А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Освоение предлагаемых обстоятельств
Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/scenic-speech/lessons-scenic-speech/4746-a-p-petrova-lscenicheskaya-rechjr?start=52#ixzz1yprF2lny
Страница 53 из 57
В процессе овладения текстом особо важную роль играет этап освоения предлагаемых обстоятельств, работа над видениями воображения. К сожалению, этот этап очень часто понимается поверхностно, схематично, узко и сводится к предметному разглядыванию, в отрыве от внетекстовых связей и отношений.
Писатель видит своих героев точно и достоверно, в подробностях поведения и ощущений. Это особая творческая память, нужная и актеру. «Наблюдайте, что делается вокруг,— говорит Э. Хемингуэй. — Если мы сейчас нападем на рыбу, замечайте, что будет делать каждый из нас. Если вас радует зрелище того, как она выпрыгивает из воды, старайтесь проанализировать и понять, что же именно вызвало вашу радость. То ли как леса пошла из воды, натянутая, словно скрипичная струна, так что па ней даже выступили капли. Или то, как сама рыба прыгнула. Запоминайте все звуки и кто что говорил. Старайтесь понять, что вызвало именно эти чувства, какие действия особенно вас взволновали. Потом запишите все это четко и ясно, чтобы читатель мог сам все увидеть и почувствовать то же, что и вы».
Видение художника настолько подробно и определенно, что представляет собой подлинную реальность осязания и запаха, вкуса и цвета, ощущения и зрения. Эта многогранность прекрасно высказана К.Паустовским в рассказе об очерках С. Гехта:
«Они пахли морем, акацией, бахчами и нагретым инкерманским камнем.
Вы осязали на своем лице дыхание разнообразных морских ветров, а на руках — тяжесть смолистых канатов. В них между волокон пеньки поблескивали маленькие кристаллы соли.
Вы чувствовали вкус зеленоватой едкой брынзы и маленьких дынь-канталуп.
Вы видели все со стереоскопической выпуклостью, даже далекие совершенно прозрачные облака над Кинбурнской косой.
Вы слышали острый и певучий береговой говор...»
Воспринимая, анализируя авторский мир, актер «видит» его всеми органами чувств, в пространственных и временных связях. При этом образы восприятия, представлений, мыслей формируются в зависимости от того, что человеку нужно. Так восприятие одного и того же образа позволяет мысленно включить новые, иные свойства, детали, подробности, обогащающие его содержание.
В процессе освоения событий актер проходит тот же этап «ориентировки в ситуации», восприятия множественных факторов, эмоционально-чувственного мира персонажей, созданных авторской фантазией.
В общении ориентировочное восприятие играет огромную роль. Психологи выделяют три взаимосвязанных аспекта ориентировки:
1. ориентировка в пространственных условиях общения (взаимное положение общающихся в пространстве, включая расстояние между ними; положение тела говорящего; мимика и жестикуляция; направление взгляда и его изменение; наличие или отсутствие физического контакта между общающимися);
2. ориентировка во временных условиях общения: наличие или отсутствие временного дефицита;
3. ориентировка в узкопонимаемой социальной ситуации общения, то есть в актуальных социальных взаимоотношениях между общающимися.)
Познавательно интересны для нас исследования пространственных условий общения. Особое внимание уделяется психологами «оптимальным зонам» для различных видов общения — интимного, личного, социального; существенно для процесса взаимодействия — сближаются его участники или отдаляются, подчеркивается связь между поведением и выражением эмоций — телодвижением, жестом, взглядом, создающим «негативный» или «позитивный» климаты разговора, а также влияние изменения позы — лицом к лицу или бок о бок — на лексику говорящего. В ориентировочной деятельности, мы видим, внеречевые факторы — мизансцена, физическое поведение, жест, мимика, взгляд — имеют первостепенное значение. Для актера увидеть за словами эти реальные образы поведения значит понять внутренние отношения и намерения героев.
Конкретное видение ситуации трудно, но необходимо. Часто от точности мизансцены зависит и прочтение эпизода, и понимание отношений между героями, и нахождение основного события.
Вот любопытный пример: Д. н. Журавлев много лет читает рассказ А. П. Чехова «О любви» и все время возвращается к тексту, уточняет подробности, внутренний смысл каждого эпизода. Чувство неудовлетворенности, так свойственное этому большому художнику, не покидает его. «Неточно, нечетко, неверно»,— говорит он себе.
Павел Константинович Алехин, герой рассказа, встречает Анну Алексеевну в театре и опять испытывает «то же самое неотразимое, бьющее впечатление красоты и милых ласковых глаз и опять то же чувство близости».
С тех пор как они увиделись впервые, прошло полгода, и все время, прошедшее в заботах об имении, Алехин помнил об этой женщине, «точно легкая тень ее лежала на моей душе». И вот теперь в театре они сидели рядом, потом ходили по фойе.
«— Вы похудели,— сказала она.— Вы были больны?
Да. У меня простужено плечо, и в дождливую погоду я дурно сплю.
У вас вялый вид. Тогда, весной, когда вы приходили обедать, вы были моложе, бодрее. Вы тогда были воодушевлены и много говорили, были очень интересны, и, признаюсь, я даже увлеклась вами немножко. Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на память, и сегодня, когда я собиралась в театр, мне показалось, что я вас увижу.
И она засмеялась.
— Но сегодня у вас вялый вид,— повторила она. — Это вас старит».
Как понять, что произошло в этой краткой встрече, на людях, во время антракта?
Д. Н. Журавлев читал сначала этот эпизод, как легкий, не очень внимательный светский разговор красивой и счастливой женщины со случайным знакомым. «Мне представлялось,— рассказывает Д. Н. Журавлев,— что она мельком, как-то сверху вниз взглянула на него, заметила, что он постарел и легко, походя, сказала ему об этом, спросив из вежливости, не был ли он болен. Потом, шутливо признавшись, что он ей вспоминался, засмеялась и вновь заметила, что он кажется теперь ей совсем не таким интересным человеком! Встреча эта проходная, она лишь восстанавливала знакомство». После многих концертов Д. Н. Журавлев почувствовал, что неверно увидел своих героев и потому не понял смысла их разговора.
«Нет, они не стоят и не ходят, и она не равнодушна. Они сидят рядом, повернувшись друг к другу, не могут оторвать взгляда. Она вглядывается в его лицо, понимает, какое трудное время он прожил, и это больно ей, она хочет помочь, поддержать его, заставить снова почувствовать себя моложе, счастливей, сильней».
И Алехин понимает вдруг, что Анна Алексеевна единственный на свете человек, которому не безразлична его жизнь, которая его понимает. Именно здесь, в этой мимолетной встрече завязалось их будущее, сложились их отношения, в которых потом всегда Анна Алексеевна будет думать о нем, помогать ему, а Павел Константинович жить ее делами, ее домом, ее заботами. Именно здесь, во время этого диалога возникла глубочайшая привязанность, в которой так и не хватило места для счастья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: