Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текстильная и швейная промышленность

Ситуация в данной отрасли ярко выявляет современные тенденции глобализации в мировой экономике (карта №6, Текстильная промышленность, мини-карта). Большинство работ немецкой текстильной и швейной промышленности практически осуществляется в других странах, переносится в страны с меньшей стоимостью труда, с последующим импортом готовой продукции. Всего 20% одежды, проданной в Германии, произведены на ее территории: за границей производится 95% мужских брюк, реализуемых в ФРГ, 85% блуз и жакетов, а также почти все рубашки среднего ценового диапазона. Наличие квалифицированной рабочей силы, хорошей инфраструктуры вкупе с низкой заработной платой и географической близостью к западноевропейскому рынку - факторы, способствующие вынесению большей части производства в страны Центральной и Восточной Европы. В итоге, корпоративное взаимодействие немецких производителей формирует преобладание промежуточных товаров в экспорте отрасли, а конечных - в импорте.

Основные рынки продаж немецкого текстиля и одежды находятся в Западной Европе. Немецкие производители ориентируются на высококачественную и дорогостоящую продукцию. Благодаря благоприятной потребительской среде во Франции, странах Бенилюкса, Австрии и Швейцарии можно ожидать роста экспорта в отрасли. Вместе с тем, размещение производственных мощностей преимущественно за границей ведет к потере рабочих мест в самой Германии.

Оживление деловой активности в отрасли можно ожидать после уменьшения налогов, которое запланировано в Германии на 2001 год. Это приведет как к росту объемов производства, так и к незначительному росту цен производителей (в пределах 1-2%), что также обусловлено конъюнктурой рынка в Германии и странах ЕС.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Германии, наряду с автомобилестроением, является ведущим экспортером (карта №7, Химическая промышленность) Положительное внешнеторговое сальдо возросло с 30 млрд. ДМ в начале 90-х годов до 49 млрд. ДМ в 1999 г. Коэффициент экспорта в 1999 году составил 0,534, причем отрасль достигла положительной разницы практически со всеми торговыми партнерами. Основой экспорта является фармацевтика, органическая химия и пластмассы. Усиление экономической интеграции позволяет странам ЕС оставаться главными покупателями и основными поставщиками сырья (2/3 импорта) немецкой химической промышленности. В 1999-2000 гг. отмечен рост товарооборота со странами НАФТА, Южной Америки и Азии. Экспорт в Западную Европу в 1999 году увеличился на 4%, поставки в США, рынок которых приобретает все большее значение для немецких производителей медицинских препаратов, возрос на 9,5% и составил 20% всего экспорта фармацевтической продукции Германии.

В структуре производства химической промышленности выделяется увеличивающееся в последние годы производство пластмасс (рост 7,6% в 2000 г.), красок, лака, шпатлевки (5%), которые все же вынужденно снизили темпы роста из-за стагнации строительной индустрии. Сильная зависимость отрасли от внешней торговли предопределила ее повышенную чувствительность к азиатскому и российскому кризисам, которые ухудшили показатели в фармацевтике. Общеэкономическая обстановка и рост цен на лигроин (за 2000 год на 150%) и нефть способствуют постепенному повышению цен производителями химической продукции в Германии (4%).

Анализ инвестиционной активности в отрасли позволяет нам сделать вывод о том, что существенные капиталовложения в 2000 году в заводы и оборудование Германии (15 млрд. ДМ) и предприятия за границей (14 млрд. ДМ) будут способствовать интенсивному развитию химической промышленности, существенному росту объемов экспорта.

Металлургия

Резкий подъем по всему миру испытывает сталелитейная промышленность (карта №9). В 2000 году мировой выпуск стали достиг 800 млн. тонн против 780 млн. тонн в 1999 году. Почти 20% из этого объема производится в странах ЕС. Немецкие фирмы в последние годы смогли увеличить свою производительность и достигли лидирующего положения в Европе, производя 390 тонн каждые 1000 рабочих часов (на втором месте Италия с 375 тоннами). Вместе с тем на рынке постоянно появляются новые производители, и странам ЕС приходится проводить структурные корректировки отрасли, концентрируясь на производстве высококачественной продукции с высоким уровнем добавочной стоимости и на специализированной продукции.

После трудного для отрасли 1999 года металлургия имеет четкую тенденцию к увеличению объемов сбыта, особенно растет экспорт стали. Потребление продукции отрасли в 2000 году превзошло уровень 1999 года: возрос как внутренний спрос (+15,8%), так и внешний (+9,7%), что вылилось в рост цен производителей на 11,5%. Основа успеха в металлургии в динамичном развитии других отраслей немецкой промышленности. Высокий уровень активности имеют автомобильная промышленность, которая поглощает примерно 25% выпуска сталелитейной продукции, машиностроение (10%), электротехника (5%). Развитию отрасли также способствует оживление деловой активности на рынках Азии, Южной Америки, Восточной Европы, а также рост инвестиционных вложений в зону евро. В результате воздействия этих факторов выпуск стали в Германии возрастает на 8% в 2000 году и на 2% в 2001 году.

Международная конкуренция заставляет немецких производителей усиливать концентрацию производства для более эффективного использования производственных мощностей и дальнейшего повышения производительности. Уже сегодня 60% стали, производимой в Европе, изготавливается 5 основными концернами. Такая структурная организация позволяет европейцам конкурировать с Китаем, США, Японией, Южной Кореей. Логика развития отрасли позволяет сделать вывод, что дальнейшее усиление позиций немецких производителей на мировых рынках возможно за счет стратегических альянсов и слияния корпораций.

Машиностроение

Германия - главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС (карта №7, Машиностроение и Металлообработка, мини-карта, диаг.). Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос.

Устойчивый рост практически во всех секторах машиностроения наблюдается с середины 1999 года. Во многом это достигнуто за счет оптимизации использования производственных мощностей (88,8%). Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических и бумагопроизводящих машин и механизмов составил в 2000 году 0,85, а его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%). Немецкие производители текстильных машин и механизмов также являются ведущими экспортерами с экспортным коэффициентом свыше 0,9. Это же можно отнести и к производителям транспортного оборудования и станков. В 1999 году Германия произвела 21,5% мирового выпуска станков, уступив только Японии (22,4%).

Динамичное развитие экспорта немецкого машиностроения обусловлено прежде всего насыщенностью внутреннего рынка. Немецкие домохозяйства хорошо оснащены бытовыми приборами, а предприятия обладают преимущественно новым оборудованием с длительным периодом амортизации.

Очевидно, что рост инвестиций в зону ЕВС будет способствовать увеличению спроса на немецкие машины и оборудование. Уровень экспорта в страны, находящиеся за пределами зоны евро, предполагает, что немецкое машиностроение получило в 2000 году существенные выгоды от конкурентоспособных цен в результате снижения курса евро по отношению к доллару, иене и фунту стерлингов.

Таким образом, на основании анализа хозяйственных результатов деятельности промышленности Германии за последние годы, мы приходим к выводу, что усиление глобализации стимулирует поиск новых вариантов выгодного сотрудничества на внешних рынках, содействует диверсификации внешнеэкономических отношений. Немецкие корпорации активно пользуются возможностями развивающихся рынков стран с переходной экономикой, вынося в эти регионы значительную долю производственного цикла.

Таблица 3

Промышленность Германии: выпуск продукции по отраслям в 1999-2001 гг. (% изменение по годам)

Отрасль Изменение объемов выпуска Цены производителей

Занятость

  1999 2000 2001 2000 2001 2000 2001
Добывающая промышленность -1,3 -5,0 -3,5 6,5 -2,5 -6,8 -6,0
Обрабатывающая промышленность 1,7 6,0 4,5 2,5 0,8 0,5 0,8
-промежуточные товары 2,5 4,8 4,3 4,3 0,0 0,3 0,8
-капитальные товары 0,0 9,0 6,0 0,3 0,5 0,3 1,0
-товары длительного пользования 3,7 6,0 4,0 0,8 1,0 -1,0 0,3
-товары краткосрочного пользования 1,3 1,8 2,5 0,3 0,8 0,3 0,3
Пищевые товары, напитки, табак 2,9 2,3 1,8 0,3 0,8 1,0 0,3
Текстильная и швейная промышленность -8,6 -1,8 1,3 0,5 1,0 -3,5 -0,5
Бумажная и полиграфическая промышл. 3,7 4,0 3,0 2,5 1,3 1,5 0,8
Изделия из кокса и минеральных масел -3,5 3,0 0,3 25,0 -4,0 3,3 -2,0
Химическая промышленность 4,4 4,3 4,8 -2,0 0,3 -0,5 0,8
Производство изделий из резины и пластмассы 1,6 6,0 6,3 1,8 1,0 1,0 1,5
Металлургия 0,1 6,5 3,8 3,5 0,5 -0,5 0,8
Машиностроение -2,0 7,0 6,0 1,0 1,5 0,0 1,3
Электротехника 4,2 10,8 8,3 0,0 0,3 1,8 1,8
Производство транспорта и деталей 3,0 6,0 3,5 0,8 1,0 1,0 1,0
Поставка эл/эн 0,6 0,5 1,0 - - - -
Строительство 0,8 -0,8 1,3 - - -2,0 0,0
Производственный сектор в целом 1,5 4,8 4,0 - - 0,0 0,5

В среднесрочной перспективе следует ожидать постепенного роста присутствия немецких товаров в различных геоэкономических регионах. Вместе с тем основными партнерами во внешнеэкономической сфере для Германии останутся страны ЕС и ЕАСТ. Постепенное же снижение объемов торговли со странами НАФТА должно быть компенсировано адекватным оживлением торгово-экономических связей с Россией, Украиной, странами Восточной Европы.

В целом ослабление налогового пресса и рост экономики вызывает рост цен производителей на 2,5% в 2000 году. Однако уже в 2001 году рост цен составит всего 0,8% по причине ожидаемого падения цен на нефть и нефтепродукты и дальнейшего падения совокупных цен на труд. В комплексе это приведет к росту благосостояния граждан Германии, так как приток денежной массы в домашние хозяйства за счет экономического подъема не будет нивелирован адекватным ростом цен на товары.

Таблица 4

Германия: структура внешней торговли в 1999 г., (%)

Страны Экспорт Импорт
ЕС 57 53
ЕАСТ 5 6
НАФТА 12 9
Япония 2 5
Азиатские страны, Корея, Тайвань, Гонконг 4 5
Польша, Чехия, Венгрия, Россия, Турция 8 10
Китай и Индия 2 4
Другие страны 10 8

Анализируя причины современной ситуации, необходимо отметить, что экономический рост Германии в настоящий момент основан на экспорте, который достигает новых рекордных высот с каждым месяцем. Немецкие производители уже занимают значительные доли рынков по всему миру, благодаря высокому качеству товаров и более конкурентоспособной позиции на рынках. Слабость евро также оказала содействие немецкому экспорту в страны Азии и регион НАФТА. Экспорт в страны ЕВС увеличивается благодаря огромному пространству хождения евро.

Вообще, успехи в экспорте во многом связаны с падением курса евро, который интенсивно продолжался всю первую половину 2000 года. Рост глобализации усиливает значение колебания валютных курсов в международной конкуренции. Немецкие деловые круги привыкли жаловаться на стабильность марки, но теперь они пользуются выгодами нестабильности евро. Вопреки ранее обычным попыткам добиться стабильного курса дойчмарки. Многие более мелкие фирмы, например, работают в тех нишах рынка, где цены незначительно реагируют на спрос. Вдобавок к этому, некоторые производства были перенацелены на места назначения, избегая, таким образом риска колебания курсов.

Если при введении евро в обращение одной из главных задач финансового блока ЕС было укрепление позиции стран ЕВС за счет сильной валюты, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. Европейцы более не считают своей основной задачей вытеснение доллара из мировой банковской системы как приоритетной валюты резервирования, что фактически означало бы воплощение серьезных претензий евро на роль главной общемировой валюты. Немецкие производители, и особенно экспортеры, научились пользоваться всеми выгодами, которые извлекаются из понижения курса евро.

Слабость евро сделала цены немецких производителей более конкурентоспособными на рынках за пределами хождения евро. Конкурентная ситуация на внутреннем рынке ЕВС также улучшается, так как конкуренты за пределами зоны евро, должны учитывать в своих ценах изменение валютных курсов. Существует также очевидность положительного обратного эффекта. Поставщики сырья выигрывают от успеха производителей, а увеличение прибыли от изменения валютного курса дает толчок к инвестированию в машины и оборудование, что, в свою очередь, увеличивает внутренний спрос.

Не следует игнорировать значение ценовых колебаний при снижении курса евро. Промежуточные продукты, импортированные в страны "зоны евро", становятся более дорогими. Более того, повышение импортных цен на конечные продукты дает толчок к повышению цен на немецкие товары потребления.

Снижение курса евро отразилось в середине 2000 года крупной кредиторской задолженностью поставщиков и еще одним толчком для развития экономики. Значительный рост выпуска продукции и повышение объемов утилизации с начала года привело к дальнейшему увеличению корпоративных инвестиций. Более того, увеличение занятости хорошо отразилось на личном потреблении.

В 1999 году почти два процента из 4,2% ежегодного увеличения экспорта происходит за счет валютных колебаний. Предвидится увеличение экспорта в 2000 году на 12,3%, из этого более трети приходится на долю влияния снижения курса евро. Ожидается, что курс евро укрепится на отметке в 1,08 USD в начале 2001 г., что стимулирует экспорт.

Следует ожидать увеличения внутреннего спроса в 2001 году, ввиду оживления корпоративных продаж и перспектив к увеличению прибыли, а также уменьшению налогового пресса на бизнес в ряде стран ЕВС. Это должно воспрепятствовать снижению объемов экспорта некоторых отраслей в 2001 году, которое прогнозируется из-за стабилизации евро и замедления темпов развития экономики США.

Таблица 5

Германия: торговля со странами не входящими в ЕС в 1999 г. (доля от внешней торговли в %)

Показатели Экспорт Импорт
Минеральные масла 47 25
Продукты питания, напитки, табак 27 29
Деревообрабатывающая промышленность 41 57
Мебель, драгоценности, спорттовары 44 65
Металлургическая промышленность 40 45
Бумажная и полиграфическая промышленность 37 28
Стекло, керамика, добывающая промышленность 45 40
Текстильная и швейная промышленность 47 70
Электротехника 46 68
Химическая промышленность 47 34
Машиностроение 53 52
Производство транспорта и деталей к нему 41 37
Производство изделий из резины и пластмассы 40 40
Всего товары 43 48

Влияние обменных курсов варьируется в зависимости от сектора экономики. Большое процентное содержание экспорта в объеме продаж в текстильной и швейной промышленности свидетельствует, что этот сектор получает наибольшую выгоду от слабости евро.

Однако снижением курса евро нельзя полностью компенсировать огромные преимущества для производственной сферы в странах с низкой совокупной стоимостью труда, а именно в Восточной Европе и ЮВА. Можно, правда, удержать производственные затраты на низком уровне, посредством производства отдельных товаров за границей и покупки импортных комплектующих для производства внутри страны по более низким ценам. Результатом дороговизны европейского производства является значительное присутствие импортных товаров на рынке ЕС. Качество же европейских товаров способствует росту их экспорта в страны не входящие в ЕС. Ослабление евро лишь несколько наклоняет чашу весов в сторону увеличения европейского и, в частности, немецкого экспорта.

Превосходство экспорта над импортом в ряде отраслей экономики Германии: в химической промышленности, электротехнике указывает на возможность дальнейшего укрепления на внутреннем рынке, воспользовавшись слабостью евро. Машиностроение характеризуется незначительностью импорта в общем объеме продаж. Немецкие производители экспортируют товары в те рыночные ниши, где высокое качество товаров делает их лидерами на рынке. В кратковременном периоде колебания валютных курсов не оказывают значительного воздействия на снижение международного производства.

Снижение же давления на импорт посредством обменного курса в первую очередь выгодно для производителей товаров длительного пользования и товаров краткосрочного пользования: мебель, драгоценности, музыкальные инструменты и товары деревообрабатывающей промышленности.

Следует обратить особое внимание на структуру импорта в Германию из стран не входящих в ЕС. Выделяется то, что основу импорта составляют сырье, а также товары, производство которых достаточно дорого в Германии из-за высокой стоимости труда. В связи с этим необходимо отметить, что Германии выгодна ситуация, при которой экономическое развитие стран не Европейского Союза идет в основном только по сырьевому принципу, а значит приоритетами для иностранных инвестиций в восточные регионы Европы будет оставаться энергетика, добыча и первичная переработка газа и нефти, а также производство комплектующих материалов, необходимых для удешевления стоимости товаров немецкой промышленности.

Таблица 6

Германия: товары с большой долей импорта из стран не входящих в ЕС, 1999 г. (импорт стран не входящих в ЕС, в % соотношении к общему импорту).

Товар %
Уголь и торф 92,4
Руда 89,1
Неочищенная нефть и природный газ 81,4
Одежда 80
Медицинское, измерительное, контрольное, техническое и оптическое оборудование, часы 73,4
Производственное и офисное оборудование 67,7
Оборудование для телекоммуникации, радио и ТВ, комплектующие для электроники 65,5
Мебель и драгоценности 64,7
Энергетическое оборудование 64,4
Товары деревообрабатывающей промышленности 64,1

При прогнозах развития экономики Германии на средне- и долгосрочный период необходимо учитывать, что более 2/3 немецкой внешней торговли зависит от других стран "зоны евро". Внутренняя торговля ЕС установила фиксированные валютные курсы с момента введения евро в начале 1999 года. Доллар имеет большое значение для импорта и экспорта, так как 12% экспорта осуществляется в страны НАФТА. В то же время имеет влияние на импорт иена.

Импорт конечных продуктов из стран не входящих в ЕС не будет существенно увеличиваться, так как валютные колебания в настоящий момент и в течение определенного периода будут давать внутренним производителям значительные выгоды в ценовой конкуренции. В отношении ресурсов можно отметить, что влияние на конкурентоспособность здесь незначительно, так как в Германии нет сырья, даже в ограниченном количестве, и слабость евро здесь не дает никаких преимуществ. Немецким производителям, как и их конкурентам по ЕС, приходится покупать некоторые товары и сырье на мировых рынках за доллары.

Степень развития немецкого производства в различных секторах экономики зависит от соотношения дойчмарки к доллару и евро к доллару, тогда как до 1999 - от ЭКЮ к доллару. Эти выводы предполагают, что химической промышленности выгодна слабость евро, что связано с большой долей экспорта отрасли в страны, не входящие в ЕС.

Менее сильна зависимость экспорта транспортных средств от валютных курсов. Хотя здесь невысок уровень внешней торговли, но с тех пор как автомобили стали гомогенным товаром, спрос на них увеличивается даже при минимальном изменении в цене. Слабость евро дает им дополнительную конкурентоспособность как в Германии, так и за ее пределами.

Сильную конкуренцию машиностроению Германии составляет итальянское машиностроение, которое в прошлом извлекло немало выгод из падения курса лиры. Вслед за введением евро, так как Германия обслуживает значительную долю рынка, можно отметить, что немецкое машиностроение в сущности не зависит от изменения валютных курсов.

Пример с машиностроением объясняет, как ранее валютные колебания становились результатом улучшения конкурентоспособности. Спрос сегодня базируется на хорошем качестве и высоком уровне сервиса и производители не откажутся от этих стандартов. Они попытаются извлечь из слабости евро максимальные преимущества по сравнению с другими конкурентами. То же можно сказать и о таких отраслях немецкой экономики как химическая промышленность и электротехника.

Анализ современных тенденций экономики Германии позволяет сделать следующие выводы.

Подъем мировой экономики способствует подъему экономики Германии в среднесрочном периоде, что позволяет улучшать основные макроэкономические показатели, способствует росту инвестиций и объема производства.

Рост глобализации усиливает значение валютных курсов в международной конкуренции. После того, как наметилась устойчивая тенденция постепенного снижения курса евро, немецкая экономика получила возможность дополнительного увеличения производства товаров за счет роста экспорта. Таким образом, можно говорить о том, что слабость евро несомненно выгодна немецким производителям, которые могут использовать этот фактор для повышения конкурентоспособности своей продукции.

Влияние обменных курсов варьируется в зависимости от сектора экономики. В связи с этим Германия, как и Западная Европа в целом, относящаяся к странам со слабой сырьевой базой, склонна стимулировать дешевый импорт сырья и продуктов первичной переработки. Соответственно в этих отраслях экономики речь о значимости слабого евро не идет. Значение обменных курсов выявляется лишь при наличии острой конкуренции с иностранными производителями как на рынке Германии, так и на внешних рынках.

В ближайшие годы свои позиции смогут упрочить такие отрасли немецкой экономики как машиностроение, электротехника, химическая промышленность и автомобильная промышленность. На их фоне стагнацию переживает строительство, перспективы незначительного улучшения в этой отрасли прогнозируются только к концу 2002 года.

Рост цен производителей не превысит в ближайшие два года эффект от оживления экономики и роста доходов населения. Это, а также незначительное продвижение в решении проблемы занятости трудоспособного населения, позволяет сделать вывод о том, что общее благосостояние в Германии улучшится.

Сокращение внешнеторговых связей со странами НАФТА и Южной Америкой происходит одновременно с увеличением доли стран Восточной Европы и СНГ в объеме внешнеторгового оборота Германии. Этот фактор, наряду с сильной импортной зависимостью ФРГ в ряде отраслей и групп товаров, прежде всего сырьевых, а также поиском новых рынков для сбыта традиционной немецкой продукции, играет существенную роль в развитии процесса постепенного расширения деловой активности Германии на Восток.

Сельское хозяйство

Германия — не только высокоиндустриализованная страна, а еще и мощный производитель сельскохозяйственной продукции - более двух третей потребностей немецкого населения в продовольствии удовлетворяются местными изготовителями. Характерным является крестьянское семейное хозяйство. Собственность на землю — в частных руках. Большинство сельских хозяев обрабатывают собственные угодья. Средняя величина хозяйства составляет 19 га. Важнейшие аграрные продукты: зерновые, картофель, сахарная свекла, овощи, фрукты, виноград, молочная продукция, говяжье и свиное мясо, птица (карта №6, Сельское хозяйство, мини-карта). После войны сельское хозяйство Германии претерпело значительные изменения. В то время как 40 лет назад из 100 работоспособных 20 трудились в сельхозсекторе, то сегодня это всего лишь 5 человек. Число крестьянских хозяйств с более чем одним га земли сократилось с 1,6 миллиона до 630 тысяч. За этот же период благодаря применению удобрений и средств защиты растений, выведением высокоурожайных сортов, племенных животных и все большей механизации труда чрезвычайно повысился уровень производительности германского сельского хозяйства. Так, например, урожайность пшеницы с одного га возросла с 2 до 5,4 тонны, а годовые надои молока на корову увеличились за 20 лет почти на 20 процентов, составив 4.607 литров. Будучи членом ЕС, а тем самым и общей аграрного рынка, Федеративная Республик. Германия передала важные права в области аграрной политики европейским учреждениям. В особой мере это касается цен, рыночной устройства и структурной политики, где решения принимаются не в Бонне, а Брюсселе. Целями совместной европейской сельхозполитики являются, среди прочего, увеличение производительности и повышение крестьянски: заработков. В этой связи европейским сель ским хозяевам гарантирована закупка определенных количеств продукции по твердым ценам. Одновременно более дешевые продукта из стрна, не входящих в ЕС, облагаются защитными таможенными пошлинами, чтобы ограничить конкуренцию. Такая поддержка сельского хозяйства привела во многих отраслях к перепроизводству, например, масла, мяса, вина. Главная задача аграрной политики — найти решение, идущее на пользу как сельским хозяевам, так и потребителям.

В сельском хозяйстве Германии используется около 50% территории. Однако вклад этой отрасли в ВВП страны составляет только около 1% (по стоимости продукции). Более 60% всей продукции дает животноводство, где выделяется разведение крупного рогатого скота и свиноводство.

Посевные площади в Германии составляют 35% территории. Площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормов еще импортируется.

Зерновые культуры занимают в западных землях более 3/5 пашни, в восточных – 1/2. Основная продовольственная культура – пшеница, но выделяется Германия в Европе производством ржи, овса, ячменя. Некоторые сорта ячменя выращиваются специально для производства пива. Продовольственным зерном Германия обеспечивает себя полностью.

В Баварии находятся крупнейшие районы выращивания хмеля. Важное значение имеют картофелеводство и выращивание сахарной свеклы. По долинам Рейна и его притоков (на западе страны) распространено виноградарство, садоводство.

Как и во многих других странах, сельское хозяйство из социальных соображений нельзя полностью отдавать на произвол рыночной конкуренции. Цель правительства Германии перевести постепенно в частную собственность инвестиции в государственных предприятиях или целые предприятия, как, например, федеральную железную дорогу (Дойче Бундесбан), государственную железную дорогу (Дойче Рейхсбан) бывшей ГДР или Германскую федеральную почту с тем, чтобы добиться и в этих сферах больше конкуренции, освободить от финансовой нагрузки государственные бюджеты и повысить эффективность обслуживаний населения.

Транспорт

По густоте транспортных путей Германия занимает одно из первых мест в мире. В связи с большой интенсивностью экономических отношений с партнерами по ЕС и центральным положением в Европе в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок (43%, 1993 г.). Основу транспортной сети составляют железные дороги (около 44 тыс. км), 2/5 из которых электрифицированы.

В суммарном грузообороте основная роль принадлежит автомобильному транспорту (около 60%), затем железнодорожному (20%), внутреннему водному (15%) и трубопроводному 5%(см. диаграмму №1). В пассажирообороте доля автомобильного транспорта еще выше (около 90%). Общая протяженность автодорог высшего класса превысила 11 тыс. км.

Протяженность внутренних водных путей – около 7 тыс. км. Главная водная магистраль – международная река Рейн, на которой находятся многие крупные порты, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной порт с грузооборотом 50 млн. т в год.

По тоннажу контейнеровозных судов страна занимает 4-е место в мире после США, Панамы и Тайваня. Морские порты Германии уступают крупнейшим портам европейских стран по грузообороту. Самыми крупными из них являются Гамбург, нефтяной порт Вильгельмсхафен, а также Бремен, Эмден, Росток.

Авиационный транспорт, как и морской, играет важную роль во внешних связях страны. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают аэропортами. Всего в Германии 16 международных аэропортов, причем Франкфуртский аэропорт по грузообороту занимает первое место в Европе, а по пассажирскому – третье.

Автомобиль

Кто бы мог подумать в 1885 году, когда немецкие инженеры Карл Фридрих Бенц и Готлиб Даймлер выпустили на дорогу первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, что их изобретение приобретет такое огромное значение для человечества? Машина означает для человека всё то, от чего добровольно не отказываются — свободу, гибкость, мобильность. По прогнозам, число зарегистрированных автомашин в объединенной Германии к 2010 году возрастет с нынешних 35 миллионов (т.е. статистически одна машина на каждые 2,3 чел.) до 45,5 миллионов штук. Это составит одну десятую часть всего машинного парка мира(см. диаграмму №2). Понятно, что немецкие дороги больше не выдержат такой нагрузки от личного транспорта. Ведущие автомобилестроители Европы уже работают над программой, которая позволит контролировать ситуацию на дорогах и при помощи электронных средств управлять движением. Кроме того, они намерены до 1998 года представить решения, как сделать машину более экологичной и еще больше снизить загрязнение атмосферы двуокисью углерода.

Местное сообщение

Обычная для центра больших городов переполненность проезжей части улиц и изматывающие нервы поиски свободного места стоянки не мешают автомашине непоколебимо оставаться излюбленным видом транспорта. Проблему перегруженности дорог личным транспортом коммуны пытаются решить, расширяя сеть трамвайного сообщения, выделяя большие участки под автостоянки за пределами центра города, устраивая специальный ряд для автобусов. Центр во многих городах постепенно закрывался для автомобиля. В Мюнхене, например, в Старый город на машине могут въезжать только жители этого района. Количество стоянок здесь ограниченно. Однако новых не строят, надеясь побудить людей пересесть на автобус и метро, а если строят, то не в центре, а за его пределами — рядом с остановками городского транспорта, идущего в центр. Мюнхен намерен учредить общество специально для строительства таких мест стоянки.

Железная дорога

Между всеми большими городами Германии с часовым интервалом курсируют современные комфортабельные электропоезда 1С („интерсити"). Но на этом не остановились. „Вдвое быстрее автомашины и всего наполовину медленнее самолета!" — этим рекламным девизом Германская федеральная железная дорога („бундесбан") открыла новую страницу своей истории. Между Гамбургом и Мюнхеном в 1991 году начали курсировать первые высокоскоростные поезда IСЕ(„интерсити-экспресс"), развивая максимальную скорость до 250 км/ч. Продолжительность рейса на этих эскпресспоездах по сравнению с поездами 1С сокращается примерно на четверть. До 2000 года планируется сдать в эксплуатацию скоростную железнодорожную сеть длиной около 2000 км. По ней смогут ходить и грузовые составы. Этот план, среди прочих, должен придать бундесбану больше привлекательности. Ведь она - самое убыточное предприятие Германии. Этому есть ряд причин, и одна из главных - бендесбан в качестве единственного транспортного предприятия должен самостоятельно содержать транспортные пути, т.е. железнодорожное полотно и рельсы, а люди любят ездить на машине и даже грузы предпочитают перевозить на грузовиках, а не на поездах, что отнюдь не идет на пользу окружающей среде. Теперь стараются осуществлять большую часть грузовых перевозок снова по железной дороге. На автомобилестроительном концерне “Фольксваген” уже испытывают новую систему. Около половины всего товарооборота между отдельными заводами “Фольксвагена” перенесено на рельсы. Менее благоприятен для окружающей среды план бундесбана сделать экономичнее пассажирские перевозки в малонаселенных, сельских местностях. Движение на железнодорожных линиях здесь прекратят и заменят современной, управляемой компьютерами системой автобусного сообщения. Это хотя и обеспечивает жителям данных районов привязку к сети общественного транспорта, но одновременно увеличивает нагрузку на автомагистрали.

Воздушное сообщение

“В Мюнхене не взлететь, во Франкфурте не сесть,” - так описывает Роьф-Дитер Грасс, начальник отдела информации “Германской Люфтганзы”, положение на многих германских аэродромах. Конечно, это преувеличение, но все же нередки задержки и опоздания. На 12 международных аэродромах Германии царят толчея машин, ведь ни один вид транспорта не может похвалиться таким приростом, как воздушный: 60 миллионов человек в 1990 году достигли своей цели по воздуху, улетая из аэропортов Германии, а это на десять с лишним процентов больше, чем в предыдущем году. Авиакомпаниям и их клиентам этот бем нередко дает себе знать в виде опозданий рейсов, поскольку вместимость взлетно-посадочных полос, воздушного пространства и кассовых залов не безгранична. Дополнительные трудности возникают и в связи с отсутствием общеевропейской, выходящей за рамки одного государства службы обеспечения безопасности полетов.

Судоходство

Судоходство по внутренним водам должно интенсивнее использоваться для перевозки грузов. Так решило Федеральное министерство транспорта. На этот экологический вид транспорта до сих пор приходилось в Западной Германии 18 процентов, а в Восточной Германии всего 4,5 процента грузовых перевозок. Транспортировались в основном массовые грузы - уголь, руда, камень, песок, нефть. Но мощности судоходства по внутренним водам далеко не исчерпаны. Чтобы вызвать к нему больше интереса, принято решение связать водными пут

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...