Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов

 

После проведения исследования с использованием следующих методик: тест Тимоти Лири, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И. Балашовой), методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова мы пришли к следующим результатам:

По методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге мы пришли к следующим результатам:

 

Таблица 3.2. Оценка депрессивных состояний Зунге

Супружеская пара Жена Муж Средний показатель
№1 35 40 36,5
№2 51 53 52
№3 60 63 61,5
№4 38 37 37,5
№5 52 54 53
№6 41 38 39
№7 57 51 54
№8 43 44 43,5
№9 62 61 61,5
№10 45 40 42,5

 

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что пары №1,4,6,8,10 имеют состояние без депрессии; пары №2,5,7 имеют состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; пары №3,9 имеют субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

Наглядно данные результаты мы можем представить виде диаграммы (рис.1).


Рис. 1. Оценка депрессивных состояний Зунге

 

По методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Жмурова мы получили следующие результаты, которые приведены в таблице 3.3.:

 

Таблица 3.3. Оценка депрессивных состояний по Жмурову

Супружеская пара Жена Муж Средний показатель
№1 15 13 14
№2 28 30 29
№3 48 51 49,5
№4 18 20 19
№5 31 38 34,5
№6 14 21 17,5
№7 34 36 35
№8 19 18 18,5
№9 49 49 49
№10 21 20 20,5

 

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что у пар №1,4,6,8,10 депрессия минимальна; пар №2,5,7 легкая депрессия и у пар №3,9 умеренная депрессия.

Наглядно данные результаты мы можем представить виде диаграммы (рис.2).


Рис.2. Оценка депрессивных состояний по Жмурову

 

По тесту Тимоти Лири нами получены следующие результаты:

 

Таблица 3.4. Тест Тимоти Лири

Супружеская пара

Шкалы

Причины конфликтов

Максималь-

ный балл

1 2 3 4 5 6 7 8
№1 1 0 6 4 14 2 6 8 Уступчивость 14
№2 8 14 3 8 13 2 6 7 Уверенность в себе; Уступчивость 27
№3 4 12 8 2 14 12 8 6 Уверенность в себе; Уступчивость Зависимость. 38
№4 3 6 2 4 4 5 12 2 Конформизм. 12
№5 6 7 16 1 12 6 4 8 Консерватизм Уступчивость 28
№6 0 2 4 6 2 6 14 4 Конформизм. 14
№7 3 3 8 9 12 16 2 6 Уступчивость Зависимость. 28
№8 10 7 4 15 2 5 6 4 Негативный, неудавшийся лидер. 15
№9 2 2 5 16 13 12 3 4 Негативный, неудавшийся лидер. Уступчивость Зависимость. 41
№10 15 9 2 4 3 7 5 9 Доминирование. 15

 

В сфере межличностных конфликтов прослеживается прямая зависимость от самооценки участников. В супружеских парах возникает конфликт:

когда оба партнера имеют высокую самооценку и стремятся доминировать в отношениях;

когда оба партнера имеют заниженную самооценку, слишком неуверенны и не находят поддержку друг в друге;

когда один из партнеров имеет высокую, а другой партнер - низкую самооценку (первый недоволен излишней уступчивостью второго, не желает опекать его, ищет сотрудничества, а не подчинения).

Наименее выражены конфликты у супружеских пар №1,4,6,8,10 и эти пары имеют состояние без депрессии по методике оценки депрессивных состояний Зунге; супружеские пары №2,5,7 имеют более выраженное состояние конфликта и имеют состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; пары №3,9 характеризуются наиболее выраженным состоянием конфликта и имеют субдепрессивное состояние или маскированную депрессию.

Качественный анализ результатов: объяснить полученные результаты мы можем следующим образом: в тех парах, где наиболее благоприятные условия для совместной жизни, в которых супруги наиболее близки друг другу и по образованию и по материальному положению, мы наблюдали наименее выраженное состояние депрессии у обоих супругов. Причем, следует отметить, что в супружеской паре уровень депрессивного состояния у обоих супругов примерно одинаковый. Чем менее выражено депрессивное состояние у супругов, тем лучше у них протекает взаимодействие друг с другом и, соответственно, тем меньше у них конфликтов, т.е. деструктивных отношений. Вследствие этого нами и были получены эти результаты.

Для математической обработки полученных данных нами был использован корреляционный анализ, который представлен в приложении 5.

Программа коррекции семейных отношений представлена в приложении 6.

Таким образом, проведя данное исследование мы можем сделать вывод о том, что в парах, где существуют деструктивные супружеские отношения отмечается наличие депрессии. Следовательно наша гипотеза и том, что деструктивные супружеские отношения ведут к возникновению депрессий в супружеской диаде подтвердилась.


Заключение

 

В ходе выполнения данной дипломной работы мы пришли к следующим выводам:

По первой главе: Вопросами депрессивных состояний в супружеской диаде занимались такие авторы, как: И. В Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др., изучив из работы мы пришли к следующим выводам:

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.

Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам:

история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;

семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации;

ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.

Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как "ценностный кризис семьи".

Существующая нестабильность брачных уз обусловлена нестабильностью семьи как системы. Брачные отношения отражают общие тенденции к переменам и нестабильности.

Деструктивные отношения в семье приводят к развитию депрессий в супружеской диаде. Депрессия - это страдание, тоска, безысходность. Для преодоления депрессии необходима комплексная помощь специалистов.

Депрессия - это состояние человека, сопровождающееся чувствами тоски, подавленности, бессилия, мрачным настроением, плохим самочувствием, слабостью, нежеланием что-либо делать, равнодушием к происходящему, ощущением собственной никчемности и ненужности... Вот далеко не полный список симптомов, сопровождающих депрессию [15. c.134].

По второй главе: деструктивные отношения в супружеских отношениях изучены следующими авторами: А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.

Глубокие социальные изменения, происходящие в мире, заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них - деструктивная деятельность человека. Никакие моральные, религиозные, правовые нормы не в состоянии предотвратить деструкцию. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу - и природная среда, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению.

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности практически не исследован в науке. Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа - книга Э. Фромма "Анатомия человеческой деструктивности".

Многие тяжелые психологические проблемы человека возникают в семье, вследствие определенных взаимоотношений, которые складываются у родных, нередко близких и любимых людей. Трудные взаимоотношения в семье, пусть даже они касаются только двоих, не могут не отражаться на всех членах семьи, особенно на детях.

Очевидно, что не каждый человек, несумевший самоутвердиться, реализовать себя и находящийся в состоянии фрустрации, совершает деструктивные действия. Люди, склонные к деструкции, обладают рядом особенностей. Если использовать типологию личностей К. Леонгарда [49], то обнаружится, что деструктивные действия обычно совершаются так называемыми "застревающими личностями". Это люди, для которых характерна патологическая стойкость аффекта.

В ходе данной работы мы организовали и провели экспериментальное исследование влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессий в супружеской диаде.

Для определения депрессивных состояний в паре нами были использованы следующие методики: Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И. Балашовой). Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова. Для определения наличия деструктивных супружеских отношений мы использовали тест Тимоти Лири.

Таким образом, проведя данное исследование мы можем сделать вывод о том, что в парах, где существуют деструктивные супружеские отношения отмечается наличие депрессии. Следовательно наша гипотеза и том, что деструктивные супружеские отношения ведут к возникновению депрессий в супружеской диаде подтвердилась.

Цель работы: проанализировать деструктивные супружеские отношения как причину проявления депрессий в супружеской диаде была нами успешно достигнута.

Задачи, поставленные нами вначале работы, решены:

Изучена психологическая сущность депрессивных проявлений в супружеской диаде.

Рассмотрены деструктивные супружеские отношения и причины проявлений депрессий в супружеской диаде.

Проведено экспериментальное исследование влияния деструктивных супружеских отношений на проявление депрессий в супружеской диаде.


Список литературы

 

1. Агапова И.А. Рушим брак - строим семью. Новая семья из старых отношений. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 350 с.

2. Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социол. исслед. - 1987. - № 4. С.81-85.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.

4. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1992. - 24 с.

5. Бек А. и др. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия депрессий. - СПб.: Питер, 2003. - 268 с.

6. Белов В.И. Конфликты и культура их разрешения. - М.: РГУ, 2003. - 78 с.

7. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 524 с.

8. Бовин Р.Я. Затяжные депрессивные состояния. - Л.: Медицина, 1982. - 192 с.

9. Ващенко И.В., Антонова О.И. Конфликт: посттравматический стресс. - Киев: Наукова думка, 1998. С.18 - 20.

10. Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. - Минск: Вышейшая школа, 1991. - 128 с.

11. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1985. - № 4. С.10 - 20.

12. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 338 с.

13. Дискуссии. Проблемы конфликтологии // Социологические исследования. - № 9. - 1993. С.52-57.

14. Донченко Е. А, Титаренко Т.М. Личность. Конфликт. Гармония. - Киев, 1989. - 406 с.

15. Дорно И.В. Современный брак: проблемы гармонии. - М.: Просвещение, 1990. - 354 с.

16. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 224 с.

17. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981. - 480с.

18. Дюркгейм Э. Самоубийство // Тексты по истории социологии XIX - XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. - М.: Наука, 1994. С.312-327.

19. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - С. - Пб.: ПИТЕР, 2000. - 400 с.

20. Залысин И.Ю. Структурные и политические источники насилия // Социально-политический журнал. - 1998. - № 1. С.96 - 111.

21. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

22. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991. - 304с.

23. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. С.83 - 89.

24. Кветной И.М. Вездесущие гормоны. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 190 с.

25. Квинн В.Н. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

26. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. - 1997. - № 3. С.62-79.

27. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. - 1994. - № 2. С.100 - 122.

28. Козелецкий Ю. Человек многомерный (Психологические эссе). - Киев: Лыбидь, 1991. - 288 с.

29. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с.

30. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

31. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности. - СПб.: Нева, 2003. - 256 с.

32. Кууси П. Этот человеческий мир. - М.: Прогресс, 1988. - 368с.

33. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Проблемы взаимоотношений супругов при бытовом пьянстве // Психол. журн. - 1991. - Т.12. - № 1. С.40-46.

34. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: Выща школа, 1989. - 364 с.

35. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл: Per Se, 2000. - 550 с.

36. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998. - 393с.

37. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. - М.: Мир, 1982. - 360с.

38. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 205 с.

39. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред.Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Наука, 1987. - 310 с.

40. Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // СоцИс. - 1998. - № 8. С.69-73.

41. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Психолог. журнал. - №32. - 1994.

42. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 322 с.

43. Толпегин А. Депрессия - утомление жизнью: Симптомы, природа, причины // Физкультура и спорт. - 2001. - № 4. С.16-17.

44. Толпегин А. Глубокие корни депрессии // Физкультура и спорт. - 2004. - № 11. С.16-17; № 12. С.16-18.

45. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека. - Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1995. - 430 с.

46. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

47. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

48. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 612 с.

49. Холмогорова А.Б. и др. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. С.63-71.

50. Этика и психология семейной жизни / Под ред. И.В. Гребенникова. - М.: Просвещение, 1984. - 360 с.


Приложение 1

 

Классификация семейных конфликтов по Емельянову С.М.

 

Основание классификации Тип конфликта Основная причина
Субъекты конфликта Супружеские конфликты Весь спектр причин семейных конфликтов
    Конфликт между родителями и детьми Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор
    Конфликт родственников Авторитарное вмешательство родственников
Источник конфликта Ценностные конфликты Наличие противоположных интересов, ценностей
    Позиционные конфликты Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в признании значимости "Я" одного из членов семьи
    Сексуальные конфликты Психосексуальная несовместимость супругов.
    Эмоциональные конфликты Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи)
    Хозяйственно-экономические конфликты Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи

Поведение

конфликтующих сторон

Открытые конфликты (открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; битье посуды и т.п.) Индивидуально-психологические причины конфликта (особенности членов семьи; уровень воспитания; содержание причины конфликта)
Скрытые конфликты (демонстративное молчание; резкие жесты и взгляды, говорящие о несогласии; и др.) Причины те же, что и в предыдущем случае

 


Приложение 2

 

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. Адаптация Т.И. Балашовой

 

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

 

УД =

 

где  - сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;  - сумма цифр "обратных", зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, б, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказываний № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59 то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала депрессий

Фамилия

Дата

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

 

  Никогда или изредка Иногда Часто Почти всегда или постоянно
1. Я чувствую подавленность 1 2 3 4
2. Утром я чувствую себя лучше всего 1 2 3 4
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам 1 2 3 4
4. У меня плохой ночной сон 1 2 3 4
5. Аппетит у меня не хуже обычного 1 2 3 4
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом 1 2 3 4
7. Я замечаю, что теряю вес 1 2 3 4
8. Меня беспокоят запоры 1 2 3 4
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4
10. Я устаю без всяких причин 1 2 3 4
11. Я мыслю также ясно как всегда 1 2 3 4
12. Мне легко делать то, что я умею 1 2 3 4
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4
14. У меня есть надежды па будущее 1 2 3 4
15. Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4
16. Мне легко принимать решения 1 2 3 4
17. Я чувствую, что полезен и необходим 1 2 3 4
18. Я живу достаточно полной жизнью 1 2 3 4
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру 1 2 3 4
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда 1 2 3 4

 


Приложение 3

 

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова

 

Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа - 0, 1,2 или 3.

0 Мое настроение сейчас не более подавлено печально), чем обычно.

1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.

2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.

3 Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.

0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.

1 У меня иногда бывает такое настроение.

2 У меня часто бывает такое настроение.

3 Такое настроение бывает у меня постоянно.

0 Я не чувствую себя так, будто я остался (лась) без чего-то очень важного для меня.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остался (лась) без чего-то очень важного для меня.

0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

0 У меня не бывает чувства, будто я состарился (лась).

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую, будто я состарился (лась).

0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.

1 У меня иногда бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает такое состояние.

3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.

1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

0 В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

1 В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.

2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

3 В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

0 Я боязлив (а) не более обычного.

1 Я боязлив (а) несколько более обычного.

2 Я боязлив (а) значительно более обычного.

3 Я боязлив (а) намного более обычного.

0 Хорошее меня радует, как и прежде.

1 Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

2 Оно радует меня значительно меньше прежнего.

3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

0 У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

0 Я обидчив (а) не больше, чем обычно.

1 Пожалуй, я несколько более обидчив (а), чем обычно.

2 Я обидчив (а) значительно больше, чем обычно.

3 Я обидчив (а) намного больше, чем обычно.

0 Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

1 Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

2 Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

3 Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват (а).

2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват (а).

3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват (а).

0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

1 Я виню себя за это несколько больше обычного.

2 Я виню себя за это значительно больше обычного.

3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1 Иногда бывает, что я ненавижу себя.

2 Часто бывает так, что я себя ненавижу.

3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

0 У меня не бывает чувства, будто я погряз (ла) в грехах.

1 У меня иногда теперь бывает это чувство.

2 У меня часто бывает теперь это чувство.

3 Это чувство у меня теперь не проходит.

0 Я виню себя за проступки других не больше обычного.

1 Я виню себя за них несколько больше обычного.

2 Я виню себя за них значительно больше обычного.

3 За проступки других я виню себя намного больше обычного.

0 Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

1 Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает теперь такое состояние.

3 Это состояние у меня теперь не проходит.

0 Чувства, что я заслужил (а) кару, у меня не бывает.

1 Теперь иногда бывает.

2 Оно часто бывает у меня.

3 Это чувство у меня теперь практически не проходит.

0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

2 Я часто так думаю.

3 Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

0 Желания умереть у меня не бывает.

1 Это желание у меня иногда бывает.

2 Это желание у меня бывает теперь часто.

3 Это теперь постоянное мое желание.

0 Я не плачу.

1 Я иногда плачу.

2 Я плачу часто.

3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

0 Я не чувствую, что я раздражителен (на).

1 Я раздражителен (на) несколько больше обычного.

2 Я раздражителен (на) значительно больше обычного.

3 Я раздражителен (на) намного больше обычного

0 У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

1 Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает такое состояние.

3 Это состояние у меня теперь не проходит.

0 Моя умственная активность никак не изменилась

1 Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.

2 Я чувствую теперь, что я сильно "отупел (а)", (в голове мало мыслей).

3 И совсем ни о чем теперь не думаю ("голова пустая").

0 Я не потерял (а) интерес к другим людям.

1 Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.

2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

3 У меня совсем пропал интерес к людям ("я никого не хочу видеть").

0 Я принимаю решения, как и обычно.

1 Мне труднее принимать решения, чем обычно.

2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

3 Я уже не могу сам (а) принять никаких решений.

0 Я не менее привлекателен (а), чем обычно.

1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен (на), чем обычно.

2 Я значительно менее привлекателен (на), чем обычно.

3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.

0 Я могу работать, как обычно.

1 Мне несколько труднее работать, чем обычно.

2 Мне значительно труднее работать, чем обычно.

3 Я совсем не могу теперь работать ("все валится из рук").

0 Я сплю не хуже, чем обычно.

1 Я сплю несколько хуже, чем обычно.

2 Я сплю значительно хуже, чем обычно.

3 Теперь я почти совсем не сплю.

0 Я устаю не больше, чем обычно.

1 Я устаю несколько больше, чем обычно.

2 Я устаю значительно больше, чем обычно.

3 У меня уже нет никаких сил что-то делать.

0 Мой аппетит, не хуже обычного.

1 Мой аппетит несколько хуже обычного.

2 Мой аппетит значительно хуже обычного.

3 Аппетита у меня теперь совсем нет.

0 Мой вес остается неизменным.

1 Я немного похудел (а) в последнее время.

2 Я заметно похудел (а) в последнее время.

3 В последнее время я очень похудел (а).

0 Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

0 Я интересуюсь сексом, как и прежде.

1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

3 Я полностью потерял (а) интерес к сексу.

0 Я не чувствую, что мое "Я" как-то изменилось.

1 Теперь я чувствую, что мое "Я" несколько изменилось.

2 Теперь я чувствую, что мое "Я" значительно изменилось.

3 Мое "Я" так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам (а).

0 Я чувствую боль, как и обычно.

1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

2 Я чувствую боль слабее, чем обычно.

3 Я почти не чувствую теперь боли.

0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаше обычного.

2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи,

2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

0 У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

1 Такое однажды со мной было.

2 Со мной такое было два или три раза.

3 Со мной было такое много раз,

0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Обработка данных. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами).

Интерпретация данных:

1-9 - депрессия отсутствует, либо незначительна

10-24 - депрессия минимальна

25-44 - легкая депрессия

45-67 - умеренная депрессия

68-87 - выраженная депрессия

88 и более - глубокая депрессия

Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.

Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория ("плохо переношу", "несу плохое, дурное"). Озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, Предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: "внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет... ". Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками интонаций, утрированными выразительными актами.

Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациям объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться своеобразным физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: "внутри похолодело, рвалось", "шевелятся волосы", "сковало грудь" и т.п.


Приложение 4

 

Тест Тимоти Лири.

 

Опросник представляет собой набор, состоящий из 128 характерологических утверждений, т.е. он дает описание особенностей человека на уровне характера. Он предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств:

1. Доминантность, склонность к руководству, лидерские данные.

2. Уверенность в себе, самостоятельность.

3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм.

4. Независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении.

5. Зависимость, подчиненность, неприспособленность.

6. Неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность.

7. Общительность, уживчивость, ориентация на мне

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...