Федеральное устройство страны
Германия: экономика и политика Реферат по географии выполнила ученица 11 «К» класса Аня Средняя общеобразовательная школа №1224 г. Москва 2004 г. Экономико-географическое положение. Федеральное устройство страны. Федеральные земли. «Визитная карточка» страны. Население. Экономика Германии. Характеристика структуры и особенностей экономики Германии. Введение Германия — страна индустриальная, страна со множеством промышленных агломераций, больших и маленьких городов. Но это вовсе не означает, что жизнь здесь полна суеты, что кругом — одни заводы и фабрики, дымящиеся трубы и забитые до отказа дороги. Конечно, линии высоковольтных передач нередко портят своим видом пейзаж, с другой стороны, они доставляют электричество даже в самые отдаленные уголки страны. Многим же областям Германии свойственны тишина и покой, обилие живописных холмов и речных пейзажей, а главное, — лесов. Нельзя не упомянуть и культурную жизнь, которая в основном сосредоточена в крупных городах с их бесчисленными театрами, концертными залами и музеями, но не обходит стороной и провинций. Экономико-географическое положение. Объединенная Германия или по-прежнему официально – Федеративная Республика Германия (ФРГ) занимает 357 тыс. км2, т.е. территории ФРГ, бывших ГДР и Западного Берлина. Последний утратил статус особой отдельной политической единицы и вместе с Восточным Берлином, бывшей столицей ГДР, вновь стал Большим Берлином. Из 16 федеральных земель 10 – «старые», не претерпевшие перемен: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саарланд (Саар), Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен (включая Бремерхафен, аванпорт Бремена, расположенный в 56 км к северу от него, вниз по течению реки Везера).
На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР административное деление на 15 округов, в том числе Берлин (Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5 земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма): Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Бранденбург (Потсдам), Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт). В отдельных случаях, однако, изменены их границы: некоторые административные районы (крайсы) и общины, исходя из хозяйственной и иной целесообразности, переданы соседним землям. Более трех лет идут споры о центрах – столицах земель. Временами поднимают и более сложные вопросы, в частности об экономической жизнеспособности некоторых земель в условиях общегерманского рынка. Вопрос о столице ФРГ – Бонн или вновь объединенный Берлин, служивший столицей Германии до второй мировой войны, - после жестоких парламентских споров и серьезных разногласий в правительственных кругах был решен в пользу Берлина. Однако переезд столичного аппарата и крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть завершены лишь в начале будущего столетия. Между тем президент ФРГ уже начал осуществлять там некоторые правительственные функции. Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран. Центральное положение определяет и наибольшее число соседей – 9 (карта №3, карта №4 А-т деление): Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе, Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в первой и второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии.
Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются членами ЕС, наиболее мощной страной, которого является ФРГ. На ЕС приходится более ½ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз. Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер) больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток, оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в военной акции против боснийских сербов, имеет сильные позиции в Хорватии. Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за счет побережья Балтики. Но все-таки фасадом немецких внешних связей остаются порты Северного моря – ее «окно в Атлантику». Гамбург, Бремен и нефтяной порт Вильгельмсхафен превосходят балтийские – Киль, Любек и Росток, ведь основные торговые партнеры ФРГ – страны Запада: Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, США. Южная граница Германии идет по ярко выраженному природному рубежу – Альпийской цепи. Но она не является ныне серьезным препятствием – через альпийские перевалы проходят железные и шоссейные дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов Средиземного моря поступает на юго-запад ФРГ и к баварскому городу Ингольштадт. Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился. Экономические и политические интересы ФРГ расширились. Экономический гигант перестал быть политическим карликом. Федеральное устройство страны Федеративная Республика Германия является государством, строенным по федеральному принципу. 16 земель федерации обладают поэтому собственной государственностью со всеми суверенными правами и компетенциями. Это означает: все, что надлежит устроить и отрегулировать в общих интересах, относится к компетенции федерации. За все остальные вопросы несут ответственность земли. Следствием федеративного устройства является то, что гражданин не противостоит единой, неделимой, а значит и всесильной, центральной государственной власти.
Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории. Федеративное государственное устройство содержит и особые шансы для оппозиции в федерации. Если оппозиция ставит несколько или даже большинство земельных правительств, а так это было почти всегда, начиная с 1949 года, то у нее (оппозиции) имелась возможность претворения своих идей и ответственного выполнения государственных функций как в рамках определенных земель, так и в рамках всего государства Федеративная Республика Германия, оказывая влияние через Бундесрат (палату земель) на законодательство и управление. В компетенцию 16 земель входят законодательство и управление в области культуры и образования. В их руках полиция, коммунальное право, право земельного планирования, регулирования и строительства, дорожное и водное право. Законодательные права земель вытекают из Основного закона, где записано, что земли обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации. Дальнейшей основой являются статьи 70-91 Основного закона, в которых описано разграничение законодательных компетенции между федерацией и землями. Землям предоставляются законодательные компетенции в областях, которые вообще не упомянуты в Конституции, а также там, где федерация не пользуется своими полномочиями. Во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У парламентов различные наименования — ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов.
Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра. Правительства состоят — и тут схожесть с федеральным правительством — из главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг обязанностей. В городах-республиках министров называют сенаторами. Задача этих правительств заключается в первую очередь в выработка земельных законопроектов и выполнении законов после их утверждения земельными парламентами. Однако правительства земель ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов, как, например, в области налогообложения. Вторым законодательным органом наряду с Германским Бундестагом является Бундесрат (палата земель). Посредством Бундесрата 16 земель участвуют в выработке законопроектов и в управлении федерацией. В соответствии с величиной земли правительства делегируют в настоящее время в Бундесрат от трех до шести представителей. Если оппозиция составляет в Бундесрате большинство, то она, разумеется, может в большей степени оказывать влияние на законодательство федерации. Председательство в Бундесрате, принимаемое на себя главой правительства земли, сменяется в годовом ритме, так что все премьер-министры появляются на этом посту. Коммуны выполняют большую часть задач федерального и земельных правительств. Коммунальные народные представительства на уровне общин и районов наделены в какой-то мере даже законодательными функциями, так как они, во-первых, вырабатывают уставы, на которых строится работа коммунальной администрации, а во-вторых, депутаты парламентов коммун избираются демократическим путем. В задачи коммун входит принятие решений о застройке и использовании площадей, строительстве и содержании коммунальных дорог, саночистке, канализации, общественном транспорте и снабжении, строительстве и содержании социальных и спортивных учреждений театров, музеев, библиотек, а также других культурных и просветительных центров, состоящих на их бюджете. Не в последнюю очередь сюда относятся решения по величине тарифов, взносов и налогов. Федеральные земли. Федеративная Республика Германии состоит из 16 федеральных земель. Одиннадцать земель старой Федеративной Республики Германии были воссозданы или созданы заново после 1945 г. После мирной революции в ГДР с 3 октября 1990 г. там созданы новые федеральные земли. С тех пор они входят в состав республики.
Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель (в скобках столицы): Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Потсдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Саар (Саарбрюккен), Саксония (Дрезден), Саксония-Ангальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль) и Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург - города-государства (карта №2). Федеральные земли - не провинции, а государства со своей государственной властью. У них свои конституции, но эти конституции должны отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона. Во всем остальном земли свободны в формировании своих собственных конституций. Принцип федерального государства относится к незыблемым принципам конституции. Однако состав сегодняшних земель не неизменный. Для нового административного деления территории федерации в Основном законе предусмотрены соответствующие правила. Федеративный строй имеет большую конституционную традицию, которая была прервана только унитарным государством национал-социалистов в 1933-1945 гг. Германия считается классической страной федералистской государственности. Федерализм себя оправдал: при нем особенности и проблемы регионов учитываются гораздо лучше, чем при централизованной власти правительства. «Визитная карточка» страны ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ Федеративная Республика Германия - государство в Центральной Европе, омывается Северным и Балтийским морями. Площадь - 357 тыс. кв. км. Население - 81,2 млн. человек (на 1993 год); свыше 90% немцы. Городское население свыше 85%. Среди верующих - протестанты (лютеране, свыше 50%) и католики. Германия - федерация, в ее составе 16 земель. Глава государства – президент. Глава правительства - федеральный канцлер. Законодательный орган - бундестаг, органы представительства земель - бундесрат. Правящие партии — ХДС/ХСС и СвДП Плотность населения — 222 чел/км8. Официальный язык - немецкий. Столица - Берлин. На севере - Северо-Германская низменность с холмами и озерами, южнее - возвышенности и средневысотные горы (Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд, Тюрингский Лес, Гарц, Рудные горы), чередующиеся с плато и равнинами. На юге - отроги Альп высотой до 2963 м (гора Цугшпитце). Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января на равнинах от 0 до -3 °С, в горах до -5 °С, июля соответственно 16-20 °С, 12-14 °С. Осадков 500-800 мм в год, в горах 1000-2000 мм. Крупные реки - Рейн, Везер, Эльба, Одер. На юге - Боденское озеро. Около 30% территории занято лесами. Национальные парки: Баварский Лес, Берхтесгаден; многочисленные резерваты, памятники природы. Праздничные и нерабочие дни: 1 января, Пасха с субботы до понедельника, 1 и 25 мая, первый понедельник июня, 1и 22 ноября, 25 и 26 декабря, местные праздники. Если праздник выпадает на субботу или воскресенье, учреждения могут не работать в предыдущую пятницу или следующий понедельник. Население В объединенной Германии живет более 80,3 млн. человек, это значит, что она – крупнейшая по населению страна Западной Европы (см. диаграмму №4). Для населения ФРГ характерна исключительная однородность его национального состава: почти 99 % постоянных жителей страны – немцы. Национальные меньшинства составляют всего 0,2 % населения страны. Это более 30 тыс. датчан, около 40 тыс. цыган, мигрирующих по всей стране, и 80 тыс. голландцев. Перед войной в Германии, преимущественно в городах, жило около 560 тыс. евреев. После установления фашистского режима они эмигрировали или были истреблены в концлагерях. Реэмиграция была небольшой. Само название всего немецкого народа – Teutsch, Deutsch – произошло от названия племени тевтонов, живших когда-то на севере страны. По племени же алеманнов, обитавших в глубокой древности на юге её, многие романские народы называют немцев Allemands. Особенностью Германии является то, что ее население с начала 70-х годов не растет, а сокращается: низкая рождаемость не перекрывает невысокую смертность. Только за 1985 – 1992 годы рождаемость упала на 70%. Это имеет свои причины: возрастная пирамида 90-х гг. отличается от пирамиды 1910 г. повышенной долей старших возрастов, население страны сильно “постарело”. В строении пирамиды видны “провалы” в тех возрастных категориях, которые стали жертвой двух мировых войн, а следствие этого – падение рождаемости в те годы и демографические “волны” после; невысокая рождаемость характерна для всех развитых промышленных стран, типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей. В городах все это проявляется еще резче, чем в сельской местности, а ФРГ – высокоурбанизированная страна, где в городах живет более 90% населения. И все же низкую рождаемость в ФРГ нельзя объяснить только этим. В 1994 г. всего три страны имели превышение смертности над рождаемостью: ФРГ, Россия, Украина. А ведь они очень разные. Есть и необычные следствия невысокой рождаемости. Численность германской армии – бундесвера – в 1991 г. составляла 495 тыс. человек, но в 1995 г. уже всего 340 тыс. Конечно, дело здесь в основном в изменении всей военно-политической обстановки в Европе, но в ФРГ есть и другая причина – для сохранения армии такой численности, какой она была в 1991 г. просто не хватило бы молодых людей, вступающих в призывной возраст. Западные и восточные немцы несильно отличаются друг от друга, и все же долгий период раздельного существования отражается в социальной и особенно религиозной структуре населения. В “новых землях” 67,1% - неверующие, 27,0 % - принадлежат к евангелической церкви, 5,9% - католики. Иная картина в “старых землях”, где влияние церкви гораздо сильнее – не принадлежит к ней лишь 19,0% населения, католики (Юг) составляют 42,9% населения, а приверженцы евангелической церкви (Север) – 38,1%. Самой католической землей ФРГ является Бавария. Имеются различия и в жизненном уровне – заработная плата в “новых землях” составляет 70 – 72% от западногерманского уровня, выше здесь и доля безработных. Есть и такие парадоксы, когда водитель автобуса в Восточном Берлине получает меньшую зарплату, чем его коллега в западной части города, выполняющий точно такую же работу. “Сращивание” двух частей ФРГ идет отнюдь не беспроблемно. Как богатая страна с высоким жизненным уровнем, ФРГ привлекает иностранных рабочих и беженцев из многих стран. Во многих странах Юга иностранцы составляют 20 – 25% населения (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен). Это создает целый ряд проблем: * социальное положение “рабочих-гостей” гораздо хуже, чем коренного населения, они часто не владеют языком, получают, как правило, низкооплачиваемую “черную” работу, живут в худших условиях, особенно не получившие гражданства ФРГ; * в городах, особенно у вокзалов, выросла преступность, наркомания; * с ростом безработицы обострилась конкуренция за рабочие места, ухудшилось отношение к “рабочим-гостям”, в западных землях это использовалось реакционными националистическими группировками, имели место акты насилия; * идут и внутренние “разборки” между иностранцами, в частности между турками и курдами. Немцы на западе и востоке Германии в равной степени предвзято относятся к некоренному населению. Таков результат социологического исследования, проведенного Европейской службой по наблюдению за проявлениями расизма. В ходе исследования были опрошены 2 тыс. немцев – по тысяче на востоке и на западе страны. Всего 21% восточных немцев и 24% западных немцев не испытывают никаких неудобств от присутствия иностранцев в стране, в то время как почти 70% немцев во всей Германии в различной степени выражают свою неприязнь по отношению к иностранцам.Самое негативное отношение – к иммигрантам из мусульманских стран. Выходцы из стран Восточной Европы и России тоже не пользуются особой симпатией. Хорошо к ним относятся лишь 10% опрошенных в обеих частях страны, сообщает Немецкая Волна. "С 80-х годов были в основном экономические, а не политические беженцы. Отношение у немцев к иммигрантам стало портиться". "Раньше принимали всех, кого угодно, и занимались ими. Это длилось до середины 80-х годов. А когда открылись ворота из-за перестройки, то теперь их даже терпеть не хотят. Идут дебаты, чтобы вообще закрыть ворота в Германию. Единственной темой табу останется тема евреев. К немцам из бывшего СССР новое требование. Они должны пройти комиссию перед тем, как приехать". "Чем больше людей въезжало сюда, тем жестче становилось правило, тем резче ограничивалась помощь иммигрантам. Стали меньше давать денег, стали более жесткими критерии «работает — не работает». Теперь иммигранты растаскивают немецкое государство, и отношение к ним стало хуже ровно с тех пор, как началась широкая эмиграция в Германию". Таким образом, отношения между иммигрантами и немцами содержат две противоположности — тенденции к сближению и вместе с тем — чисто внешние отношения, отсутствие межнационального понимания. Ухудшение психологической атмосферы по отношениюкиностранцам вообще, в том числек русским, способствует возникновению тенденциик отчуждению русских от коренных немцев. С другой стороны, оно может усилить сознательное стремление наших соотечественников к ассимиляции. Вместе с тем, неприязнькиностранцам — явление ситуационное, оно носит скорее исторически конъюнктурный, а не глубинный характер. Ограничение притока иммигрантов, можно предполагать, приведет к восстановлению прежнего лояльного отношения к ним. Экономика Германии Германия – ведущая экономическая сила в Европе и одна из мировых лидеров. Бывшая Западная Германия славится высококачественными изделиями промышленности – такими, как инструменты, автомобили, электрические и электронное оборудование и химикаты. Восточная Германия известна как производитель и поставщик многих видов техники, электрического оборудования, химикатов и кораблей в бывший СССР и другие коммунистические страны. Но после падения коммунистического режима в Восточной Европе в 1989 г. и объединения Германии в 1990 г. лишь некоторые изделия Восточной Германии смогли конкурировать с продукцией других стран на свободном рынке. Заводы закрывались, многие люди стали безработные. В Западной Германии сельское хозяйство не считалось прибыльной отраслью экономики, поскольку сельскохозяйственная продукция производилась в основном на небольших семейных фермах. В коммунистической Восточной Германии фермы сливались в огромные коллективные хозяйства. После объединения Германии в 1990 г. они стали продавать гораздо меньше своей продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|