Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волков Ю.Г., Гулиев М.А., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. История и современность. – изд. 2-е. – М.: Феникс, 2007.




Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии XIX- начало XX веков. Часть 2. Русская социология: учебное пособие. – М.: Владос, 2005.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: КДУ, 2008.

Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Социология второй половины XX - начала XXI века. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Гаудеамус, 2010.

Желтов В.В., Желтов М.В. История западной социологии: этапы, идеи, школы. – М.: Академический Проект, 2010.

6. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. – М.: Проект, 2007.

Кравченко А.И. История отечественной социологии: учебное пособие. – М.: Проект, 2005.

Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2005

Симонова О. История социологии ХХ века. – М.: Логос, 2008.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) /под ред. Е. И. Кукушкиной. – М.: Высшая школа, 2004.

11. Ритцер Д. Современные социологические теории / Пер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

12. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005.

Чеснокова В.Ф. Язык социологии. – М.: ОГИ, 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред.проф.В.И.Добренькова. – Кн.1: История социологии (XIX- первая половина XX в.). – М.: ИНФРА-М,2004. – 592 с.

2. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 736 с.

3. Очерки по истории теоретической социологии XIX – началоXX в. / Отв.ред. Ю.Н. Давыдов. – М.: Наука, 1994. – 239 с.

4. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму) / Ю.Н.Давыдов, А.Б.Гофман, А.Д.Ковалев и др.– М.: Наука, 1994. – 380 с.

5. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат,1990. – 432 с.

6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 448 с.

 

 

Семинарское занятие 4. Общество как социетальная система.

 

1.Понятие общества, его типы.

2.Социальная структура общества: социальные институты, организации, социальные общности, социальные группы.

3.П Сорокин: экономическая, политическая и профессиональная стратификация, индексы интеллекта стратификационной структуры общества.

5.Социальная стратификация, социальная мобильность.

 

Темы докладов и рефератов

1.Типология обществ в исторической перспективе.

2.Понятие «социальная система» – структурно-функциональный подход.

3.Теория модернизации и теория общественно-экономических формаций о единстве развития социума.

4.Теория цивилизации о многообразии развития социума. Западная и восточная модели обществ.

5.Социологический анализ основных типологий социальных институтов.

6.Дифференциация и спецификация социальных институтов в современном российском обществе.

7.Эволюция социальных институтов.

8.Марксистская теория классов. Проблема социального равенства и социальной справедливости

9.Современное российское общество и социальные тенденции его развития.

10.Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество.

11.Многообразие социальных систем в современном мире.

12.Социальное время и социальное пространство как характеристики социальных систем.

13.Цивилизационный подход к развитию общества.

14.Концепции «социальной стратификации» в западной социологии.

15.Социальная стратификация современного российского общества.

16.Проблемы формирования элиты в современном российском обществе.

17.Проблемы и перспективы становления среднего класса в современной России.

18.Социология бедности.

19.Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.

20.Социальные общности как феномен. Разновидности социальных общностей.

21.Феномен бюрократии в современном обществе.

22.Теория организаций и эффективный менеджмент.

 

Контрольные вопросы

 

1.Как соотносятся между собой понятия «общество» и «социальная система».

2.Критерии выделения подсистемы общества.

4.Насколько правомерно использование понятия «система», которое заимствовано из естественных наук для описания общества.

5.Что позволяет объяснить понятие «тип общества».

6.Что такое социальный институт. Зачем создаются социальные институты. 7.Виды социальных институтов их роль в общественной жизни.

8.Что такое институализация общества и какова ее социальная роль.

9.В чем различие понятий «стратификация» и «социальная структура».

10.Как соотносится неравенство и социальная стратификация.

11.Каково место среднего класса в обществе и каковы его признаки.

12.Характеристика стратификационной системы в современной России.

13.Что отражает понятие «социальная мобильность» и зачем оно вводится.

14.Какие существуют типы, направления и виды социальной мобильности.

15.В чем заключается марксистский подход к социальной структуре.

16.Чем отличается классовая теория социальной структуры от теории социальной стратификации.

17.Чем отличается стратификация современного западного и российского общества.

18.Как происходит процесс образования организаций.

19.Какие характеристики бюрократической организации вы знаете.

20.Какие существуют виды социальных организаций.

Основная литература

1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академия-центр, 2005.

2. Гофман А.Б. Существует ли общество? //Социс. – 2005. - № 1.

3. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» //Социс. – 2004. - № 2.

4. Зиновьев А. На пути к сверхобществу. – М.: АСТ. 2008.

5. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социс. – 2005. – №12.

6. Самыгин С.И. Социология для студентов вузов. – М.: Феникс, 2008.

7. Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

8. Турен А. Социология без общества //Социс. – 2004. - № 7.

9. Фулье А. Современная наука об обществе. – М.: КомКнига, 2007.

Дополнительная литература

1.Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социс. – 2006. – №11.

2.Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – №10.

3.Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. – 2004. – №2.

4.Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.

5.Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2001. – 527с.

6.Социология организаций: Учеб. для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

7.Шубина Л.В. Общественное мнение об опросах общественного мнения // Социс. – 2005. – №11.

 

Семинарское занятие 5. Социология личности.

1.Понятие личности.

2.Структура и типы личности.

3.Основные подходы к изучению личности (социально-психологический и функциональный подходы).

4.Социальная роль и социальный статус личности.

5.Социализация личности, основные этапы.

6.Агенты социализации.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Человек как биосоциальная система.

2. Роль семьи в социализации личности.

3. Теории социализации личности в западной социологии.

4. Проблема ценностных ориентаций личности в современном мире.

5. Многомерность человека как перспектива его социального понимания.

6. Личность и социальные роли.

7. Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях.

8. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.

9. Российская действительность: социальные причины девиантного поведения.

10. Теория личности в зарубежной социологии.

11. Социальный контроль как необходимое условие функционирования общества.

12. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей.

13. Общественное мнение как элемент социального контроля.

14. Пути и средства гармонизации интересов личности и общества.

 

Контрольные вопросы

 

1.Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2.В чем смысл присвоения личности социального статуса.

3.В чем различие социального статуса и социальной роли.

4.В чем заключается значение социализации для функционирования социума.

5.Что может послужить причиной процесса ресоциализации.

6.Какова роль семьи как первичного социализирующего коллектива в развитии личности.

Основная литература

 

1. Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология /пер. с англ. В.Ф. Анурина. − М.: Акад. проект, 2004.

2. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи в социализации индивида //Социс. – 2007. - № 9.

3. Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность: Социологическое исследование. – изд. 2-е. – М.: ЛКИ, 2007.

4. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. – Ростов-на-Дону: Росиздат, 2005.

5. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека. От классических к постнеклассическим подходам. – М.: ЛКИ, 2008.

6. Полякова И.П. Роль ценностей в процессе мотивации. - Липецк: ЛГТУ, 2004.

7. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни //Социс. – 2007. - № 4.

8. Спасибенко С.Г. Социальная структура личности //СГЗ. – 2007. - №1.

 

Дополнительная литература

 

1.Бачинин В.А. Антропосоциология анормативного поведения // Общественные науки и современность. – 2001. – №3. – 62–74 с.

2.Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. – 2002. – №1.

3.Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

4.Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.

5.Лапин Н.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006. – 415 с.

6.Смирнов П.И. Социология личности: Учебное пособие. – СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001. – 380 с.

7.Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 с.

8.Социология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.

9.Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

10.Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социс. – 2004. – №12.

 

Семинарское занятие 6. Социология семьи и молодежи.

1.Понятие семьи.

2.Сущность, структура и функции семьи.

3.Дисфункции современной семьи.

4.Виды семьи. Семья как социальный институт.

5.Положение современной семьи в России.

6.Исторические пути развития семейно-брачных отношений.

7.Статусно-ролевая и ценностная структура современной семьи.

8.Трансформация института семьи на протяжении столетий и его современное состояние.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Молодежная субкультура: проблемы и перспективы развития.

2. Социальный портрет современного студента.

3. Особенности студенческого образа жизни.

4. Профессиональное самоопределение молодежи.

5. Жизненные планы молодежи.

6. Молодежные общественные организации.

7. Специфика положения молодежи на рынке труда.

8. Ценностные ориентации молодежи.

9. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.

10. Здоровье как жизненная ценность молодежи.

 

Основная литература

 

1. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

2. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

3. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения. – СПб.: КАРО, 2006.

 

Дополнительная литература

 

1.Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

2.Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. – Мн. ТетраСистемс, 2000.

3. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов / Н.В. Казаринова, О.Г.Филатова, А.Е. Хренов; Под общ ред. Г.С. Батыгина. – М.: NOTA BENE, 2000.

4. Шереги Ф. Э.Дети с особыми потребностями: Социологический анализ. – М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПБ.: СПБГУП, 2000.

6. Чупров В.И., Зубок Ю.И., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. – М.: Наука, 2003.

7. Шереги Ф.Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика: Социологический анализ. – М., 2003.

 

Семинарское занятие 7. Социология культуры, образования.

 

1.Понятие культуры в системе социологического знания.

2.Основные подходы к изучению культуры в социологии.

3.Типология культур.

4.Аспекты и элементы культуры.

5.Социальные функции культуры.

6.Многообразие культур и проблема их типологизации.

7.Социология знания и социология культуры Карла Манхейм.

8.Образование как социальный институт.

9.Социальные функции образования.

10.Фактор бедности и его влияние на образовательные стратегии молодежи в России.

Темы докладов и рефератов

 

1.Динамика ценностных оснований идентичности в современном российском обществе.

2.Социокультурные изменения в современной России.

3.Мифы современного общества.

4.Социокультурные эффекты модернизации.

5.Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

6.Культура как фактор социальных изменений.

7.Студенческая семья: особенности современности.

8.Социальная стратификация как фактор семейного поведения.

9.Тенденции и перспективы трансформации института семьи в современном обществе.

10.Социальная роль семьи в современном обществе.

11.Семейная политика государства: возможности, стратегии, инструменты.

12.Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи.

13.Тенденции и проблемы современной семьи с позиции теории конфликта.

14.Условия прочности современной семьи.

15.Причины расторжения брака в современном обществе.

16.Контрактная форма брака: за и против.

17.Проблема ранних браков.

18.Проблема «сексуальных меньшинств». Однополая любовь и однополые браки.

19.Строгость в воспитании детей: за и против.

20.Как преодолеть дефицит родительского внимания в наше время?

Основная литература

 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.

2. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.

3. Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления //Социс. – 2006. - №7.

4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.

5. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и общество. − СПб., Алетейя, 2005.

6. Ионин Л.Г. Социология культуры. − М.: ГУ ВШЭ, 2004.

7. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М.: КДУ, 2009.

8. Моль А. Социодинамика культуры. − М.: КомКнига, 2005.

9. Решетников С.Ю. Теория культуры (Логико-методологические подходы) //Общественные науки и современность. – 2007. - №2.

10. Социология семьи: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 640 с.

Семинарское занятие 8. Социология девиантного поведения.

 

1.Понятие и сущность девиантного поведения.

2.Типы девиантного поведения.

3.Девиантное поведение и социальный контроль.

4.Социальный контроль, его элементы.

5.Типы и формы социального контроля.

Темы докладов и рефератов

 

1.Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

2.Теория аномии Э. Дюркгейма, функционалистическая теория аномии Р.Мертона.

3.Типология отклоняющегося поведения.

4.Теория стигматизации («наклеивания ярлыков»). Э. Лемерта и Г. Беккера.

5.Социальный контроль, его функции и структура в современном обществе.

7.Назовите основные факторы, определяющие развитие девиантного поведения в обществе.

8. В чем заключается необходимость социального контроля.

9. Какие существуют виды социальных санкций и в чем их сущность.

10.Что такое социальная аномия и кто из ученых разрабатывал эту теорию.

 

Основная литература

 

1. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция /под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. − М.: Институт социологии РАН, 2005.

2. Девиантное поведение: методология и методика исследования /под ред. М.Е. Поздняковой. − М.: ИС РАН, Реглант, 2004.

3. Клейнберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. − М.: МПСИ, 2006.

4. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: учебное пособие /под ред. Ю.Ю. Комлева. - изд. 2-е. перераб. и доп. − Казань: КЮИ МВД России, 2006.

5. Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных самоубийств //Социс. – 2007. - №3.

6. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. – СПб.: Питер, 2007.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. − М.: Трикста, 2005.

 

Семинарское занятие 9. Экономическая социология.

 

1. Социология труда как отрасль социологии.

2.«Экономический человек».

3.«Технологический человек».

4.«Биологический человек».

5.«Социально-психологический человек».

6.«Социально-политический человек».

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Специфика нового институционализма в современной экономике.

2. Основные идеи феномена экономического империализма науки в работах Г. Беккера.

3. Основные элементы критики немецкой исторической школой ключевых идей либеральной политической экономии.

4. Почему К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма историки относят к классикам экономической социологии?

5. В чем состоят различия между старой и новой экономической социологией?

6. Благодаря развитию какой идеи К. Поланьи М. Грановеттер стал одним из самых цитируемых авторов в современной экономической социологии?

7. Почему сетевой подход является одним из наиболее популярных исследовательских направлений в современной экономической социологии?

8. Вслед за М. Вебером охарактеризуйте основные черты бюрократической организации.

9. В современной экономической социологии деньги рассматриваются как социальное отношение. В чем состоит специфика этого отношения согласно К. Марксу, Г. Зиммелю и В. Зелизер?

10. Сравните основные подходы к социальному расслоению в обществе, существующие в современной социологии. Какое направление стратификационных исследований является наиболее перспективным для изучения российского общества?

11. Опишите хоторнские эксперименты. Каковы основные результаты этих экспериментов?

Контрольные вопросы

 

1. Продемонстрируйте на примерах процесс конвертации экономического капитала в социальный капитал.

2. В каких ситуациях экономический капитал не является доминирующим по отношению к другим формам капиталов, например, социальному или культурному?

3. В чем состоит специфика экономического подхода к рациональности?

4. Опишите эволюцию экономических взглядов на природу интереса.

5. Назовите основные способы построения организаций по способу подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля.

6. Охарактеризуйте идеальные типы хозяйственных организаций и раскройте способы их построения.

7. Какие факторы обусловливают сегментацию групп занятых?

8. Опишите основные положения теории человеческого капитала Г. Беккера. Какие изменения произошли в структуре домашнего хозяйства за последние десятилетия?

9. В чем состоит различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии?

10. Чем низшие классы отличаются от андеркласса? Используя критерии «этничности» и «жизненных шансов», выявите наиболее депривированные социальные группы советского и современного российского общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...