В ТРИЗ под творческими, изобретательскими задачами понимают задачи, содержащие в себе противоречия.
Приемы и принципы разрешения противоречий Приемы разрешения технических противоречий
Г.С.Альтшуллер сформулировал 40 основных и 10 дополнительных приемов устранения технических противоречий, анализируя сотни тысяч изобретений из самых разных областей техники. Со списком приемов можно познакомиться в приложении П1. Прием устранения противоречий это то или иное изменение в системе, благодаря которому можно преодолеть существующее противоречие требований. Например, необходимо, чтобы автобус был одновременно очень вместительным и при этом маневренным. Если сделать его очень длинным, то с вместительностью все получается, а вот с маневренностью возникают проблемы: длинному автобусу не развернуться на узких улицах. Можно применить прием дробления и тогда вместо длиннющего автобуса у нас получается сдвоенный автобус с гармошкой в середине. Автобус получается и длинным и коротким одновременно. Если присмотреться внимательнее, то в этом переходе используется сразу несколько приемов: дробления, объединения, динамизации, использования гибких конструкций. При решении противоречий очень характерно использование не одного, а комплекса приемов одновременно. Использование для одного и того же противоречия разных приемов приводит к другим решениям. Например, если взять сочетание приемов дробление, переход в надсистему, би-принцип, то мы получим всем известный двухэтажный автобус или другой вариант решения – автобус-гармошка. Причем ничего не мешает использовать обе концепции одновременно: двухэтажный автобус и с гармошкой одновременно. Как находить для противоречия требований нужный прием или нужный набор приемов? Для этого Г.С.Альтшуллер составил таблицу применения приемов (приложение П1). Покажем, как использовать эту таблицу на примере задачи 5 о тросах.
Напомним формулировку противоречий для задачи 5. Противоречие требований: ЕСЛИ поднимать, а потом снова опускать трос А, ТО можно продолжить движение троса Б, НО при этом возникают дополнительные потери времени, необходимость затрат на подъем и опускание груза. Теперь, собственно, можно переходить к применению таблицы. В ней имеется список типовых требований к технической системе. Необходимо вначале подобрать тот из них, который в большей степени подходит к формулировке того, чего требуется добиться в задаче: «продолжить движение троса Б». Находим в вертикальном списке подходящий параметр 9 «Скорость». Теперь найдем наиболее близкий параметр к формулировке «потери времени, необходимость затрат на подъем и опускание груза». По горизонтальному списку типовых параметров можно выбрать параметр 19 «Затраты энергии подвижным объектом». На пересечении получаем номера рекомендуемых приемов – 8, 15, 35, 38 (табл. 2.1). Таблица 2.1. Применение приемов для нахождения противоречий
К задаче 5 больше всего подходит прием 15 «Динамичность»: нужно как-то разделить цельный трос на части и сделать в нем эти части подвижными относительно друг друга. Решение довольное простое. Оно показано на рисунке 2.7. Трос А разделен. К его верхней части прикреплена полусогнутая труба с вырезом вдоль нее для шести звездного, вращающегося на подшипниках шарнира, прикрепленного к нижней части троса. Когда один из двух упоров выходит из верхней полусогнутой трубы, в него одновременно заходит следующий упор. Соединение сохраняется, а трос может передвигаться дальше вперед. Задача решена, непреодолимое, как казалось, противоречие оказалось разрешенным. В задачах, связанных с развитием программного обеспечения или других нематериальных объектов невозможно использовать все предложенные приемы устранения противоречий. Поэтому был подготовлен и опробован укороченный список приемов и типовых требований к системам. Это позволило использовать таблицу применения приемов и для нетехнических задач. Об этом и пойдет речь дальше. 2.2.2. Общесистемные приемы разрешения противоречий Укороченный список приемов устранения противоречий требований и таблица для их применения в нетехнических областях приведены в Приложении П2. Рассмотрим, как можно пользоваться этой таблицей на примере задачи 2 о визуализации информации о компании на сайте. Уточним формулировку противоречия требований для задачи 2. Противоречие требований: ЕСЛИ представить информацию о компании во всех деталях, ТО она будет охватывать всю возможную информацию, НО при этом ею будет пользоваться неудобно, она будет плохо восприниматься.
Таблица 2.2. Пример использования укороченной таблицы приемов устранения противоречий требований для задачи 2
Теперь переходим к применению таблицы (приложение П2). К искомому требованию «охватывать всю возможную информацию» может подходить параметр 33 «Удобство эксплуатации». К требованию, которое при этом не удовлетворяется – «неудобно, плохо восприниматься», подходит типовое требование 35 «Адаптация, универсальность». Из таблицы получаем рекомендации использовать 4 приема или их сочетания: 15, 34, 1, 16 – динамичность, отброса и регенерации частей, дробления, частичного или избыточного действия (табл. 2.2). Можно использовать в таблице и другую пару требований: необходимо улучшить параметр «Потери информации» (№ 24) и при этом ухудшается параметр «Производительность» (№ 39). Получаем рекомендации применить приемы 13, 23, 15. Эти рекомендации можно свести в единый список (табл.2.3): Таблица 2.3. Рекомендации для применения приемов для задачи 2
Это довольно простой метод. При этом получаемые подсказки помогают получить образ решения задачи. Практика применения приемов для решения изобретательских задач очень полезна и необходима для развития навыков решения таких задач.
Метод поиска решений на основе применения таблиц приемов устранения противоречий имеет очевидные недостатки: ограниченный список типовых требований, сложность в обновлении и расширении списка приемов. Поэтому кроме списка приемов в ТРИЗ были созданы и другие, более универсальные инструменты решения изобретательских задач. Об этом будет сказано ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|