Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Рассмотрим какими же правами обладают финансовые органы в сфере налогового администрирования. В финансово-контрольных правоотношениях всегда преобладает императивный метод правового регулирования, однако у указанных субъектов существуют различные формы и способы защиты своих прав. Среди способов защиты прав участников публичных правоотношений наиболее распространенными являются юрисдикционные и значительно реже используются неюрисдикционные, включающие в себя возможность подачи административной жалобы на контрольный орган, обжалования неправомерных действий. Обжаловаться могут не только действия, но и бездействия. Чаще всего обжалуются акты контрольных органов ненормативного характера. Ненормативными актами (актами индивидуального характера) признаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц. По мнению И.В. Рукавишниковой, к ним относятся государственные органы, обладающие специальной финансовой компетенцией. К числу этих органов относятся: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ и др. При проведении финансового контроля возможность принятия решения контрольным органом имеет огромное значение, так как решения связаны чаще всего с возмещением убытков, причиненных бюджету соответствующего уровня. Поэтому, процедура обжалования решений контрольных органов должна быть детально прописана не только в КоАП <garantF1://12025267.0> РФ, ГПК <garantF1://12028809.0> РФ и АПК <garantF1://12027526.0> РФ, но и в бюджетном законодательстве. Итак, в чем же заключается положительное значение финансового контроля для финансовых органов? Это конечно выполнение порядка исполнения бюджета, дисциплинированность участников бюджетного процесса, поддержание непрерывности и эффективности публично-правовых финансовых мероприятий, что очень важно для государства и общества.
В рамках формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Минфину России были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Минфин России отвечал преимущественно лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения. В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства. Законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению. В настоящее время Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности. Минфин России полномочен: давать разъяснения по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня; утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Что же касается применения регионального или местного законодательства о налогах и сборах, то за разъяснением указанных актов необходимо обращаться соответственно в уполномоченные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Эти региональные и местные финансовые органы не входят в систему Минфина России, а подчиняются руководству исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование функционирования финансовых органов в механизме государства позволило отразить все многообразие финансовых отношений, а также роль государства в обеспечении названных отношений в условиях изменений, происходящих в российском обществе. Безусловно, проблемам финансовых отношений уделено немало внимания наукой. Вместе с тем, вплоть до настоящего времени специфика деятельности финансовых органов как элемента механизма государства целенаправленно не исследовалась. В ходе проведенного нами исследования были проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся исследования данной проблемы. К ним относятся исследования, составляющие общетеоретическую базу изучения механизма государства в целом; труды ученых, раскрывающие различные стороны процесса государственного регулирования финансово-экономических процессов, составляющего основу деятельности финансовых органов государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проведенный анализ деятельности финансовых органов позволяет констатировать, что необходимыми условиями их функционирования являются государственная и территориальная целостность Российской Федерации, верховенство законов на всей территории государства, единство системы государственной власти, реализация принципа разделения властей, наличие государственного суверенитета, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти регионов России, а также самостоятельное осуществление органами государственной власти Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Основываясь на проведенном комплексном анализе механизма современного российского государства, нам представляется возможным выделить следующие признаки государственных финансовых органов: а) финансовый орган государства есть часть механизма государства; б) он осуществляет от имени государства его задачи и функции в сфере управления финансами; в) обладает государственно-властными полномочиями в означенной сфере; г) имеет определенную законами компетенцию в сфере государственного управления финансами; д) имеет определенную структуру; е) имеет территориальный масштаб деятельности; ж) образуется в порядке, установленном законом; з) характеризуется правовыми связями с иными органами государства. Исходя из указанных признаков и целей исследования мы предлагаем использовать следующую дефиницию государственные финансовые органы - это относительно обособленный элемент механизма государства, образуемый в установленном порядке вышестоящими органами исполнительной власти государства, обладающий четко определенной структурой и компетенцией и осуществляющий деятельность в сфере государственного управления финансами на всей территории РФ. Нам представляется возможным определить государственное управление финансами как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными финансовыми учреждениями в целях стабилизации и приспособления финансовой системы региона к изменяющимся условиям. Кроме того, финансовая политика государства должна быть направлена на устранение ряда неблагоприятных факторов для функционирования государственных финансовых органов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Список нормативных правовых актов . Конституция Российской Федерации от 12.12.93г. (с поправками от 30.12.2088г.)// «Российская газета». 1993, 25 декабря. . Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 02.10.2012г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 16.10.2012г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823 4. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (в ред. от 29.10.2010г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 3 ст. 167 . Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 28.07.2012г.)// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357 . Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 21.11.2011г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2790 . Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в ред. от 06.11.2011г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 48 ст. 6252 . Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011г.)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492 . Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 30.11.2011г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., N 2, ст. 56 . Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" (в ред. от 28.01.2011г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004 г. N 15 ст. 1490 . Постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (в ред. от 05.05.2012г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 36 ст. 5148 . Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)" (в ред. от 05.05.1997г.)// "Российская газета" от 23.01.92, . Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (в ред. от 12.08.2011г.)//"Российская газете" от 22 февраля 1994 г., . Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (в ред. от 04.09.2012г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004 г. N 15 ст. 1478 15. Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"// www.pravo.gov.ru <garantF1://890941.3145>.
16. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 22.06.2010г.)//Собрании законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 11 ст. 945 . Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (в ред. от 09.08.2000г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г., N 52, ст. 6393 2. Список специальной научной и учебной литературы 18. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). - 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2011 г. . Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Обособленные подразделения организации для целей налогообложения //"Налоги и финансовое право". 2008. . Грачева Е.Ю. Финансовое право: схемы с комментариями. - "Проспект", 2009 г. . Грибанова М. Что понимается под понятием "государственные органы", применяемым в п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ?// "Финансовая газета". N 16. 2010 . Грязнова А.Г. Финансы - М. Юрайт. 2-е изд. 2008 . Новый юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. М., 2008. С. 987. . Рукавишникова И.В. Метод финансового права / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2006. С. 175. . Финансовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие / Отв ред проф ЕЮ Грачева - 2-е изд перераб и доп. Проспект (ТК Велби). 2010. -104с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|