Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ци, Первое Сокровище: регулирование дыхания




СОДЕРЖАНИЕ

 

Благодарности

Введение

Часть первая. Основания практики

Цель хорошее здоровье и долгая жизнь

Ци, Первое Сокровище: регулирование дыхания

Цзин, Второе Сокровище: регулирование тела

Шэнь, Третье Сокровище: Регулирование Сознания

Часть вторая. Практика

Сто дней для здоровья и долголетия

Первая неделя

Регулирование Дыхания: первая педеля

Первый Целительный Звук: Звук Легких

Регулирование Тела: даосский Омолаживающий Самомассаж

Регулирование Тела: Бадуаньцзинь

Сидение и Успокоение Сознания: часть первая

Вторая неделя

Второй Целительный Звук: Звук Почек

Даосский Омолаживающий Самомассаж

Бадуаньцзинь: Третий и Четвертый Куски

Сидение и Успокоение Сознания: часть вторая

Третья неделя

Третий Целительный Звук: Звук Печени

Даосский Омолаживающий Самомассаж: глаза

Сексуальное Гунфу

Бадуаньцзинь:

Пятый и Шестой Куски

Улыбка Глазами

Четвертая неделя

Брюшное Дыхание и Сила Промежности: Часть Первая

Четвертый Целительный Звук: Звук Сердца

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Язык

Сексуальное Гунфу: Гунфу Языка

Бадуаньцзинь: Куски Седьмой и Восьмой

Разогревание Печи

Пятая неделя

Брюшное Дыхание и Сила Промежности: Часть Вторая

Пятый Целительный Звук: Звук Селезенки

Даосский Омолаживающий Самомассаж

Массаж, делающий рот более красивым

Сексуальное Гунфу

Внутренняя Улыбка: Передняя Линия

Шестая неделя

Сила Промежности и Сексуальное Гунфу

Шестой Целительный Звук: Звук Тройного Обогревателя

Даосский Омолаживающий Самомассаж: шея и горло

Ицзинь-цзин: Цигун Изменения Мышц и Сухожилий Часть Первая

Внутренняя Улыбка: средняя линия

Седьмая неделя

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Дыхание Позвоночным Столбом

Ицзинь-цзин: Цигун Изменения Мышц и Сухожилий Часть Вторая

Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание Часть Первая

Внутренняя Улыбка: Задняя Линия

Восьмая неделя

Дыхание Даньтянь

Даосский Омолаживающий Самомассаж

Ицзинь-цзин: Цигун Изменения Мышц и Сухожилий Часть Третья

Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание Часть Вторая

Микрокосмическая Орбита: Часть Первая

Девятая неделя

Обратное Дыхание

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Брюшной Массаж

Ицзинь-цзин: Цигун Изменения Мышц и Сухожилий Часть Четвертая

Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание Часть Третья

Микрокосмическая Орбита: Часть Вторая

Десятая неделя

Дыхание Стоп

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Постукивание по Ногам для Выведения Токсинов

Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание: Часть Четвертая

Микрокосмическая Орбита: Часть Третья

Одиннадцатая неделя

Дыхание Цзичжун

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Массаж Солнечного Сплетения

Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое Дыхание Часть Пятая

Микрокосмическая Орбита: Часть Четвертая

Двенадцатая неделя

Дыхание Управляющего Канала

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Постукивание По Рукам Для ВыведенияТоксинов

Сексуальное Гунфу: Сжимание Мошонки и Яичников

Микрокосмическая Орбита: Часть Пятая

Тринадцатая неделя

Дыхание Функционального Канала

Даосский Омолаживающий Самомассаж: Массаж Грудины

Сексуальное Гунфу: Силовой Замок

Микрокосмическая Орбита: Часть Шестая

Четырнадцатая неделя

Упаковывающее Дыхание Железной Рубашки

Даосский Омолаживающий Самомассаж

Сексуальное Гунфу: Двойное Совершенствование

Открывание Золотого Цветка

Заключение

Благодарности

Автор выражает благодарность Мантэку Чиа, без помощи которого эта книга не могла бы появиться на свет. Большая часть материалов «Ста дней для здоровья и долголетия» — плод моего пятнадцатилетнего общения с Мастером Чиа в качестве его ученика, затем инструктора, а потом и старшего инструктора Исцеляющего Дао.

Я благодарю «Healing Tao Books» и Хуана Ли за разрешение воспроизвести его многочисленные иллюстрации в этой книге.

Хочу также сказать спасибо издательству «Aurora Press», опубликовавшему первые две книги Мантэка Чиа: «Даопробуждение света» и «Даосские секреты любви: Сексуальные секреты, которые следует знать каждому мужчине». Многое из устных наставлений, которые я получил непосредственно от Мастера Чиа, впослед­ствии вошло в эти книги.

Я благодарю Мастера Юнь Сянцзэна, предоставившего мне точную общую картину цигун, как он практикуется в настоящее время в Китае.

Благодарю авторов всех книг, перечисленных в библиографии. Каждая из этих работ продвигала вперед мое понимание Дао.

В книге «Сто дней для здоровья и долголетия» я постарался как можно лучше и точнее описать цигун и другие практики даосов. Способ подачи материала придуман исключительно мною самим, и я несу всю полноту ответственности за его эффективность.

Введение

Что является вашим главным достоянием? Вы полагаете, что это ваш дом, ваша машина или ваши драгоценности? Ваша коллекция прекрасных марок или редких монет или, может быть, ваш пакет акций? Владение всеми этими вещами, конечно же, может улучшить качество вашей жизни. Но можно ли хоть одну из них считать вашим главным достоянием?

Возможно, вы уверены в том, что ваше самое ценное достояние вообще не является материальной вещью. Возможно, это ваше чувство юмора или обаяние. Возможно, это ваша неповторимая личность либо коронный удар в гольфе. А может быть, это ваш абсолютный слух любителя музыки или тонкий вкус знатока вин и гурмана. Либо это какой-то талант, который делает вас уникальным. Это, безусловно, тоже достояния. И каждое из них может помочь нам определить, кто же мы такие, но может ли хоть одно из них называться наиглавнейшим?

Или, может быть, вы верите в то, что это ваша работа или ваше стремление к успеху. Ваша жажда знаний или способность к общению. Ваше умение читать. А может, это просто ваш телевизор.

У каждого человека есть свои достояния, которые помогают ему определить, кто он такой и что из себя представляет. Вашим главным достоянием может быть нечто, чем вы пока еще не владеете, но что наверняка когда-нибудь приобретете. Это может быть ваша религиозная вера, ваша семья или уважение людей.

Ваше наибольшее достояние может означать совершенно разные вещи для разных людей. Безусловно, было бы весьма затруднительно заставить всех людей признать какую-либо одну вещь или одно качество как самую главную ценность.

Наша формула ценности основывается на многих переменных. Как мы были воспитаны, кем были наши родители, какие убеждения нам были привиты — все это, безусловно, важно. Росли ли мы в большом городе или на ферме или в горах в полной изоляции от общества — все это будет играть решающую роль в определении нашей концепции наибольшего достояния.

Превосходная крученая бейсбольная подача мальчика, выросшего в Соединенных Штатах, вряд ли будет большой ценностью для мальчика, выросшего в Индии.

Когда мы подбираем определение того, что же есть наше наибольшее достояние, мы должны прийти к чему-то, что имеет более универсальный характер.

Мы можем обладать несметными богатствами, но, когда мы серьезно заболеваем, мы вдруг осознаем, что хорошее здоровье гораздо более ценно, чем доллары. И хотя, конечно, богатство может помочь получить хорошее медицинское обслуживание, именно само здоровье является в конечном итоге нашим достоянием, гораздо более ценным, чем деньги и вещи.

Мы можем обладать множеством талантов, но, если у нас серьезная депрессия или мы психически нездоровы, мы просто не в состоянии их оценить. Если вы теряете свое собственное умственное здоровье или наблюдаете, как это происходит

с кем-то, легко увидеть, что все богатства мира бессмысленны и бесполезны, если ваше сознание не цельно.

Таким образом, здоровье и умственное благополучие безоговорочно всеми признаются как величайшие ценности. Но есть нечто еще более фундаментальное. То, что мы берем с собой повсюду, куда бы мы ни отправлялись. То, что мы можем потерять или принести в жертву, потратить впустую или просто отдать. То, что мы можем сделать чрезвычайно полезным и о чем мы можем заботиться. В конечном счете это наше главное достояние. Это наша жизнь.

Ваша жизнь — это ваша самая большая ценность. Если вы теряете ее, все остальные ваши ценности и таланты становятся ненужными. Если вы мертвы, само понятие обладания чем-либо становится бессмысленным. Память о вас будет продолжать жить в вашей семье и среди ваших друзей. Вещи, накопленные вами в течение жизни, перейдут в руки ваших наследников, ведь без жизни вы не владеете ничем.

Таким образом, жизнь — это наше величайшее достояние, но это также и величайший дар. Мы получили жизнь от наших родителей, и мы обладаем способностью создавать жизнь в наших детях. Это великий и удивительный дар — дар жизни. А жизнь сама по себе является величайшей тайной. Наша наука до сих пор не в состоянии объяснить, откуда берется жизнь и куда она девается после того, как заканчивается. Источник жизни не поддается никакому логическому объяснению. Вы можете назвать его Богом, Природой или Дао. В конечном итоге мы становимся перед вопросом, у которого нет ответа: откуда берется Бог или каким образом Природа смогла зачать самое себя. Все, что мы можем сказать с определенностью, — так это то, что жизнь существует здесь, на планете Земля, и что люди являются высшей формой жизни на нашей планете.

Сама по себе жизнь имеет две функции. В масштабах планеты воспроизводство видов посредством размножения представляется более важным, чем сохранение индивидуальной жизни. С точки же зрения индивида, главная ценность — это сохранение его собственной жизни.

Мы носим с собой нашу жизнь в своеобразном контейнере, который мы называем нашим телом. Для того чтобы сохранять наше тело, нам нужно дышать и питаться.

Для того чтобы быть настоящими людьми, нам необходимо также давать пищу и другому аспекту нашей жизни, именуемому сознанием. Человечество имеет дар осознания мира и окружающей нас вселенной. Это именно то, что отделяетчеловека от всех остальных форм жизни. Мы можем мыслить. Мы задаемся вопросами о нашем существовании. Мы создали языки, письменность и математику. Мы осознаем свои эмоции и создаем законы, разграничивающие добро и зло, определяющие, что приемлемо для общества, а что нет.

К концу двадцатого века наука и медицина добились больших успехов в увеличении продолжительности жизни и искоренении множества опасных заболеваний. Мы также извлекаем пользу из всемирного обмена идеями, касающимися здоровья и долголетия.

Западная медицина еще относительно молода. Она больше сосредоточена на излечивании болезни, а не на ее предотвращении. В двадцать первом веке врачебные искусства и науки значительно расширят свои границы, вобрав в себя старые и новые идеи со всего света.

Именно этому я посвящаю свою книгу. В ней я расскажу о врачевании, долголетии, омоложении и о сексуальных техниках, изначально разработанных даосами в Древнем Китае. Многие из даосских практик только недавно начали открываться Западу. Вплоть до конца 70-х годов на Западе фактически не было мастеров Дао. Даосы жили в Китае, причем зачастую в глухой провинции. У них не было причин покидать Китай, пока даосские практики не стали подвергаться запретам после коммунистической революции. Гонения на даосов стали еще более жестокими во время «культурной революции» конца 60-х.

Те, кто был в состоянии, спасались бегством из коммунистического Китая в другие районы Дальнего Востока. На Тайване, в Гонконге, Таиланде и других странах даосские учения распространились сперва в китайских общинах, а затем стали доступными и всему остальному населению. В конечном итоге эти учения достигли Америки благодаря таким даосским мастерам, как Мантэк Чиа и Ни Хуацин.

Даосские практики возобновились в Китае в 70-е годы, когда правительство осознало, как много из даосского культурного наследия было фактически уничтожено. Даосские упражнения, называемые цигун, в настоящий момент практикуются по всему Китаю. Тайцзи-цюанъ выполняют каждое утро в парках миллионы китайцев. Доктора медицины изучают даосские техники. Ученые из университетов изучают Энергию Жизненной Силы в надежде лучше понять таинства жизни. Появилось новое поколение китайских мастеров цигун, и некоторым из них было разрешено ехать на Запад и преподавать свое искусство.

Мне посчастливилось начать свое обучение у Мастера Мантэка Чиа в 1981 году, вскоре после его прибытия из Таиланда на Запад. Я продолжаю свои занятия и по сей день — не только с Мастером Чиа, но и с бесчисленным количеством практикующих, как мастеров, так и учеников со всего света. В этой книге я постараюсь рассмотреть технический аспект практики. Конечно же, будет необходимо разъяснить некоторые даосские концепции здоровья и долголетия, которые имеют определенную дальневосточную специфику. Впрочем, эти техники и упражнения универсальны и не требуют никаких предварительных знаний о китайской философии, науке или медицине.

Мой подход будет чисто практическим, и я попытаюсь не усложнять текст, насколько это возможно. Простота — одна из главных даосских добродетелей. Конечно, я не китаец. Я не пишу и не говорю по-китайски. Я западный человек, который занимается даосскими техниками вот уже больше двадцати лет. И моя цель — не объяснить дальневосточный образ мышления Западу, а, скорее, вынести на свет в высшей степени полезные оздоровительные, омолаживающие, сексуальные, а также продлевающие жизнь техники, чтобы люди, чем бы они ни занимались в жизни, могли им научиться и жить дольше, здоровее и радостнее.

На рынке существует великое множество превосходных книг, объясняющих, кто такие даосы, рассказывающих их историю и легенды и толкующих их верования. Если вам это интересно, непременно найдите и прочтите их. В настоящей же книге я сведу историческую и философскую подоплеку к минимуму. Одно важное предупреждение: существовало много различных даосских школ. Многие из даосских учений открыты для различных интерпретаций и мнений. Если вы прочтете все сразу, вы, скорее всего, запутаетесь в различных точках зрения. Не забывайте о простоте вещей.

Даосские практики не носят религиозного характера. Они заключают в себе физические и умственные упражнения, которые зачастую весьма отличаются от тех, к которым мы привыкли здесь, на Западе. Для даосов долгая жизнь и крепкое здоровье имели первоочередную важность. Многие упражнения просты и легки для исполнения. Эта книга — практический подход к оздоровительным, сексуальным, восстанавливающим силы и продлевающим жизнь даосским техникам. Даосы стремились к тому, чтобы продлить жизнь, насколько это возможно. Материальные блага не обязательно избегались даосами, но жизнь была для них величайшей ценностью.

Даосские техники оздоровления, омоложения, сексуальности и продления жизни являются великим достоянием человечества. Начав их изучать, вы сможете брать их с собой, куда бы вы ни отправлялись. Они не требуют специального оборудования. В их власти — изменить вашу жизнь и вдохнуть в нее новые силы, укрепить ваше здоровье и добавить вам долголетия, а также улучшить вашу сексуальную жизнь.

Часть первая Основания практики

Цель — хорошее здоровье и долгая жизнь

На всем протяжении своей истории человечество искало способы улучшения здоровья и продления жизни. Даосы Китая достигли огромных успехов и в том, и в другом.

До недавнего времени оздоровительные практики даосов не были известны на Западе. Тому было немало причин. Одна заключается в том, что даосы стремились к уединенной жизни в отдаленных районах Китая. Многие учения передавались по секрету и были недоступными для простого народа. Те же учения, которые были записаны, были зашифрованы таким образом, что становились абсолютно непонятными непосвященному, даже китайцу. Очень немногие тексты когда-либо переводились на английский, да и те при изучении требовали огромных усилий, чтобы только уловить проблеск идей и техник, практиковавшихся даосами.

К счастью, многие тайны были отброшены с тех пор, как настоящие даосские мастера начали преподавать на Западе. К тому же открытие Китая внешнему миру и свободный поток информации во много раз приумножили наши знания об этих удивительных техниках и практиках

Но по-прежнему, помимо философии даосов, очень немногое из этих практик просочилось в массы, и это, конечно, вызывает сожаление. Часть проблемы состоит в неверном представлении о том, что изучение и практика даосских техник может принести пользу лишь тем, кто занимается боевыми искусствами, либо фанатикам здорового питания. На самом же деле каждый может вынести для себя пользу из тех или иных аспектов даосских учений — хотя, конечно, намного большую пользу из этих практик извлекут люди, занимающиеся воинскими дисциплинами, да и здоровая диета также будет в значительной степени способствовать успеху.

Другая проблема заключалась в трудности передачи этих дальневосточных концепций людям Запада. Китайские концепции тела, здоровья и сознания очень часто совершенно чужды западному мышлению. Очень многое из того, что было написано о даосизме на Западе, изобиловало специальными терминами и отпугивало читателя своей заумностью.

Даосские практики оздоровления, омоложения и продления жизни выросли из поисков бессмертия. Даосы верили, что посредством даосской Внутренней Алхимии можно взрастить бессмертное духовное тело, которое может покинуть физическое тело и продолжить существование самостоятельно. История даосов изобилует рассказами о таких бессмертных. Процессы Внутренней Алхимии требовали многих лет совершенствования; таким образом, было необходимо прожить очень долгую жизнь, прежде чем достижение бессмертия становилось возможным. Физические упражнения, дыхательные упражнения и техники управления сознанием были специально созданы для того, чтобы помочь будущему бессмертному сохранять силу и физическое благополучие в течение времени, достаточного для создания бессмертного тела духа. Было замечено, что, независимо от достижения бессмертия, все эти упражнения, практики и техники способствовали укреплению здоровья, восстановлению сил и продлению жизни. В этой книге вы откроете для себя многие из этих техник, имеющие отношение к здоровью, омоложению, долголетию и сексуальности.

Среди даосов было обычным доживать до очень глубокой старости. Существуют легенды о древних даосах, которые жили сотни, а иногда и тысячи лет. Конечно же, эти предания ничем не могут быть подтверждены. Однако в современной истории существует документальная запись о Ли Цинъюне, родившемся в семнадцатом году династии Цин (1678) в провинции Сычуань в Китае. В 1749 году, в возрасте семидесяти одного года, он вступил в армию. Он провел большую часть жизни в горах и был женат четырнадцать раз. В 1927 году генерал Ян Сэнь встретился с Ли и сфотографировал его *, а затем стал его учеником. В следующем году Ли Цинъюнь умер в возрасте 250 лет. После его смерти генерал Ян расследовал факты жизни Ли Цинъюня и обнаружил правдивость рассказов о нем. У Ли Цинъюня было три основных правила достижения долголетия: 1) Избегайте любого рода эмоциональных крайностей. Это лишает тело энергии и расстраивает гармоничное функционирование органов. 2) Не торопитесь прожить свою жизнь. Не спешите. 3) Каждый день занимайтесь физическими и дыхательными упражнениями (цигун).

Я не могу гарантировать, что следование правилам Ли Цинъюня позволит вам дожить до очень глубокой старости. Его ученик генерал Ян умер очень молодым — в возрасте 98 лет!

Начиная практиковать даосские техники, вы должны помнить о том, что эта практика — триединая. Он включает в себя регулирование:

1) дыхания,

2) тела и

3) сознания.

Даосские практики интегральны. Мы не занимаемся только физическими упражнениями. Мы также не занимаемся только дыхательными упражнениями. И мы не занимаемся только умственными упражнениями и медитациями. Мы занимаемся всеми тремя практиками и все три комбинируем. Это необходимо, чтобы создать крепкую основу для жизни. Из этой книги вы узнаете, как создать эту крепкую основу посредством практики Дао.

Что такое Дао?

Есть что-то магическое и чудесное в самом слове Дао. Оно обычно переводится как «Путь». Объяснить западному человеку, что такое Дао, очень сложно. Путь включает в себя все, о чем вы когда-либо думали. Путь также включает и все, о чем вы никогда не думали. Природа следует Пути. Путь включает в себя все концепции Бога,


* Эту фотографию можно увидеть в книге: ЯнЦзюньмин. Секреты молодости: Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга. — К.: «София», 1997. — Здесь и далее прим, ред., если не указано иначе.

которые человек создал и которым поклонялся. Путь контролирует движение всей Вселенной.

Но что же все это означает? В конечном итоге, Путь, или Дао, — это нечто такое, что не может быть определено. Дао. Это слово — символ того, что лежит в основе реальности. Но сказано: Дао, о котором можно говорить, не есть настоящее Дао*. Как вы видите, здесь у нас возникают проблемы с языком. В нашем языке не существует слова или набора слов, которые могли бы определить Путь, потому что он вообще не может быть определен. Дао включает в себя все! Все слова, все мысли и все действия.

Вы познаете Дао, когда учитесь существовать с ним в гармонии. Путь включает в себя силу Земли и силу Неба. Практика Дао учит нас приводить себя в гармонию с Путем. Поэтому мы должны учиться регулировать и гармонизировать свои тела, свое дыхание и свое сознание. Мы должны собрать все грани своего существа воедино, в неделимое целое.

Дао символизирует совокупность всех вещей. Это космическая категория. Все становится взаимосвязанным, когда вы расширяете свое осознание до понимания всей необъятности Пути. Путь и есть осознание. Путь объединяет в себе и добро, и зло, и он намного больше, чем то и другое вместе взятое.

Когда вы практикуете Путь, вы чувствуете себя во взаимодействии с окружающим. Вы чувствуете, что вы связаны с Землей. Даос учится обращаться со своей энергией и с энергией Земли. Тот, кто идет по Пути, учится контролировать свою энергию. Это лежит в самом сердце практики Дао.

Вероятно, наилучшим термином для определения этой практики будет Даосская Йога. Это не то же самое, что цигун. Цигун — лишь часть Даосской Йоги. Даосская Йога преподается мастерами Дао. Настоящие мастера Дао в Китае в буквальном смысле вымирают. Вместо них мы имеем мастеров цигун, потерявших сексуальные секреты и Внутреннюю Алхимию, но сделавших изучение ци целой наукой. Но цигун — это жизненно важная часть Даосской Йоги. Поэтому, хотя в этой книге мы не будем говорить о Внутренней Алхимии, вы можете называть описываемые в ней практики Даосской Йогой или цигун — как вам будет угодно. Точнее всего было бы называть их энергетическими упражнениями.

Цигун

Слово гун относится к любого рода тренировкам, требующим усилий и достаточно продолжительного периода времени. Цигун означает любой тренинг, связанный с ци и требующий многих усилий в течение длительного периода времени.

Ци — это еще одно из тех магических слов, которым нельзя подобрать адекватного эквивалента в английском языке. Но для этой книги ци является ключевым понятием. Дальневосточный иероглиф ци читают по-разному. Раньше на Западе было принято говорить и писать чи. Японцы произносят это слово как ки. Но ци, чи или ки — это одна и та же Энергия. Дословно ци означает «воздух». Слово цигун первоначально относилось к дыхательным упражнениям. Регулирование дыхания является одной из трех граней практики Дао, остальные две — регулирование тела и регулирование сознания.

*«Дао-дэ-цзин», 1.1:1.

Слово ци имеет массу оттенков значения — от простого воздуха до «дыхания жизни» или «жизненной силы». В Даосской Йоге ци — это Энергия Жизни. Таким образом, цигун также означает изучение и практику Энергии Жизненной Силы. В нашей книге под ци подразумевается как дыхание, так и Жизненная Сила. Оба эти понятия тесно взаимосвязаны. Если вы прекратите дышать всего на несколько минут, ваша Жизненная Сила покинет вас.

В этой книге мы будем говорить о ци как об Энергии. Я хочу представить практику Пути без всякой таинственности, обходясь по возможности без дальневосточной софистики и символизма. Понятия же, о которых мы будем говорить, поистине универсальны. Основная идея заключается в том, чтобы научиться контролировать свою Энергию Жизненной Силы.

Ученые даосы исследовали Энергию Жизненной Силы (ци) и обнаружили, что могут использовать свое сознание для того, чтобы научиться контролировать ци. Они обнаружили, что могут контролировать ци с помощью дыхания. Они также выяснили, что ци может перемещаться по телу при различных физических упражнениях. Даосы комбинировали дыхание и сознание и открывали новые способы контролировать Энергию Жизненной Силы. Таким образом были созданы динамические упражнения, использующие дыхание и сознание, чтобы контролировать и направлять ци. Отрегулировав и гармонизировав ци, даосы учились перемещать Энергию Жизненной Силы посредством одного лишь сознания. В этой книге мы поговорим обо всех этих способах контроля и направления Энергии Жизненной Силы.

Циркуляция энергии

Наше тело имеет не только циркуляционную систему для крови, но и систему циркуляции ци, или Энергии.

Ци движется по телу по так называемым каналам, или меридианам. Эти каналы были нанесены на карту человеческого тела китайскими врачами еще в незапамятные времена и в настоящий момент являются неотъемлемой частью традиционной китайской медицины. Па Западе они известны как акупунктурные меридианы. Акупунктура — это способ изменения потока ци по каналам с помощью иголок.

Человеческое тело имеет тридцать два канала, по которым течет ци. По двум основным каналам она движется вверх по позвоночному столбу в голову (Управляющий Канал, думай) и вниз вдоль передней стороны тела (Функциональный Канал, жэнь май)*. Большинство из остальных тридцати каналов начинается в кончиках пальцев рук и ног и пронизывает все тело.

У каждого из нас есть своя Энергия Жизненной Силы. Хотя принципы движения этой Энергии по телу и были открыты в Китае, в Энергии самой по себе нет ничего специфически китайского. Западная наука, не слишком хорошо понимая механизм, все же признает меридианную систему циркуляции ци. Это не мистицизм. Это наука. Войдя в двадцать первый век, я думаю, мы узнаем эту систему лучше, и она в конечном счете будет включена в западную медицину. Собственно говоря, западной медицине всего лишь несколько сотен лет. Система же движения ци по каналам была известна в Китае тысячи лет назад.

*Более распространенные переводы их китайских названий —- «Управляющий Сосуд» и «Сосуд Зачатия».

Цзин: Сущность

Наш главный источник ци — это всевозможные виды жидкостей, вырабатываемые организмом. Сюда входят: кровь, лимфа, все гормоны, производимые железами тела, в том числе женские и мужские половые секреты, включая сперму и яйцеклетки. Взятые как единое целое, в китайской медицине они получили название цзин. Это слово можно перевести как «Сущность, Эссенция, Семя». Для многих западных людей это довольно сложная концепция. Приведу образный пример: если бы мы превратились в мокрую губку, то все то, что можно было бы из себя выдавить, и было бы нашей цзин. Это в буквальном смысле Сущность нашей жизни.

Цзин — это не то же самое, что ци. Сущность — не то же самое, что Энергия. Тело преобразует Сущность в Энергию. Сущность — это нечто осязаемое, то, что можно увидеть. Энергию же нельзя увидеть обычным зрением.

Цзин — это сущностная природа любого объекта. У всего есть своя цзин —у живых организмов и у неживых вещей. Под Сущностью подразумевается то, что придает объекту его уникальные качества и характеристики. Например, камень обладает цзин камня, собака обладает цзин собаки и т. д. Цзин может принимать бесконечное множество форм.

Мы впитываем Сущность пищи, которую мы едим, и превращаем ее в ци, удовлетворяющую энергетические потребности нашего тела. Еда и воздух — два главных внешних источника цзин.

С взрослением главным внутренним источником цзин в нашем теле становятся половые органы. У мужчин цзин находится в семени и в соответствующих мужских половых гормонах, а у женщин — в яйцеклетках и в соответствующих женских половых гормонах. Сексуальная цзин трансформируется в мощную форму ци внутри тела. Когда мы достигаем половой зрелости, сексуальная Сущность, превращенная в сексуальную Энергию, становится основной движущей силой нашего тела. К среднему возрасту и дальше, когда наша сексуальная потенция начинает убывать, наш энергетический уровень начинает существенно снижаться.

Даосы осознали, что для мужчин потеря семени означает потерю огромного количества цзин. Это происходит каждый раз, когда мужчина эякулирует. Даосы разработали множество техник сохранения сексуальной цзин и превращения этого вида Сущности в ци. Некоторые из этих техник достаточно просты и будут рассмотрены позже в практической части нашей книги.

Женщины теряют цзин во время менструации. Если мужчина и женщина ведут одинаково активную половую жизнь, то мужчина теряет гораздо больше цзин. Даосы считают, что это основная причина того, что женщины в среднем живут дольше мужчин. У них больше Сущности для превращения в Энергию. Мы изучим некоторые женские техники сохранения и трансформации Сущности. В дальнейшем сексуальную цзин мы будем называть цзин-ци.

Первичная Энергия

Каждый получает свою Первичную Энергию из объединения материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида. Даосы называют эту Первичную Энергию юань-цзин. Количество и качество Первичной Энергии в каждом человеке разное. Каждый из нас имеет ограниченное количество Первичной Энергии. Она поддерживает нас на протяжении всей нашей жизни. Даосы считают ее наиважнейшим нашим богатством. Чтобы поддерживать свою жизнь, нам необходимо сберегать свою Первичную Энергию. Для того чтобы продолжать жить и расти, Первичная Энергия должна быть превращена в Первичную ци. Другими словами, мы получаем нашу Первичную Сущность, Первичную Природу, из яйцеклетки и сперматозоида родителей. Первичная Сущность превращается в Первичную Энергию Жизненной Силы. Эта Первичная ци (юань-ци) дает искру жизни. Она поддерживает и защищает эмбрион, пока он развивается в утробе матери.

Количество нашей Первичной цзин определяет количество нашей Первичной ци. Количество нашей Первичной Сущности определяет количество нашей Первичной Жизненной Силы. Употребляемые здесь термины «Первичная Сущность» и «Первичная цш практически взаимозаменяемы и в конечном счете определяют качество и продолжительность нашей жизни. Когда мы молоды, именно наши Первичные цзин и ци поддерживают нас. Первичная цзин постоянно превращается в Энергию. Однако мы можем растратить и потерять всю нашу Первичную Сущность. Вот почему даосы учились сохранять и укреплять ее. Когда она вся израсходована, мы умираем.

Первичная ци также имеет и другое значение. Находясь в утробе матери, плод никогда не вдыхает воздух, хотя Первичная ци течет чисто и беспрепятственно по всем его энергетическим каналам. Плод получает питание, необходимое для поддержания тока Энергии, через пуповину.

Когда же ребенок рождается и пуповину перерезают, он начинает дышать. Теперь воздух становится главным источником ци для ребенка наравне с жидкой пищей, которую он получает в виде молока матери (либо детской питательной смеси). В конце концов ребенок начинает есть твердую пищу, и она также становится значительным источником ци.

Даосы разграничивают Первичную Энергию и все остальные формы ци (помните, что ци и Энергия — одно и то же). Первичная ци поддерживает утробный плод. В младенце она сильна. Когда младенец превращается в ребенка, Первичная Энергия обычно продолжает оставаться сильной. Но когда ребенок взрослеет и становится подростком, сила Первичной ци потихоньку начинает увядать. Она уже течет не так гладко. В процессе старения сила Первичной ци продолжает постепенно убывать, пока ее не остается совсем.

Таким образом, Первичная Энергия поддерживает нас на протяжении всей нашей жизни, с самого момента зачатия и до самого момента смерти. У даосов существует много названий для Первичной Энергии: Эмбриональная ци, Предродовая ци, Прежденебесная ци, Изначальная ци и др.

Все остальные формы ци называются Послеродовыми, или Посленебесными. Они берутся из нашей цзин (особенно из Сексуальной Сущности), из воздуха, которым мы дышим, и из пищи, которую едим.

Многие практики цигун были созданы для восстановления свободного тока Энергии по энергетическим каналам тела. Основная цель заключается в восстановлении такого же тока Первичной ци, который существовал в нас, когда мы были зародышами в утробе своей матери и когда нам не надо было даже дышать для поддержания непрерывного потока ци. Это то, что подразумевают под Первичной ци практикующие цигун.

Третье Сокровище

Дао есть источник всего сущего. Ци и цзин, Энергия и Сущность, — это два Сокровища Дао. Существует еще и третье Сокровище Даосской Йоги. Это Третье Сокровище — шэнъ.

Шэнъ — это еще одно слово, представляющее определенную трудность для перевода на западные языки. Оно обозначает все виды активности нашего ума: сознание, мышление, сон, самоосознание. На другом уровне оно означает Дух. Даосы верят в то, что именно эта часть нас может достичь бессмертия. Многие высшие практики мастеров Дао требуют работы с Духом. Как цзин может быть превращена в ци, так и ци можно превратить в шэнъ.

Для наших целей закрепим за шэнъ значение сознания и наших умственных способностей. Все упражнения, задействующие мышление, концентрацию, визуализацию или медитацию, — это упражнения, задействующие шэнъ.

Три Сокровища — источник здоровья, молодости и долголетия. Они обеспечивают средства для нашего Тройственного Подхода к даосским техникам, регулирующим дыхание, тело и сознание. Теперь очевидно, что дыхание относится к ци, тело относится к цзин, а сознание — к шэнъ. Так что теперь, когда мы будем упоминать Энергию, Сущность или Сознание, помните, что мы обращаемся к Трем Сокровищам. И когда мы делаем дыхательные, физические, сексуальные или умственные упражнения, мы имеем дело с Тремя Сокровищами. Занятия цигун требуют контроля, сохранения и усиления Энергии, Сущности и Сознания.

Инь и Ян

Эти слова уже давно хорошо известны на Западе, но правильно ли мы их понимаем?

Ключ к пониманию Инь и Ян — в осознании того, что в этой паре всегда скрыт третий аспект, своеобразный молчаливый наблюдатель. Этот третий участник представляет собой аспект равновесия и гармонии. Даосы называют его Тайцзи, Инь уравновешивает Ян. Ян уравновешивает Инь. Тайцзи означает единство. Инь и Ян сплетаются вместе и утрачивают свою индивидуальность

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...