Опыты с щелочными металлами проводит только учитель.
Группа хранения № 2 — вещества, выделяющие при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы. ИНСТРУКЦИЯ №13 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЫЛЬЮ Алюминиевая пыль образует воспламеняющиеся и взрывчатые смеси с воздухом. Воспламенение тушить песком. Не применять воду, т. к. может произойти взрыв. Хранить в стеклянных банках. Цинковая пыль, соединяясь с воздухом может образовывать взрывчатую смесь. Во влажном состоянии на воздухе может самовоспламеняться. Бурно реагирует с кислотами с выделением водорода. Хранить в малых дозах в склянках на 20 мл изолированно от кислот. Учащимся для опытов не выдавать! Группа хранения № 2 — вещества, выделяющие при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы. ИНСТРУКЦИЯ № 14 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АНИЛИНОМ И НИТРОБЕНЗОЛОМ Анилин поражает организм в результате загрязнения кожи и через органы дыхания. Предельнодопустимая его концентрация — 3 мг/м3. Проникновению его в организм способствует высокая температура в лаборатории. Анилин влияет на нервную систему, вызывает распад эритроцитов и превращение гемоглобина в метагемоглобин. Попадание анилина в организм даже в небольшом количестве приводит к синюш-ности губ, кончиков пальцев и ушных раковин из-за уменьшения интенсивности циркуляции крови. Очень быстро их цвет переходит в черно-синий — это наиболее заметный симптом поражения. Работать с анилином можно только под тягой, руки защищать перчатками. При попадании капель анилина на открытые участки кожи их смывают холодной водой, а затем обрабатывают пораженное место 1 — 2%-м раствором уксусом кислоты. При случайном попадании анилина внутрь необходимо обильное промывание желудка с активированным углем, слабительное. Нельзя давать молоко и жиры, т.к. они ускоряют всасывание анилина.
Те же средства и методы применяются и при работе с нитробензолом. Препараты в исходных формах учащимся не выдавать! Группа хранения № 7 — вещества повышенной физиологической активности. ИНСТРУКЦИЯ №15 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЖИДКИМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ Бензол нарушает деятельность центральной нервной системы и костно-мозговое кроветворение; его алифатические производные толуол и ксилол вызывают лейкоцитоз. Бензол проникает в организм через органы дыхания и кожу, хорошо растворяясь в жирах. При длительном контакте незащищенной кожи с бензолом возникает дерматит. Предельно-допустимая концентрация бензола составляет 20 мг/м3. Работать с бензолом следует под тягой и обязательно при этом защищать кожу рук перчатками. Учитывая, что пары бензола имеют нижний предел взрываемости 5—6%, лучше предпочесть другой растворитель. При тяжелых отравлениях препаратами возможно нарушение дыхания и сердечной деятельности. Поэтому первая помощь заключается в удалении пострадавшего из зоны зараженной атмосферы, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. При попадании бензола в желудок следует дать растительное масло для замедления процесса всасывания и экстренно промыть желудок водой. Аналогичные меры применяются и при работе с бензинами. Гексан в работе сравнительно безопасен, но имеет нижний предел взрываемости паров в смеси с воздухом — 1,2%. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его составляет 300 мг/м3. Стирол. Общетоксическое действие стирола гораздо слабее, чем действие бензола, однако он сильнее раздражает слизистые оболочки. Его пары вызывают острые отравления. ПДК составляет 5 мг/м;!.
Работать со стиролом следует в исправно действующем вытяжном шкафу, защищая руки перчатками. Первая помощь — как при действии бензола. Циклогексан весьма взрывоопасен — нижний предел 1,3%. Его ПДК составляет 80 мг/л. Для организма препарат сравнительно безопасен, его можно применять как растворитель вместо бензола и других органических жидкостей. Препараты в исходных формах учащимся не выдаются. Используются только учителем. Группа хранения № 4 — легковоспламеняющиеся жидкости. сосудов, тяжелые психические расстройства. Для проведения опытов учащимся выдается в небольших количествах. Группа хранения № 4. Спирты бутиловые в виде паров действуют главным образом на роговицу глаз, также раздражают верхние дыхательные пути. Работать с ними следует под тягой, в защитных очках, предельно-допустимая концентрация этих спиртов составляет 200 мг/м3. Группа хранения № 4. Спирты амиловые обладают более сильным наркотическим и общеядовитым действием, чем бутиловые; сильно раздражают кожу. Работать с ними необходимо под тягой, применяя средства индивидуальной защиты. Опыты с бутиловыми и амиловыми спиртами проводит только учитель! При попадании препарата в глаза необходимо промыть их 3%-м раствором борной кислоты, при раздражении верхних дыхательных путей следует пить горячее молоко. Группа хранения № 7. Этиленгликолъ слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15-20 мл могут вызвать отравление со смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле со стороны учителя или лаборанта. Первая помощь — очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды. Группа хранения № 4. Глицерин нетоксичен. Группа хранения № 8.
ИНСТРУКЦИЯ № 16 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СПИРТАМИ Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую слепоту. 5—10 мл спирта приводит к сильному отравлению организма, а при 30 мл возможен смертельный исход. Метанол в школе применяться не должен!
Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжелые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных ИНСТРУКЦИЯ № 17 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭФИРАМИ И АЦЕТОНОМ Особого внимания требует серный (диэтиловый) эфир. Под действием света в нем образуются перекисные соединения, способные к самопроизвольному разложению со взрывом. Поэтому эфир хранят в темном прохладном месте. Это — наркотик. Работы необходимо проводить в вытяжном шкафу, не допуская загазованности. Вблизи препарата не допускается присутствие открытого огня, электронагревательных приборов! Уксусноэтиловый эфир вызывает дерматиты и экземы. Уксусноизоамиловый эфир — наркотик, раздражает верхние дыхательные пути. Опыты с эфирами должны демонстрироваться учителем без допуска учащихся к реактивам. Все работы проводятся в вытяжном шкафу с использованием спецодежды и средств индивидуальной защиты. Группа хранения: № 4 — диэтиловый и уксусноэтиловый эфир, № 7 — уксусноизоамиловый эфир. Ацетон. Внезапных острых отравлений парами ацетона не бывает, однако возможны случаи обморочного состояния при высокой концентрации паров. Его ПДК составляет 200 мг/м3. Через кожу он всасывается слабо. Работы с ацетоном следует проводить в вытяжном шкафу. Не допускается присутствие вблизи открытого огня электронагревательных приборов! Группа хранения № 4. ИНСТРУКЦИЯ №18 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ХЛОРЗАМЕЩЕННЫМИ АЛКАНАМИ Тетрахлорметан (четыреххлористый углерод) СС14, как и все хлорзамещенные углеводороды жирного ряда, является наркотиком. При остром отравлении организма поражает нервную систему, печень, почки. В организм четыреххлористый углерод проникает в основном в виде паров. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) составляет 20 мг/м3. При вдыхании паров очень высоких концентраций возможен наркоз, потеря сознания и даже быстрая смерть, при малых концентрациях — сильная головная боль, тошнота, икота. При попадании препаратов на кожу возникает дерматит, при попадании внутрь отравление может произойти от 5— 10 мл вещества.
Работать с четыреххлористым углеродом следует под тягой! Хранить препарат в склянке с надписью «Яд!» Хлороформ СНС13 (ПДК 20 мг/м3) оказывает организм более сильное воздействие, чем четыреххлористый углерод. Он опасен тем, что при нагревании разлагается с образованием фосгена: 2 СНС13 + О2 = 2 СОС12 + 2 НС1. Хлористый метилен СН2С12 — наркотик, но с меньшим ядовитым действием, чем у других хлорпроизводных. ПДК составляет 50 мг/м3. С хлороформом и хлористым метиленом можно работать только под тягой! Дихлорэтан С2Н4С12 поражает нервную систему, печень и почки, проникая в организм через органы дыхания и при случайном попадании внутрь. Особо опасен дихлорэтан при проникновении в желудок — 25— 100 мл могут вызвать тяжелое отравление со смертельным исходом; на кожу действует только при длительном контакте. Его ПДК составляет 10 мг/м3. Работать с дихлорэтаном и дихлорэтановым клеем можно только под тягой! Первая помощь при отравлении хлорзамещенными алканами такая же, как и в случае с бензолом (см. инструкцию № 15). Все хлорзамещенные алканы используются только учителем! Учащимся не выдавать! Группа хранения №7. ИНСТРУКЦИЯ №19 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ФЕНОЛОМ Фенол — сильный яд! При контакте с кожей фенол (карболовая кислота) в виде водных растворов высокой концентрации сначала резко уменьшает чувствительность кожи, а затем разрушает ее. Действие фенола на организм заключается в основном в разрушении эритроцитов. При попадании фенола в желудок появляются рвота, понос, в моче обнаруживается гемоглобин. У пострадавшего резко падает температура, появляются судороги, челюсти сильно сжаты. При втирании препарата в кожу (это может произойти, например, при случайном попадании кристаллов фенола в обувь) возможны поражения со смертельным исходом. При работе с фенолом необходимо защищать глаза очками, а руки — перчатками. Рукава и ворот должны быть плотно застегнуты. Необходимо следить, чтобы кристаллы фенола не попали в обувь. После работы с фенолом следует тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой. При попадании на кожу нужно промыть пораженное место 10-40%-м этиловым спиртом, растительным маслом. При отравлении через рот сначала промывают желудок теплой водой, а затем розовым раствором перманганата калия КМпО4 или 10% -м этиловым спиртом, потом снова чистой водой. Промывание продолжается до исчезновения запаха фенола в рвотной массе. После этого нужно дать яичный белок — как обволакивающее.
Фенол в исходной форме учащимся не выдавать! Для раздачи учащимся использовать некрепкие растворы фенола. Группа хранен ия № 7 — вещества повышенной физиологической активности. ИНСТРУКЦИЯ № 20 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ФОРМАЛЬДЕГИДОМ Формальдегид в школьной практике встречается в виде 35— 40%-го водного раствора — формалина. При комнатной температуре формалин выделяет газообразный формальдегид. Последний горюч и может образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. В техническом продукте возможны примеси метилового спирта. Формальдегид обладает общеядовитым действием, поражает в организме главным образом центральную нервную систему. Это — наркотик. В организм он проникает в виде паров и через кожу, вызывая конъюнктивит, насморк, бронхит и сильный отек кожи. Предельнодопустимая концентрация формальдегида 1 мг/м3. Работать с водными растворами формальдегида можно только в вытяжном шкафу, кожу рук необходимо защищать перчатками. Первая помощь при отравлении парами — свежий воздух и вдыхание нашатырного спирта для связывания избытка формальдегида в виде уротропина. Глаза промывают чистой водой или физиологическим раствором. При попадании внутрь желудок промывают 3%-м раствором питьевой соды. С кожи смывают водой или 5%-м раствором аммиака. Учащимся для работы выдавать разбавленные растворы формалина. Группа хранения № 4. ИНСТРУКЦИЯ №21 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С МУРАВЬИНОЙ И УКСУСНОЙ КИСЛОТАМИ, УКСУСНЫМ АНГИДРИДОМ Пары этих веществ сильно раздражают верхние дыхательные пути и слизистые оболочки глаз. При действии на кожу уксусной или муравьиной кислоты свыше 30%-й концентрации происходит образование грязно-белого струпа вследствие химического ожога. Для глаз опасны кислоты концентрацией выше 2%. Физиологическое действие уксусного ангидрида выражено сильнее, чем уксусной кислоты. Его пары высокой концентрации могут вызвать отравление со смертельным исходом. Вследствие гигроскопичности ангидрид вызывает тяжелые поражения кожи. С уксусным ангидридом работает только учитель! Учащимся не выдавать! Работать с уксусным ангидридом, уксусной и муравьиной кислотами при их концентрации выше 30% можно только в вытяж- ном шкафу с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки, защитные очки, халат, резиновый фартук). Первая помощь при попадании на кожу — интенсивное промывание водой. Глаза промывают только чистой водой, последующее промывание содовым раствором ухудшает состояние роговицы. Учащимся для опытов выдавать только разбавленные растворы уксусной и муравьиной кислот. ИНСТРУКЦИЯ №22 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ХЛОРИДАМИ Хлорид лития моногидрат ЫС1 • Н,0 в виде пыли вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей. Хлорид калия KCI в виде пыли, попадая на кожные раны, ухудшает их заживление, способствует развитию гнойной инфекции. Хлорид железа(III) FeCl^ пылит. Его пыль вызывает раздражение слизистых оболочек органов дыхания и зрения. При попадании в пищеварительный тракт может вызвать рвоту. Работы с препаратом следует производить, не допуская его распыления. При раздражении слизистых оболочек дыхательных путей необходимо проводить содовые и масляные ингаляции, пить теплое молоко с питьевой содой, при раздражении глаз — промывать их 2%-м раствором борной кислоты. Хлорид цинка ZnCl2 резко раздражает и прижигает кожу и слизистые оболочки. При контакте может всасываться в кожу рук. Кратковременное вдыхание дыма хлорида цинка вызывает кашель и тошноту, через 1—24 часа появится одышка, повышение температуры, воспалительные явления в легких. Работы с хлоридом цинка следует производить, не допуская его распыления, исключая соприкосновение кожи с препаратом. После работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой, смазать жиром. При попадании кристаллов или раствора на кожные покровы или слизистые оболочки необходимо немедленно промыть эти места обильной струей воды. При попадании препарата внутрь следует вызвать рвоту, направить пострадавшего в медпункт. Хлорид кальция СаС12 при систематическом воздействии на кожу раздражает и высушивает ее, особенно раздражающе действует на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз. Хлорид магния MgCl2 нетоксичен. При попадании внутрь действует как «осмотическое» слабительное, причем токсического эффекта обычно не наблюдается вследствие медленного его всасыва- ния и быстрого выделения. Однако попадание внутрь больших доз опасно. Хлорид алюминия А1С13 может вызывать раздражение слизистых оболочек органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровоточивость десен, а также может вызвать лейкемию. Хлорид натрия NaCl и его растворы, особенно горячие, попадая на кожные раны, ухудшают их заживление. При систематическом действии препарата на кожу наблюдаются глубокие болезненные и долго незаживающие раны. В условиях периодического воздействия пыли хлорида натрия в концентрациях 95—150 мг/ м3 может возникнуть отравление — «синдром соляной пыли» с головными болями, болями в груди, с поражением носовых пазух, явлениями пневмосклероза. Хлорид аммония NH4Cl нетоксичен, но может вызвать раздражение слизистых оболочек и кожных покровов. Группа хранения № 7 — хлорид цинка, остальные препараты — группа № £ МАТЕРИАЛ К СТЕНДУ «УГОЛОК ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ» (К стихам надо подобрать соответствующие рисунки и фотографии.)
Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо! Опыт люби — основу предмета, Читай, думай, наблюдай, Умей найти на все ответы, Жизнь цени, твори, мечтай. Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Если хочешь долго жить, Надо медленно спешить. Помни: щелочь, кислота Вмиг прожгут одежду всем. Надевай халат, как я, И работай без проблем. Ты сливал, нагревал реактивы И отчет подготовил в тетрадке. Не забудь вымыть руки с мылом, Чтоб здоровье было в порядке. Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя — Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет. Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе — будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд. Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя! Что может случиться? Ты можешь отравиться! ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОЧИМ МЕСТОМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ Цели: 1. Изучить «Инструкцию по охране труда для учащихся». 2. Ознакомиться со своим рабочим местом в кабинете химии: с 3. Научиться обращаться с нагревательными приборами, хими Общие сведения В кабинете каждому учащемуся выдается рабочее место за двухместным лабораторным столом на весь учебный год. К каждому лабораторному столу подведены: электрический ток (42 В), вода и канализационный сток. На лабораторном столе укреплены два ящика, где хранятся реактивы, химическая посуда и другие предметы лабораторного оборудования. Ответственность за сохранность лабораторного стола и оборудования несет тот ученик, за которым закреплено это рабочее место. Внимание! Каждый учащийся обязан содержать рабочее место в чистоте и порядке. Обнаружив нарушения (порчу стола, рассыпанные или разлитые реактивы, отсутствие постоянно находящихся на столе и в наборах предметов и т. д.), немедленно сообщите об этом учителю. Помните: порядок на рабочем месте — залог успешной и безопасной работы. Порядок работы 1. Изучите «Инструкцию но охране труда учащихся при работе в 2. Проведите внешний осмотр своего рабочего места. 3. Снимите крышку с правого ящика, в котором находится на пробкой, а склянки с растворами — пробкой с пипеткой. Следите за тем, чтобы склянки всегда были закрыты. 4. Снимите крышку с левого ящика, в котором находится лабораторное оборудование. Повесьте крышку на ящик с его тыльной стороны, не вставляя крючок в петлю. Выдвиньте из нижней части ящика деревянный лоток. Рассмотрите, какое оборудование здесь размещается. Здесь находятся: лабораторный штатив в разобранном виде, зажимы (муфты), лапки и кольцо к штативу, держатель (зажим) для пробирок, ложка для сжигания веществ, зажим для резиновых трубок, огнезащитная прокладка, фарфоровый треугольник, медная спираль. Рассмотрите оборудование, которое размещается в трех пластмассовых лотках. Здесь находятся: колбы, резиновые пробки с газоотводными трубками, стеклянная палочка, мерная пробирка, предметное стекло, прибор для получения газов, пластина для капельного анализа, фарфоровая посуда, стеклянные лопаточки и пластмассовый совочек для взятия сухих веществ, различные детали для монтажа простейших приборов. Внимание: разобраться в названии и назначении предметов лабораторного оборудования вам поможет Приложение № 5. В этом же ящике слева в маленьком отделении находятся химические стаканы, штатив с чистыми сухими пробирками, конусообразная воронка. Запомните это расположение и после работы кладите все на свое место в чистом виде. Оформите в рабочей тетради отчет о работе «Лабораторное оборудование». Для этого с помощью химической линейки сделайте рисунки некоторых предметов лабораторного оборудования и укажите их назначение. Зарисуйте схематично пробирку, коническую колбу, стакан химический, цилиндр, конусообразную воронку, чашку для выпаривания, зажим для пробирок. Например: Конусообразная воронка — служит для наливания жидкостей и фильтрования. \ Далее продолжайте работу самостоятельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|