Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для конспектирования к семинарским занятиям




 

Семинарское занятие 1.

Анализ главы из работы О. Конта. Курс позитивной философии.

Режим доступа:

http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html

 

Семинарское занятие 4.

Анализ главы из работы П. Сорокина Социальная стратификация и мобильность.

Режим доступа:

http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_strat_mobile.html

Анализ главы из труда Н. Лумана. Понятие общества.

Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/luman/pon_ob.php

 

Семинарское занятие 6.

Рассмотреть социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи в России и Республике Крым.

Подготовьте реферативный обзор статьи: Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // СОЦИС. - 2005. - №2.

 

Семинарское занятие 7.

Анализ главы из работы Т. Парсонс. Культурные аспекты систем действия. Интернализованные ориентации и культурные объекты.

Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/pars/09.php

Подготовьте реферативный обзор статьи: Мартынюк И., Соболева Н. Академическая наука в общественном мнении и в оценках экспертов // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2006. - №1. - С.134-152.

Режим доступа:

http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/90294/09-Martyniuk.pdf?sequence=1

 

Семинарское занятие 8.

Анализ главы из работы Р. Мертона Социальная структура и аномия.

Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/822/897/1216/009x20mERTON.pdf

 

Семинарское занятие 9.

Анализ главы из работы М. Вебера Протестантская этика и дух капитализма.

Режим доступа:

https://chisineu.files.wordpress.com/2012/09/biblioteca_protestanskaya_etiketa_weber.pdf

 

Тематика научных исследований

1. Технико-технологическое, организационное и социальное разделение труда: социологическое понимание.

2. Профессиональное разделение труда и социально-экономические отношения в обществе.

3. Трансформация труда и занятости под влиянием индустриального капитализма.

4. Отчуждение труда: его сущность, проявления и измерения.

5. Социальная ценность труда и занятости.

6. Труд и занятость как средства поддержания социального статуса и самореализации личности.

7. Трудовые установки россиян на современном этапе: социальный аспект.

8. Удовлетворенность трудом и факторы, влияющие на нее.

9. Работа на дому и надомная работа: основные тенденции их изменения в развитых странах и России.

10. Безработица как отсутствие оплачиваемой работы.

11. Способы измерения безработицы по методологии МОТ.

12. Безработица в России: состояние, характерные черты, измерение и основные тенденции.

13. Трансформации в сфере труда и занятости в России в условиях рыночного транзита.

Теоретическое осмысление бедности: взаимосвязь бедности и неравенства.

Признаки богатства: обладание ликвидными ценностями.

Аккумуляция богатства из поколения в поколение.

Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата, пособие.

Основные характеристики отличия экономического неравенства от социального.

Соотношение уровня жизни и удовлетворения базисных потребностей. Понятие, характеристика и взаимосвязь между прожиточным минимумом и потребительской корзиной.

История расчета прожиточного минимума в СССР и России.

Порог и черта бедности: социологический анализ.

Стандарт жизни в ХIХ веке - новые перспективы и концепции.

Методология измерения бедности.

Культура и субкультура бедности: качество и образ жизни.

Бедность в развивающихся странах. Современные способы и методы измерения неравенства.

Депривация и обездоленность как состояние современного человека.

27. Психология бедности и феномен "догоняющей бедности".

28. Анализ современных зон бедности в России.

29. Групповая замкнутость и социальная селекция в современных условиях.

30. Новейшие социологические концепции, связанные с глобализацией.

31. О соотношении центростремительных и центробежных тен­денций в современном мире.

32. Судьбы национального государства как главного субъек­та международных отношений.

33. Применение компьютерных технологий в науке и образовании: социологический анализ.

34. Роль международных организаций в современном мире.

35. Характер взаимоотношений между Россией и Западом: современный взгляд.

36. Сущность и развитие постмодерна.

37. Теории модернизации и теории конвергенции: социологический анализ подходов.

38. Линейность эволюции хозяйства и общества как универсальный феномен современной экономики

39. Способы и методика стабилизации системы стратификации современного российского общества.

40. Социологический и традиционный подходы к изучению денег, финансовых рынков и организаций.

 

Научно-исследовательские задания

Модуль 1


ВАРИАНТ 1.

1.Устойчивость социальной идентификации. Виды идентификации (функциональная и кросситуативная).

2.Объясните, чем отличаются между собой понятия «классовая структура» и «социальная структура».

3.Подготовьте таблицу: «Функции социологии».

4.Место социологии в системе обществоведения, ее связь с другими науками.
5.Суть и типы современных миграционных процессов.

6.Идея социальной эволюции. Социальная интеграция и социальная дифференциация как основные принципы эволюции.


ВАРИАНТ 2.

1.Неформальные молодёжные объединения. Проблема социальной идентификации. Функции социальной идентификации.

2.Раскройте содержание понятия «социальные нужды».
3.Подготовьте эссе по теме «Зачем современному молодому человеку социологические знания».

4.Первые социологические теории (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер) об объектах, предмете и методах исследований в социологии.
5.Социальные факторы экологических катастроф.

6.Социология в России: традиции и направления.


ВАРИАНТ 3.

1.Развитие марксистской теории классов в западной и отечественной социологии. Основные признаки классов.

2.Особенности малой социальной группы в современной социально-экономической системе.

3.Подготовьте таблицу: «Выдающиеся ученые-социологи» с разделами: годы жизни, основные труды, основные теории, основные направления исследований (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер и др.)
4.Концепция социальной дифференциации и социальных институтов Г. Спенсера.
5.Стратификация и классовая структура в современных обществах.

6.Этнометодология: основные направления исследования (Г. Гарфинкель).

ВАРИАНТ 4.

1.Стратификационный подход к классам (высший, средний, низший класс).

2.Модернизация современного общества: пути и перспективы.

3.Учение К. Маркса об обществе.

4.Теория социального действия в социологической концепции М. Вебера.
5.Проблемы формирования среднего класса в современном российском обществе.

6.Символический интеракционизм: основные направления исследования (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гоффман).


ВАРИАНТ 5.

1.Объясните, что означает понятие «аномия» и каковы ее проявления в сфере культуры.

2.Класс как социологическая категория. Основные трактовки классов (М.Вебер, К.Маркс).

3.Подготовьте сравнительную таблицу: «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество: характерные черты и признаки»
4.Этнометодология: основные направления исследования (Г. Гарфинкель).

5.Социальные трансформации как ответ на глубинные изменения современного общества.

6.Социология модерна как система теоретико-методологических координат для изучения проблем организации и управления.

 

ВАРИАНТ 6.

1.Природа социального в социологии Э.Дюркгейма. «Социальный факт».

2.Приведите примеры дисфункциональности социальных институтов в современном российском обществе. Обоснуйте ваш ответ.

3.М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия. Антипозитивизм веберовской социологии.

4.Проблемы развития современной отечественной социологии.

5.Идея прогресса в современной социологии и социальной философии.

6.Теория рационального выбора (Дж. Коулмен).


ВАРИАНТ 7.

1.Теория подражания Г. Тарда. «Психология толпы» Г. Лебона

2.Теории динамики массовых процессов (эпидемиологическая, теория конвергенции, ценностно-ориентационная, мобилизационная).

3Социология в России: традиции и направления

4.Сетевая теория (Б.Уэлман).

5.Социальный статус и система социально-функциональных ролей личности.

6.Социология модерна как система теоретико-методологических координат для изучения проблем организации и управления.


ВАРИАНТ 8.

1.Объясните, как в современной социологии трактуется понятие закономерностей развития общества.

2.Основные направления русской социологической мысли: натуралистическое напрвление (Л.И. Мечников).

3.Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Стадии развития общностей.

4.Основные направления развития современной западной социологии.
5.Отечественные социологи о проблемах развития социологической теории.

6.Социальный портрет мигранта. Новые мигранты. Проблемы миграции в Республике Крым.

 

ВАРИАНТ 9.

1.Система взаимодействий общности (культура и субкультура, управление и самоуправление, смысловая символика и др.).

2.Охарактеризуйте суть теории технического детерминизма.
3.Подготовьте таблицу «Функции социальных институтов».
4.Направления русской социологической мысли: народническое (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П. Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.)

5.Проблемы формирования среднего класса в современном российском обществе.

6.Миграция как вид социальной мобильности.


ВАРИАНТ 10.

1.Охарактеризуйте основные типы стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы.

2.«Новые бедные» и «Новые богатые» в России.

3.Номинальные и реальные общности.

4.Общественное взаимодействие и повседневная жизнь.

5.Основные направления развития современной западной социологии.

6.Тип общества и характер мобильности. Особенности и основные каналы социальной мобильности в российском обществе.


Модуль 2


ВАРИАНТ 1.

1.Составить развернутый комментарий к тем разделам Обращения президента В.В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о роли и месте России в современном мире.

2.Раскройте специфику гендерного подхода к анализу социальных процессов в обществе.

3.Подготовьте таблицу: «Функции семьи».

4.Стандартизация законодательства. «Вестернизация» и американизация. Рост международной торговли.

5.Социологическое исследование и его функции. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования.

6.Теория глобального общества И. Валлерстайна.


ВАРИАНТ 2.

1.Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2.Мобильность как качество социальной структуры общества

3.Неославянофильское направление в отечественной социологии (Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев), неокантианское (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев).

4.Социологическое исследование и его функции. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования.

5.Теория конвергенции. Место России в мировом сообществе.

6.Этнометодология: основные направления исследования (Г. Гарфинкель).

 

ВАРИАНТ 3.

1.Как вы понимаете высказывание: homo soveticus и homo postsoveticus? Существуют сейчас в России люди, которых можно отнести к таким типам личности.

2.Раскройте суть понятия «элитное образование».

3.Современные социологические концепции образования.

4.Всемирная экономическая, политическая, культурная интеграция. Мировое разделение труда: миграция капитала и человеческих ресурсов.

5.Наблюдение в социологическом исследовании, его особенности. Виды наблюдения.

6.Составить развернутый комментарий к тем разделам Обращения президента В.В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о роли и месте России в современном мире.


ВАРИАНТ 4.

1.Раскройте содержание структурной теории личности Фрейда.

2.Существуют проблемы в системе отношений государства, института образования и религии в современной России? Обоснуйте ваш ответ.

3.Модели стратификационных систем. Стратификация в СССР и в современной России.

4.Структурно-функциональный подход к изучению общества: Т. Парсонс, Р. Мертон.

5.Опрос в социологическом исследовании: его роль, основные преимущества и недостатки, виды опросов. Вопрос как метод получения информации.

6.Стандартизация законодательства. «Вестернизация» и американизация. Рост международной торговли.

 

ВАРИАНТ 5.

1.Назовите основные характеристики социальных ролей согласно концепции Т. Парсонса.

2.Глобализация общества. Глобализация и локализация. Глобальные мировые сообщества как объект социологии

3.Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений.

4.Уровень идентификации основных социальных групп российского общества

5.Проблема репрезентативности выборки. Ошибки выборки.

6.Феноменологическое направление в социологии (А. Щюц)


ВАРИАНТ 6.

1.Основные принципы социологии модерна (универсализм, прогрессизм, линейность развития).

2.Социальные проблемы трансграничной миграции в СНГ

3.Виды социальной стратификации. Одномерная и многомерная стратификация.

4.Образование и культурное воспроизводство.

5.Сплошное, монографическое и выборочное социологическое исследование. Виды и типы выборки.

6.Глобализация общества. Глобализация и локализация. Глобальные мировые сообщества как объект социологии.


ВАРИАНТ 7.

1.В чем заключается различие в понимании семьи: а) как малой социальной группы; б) как социального института?

2.Раскройте содержание структурной теории личности Фрейда.

3.Социология модерна как система теоретико-методологических координат для изучения проблем организации и управления.

4.Роль среднего класса в социальной иерархии. Особенности формирования и положения среднего класса в российском обществе.

5.Метод Кейс-стади.

6.Теория глобального общества И. Валлерстайна.

 

ВАРИАНТ 8.

1.Охарактеризуйте основные тенденции развития современной семьи в России.
2Теория стратификации П.А.Сорокина. Критерии стратификации. Уровни социальной иерархии: высший, средний, низший.

3.Теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау).

4.Социология интимности.

5.Программа социологического исследования как теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы.

6.Теория конвергенции. Место России в мировом сообществе.

 

ВАРИАНТ 9.

1.Назовите дестабилизирующие факторы, которые действуют на семью в современном обществе.

2.Сетевая теория (Б.Уэлман).

3.Теория глобального общества И. Валлерстайна.

4.Изучение девиантного поведения и преступности в социологии.

5Проблема достоверности и надежности социологической информации. Качественная и количественная стратегии.

6.Программа социологического исследования как теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы.

 

ВАРИАНТ 10.

1.Согласны ли вы с мнением, что институт семьи является базовым для всех обществ? Обоснуйте ваш ответ.

2.Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация – структурированная иерархизация общества.

3.Теория рационального выбора (Дж. Коулмен).

4.Общественное мнение в процессе проведения выборов и референдумов.

5.Метод экспертной оценки.

6.Стандартизация законодательства. «Вестернизация» и американизация.

Вопросы к зачету по дисциплине

1. Социология в системе общественных наук.

2. Специфика социологической системы знаний.

3. Структура социологии.

4. Функции социологии.

5. Предмет и объект социологии.

6. Предыстория социологии. Теоретические достижения социальной философии. Взгляды Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса.

7. Возникновение социологии как науки. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

8. Развитие социологии в России: особенности дореволюционного и советского периодов.

9. Становление социологии в современной России.

10. Понятие парадигмы. Основные парадигмы социологического знания.

11. Теория функционализма. Теория конфликта.

12. Теория взаимодействия. Теория обмена.

13. Современные тенденции развития социологии. Феноменологическая социология.

14. Постмодернизм. Этнометодология.

15. Общество как социальная система. Типы обществ.

16. Источники общественного прогресса.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Понятие бедности. История изучения бедности

19. Сущность общества и его типы. Гемайншафт и гезельшафт.

20. Личность и общество. Социальная группа как элемент социальной структуры общества.

21. Понятие и виды социального института.

22. Социальный институт экономики.

23. Функции социального института.

24. Социальная стратификация общества.

25. Социальная мобильность.

26. Социальная структура РФ.

27. Понятие «личность». Специфика социологического подхода к проблеме личности.

28. Статус, социальные роли личности.

29. Внутренняя структура личности.

30. Социализация. Проблемы социализации личности в современных условиях.

31. Сущность и типы девиации.

32. Социальный контроль. Его функции

33. Экономическая социология.

34. Социология труда. Социальная инфраструктура.

35. Сущность социального управления.

36. Направления социального управления.

37. Семья как сложный социальный феномен.

38. Социальные функции и дисфункции современной семьи.

39. Структура семьи как социального института.

40. Место социологии молодежи в системе социологического знания.

41. Основные проблемы, рассматриваемые социологией молодежи.

42. Образование как социальный институт. Социальные функции образования.

43. Наука как социальный институт.

44. Понятие парадигмы и ее роль в развитии науки.

45. Социологическое понимание культуры, ее функции.

46. Основные элементы культуры.

47. Теоретическая и прикладная социология.

48. Социологическое исследование. Его виды.

49. Количественные и качественные методы социологического исследования

50. Разработка программы социологического исследования (на примере).

51. Методы сбора социологической информации.

52. Метод опроса. Виды.

53. Интервью: понятие типы.

54. Метод Кейс-стади.

55. Наблюдение как метод сбора социологической информации.

56. Анализ документов как метод сбора социологической информации

57. Метод экспертной оценки.

58. Построение анкеты, вопросы анкеты.

59. Методы обработки социологической информации.

60. Анализ социологической информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...