог Вайоминга; Пауэлл, Сладкая Магия.

99. Сандстром, Наскальная живопись южных Блэк-Хилс; Линеа Сандстром и Джеймс Кейзер, "Племенное применение петроглифов из Блэк-Хилс и Пещеры Холмов на щитах".

100. Шлезир, Небесные волки; Джон Брумли, "Участок Эллис: последнее доисторическое захоронение. Участок Магических Колес в юго-восточной Альберте", Вклады в предысторию Равнин.

101. Овер, Индейское рисунчатое письмо Южной Дакоты.

102. Оделл, Mato Paha; Стоит В Деревьях и Либерти, Шайеннские воспоминания.

103. Вирджиния Коул Тренхольм, Арапахо, наши люди.

104. Майлс, Глупая Ворона.

105. ДеМолли, Шестой дедушка; ЛаПойнт, Легенды лакота.

106. Карл Шлезир, Индейцы Равнин, 500-1500гг нашей эры: археологическое прошлое исторических групп; Скотт Момадэй, Путь к горе Дождей; Элси Парсон, Рассказы кайова; Джон Харрингтон, "Воспоминания кайова о северной земле".

107. Джеймс Муни, Календарная история индейцев кайова.

108. Морис Бойд, Голоса кайова: мифы, легенды и сказки.

109. Бойд, там же; Момадэй, Путь к горе Дождей.

110. Бойд, Голоса кайова; Мариотт и Раклин, Мифология индейцев Равнин.

111. Уилбер Най, Плохая и хорошая магия: рассказы кайова; Бойд, Голоса кайова.

112. Стоит В Деревьях и Либерти, Шайеннские воспоминания; Муни, Календарная история.

113. МакАллистер, "Социальная организация кайова-апачей", Социальная антропология североамериканских племен; Най, Плохая магия.

114. Дуглас Паркс, Традиционные рассказы индейцев арикара.

115. Там же.

116. Там же.

117. Питер Розен, Pa-Ha-Sa-Pah, или Блэк-Хилс Южной Дакоты; Оделл, Mato Paha.

118. Бауэрс, Организация хидатса; Сандстром, История культуры Блэк-Хилс.

119. Шлезир, Индейцы Равнин.

120. Пауэлл, Сладкая Магия.

121. Мариотт и Раклин, Мифология индейцев Равнин.

122. Паркер, "Противоречие Блэк-Хилс".

123. ДеМолли, Шестой дедушка; Моллери, Рисунчатое письмо; Джеймс МакГрегор, Резня Вундед-Ни с точки зрения сиу.

124. Шлезир, Небесные волки.

125. Сообщение министра внутренних дел, 1875-76гг.

126. Дневники Борка; Краус и Ольсон, Прелюдие к славе.

127. Сообщение комиссии, назначенной рассмотреть с индейцами сиу сдачу Блэк-Хилс.

128. Теркэн и Маклэрд, Экспедиция Блэк-Хилс.

129. Уорстер, Под западными небесами.

130. Краус и Ольсон, Прелюдия к славе. Современный отчет описывает Блэк-Хилс, как "своего рода, очарованная земля" индейцев: Дейтон Канади, "Вне границы" История Южной Дакоты.

131. Там же.

132. Сандстром, Наскальная живопись южных Блэк-Хилс.

133. Джордж Дорси и Альфред Кребер, Традиции арапахо; Джордж Дорси, Шайенны; Альфред Кребер, "Рассказы шайеннов", Журнал американского фольклора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...