Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _




ГЛ. Маршанова

Техника Безопасности

в школьной химической лаборатории

Сборник инструкций и рекомендаций

Москва 2002


УДК 371+372.8 Map 25


Опыт — отец всякой мудрости, мудрость — дочь опыта.

Леонардо да Винчи


 


Рецензент

Е. И. Хабарова, и. о. зав. кафедрой Прикладной экологии и охраны труда МИТХТ, к.х.н., доцент

Маршанова Г.Л.

Map 25 Техника безопасности в школьной химической лаборато­рии: Сборник инструкций и рекомендаций. — М.: АРКТИ, 2002. — 80 с. (Метод, биб-ка) ISBN 5-89415-208-9

В данном пособии рассмотрены некоторые общие вопросы техники безопасности при работе в химической лаборатории, приведены инст­рукции по правилам безопасной работы с различными веществами, уничтожению отработанных реактивов, оказанию первой помощи, описывается методика тушения некоторых видов пожара. Предназ­начается для учителей и лаборантов химических кабинетов средней школы, а также будет полезно преподавателям и лаборантам хими­ческих ВУЗов и средних специальных заведений.

УДК 371+372.8

Маршанова Г.Л., 2002 АРКТИ, 2002

ISBN 5-89415-208-9


ВВЕДЕНИЕ

Преподавание основ химии в школе не может совершенство­ваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активизации познаватель­ной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, формирования диалектико-материалистического миро­воззрения, а также представлений о практическом применении хи­мических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подго­товки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учеб­но-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Наличие комплекса учебного оборудования, необходимого для реализации программы по химии, умение учителя рацио­нально и эффективно его использовать, отобрать необходимые средства для урока, владение на высоком уровне техникой лабо­раторных работ — составляют важнейшие условия организации в школе химического эксперимента. А для успешного осуществ­ления последнего необходимо знать и соблюдать правила техни­ки безопасности. Это относится и к учителю, и к лаборанту, и к учащимся.

В данном пособии рассмотрены некоторые общие вопросы тех­ники безопасности при работе в химической лаборатории, дана ха­рактеристика работ, выполняемых в химическом кабинете школы, сформулированы обязанности учителя химии и лаборанта, приведе­ны инструкции по правилам безопасной работы с различными неор­ганическими и органическими веществами и оказанию первой помо­щи, представлена таблица групп хранения реактивов в соответ­ствии с Типовым перечнем для средней школы, а также прилагается авторская разработка инструкций к практической работе № 1 (8 класс) «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с рабочим местом и лабораторным оборудо­ванием».

Пособие предназначено для учителя и лаборантов химических кабинетов средней школы.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опас­ностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядо­виты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что боль­шинство несчастных случаев, происходящих в лаборатории, явля­ется следствием небрежности и невнимательности работающих.

Возможность несчастных случаев может быть исключена при выполнении всех мер предосторожности. Обычно характер предуп­редительных мер, обеспечивающих безопасность проведения эк­сперимента, зависит от вида работы. Однако существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работаю­щего в лаборатории, независимо от того, какой эксперимент он проводит.

1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается,
так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать
помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

2. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чисто­
ту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так
как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным
случаям с тяжелыми последствиями.

3. Каждый работающий должен знать, где находятся в лабора­
тории средства противопожарной защиты и аптечка, содержа­
щая все необходимое для оказания первой помощи.

4. Категорически запрещается в лаборатории курить, принимать
пищу, пить воду.

5. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей
техники ее выполнения.

6. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде.
После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

7. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккурат­
ность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и
рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и
слизистых оболочек.

8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус.
Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя
пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к
сосуду и не вдыхая полной грудью.

9. На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть эти­
кетки с указанием названия веществ.


 

10. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной
рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

11. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки орга­
нически вещества и их растворы.

12. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках
и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­
суды во избежание возможного поражения при выбросе горя­
чей массы.

13. После окончания работы необходимо выключить газ, воду,
электроэнергию.

14. Категорически запрещается выливать в раковины концентри­
рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­
нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­
щества. Все эти отходы нужно сливать в специальные буты­
ли.

15. В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные
маски, очки.

16. В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства
противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и со­
вком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толс­
тое войлочное), заряженные огнетушители.

17. В доступном месте в классе-лаборатории должен быть «Уго­
лок техники безопасности», где необходимо разместить конк­
ретные инструкции по методам безопасности работы и прави­
ла поведения в химическом кабинете.

19. При работе в лаборатории необходимо применять индивиду­альные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены.

ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ (заведующего химическим кабинетом)

Как заведующий кабинетом, учитель химии несет полную от­ветственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и за соблюдение пра­вил школьной санитарии, гигиены труда. Как специалист, он не­сет ответственность за правильное хранение и использование вред­ных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.

Учитель обязан проверять комплектность и исправное состоя­ние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств


оказания первой помощи. Он должен систематически контроли­ровать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.

Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с проти­вопожарными средствами и электроприборами.

В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться еже­годно, в начале учебного года.

О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нару­шению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.

Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а так­же возможности несчастных случаев представляют фронтальные работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случа­ях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть осо­бенно требовательным к учащимся.

По-видимому, будет полезно, если в 8-м классе учитель поста­рается переговорить с родителями каждого учащегося и объяснит необходимость примерного поведения их детей на уроках химии. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисципли­нированных учащихся.

По окончании занятий, перед уходом из химического кабине­та, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т. д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагре­вательные приборы.

Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, за­щитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химичес­ки стойкого материала.


 

3. Вести под руководством учителя инвентарную книгу, а также
книгу расходования реактивов и материалов.

4. Приобретать по указанию учителя предметы оборудования и
материалы для кабинета и обеспечивать их доставку в школу.

5. Проводить подготовку оборудования для проведения урока со­
гласно специальным карточкам.

6. Присутствовать на уроках и оказывать учителю помощь в орга­
низации лабораторных и практических работ.

7. Следить за наличием и исправностью противопожарного обо­
рудования и средств первой помощи при несчастных случаях.

8. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и сле­
дить за выполнением их учащимися на уроках.

9. Непрерывно совершенствовать свои знания и практические на­
выки.

10. Каждый год проходить проверку знаний основных правил тех­
ники безопасности (у учителя) и результаты проверки отме­
чать в специальном журнале.

11. В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех
газовых и водопроводных кранов и выключать все электро­
приборы.

Лаборанту для персонального использования полагается ха­лат из хлопчатобумажной ткани, защитные очки или шлем, рези­новые перчатки, фартук из химически стойкого материала, поло­тенце, мыло. Халат должен застегиваться только спереди, манже­ты рукавов должны быть на пуговицах, длина его — немного ниже колен.

Лаборанту приходится иметь дело с химической посудой, заг­рязненной вредными веществами, поэтому он должен строго выпол­нять правила личной гигиены.


 


ОБЯЗАННОСТИ ЛАБОРАНТА ХИМИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Должность лаборанта школьного химического кабинета была введена в 1947 г.

Основные обязанности лаборанта:

1. Обеспечивать в кабинете чистоту и порядок размещения пред­
метов оборудования.

2. Содержать в определенном, наиболее удобном для работы по­
рядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогатель­
ные материалы.


ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ,

ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

Основные работы, выполняемые в химическом кабинете и не­посредственно связанные с изучением химии, могут быть диффе­ренцированы следующим образом:

1. Демонстрационные опыты, проводимые учителем в процессе
изучения нового материала.

2. Лабораторные (фронтальные) работы, выполняемые учащими­
ся в порядке освоения новых знаний и навыков.

3. Практические работы, выполняемые учащимися фронтально
для проверки усвоения ими пройденного материала.


4. Практические работы, выполняемые учащимися индивидуаль­
но на учительском столе при контрольном вызове к доске.

5. Практические работы, выполняемые учащимися индивидуально
во время экзаменов.

6. Опыты и работы, выполняемые учащимися на занятиях круж­
ка.

7. Опыты и работы, выполняемые отдельными учащимися в по­
рядке помощи лаборанту и учителю при подготовке опытов.

8. Опыты, проводимые учителем в порядке популяризации хи­
мических знаний на различных вечерах и т. д.: а) в классе-
лаборатории; б) в актовом зале школы; в) на предприятиях.

9. Работы, проводимые лаборантом, при подготовке опытов.

Кроме этих работ, непосредственно связанных с прохождени­ем курса химии, лаборанту и учителю, изготовляющим для хими­ческого кабинета различные приборы, модели, макеты и т.д., при­ходится выполнять иногда столярные, слесарные, электромонтаж­ные, картонажные и малярные работы.

Большая часть опытов и работ связана с опасностью ожога, получения травмы, отравления или с возможностью воспламене­ния горючих веществ, нередко сопровождаемого взрывом. Выпол­нение этих работ требует соблюдения осторожности, вдумчивого отношения к проделываемой работе, знания и принятия соответ­ствующих мер безопасности.

Если демонстрационные опыты проводятся учителем, имею­щим специальную подготовку, то лабораторные и практические работы выполняют учащиеся, не всегда понимающие опасность, угрожающую им при проведении опыта. Поэтому учитель и лабо­рант должны особенно тщательно следить за поведением каждого учащегося при выполнении практических работ.

Большой объем опасных работ падает на долю лаборанта, ко­торый постоянно имеет дело с крепкими кислотами и щелочами, огнеопасными и вредными веществами, различными химическими и электрическими приборами.


Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы №_

(ф. и. о.)

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного коми­
тета школы №____________________________________________

От «» 20 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

I. Общие положения

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны со­блюдать правила внутреннего распорядка, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями, как:

— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза ед­
ких химических веществ;

— термические ожоги при неаккуратном пользовании спир­
товками и нагревании веществ в пробирках, колбах и т. п.;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной по­
судой;

— отравление парами и газами высокотоксичных химических
веществ;

— ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении
с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;


 




— поражение электрическим током при нарушении правил пользования электроприборами.

5. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в при­
сутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лабо­
рантской запрещается.

6. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лабо­
ранта.

7. Запрещается использовать кабинет химии в качестве класс­
ных комнат для занятий по другим предметам и для групп
продленного дня.

8. В кабинете химии из числа внеурочных мероприятий разреша­
ется проводить только занятия химического кружка и фа­
культатива по химии.

9. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в
кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в опецо-
дежде.

10. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

11. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо при­
менять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать
правила личной гигиены. Администрация школы обязана обес­
печить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами
индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, защит­
ные очки, фартук из химически стойкого материала, резино­
вые перчатки; халат должен застегиваться только спереди,
манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина хала­
та — ниже колен). Стирать халат, испачканный химическими
реактивами, необходимо отдельно от остального нательного
белья.

12. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком,
накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 мх 1,8 м и
0,5 м х 0,5 м.

13. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­
вой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии
с перечнем медикаментов, разработанным для школьных ка­
бинетов химии.

14. Каждый работающий в кабинете химии должен знать место­
нахождение средств противопожарной защиты и аптечки пер­
вой медицинской помощи.

15.0 каждом несчастном случае пострадавший или очевидец не­счастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.


 

16. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила
техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять
требования инструкций по безопасному обращению с реакти­
вами, лабораторным оборудованием и электроприборами, со­
держать в чистоте рабочее место.

17. На видном месте в кабинете химии должен быть Уголок тех­
ники безопасности, где необходимо разместить конкретные ин­
струкции с условиями безопасной работы и правила поведе­
ния в химическом кабинете.

18. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответствен­
ности в соответствии с правилами внутреннего трудового рас­
порядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной про­
верке знаний норм и правил охраны труда.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного
шкафа.

2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными
веществами подготовить к использованию средства индивиду­
альной защиты.

4. Подготовить к работе необходимое оборудование, лаборатор­
ную посуду, реактивы, приборы.

III. Требования безопасности во время работы

1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чи­
стоту, тишину и порядок на рабочем месте.

2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать ве­
щества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или
газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не
вдыхая полной грудью.

3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не
попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызы­
вают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Опыты нужно проводить только в чистой посуде.

5. На всех банках, склянках и другой посуде, где хранятся реак­
тивы, должны быть этикетки с указанием названия вещества.
Запрещается хранить реактивы в емкостях без этикеток или с


 




надписями, сделанными карандашом по стеклу, растворы ще­лочей — в склянках с притертыми пробками, а легковоспламе­няющиеся и горючие жидкости — в сосудах из полимерных материалов.

6. Склянки с веществами или растворами необходимо брать од­
ной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

7. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при на­
клоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!).
Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним
краем той посуды, куда наливается жидкость.

8. При пользовании пипеткой категорически запрещается втяги­
вать жидкость ртом.

9. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок толь­
ко с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

10. При нагревании жидких и твердых веществ в пробирках и
колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­
суды во избежание возможного поражения в результате хими­
ческой реакции.

11. Категорически запрещается выливать в раковины концентри­
рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­
нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­
щества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклян­
ную тару емкостью не менее Зле крышкой (для последующего
обезвреживания).

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и
нагревательные приборы с открытой спиралью.

13. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающих­
ся по химической природе.

14. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в мас­
сах и объемах, не превышающих их необходимое количество
для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не
выше 5%. На рабочих местах для постоянного размещения
допускаются только реактивы и растворы набора типа НРП,
утвержденного Министерством просвещения РФ.

IV. Требования безопасности по окончании работы

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на
свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стек­
лянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л (для последу­
ющего обезвреживания и уничтожения).


 

3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

4. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

5. Тщательно вымыть руки с мылом.

6. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

V. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать ее
осколки незащищенными руками, а использовать для этой
цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, ру­
ководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе
с соответствующими химическими реактивами.

3. В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и ее
загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть
и приступить к тушению очага возгорания первичными сред­
ствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь
пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при
необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечеб­
ное учреждение.

Зав. кабинетом химии

(ф. и. О)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за охрану труда и тех­нику безопасности

(ф. и. О)




Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _

УТВЕРЖДАЮ.

•Директор школы №_

(Ф. И. О.)

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного коми­
тета школы №____________________________________________

От «о 20 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ

I. Общие положения

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны со­блюдать правила внутреннего распорядка, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями как:

— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза ед­
ких химических веществ;

— термические ожоги при неаккуратном использовании спир­
товок и нагревании веществ в пробирках, колбах и т. п.;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной по­
судой;

— отравление парами и газами высокотоксичных химических
веществ;

— ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении
с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

— поражение электрическим током при нарушении правил
пользования электроприборами.


 

5. Запрещается привлекать учащихся к подготовке и проведе­
нию демонстрационных опытов по химии: к этой работе раз­
решается привлекать лаборанта.

6. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в
кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в спецо­
дежде.

7. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

8. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо при­
менять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать
правила личной гигиены. Администрация школы обязана обес­
печить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средства­
ми индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, за­
щитные очки, фартук из химически стойкого материала, ре­
зиновые перчатки; халат должен застегиваться только спе­
реди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина
халата — ниже колен). Стирать халат, испачканный хими­
ческими реактивами, необходимо отдельно от остального на­
тельного белья.

9. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком,
накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 мх 1,8 м и
0,5 м х 0,5 м.

10. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­
вой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии
с перечнем медикаментов, разработанным для школьных ка­
бинетов химии.

11. Каждый работающий в кабинете химии должен знать место­
нахождение средств противопожарной защиты и аптечки пер­
вой медицинской помощи.

12.0 каждом несчастном случае пострадавший или очевидец не­счастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.

13. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила
техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять
требования инструкций по безопасному обращению с реакти­
вами, лабораторным оборудованием и электроприборами, со­
держать в чистоте рабочее место.

14. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответствен­
ности в соответствии с правилами внутреннего трудового рас­
порядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной про­
верке знаний норм и правил охраны труда.


II Требования безопасности перед началом работы

1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шка­
фа.

2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными
веществами подготовить к использованию средства индивиду­
альной защиты.

4. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­
ры, приборов, качество лабораторной посуды и наличие реак­
тивов.

5. Проверить противопожарные средства кабинета и лаборантс­
кой.

6. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к
данному опыту. Это правило следует особо выполнять в отно­
шении легковоспламеняющихся, горючих и других опасных
веществ и объектов.

7. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­
жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с
помощью лаборанта.

8. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов
и т.п., питаемых током от осветительной электросети, необ­
ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех
деталей.

9. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком
(выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен предуп­
редить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного
воздействия на их нервную систему.

III. Требования безопасности во время работы

1. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно
загрязнение атмосферы кабинета токсичными парами и газа­
ми, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с
включенной вентиляцией.

2. Опыты нужно проводить с использованием только чистой по­
суды.

3. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость
ртом.

4. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не
попадали на кожу лица и рук.


 

5. Склянки с веществами или растворами необходимо брать од­
ной рукой за горлышко, а другой поддерживать за дно.

6. Реактивы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при на­
клоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!).
Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним
краем той посуды, куда наливается жидкость.

7. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок толь­
ко с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. Для
твердой щелочи пользоваться только пластмассовой или фар­
форовой ложечкой. Не использовать металлических ложечек
и не насыпать щелочи из склянок через край!

8. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только
тонкостенную посуду. Пробирки для нагревания жидкостей
запрещается наполнять более чем на одну треть их объема.
Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сто­
рону учащихся и на себя.

9. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в лап­
ке лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вок­
руг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

10. Нельзя заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во
избежание возможного поражения в результате химической
реакции.

11. Демонстрацию взаимодействия щелочных металлов и каль­
ция с водой необходимо проводить в химических стаканах
типа ВН-600, наполненных не более, чем на 0,05 л. В этом
случае допускается демонстрация опыта без защитного экра­
на.

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и
нагревательные приборы с открытой спиралью.

IV. Требования безопасности по окончании работы

 

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на
свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. Установки, приборы, в которых использовались или образо­
вывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности, оставить в
вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца заня­
тий, после окончания которых учитель лично производит де­
монтаж установки, прибора.

3. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стек­
лянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л для последую­
щего обезвреживания и уничтожения.

3-3851


4. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

5. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

6. Тщательно вымыть руки с мылом.

7. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

V. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать ее
осколки незащищенными руками, а использовать для этой
цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, ру­
ководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе
с соответствующими химическими реактивами.

3. В случаях с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и
ее загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную
часть и приступить к тушению очага возгорания первичными
средствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь
пострадавшему, сообщить об этом администрации школы при
необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечеб­
ное учреждение.

Зав. кабинетом химии

(ф. и. О)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за охрану труда и тех­нику безопасности

(ф. и. О)


Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы №_____________________________________

(ф. и. о.)

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного коми­
тета школы №________________________________________________

От «»__________________________________________ 20____ г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

I. Общие положения

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно
для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии
учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не
допускается.

3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время экс­
перимента допускается только с разрешения учителя.

4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него
любые вещества без разрешения учителя.

6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумка­
ми.

7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблю­
дать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следо­
вать правилам техники безопасности.

8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраи­
вать игры.

9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во
время его проветривания.

10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес­
кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери­
мента не допускаются.



II. Требования безопасности перед началом работы

1. Перед проведением экспериментальной работы каждый уча­
щийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопча­
тобумажной ткани, застегиваться только спереди, манжеты
рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже
колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами,
необходимо отдельно от остального нательного белья.

2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жид­
костей до температуры кипения, использованием разъедаю­
щих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами
индивидуальной защиты (по указанию учителя).

3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять
их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их
соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами
и тем более — с открытым огнем.

4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­
еся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить
и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.

5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учи­
теля по технике безопасности в соответствии с особенностями
предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безо­
пасности перед практической работой регистрируется, собствен­
норучно учащимися в тетрадях для практических работ. Те­
кущий инструктаж перед лабораторной работой не регистри­
руется.

6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­
ко с разрешения учителя.

III. Требования безопасности во время работы

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть
максимально внимательными, дисциплинированными, строго
следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддержи­
вать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны нахо­
диться на своих рабочих местах или пересесть по указанию
учителя на другое, более безопасное место.

3. При выполнении лабораторных и практических работ учащи­
еся должны неукоснительно соблюдать правила техники, бе­
зопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу
лица и рук,
так как многие из них вызывают раздражение
кожи и слизистых оболочек.


 

4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
Нюхать вещества можно, лишь осторож

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...