Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Упражнения для языка




Страница 44 из 57

 

Рот открыт, вдох носом, выдох ртом.
Кончик языка крепко упирается в нижние зубы, затем еле касается нижних зубов.
То же, с опорой в верхние зубы.
То же, с опорой кончика языка в альвеолы.
Язык расслаблен и свободно лежит на нижней губе. На выдохе произносится беззвучно гласная «а».
Язык сделать «чашечкой» и подержать за верхними зубами, затем выдвинуть чашечку вперед и обратно.
Язык сделать «жалом», затем выдвинуть жало вперед, вправо, влево, опять за зубы.
Язык сделать «лопаточкой», выдвинуть лопаточку на края нижней губы, затем верхней губы.
Сделать под языком «квартирки», как при детской игре в лошадки, и, расслабив, опустить язык.
Перед зеркалом, также вдыхая через нос и выдыхая через рот, следить за тем, как опускается на выдохе корень языка.
Упражнения для организации верного звучания
Рот открыт, вдох носом, выдох ртом.
Стать прямо. Приподнять грудную клетку, сбросить излишек дыхания через «пф». Рот открыт на «у», медленно выдыхать воздух, следя за тем, как подбираются мышцы живота, не опуская при этом грудь. Артикуляционный уклад не меняется.
То же произнося тихо длинное, озвученное «у-у-у...».
То же с гласными «о», «а», «э», поочередно, также следя за единством артикуляционного движения.
То же, соединяя гласные со всеми согласными алфавита «булу», «вулу», «гулу», «дулу», «жулу»... «щулу». Следить за слитностью произнесения всей цепочки. При необходимости делать короткий добор воздуха после десятого и двадцатого сочетания, затем только после пятнадцатого, затем на одном дыхании. Строго следить за единством артикуляционного движения, соответствующего произносимой гласной.
То же, произнося слитное сочетание «боло», «воло», «голо», затем «балагалавала»... «бэлэвэлэгэлэ»... Артикуляция соответствует ударной гласной.
То же, произнося слитное сочетание «бу-пти-пта-пта», «ву-пти-пта-пта», «гу...» и т. д. Артикуляция соответствует ударной гласной.
То же, произнося слитное сочетание «буточки-вуточки-гуточки-дуточки»... и т. д. Артикуляция соответствует артикуляции ударной гласной.
На первых занятиях, пока не поставлены дефектные согласные звуки, они в голосовых упражнениях пропускаются. Упражнения взяты из методики О. Лобановой.
Для нахождения свободного положения глотки и верного звучания полезно следующее упражнение: лечь всем корпусом на стол, лицом вниз. Ноги опираются легко о пол. Руки, локтями в стороны, положить на стол перед собой. Произносить нараспев слоги «ги-га, йя-йя, ни-на, ми-ма», поднимая голову вверх и опуская вниз, приближаясь к столу то лбом, то носом, то подбородком. Очень быстро каждый ощущает и фиксирует наиболее удобное положение головы, при котором голос звучит наиболее свободно. То же упражнение делается, подняв корпус над столом до груди и опираясь на руки и локти (в позе льва). Затем то же упражнение, вставая и вновь ложась на стол, чтобы не потерять верного ощущения.
Каждый этап овладения элементарным упражнением должен сочетаться с проверкой и укреплением его в живом поведении. Простейшие механические движения — наклон, движение языка, челюсти, губ, фиксированный выдох — постоянно связываются и подкрепляются в тренинге целенаправленными и осмысленными действиями.
Такие элементарные задачи, как «хочу надуть мяч», «хочу достать с пола спички», «хочу согреть руки», «хочу сделать языком «чашечку» или «иголочку» и т. д., организуют мышечное движение, нужное для создания верной опоры, выдоха, артикуляционного уклада.
Выше уже говорилось о соотношении формализованных и неформальных структур в тренинге. В первичных упражнениях по речи и голосу широко используется тренинг формализованных единиц речи во всех случаях, когда берутся словосочетания в рамках изолированного предложения. В сущности, рамками предложения ограничивается тренинг логико-грамматической интонационной модели, куда включается слог, слогосочетание, слово, словосочетание, законченное предложение типа пословицы или законченная стихотворная строка.
Вот пример: сначала на движении тренируется фиксированный выдох, короткий «пф», «пф», затем длинный «пффф», затем для упражнения берется предложение «Дама сдавала багаж».
На полунаклоне в среднем регистре на одной высоте произносятся слоги «ба», «ба», затем слитное слогосочетание «ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба» по числу слогов в предложении, затем, когда педагогом зафиксирована верность звучания и произношения, сочетание гласной с другими согласными предложения «ба-да», «да-ма», после этого по слогам произносятся слова «да-ма-сда-ва-ла-ба-гаж», полунаклон делается на каждый слог. Далее слово произносится слитно—«дама-сдавала-багаж», полунаклон делается уже на каждое слово и, как слитная синтагма, с одним ударением произносится все предложение на одном полунаклоне «дамасдавалабагаж».
Проходя все группы голосовых упражнений, нужно обращать внимание на принцип отбора звукосочетаний по месту образования согласных, закрепляя в работе по голосу верные дикционные навыки. Так, в специальной речеголосовой тренировке нуждаются заднеязычные «г, к, х» и йотированные звуки. Работа над ними включена в раздел глоточной тренировки, но и в голосовых упражнениях к ним необходимо особое внимание.
Так, например, в трех регистрах на движении произносятся сочетания «ко-ко-ко», «о-ко-ко», «о-ко-ло», «о-ко-ло-ко-ло-ка-ла», «около-кола-колокола», «околоколаколокола».
Важно следить за единообразием артикуляционной установки: челюсть свободна, язык точно фиксирует местообразование звуков «к» и «л», рот приоткрыт, губы округлены, все время на гласных сохраняется артикуляционная установка, близкая к звуку «о», хотя произносится гласный звук так, как он должен звучать в предударном и заударном положении.
Такую же работу нужно проделывать с другими сочетаниями согласных «т-к-ч-н», «ткет ткач ткани», «ф-п-л-к-ч», «Филипп к печке прилип» и так далее. Упражнение выполняется в трех регистрах на трех привычных движениях: полунаклон — средний регистр, наклон — верхний, подъем — нижний.
Для закрепления верного звучания в каждом упражнении подбираются предложения с одинаковыми гласными: «Дама сдавала багаж», «Полили мы лилию, видели мы Лидию». Артикуляционной опорой становится повторяющаяся из слова в слово ударная гласная: «Колки иголки у елки».
После усвоения группы упражнений на полунаклоне в среднем регистре они последовательно тренируются на полном наклоне в верхнем регистре и на распрямлении — движении корпуса вверх и чуть назад в нижнем регистре.
По мере овладения верным звучанием предложение включается в упражнения с партнером. Текст «перебрасывается» партнеру, превращается в осмысленный рассказ с выполнением простейших задач: всем сообщить о событии, предупредить, остановить и т. д. В зависимости от задачи и мизансцены меняются все показатели: длительность, характер произнесения гласных, высота и сила звучания, то есть предложение превращается в фразу, звучащую в контексте конкретного поведения.
В первичных упражнениях по постановке голоса важны не только дикция и звук, но и логико-интонационная структура текста.
При переходе от слога к предложению обязательно обращается внимание на слитность речевого такта и характер постановки ударения, которое, как известно, выражается разными средствами:
изменением громкости (сильнее—слабее),
изменением высоты (выше — ниже),
изменением длительности (длиннее — короче).
Эти навыки полезно тренировать в занятиях по голосу и речи, строя определенным образом предложение и изменяя его рисунок. «Белеет парус одинокий, белеет парус одинокий, белеет парус одинокий». Вначале тренинг строится в связи с интонированием знаков препинания, затем, по мере овладения навыком звучания и в связи с ним, используются простейшие действенные задачи. Например, позвать партнера, потом остановить удаляющегося человека: «Весна, весна на улице!», затем той же фразой заставить вернуться и т. д. Уходя, прощаться с партнером, постепенно распределяя звук все дальше и дальше.
«Достать» звуком до объекта, размещенного на разной высоте (например, при броске мяча) и находящегося то на большем, то на меньшем расстоянии.
Перебрасываться с партнером фразой, бросая ему мяч и меняя траекторию броска, приближаясь или удаляясь, и меняя конкретные задачи.
Таким образом, как и в каждом комплексе упражнений, по мере освоения простейших единиц речи необходимо переходить к тренировке фразы, обращенной к партнеру.
Ясность и слышимость речи обеспечивается не только хорошим качеством голоса и дикции, но и, это прежде всего, мастерством владения внутренней актерской техникой.
А. А. Попов слышимость речи актера в зрительном зале ставит в зависимость «от остроты и точности мысли», Е. А. Евстигнеев —«от умения действовать и точной связи с партнером», А. Н. Грибов — от «точно понятых обстоятельств и правды отношений между партнерами», А. В. Эфрос — от «рельефности актерской задачи».
Владение искусством сценического взаимодействия является основой речеголосовой техники. Неточное поведение — плохая речь — это диалектически взаимосвязанные явления. Поэтому неозвученность, вялость речи, недоговаривание фраз, съедания слов, излишняя крикливость или затишенность речи являются результатом и свидетельством отсутствия подлинных связей между партнерами, приблизительности общения.
В этой связи становится очевидным, что речеголосовой тренинг необходимо проводить в конкретных сценических ситуациях, в условиях общения с партнерами. Однако эти упражнения не должны создавать дополнительных психологических трудностей.
Техника речевого воздействия требует специального внимания к распределению звука и слова в пространстве. Звук голоса совсем не нейтрален. В живом процессе он конкретен, объективно точен, тесно слит с психофизическим поведением человека.
Слуховое восприятие не только помогает зрительному, но может и заменять его. Гибкость слуха, чрезвычайно чувствительного к изменению высоты и силы, позволяет ощущать направление звука, воспринимать звук из ряда источников одновременно и выборочно следить за одним из них.
И если различия по высоте дают информацию о положении и движении вверх и вниз, то различия в интенсивности могут представлять информацию о движении вправо-влево.
В практике обучения актера слуховое восприятие можно развивать через зрительное и, наоборот, зрительное через слуховое, используя в тренинге систему замещения координат. Очень часто у поступивших студентов развито более активно какое-то одно свойство. Есть хорошая зрительная память и плохой музыкальный слух, хорошая мышечная память — и плохое внимание, хорошая логическая память — и плохая координация движений.
Упражнения по речи должны бы, казалось, основываться на верном музыкальном слухе. Но человек с плохим или неразвитым слухом не только с трудом ориентируется в диапазоне, но и предельно напрягается, чтобы услышать высоту или ее повторить. На помощь приходят зрительные координаты.
Как только внимание переключается на распределение звука по объектам или направляется на партнера, студенты освобождаются от напряжения, снимаются мышечные зажимы, свободно идет голос, вся энергия сосредоточена на выполнении конкретной задачи. Во всех упражнениях предметы — не иллюстрация и не объект общения, а лишь средство выполнения задачи общения с партнером.
В предлагаемых далее упражнениях речь идет не только о звуке, но и о правильном звучании обращенного к партнеру сообщения. Упражнения проводятся на сцене или в большой комнате. В качестве текста используется вначале уже оттренированные частоговорки, строчки и строфы из стихотворений, индивидуально полезные для дикционной работы каждого из студентов. Схема тренировки стабильна: слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фраза.
Комплекс упражнений для верного распределения звука и слова в сценическом пространстве
Упражнения 1 — 8 делаются с мячом.
Упражнение 1. Распределение звука по горизонтали сцены.
Произносить слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фразу, одновременно бросая мяч партнеру, постепенно уходящему к дальнему краю сцены.
Упражнение 2. Распределение звука по вертикали сцены.
Стоя напротив друг друга, перебрасывать мяч широким взмахом руки, сначала вместе со слогом, слогосочетанием, словом, а затем с активно посылаемым партнеру обращением типа: «Эй, синеблузые, рейте за океаны!» Партнер ловит мяч и бросает его обратно с той же фразой.
Фраза по мере изменения траектории броска, вплоть до броска над головой, тоже меняется, звуча все выше или все ниже по диапазону, в зависимости от задачи и посыла.
Внимание студента сосредоточено на реплике и на размещении мяча по высоте. Педагогу необходимо следить за свободным движением руки и верхней части тела, мгновенной группировкой перед броском, точностью донесения фразы партнеру.
Упражнение 3. Распределение звука в произвольной мизансцене.
Студенты играют мячом в салочки, перебрасывая его друг другу через голову водящего вместе,с произнесением пословицы, дикционно отработанной в первичных упражнениях.
Каждый участник внимательно следит за мячом и брошенной вместе с мячом фразой. Педагог контролирует точность движения, верную организацию звука.
Упражнение 4. Распределение звука по вытянутой мизансцене.
Стоя по разным концам длинной цепи стульев, перекатывать мяч под стульями партнеру вместе с фразой. Задача может меняться — бросить мяч, а с ним и фразу быстрее или медленнее,— в зависимости от этого изменится характер звучания.
Упражнение 5. Распределение звука до партнера через препятствие.
Поперек сцены стоит ширма. Партнеры находятся по разным ее сторонам. Один из них зовет другого, не видя его, фразой типа «от топота копыт пыль по полю летит». Ориентируясь на звук голоса, партнер бросает в ответ мяч с фразой «от тополя пух по полю».
Упражнение 6. Распределение звука в меняющейся мизансцене.
Партнеры, стоя рядом, перебрасывают мяч, спрашивая и отвечая, постепенно отходя друг от друга. Можно использовать фразу: «Видели ли Лидию? Видели мы Лидию». Продолжая упражнение, можно приближаться, поворачиваться в разные стороны, бросать мяч партнеру с разных позиций и положений.
Упражнение 7. Распределение звука в сложной мизансцене.
Группа занимающихся свободно распределяется по сцене на разном расстоянии друг от друга лицом, спиной, боком, сидя, стоя, лежа, взобравшись на стол и т. д. Мяч вместе с фразой перебрасывается, перекатывается, передается из рук в руки. Фраза вместе с посланным мячом долетает точно до партнера с конкретной задачей позвать, ответить, возразить.
Упражнение 8. Распределение звука до партнеров, находящихся на разных плоскостях сцены.
Вместе с мячом перебрасывается фраза партнерами, стоящими на площадке, уходящими в кулису, преодолевая препятствия: стол, стулья, ширмы, лестницу и т. д.
Упражнение 9. Распределение звука до партнера через множественные объекты внимания.
Собирая стулья, ставя ширмы, укладывая книги — выполняя конкретные задачи, — одновременно обращаться к партнеру с фразой, небольшим стихотворным текстом.
Упражнение 10. Восприятие звука от партнера, перемещающегося по сцене.
Один из партнеров стоит спиной. Другой, меняя все время место — с пола, сидя, стоя, вспрыгнув на стол,— меняя скорость, темп и высоту звучания, бросает реплику партнеру, который, мгновенно повернувшись, жестом показывает место, откуда звучала реплика.

Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/scenic-speech/lessons-scenic-speech/4746-a-p-petrova-lscenicheskaya-rechjr?start=44#ixzz1yppWE21u

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...