Пути совершенствования управления инвестиционным процессом в РК
Государство продолжает принимать меры по ускорению развития рынка ценных бумаг. В декабре 2004 года Правительством утверждена Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005–2007 годы. В ней определены основные стратегические направления развития рынка ценных бумаг в стране, намечен комплекс мероприятий, реализация которых уже начала давать позитивные результаты. По данным Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам выросла более чем в два раза. Наблюдается постоянное увеличение доли акций в общем объеме негосударственных ценных бумаг: если на первое января 2005 года доля акций составляла 42,7 процента, а доля облигаций – 57,3 процента, то на первое января 2006 года удельный вес акций и облигаций составлял соответственно 53,9 и 46,1 процента. Предстоит решить еще много задач, прежде чем отечественный рынок ценных бумаг сможет приблизиться по своему уровню к рынкам передовых стран. В целях снижения злоупотреблений налоговыми схемами путем проведения «прямых» сделок на Казахстанской фондовой бирже и спекулятивного влияния из-за таких операций на рыночные цены ценных бумаг в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» внесены изменения и дополнения, предусматривающие освобождение от налогообложения дохода от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже акций и облигаций, находящихся на день реализации в официальных списках фондовой биржи по наивысшей и следующей за наивысшей категории листинга. Данное изменение будет введено в действие с 1 января 2007 года.
Как известно, интерес у серьезных инвесторов вызывают только акционерные общества, деятельность которых более прозрачна и механизм их деятельности значительно прост. Поэтому в целях установления обязательного требования по раскрытию эмитентами, ценные бумаги которых включены в официальный список организатора торгов, информации о применении ими норм корпоративного управления, разработан Кодекс корпоративного управления, который был одобрен на первом заседании Совета эмитентов 21 февраля 2005 года. Совершенствование корпоративного управления способствует также повышению рыночной стоимости казахстанских корпораций, что ведет к увеличению емкости казахстанского рынка. Внедрение корпоративного управления – долговременный процесс. В общественном сознании еще не сформировалось четкое представление о корпоративном управлении. Компании зачастую не до конца понимают необходимость внедрения системы корпоративного управления, не осознают тех преимуществ, которые предоставляет следование принципам корпоративного управления. Многое предстоит сделать в целях эффективного корпоративного управления в области осведомленности акционеров о своих правах, обязанностях, а также для обучения директоров компаний с тем, чтобы управление компаниями осуществлялось на более прозрачной и эффективной основе. Весной текущего года совместной рабочей группой Агентства и Национального Банка Республики Казахстан был разработан и внесен в Мажилис законопроект по защите прав миноритарных акционеров, который сейчас находится на рассмотрении. Принятие данного документа должно стать еще одним значимым шагом вперед на пути становления и развития системы корпоративного управления в Казахстане. На сегодняшний день более 70 казахстанских компаний внедрили в свою деятельность кодекс корпоративного управления и их количество постепенно увеличивается.
Работа в этом направлении будет продолжаться и в этой связи, на предстоящий среднесрочный период основными направлениями развития корпоративного управления станут: совершенствование законодательства в части урегулирования внутри корпоративных конфликтов и споров, предотвращения противоправных захватов корпоративной собственности и активов; совершенствование корпоративного управления в сфере структуры органов управления компании, распределение компетенции и ответственность членов органов управления; создание правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения оспариваемых корпоративных решений и сделок, компенсации ущерба акционерам и другим лицам, причиненного неправомочными действиями органов управления; установление критериев публичных компаний и формирование соответствующей системы регулирования. Ситуация, когда казахстанские компании упорно не хотели выходить на фондовый рынок постепенно меняется. Подтверждением тому является недавние IPO казахстанских компаний прошедшие как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что свидетельствует о большом рывке страны вперед в деле развития рыночных отношений. В настоящее время государственные ценные бумаги выпускаются в недостаточном объеме и с очень скромной доходностью, что приводит к проблеме отсутствия бэнчмарков и соответствующих механизмов ценообразования, что в свою очередь делает проблематичным получение доходов от ценных бумаг, размещенных в проекты развития инфраструктуры. Дело в том, что в настоящее время правительственное заимствование осуществляется с учетом фактически сложившегося дефицита республиканского бюджета. При этом фактический объем правительственного заимствования на внутреннем рынке может снизиться по сравнению с запланированным в случае сокращения фактического уровня дефицита республиканского бюджета. В этой связи необходимо принятие мер по выпуску государственных ценных бумаг по заранее запланированным графику и объему, для установления ориентира на внутреннем фондовом рынке. Положительным моментом в развитии рынка ценных бумаг является решение Правительства Республики Казахстан о выводе ценных бумаг национальных компаний на фондовый рынок. В настоящее время разработан план мероприятий по выводу ценных бумаг национальных компаний, входящих в состав акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» на фондовый рынок, предусматривающий реализацию на фондовом рынке в декабре 2006 года и в январе 2007 года 4,6% пакета акций АО «Казахтелеком» и 49% голосующих акций АО «Транстелеком». Данные мероприятия должны способствовать оживлению фондового рынка.
Внесены необходимые поправки в нормативные правовые акты для развития в Казахстане института инвестиционного банкинга. В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на IV Конгрессе финансистов Казахстана, было предусмотрено, что брокер и дилер может осуществлять отдельные виды банковских операций, при условии их осуществления в рамках деятельности на рынке ценных бумаг. Приняты меры по внедрению в Казахстане механизмов секьюритизации активов, внедрены принципы государственно-частного партнерства, что в свою очередь должно способствовать увеличению числа эмитентов и обеспечению притока необходимого капитала в реальный сектор экономики. Новым инвесторами на рынке ценных бумаг являются фонды недвижимости, появление которых связано с принятием Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам арендного жилья» от 7 июля 2006 года. Накопительные пенсионные фонды являются стратегическими инвесторами на рынке ценных бумаг и успешность их деятельности напрямую связана с развитием фондового рынка. В октябре 2007 года Агентством были приняты меры по совершенствованию порядка осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами, в том числе, путем расширения перечня разрешенных финансовых инструментов, включая инструменты хеджирования, базовым активом которых является иностранная валюта и расчетные показатели, а также возможность заключения сделок своп, опцион и форвард на неорганизованном рынке при наличии у контрагента соответствующего рейтинга. В процессе инвестирования пенсионных активов наличие минимального уровня рейтинговой оценки установлено в качестве основного критерия выбора объекта инвестиций за счет пенсионных активов, как в отношении казахстанских финансовых инструментов, так и внешних.
Установлен порядок оценки акций организаций Республики Казахстан в целях исключения отражения на доходности пенсионных активов «нерыночных» колебаний котировок на акции. В перспективе планируется вести работу по внедрению в рамках одного накопительного пенсионного фонда нескольких инвестиционных портфелей, отличающихся стратегиями инвестирования, с установлением в отношении каждого типа портфеля перечня разрешенных финансовых инструментов, что потребует существование широкого круга финансовых инструментов с целью удовлетворения инвестиционных потребностей каждого из типов инвестиционных портфелей. Реализация указанных мер требует решения следующих задач: наличие рейтинговой оценки у эмитента либо долговой ценной бумаги не ниже минимального уровня; дальнейшее расширение перечня разрешенных финансовых инструментов, включая использование производных инструментов и структурных ценных бумаг; создание благоприятных условий для потенциальных эмитентов с целью их активного привлечения на рынок ценных бумаг; обеспечение наличия в постоянном обращении определенного количества ценных бумаг для консервативного инвестиционного портфеля; стимулирование выпуска ценных бумаг со сроком обращения не менее 30 лет, в том числе в рамках ГЧП. Важным шагом для развития фондового рынка является создание Регионального финансового центра в г. Алма-Аты как стратегического государственного проекта по активному привлечению большого числа инвесторов и эмитентов, включая нерезидентов, путем создания экономических стимулов в виде предоставления налоговых преференций, упрощенной процедуры лицензирования и допуска финансовых инструментов к обращению специальной торговой площадке. Вопрос развития фондового рынка тесно связан с необходимостью привлечения средств мелких частных инвесторов на рынок ценных бумаг и повышение уровня финансовой культуры населения. В этих целях необходимо разработать и дополнить отраслевые программы информированием и обучением населения Республики Казахстан в сфере образования о рынке ценных бумаг, в том числе путем внедрения в образовательные курсы предметов по рынку ценных бумаг.
Мобилизация индивидуальных накоплений населения, путем обучения инвесторов – физических лиц на казахстанском рынке ценных бумаг, в т.ч. через систему коллективных инвестиций – стимулирование использования населением институтов коллективного инвестирования невозможно без изменения психологии инвесторов, отдающих предпочтение не долгосрочным инвестициям, а краткосрочным вложениям в депозитные инструменты. Известно, что высокий уровень доверия инвесторов к инструментам фондового рынка является одной из важнейших характеристик развитых финансовых рисков. Соответственно пропаганда коллективных инвестиций и информирование инвесторов является важными направлениями деятельности не только регулятора рынка ценных бумаг, но остальных министерств и ведомств Казахстана. Широкое информирование инвесторов играет важную роль в эффективном регулировании отрасли коллективных инвестиций, поскольку большинство участников схем коллективного инвестирования являются частными инвесторами с низким уровнем финансовой грамотности. Таким образом, несмотря на то, что проделана значительная работа в развитии фондового рынка, принятие мер по дальнейшему его совершенствованию с учетом современных задач экономики, международной практики, и собственного приобретенного опыта еще предстоит. В целях определения основных приоритетов развития финансового сектора, а также направлений и подходов к государственному регулированию отдельных его сегментов разработан проект Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2009 годы. В рамках проекта Концепции предусмотрены меры по развитию фондового рынка на среднесрочный период. В частности основными дальнейшими мерами по развитию рынка ценных бумаг являются: 1. Развитие рынка акций В целях развития рынка акций предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию режима раскрытия информации, в полной мере соответствующей интересам и потребностям инвесторов, путем совершенствования корпоративного законодательства Республики Казахстан, внедрения Международных стандартов финансовой отчетности; создание действенного корпоративного законодательства, создание системы контроля за соблюдением законодательства в области корпоративного управления. 2. Расширение спектра предлагаемых финансовых инструментов. Приоритетными направлениями для решения данного вопроса будут: – дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг, в том числе рассмотрение возможности осуществления правительственного заимствования на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, также построение реалистичной кривой доходности по всему спектру финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики; – совершенствование законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг под государственные гарантии и поручительства государства в части реализации механизмов использования указанных поручительств и гарантий; – запуск механизмов секьюритизации; – развитие механизмов государственно-частного партнерства путем выпуска облигаций с гарантией государства; – принятие эффективных мер по развитию рынка производных финансовых инструментов, планируется дальнейшее совершенствование законодательства и устранение законодательных норм, препятствующих развитию рынка деривативов. Важным звеном создания активного рынка деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных государственных ценных бумаг. В этой связи, Правительством, Национальным Банком и Агентством будут проработаны подходы к эмиссии государственных ценных бумаг и созданию ликвидного рынка, что позволит формировать индикаторы кривой доходности для субъектов рынка. 3. Совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг Будет осуществлена работа по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особое внимание будет уделено совершенствованию технической инфраструктуры, в частности в связи с функционированием Регионального финансового центра города Алматы необходима организация специальной торговой площадкой финансового центра на торговой площадке фондовой биржи, функционирующей на территории города Алма-Аты. В связи с чем, необходимо проводить работу по адаптации торговой системы КФБ в соответствии со спецификой деятельности регионального финансового центра, а именно, обращение ценных бумаг иностранных эмитентов, а также допуск к торгам иностранных брокеров дилеров потребует рассмотреть возможность заключения сделок в торговой системе со сроком исполнения «Т+3», а также использования клиринговых систем. В деятельности центрального депозитария также необходимо проводить работу по приведению его программного обеспечения в соответствии с возможностями торговой системы КФБ. Важным вопросом в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг также будет являться создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, реализация которой благоприятно отразиться на снижении рисков, возникающих в процессе регистрации прав на ценные бумаги, и способствовать повышению уровня прозрачности структуры собственников ценных бумаг, защиты прав инвесторов. Будет совершенствоваться практическое использование и применение методики определения справедливой стоимости финансовых инструментов по различным видам ценных бумаг. 4. Совершенствование пруденциального регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также внедрение системы управления рисками В целях совершенствования вопросов управления рисками на рынке ценных бумаг будет совершенствоваться пруденциальное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами пруденциального регулирования, ориентированными на надзор за риском и внедрение у них системы управления рисками. 5. Развитие рынка производных ценных бумаг Необходимыми мерами для развития рынка производных финансовых инструментов станут: - определение понятия производных финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения путем внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан; - построение кривой доходности по государственным ценным бумагам до 1 года; - осуществление на межбанковском валютном рынке котирования срочных контрактов сроком на 1 месяц с перспективой их котирования в дальнейшем по всей кривой доходности сроком до одного года. Кроме того, дальнейшие меры по развитию фондового рынка будут направлены также на: - дальнейшую популяризацию интернет-трейдинга среди населения; - содействие внедрению новых финансовых инструментов, в том числе, на базе АО «Самрук» и АО «ФУР Казына»; - внедрение принципов исламских финансов; - создание условий для расширения числа эмитентов и инвесторов, включая физических лиц и нерезидентов; - дальнейшую интеграцию отечественного рынка ценных бумаг с рынками ценных бумаг стран СНГ и мирового финансового рынка.
Заключение
В работе были освещены основные моменты развития и становления рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Хозяйственная жизнь требует весьма значительной мобилизации обязательственных отношений, которые являются необходимым условием современного развития торгового оборота и кредита. Кроме того, характерное для настоящего времени массовое совершение однородных типовых сделок требует упрощенных способов удостоверения принадлежности права определенному субъекту. Институт ценных бумаг служит для достижения этих целей. Он превращает юридический документ в средство легитимации субъекта соответствующего права. Благодаря тому, что предъявление документа является необходимым условием осуществления выраженного в нем права, должнику облегчается процесс определения того, кому он может осуществлять исполнение и, с другой стороны, кредитору облегчается обоснование его притязаний. Кроме того, нахождение документа у кредитора является для него гарантией того, что должник не исполнит обязательства другому лицу, а если и исполнит, то это исполнение не прекратит обязательства. Хотелось бы подчеркнуть, что долговые ценные бумаги являются наиболее устойчивыми по сравнению с остальными видами ценных бумаг обращающихся на фондовом рынке Казахстана. В частности классификация долговых ценных бумаг открывает для кредитора широкие возможности выбора для вложения средств в ту или иную ценную бумагу. Так, облигации как долговые ценные бумаги имеют несколько видов выплаты долга кредитору, поэтому являются в данное время наиболее распространенной формой заключения сделок между должником и кредитором. В работе были раскрыты основные цели и задачи, которые ставятся перед рынком ценных бумаг как эффективным регулятором рыночных, а также правовых отношений в Республике Казахстан. Мировой финансовый рынок стал развитым и широкомасштабным в результате многолетней эволюции. Казахстан вынужден стремительно осваивать его законы. Рынок государственных облигаций, а также государственных казначейских векселей – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Такая ситуация вызвана тем, что в момент перехода экономики к рыночной форме хозяйствования, этот сегмент финансового рынка был уже относительно развит – многолетний опыт еще советских финансовых структур привел к наличию не только наработанной законодательной базы, но и хороших специалистов в этой отрасли знаний. Это нормальный экономический этап. Появление следующих зависит от нашей готовности к ним. Процесс приватизации казахстанских предприятий повлек за собой не только выпуск, но и реализацию корпоративных ценных бумаг, однако дальше первичного их размещения дело пока что не пошло. И дело не в отсутствии необходимой для него инфраструктуры: и фондовые биржи, и депозитарии и даже потенциальные инвесторы в нашем государстве есть. Отсутствует пока самое первое звено – эмитент в виде развитых, привлекательных для инвестиций предприятий. Хотя это «медаль о двух сторонах» – для обеспечения промышленного подъема необходимо предпринять все возможные меры в целях эффективного использования внутренних накоплений страны и вытеснения капитала с рынка финансовых спекуляций в промышленное производство. Национальное хозяйство нуждается в «мостах», связывающих финансовый и производственный сектора экономики. Такой мост может быть построен путем формирования и функционирования рынка ценных бумаг. Важнейшей функцией рынка ценных бумаг является обеспечение доступа предприятий к новому капиталу. Наиболее перспективным и массовым источником инвестиций, но наименее используемым в сложившейся ситуации, является национальный частный капитал и сбережения населения. Оценка использования этих источников показала, что норма сбережений в республике резко упала в первые годы реформирования экономики вследствие инфляции и снижения реальных доходов. Начиная с 1995 г. накопление свободных денежных средств у населения стало возрастать, причем их реальная величина многократно превышает официальные банковские вклады. В Казахстане слабо прослеживается классическая связь между уровнем инвестиций и сбережениями, так как последние недостаточно активно аккумулируются, а механизм их трансформации в инвестиции в условиях перехода к рынку не отработан. Для того, чтобы обеспечить массовые инвестиции в экономику, необходимо: - повысить надежность вкладов, обеспечив их гарантиями государства; - придать денежным средствам населения инвестиционную направленность, использовав возможности фондового рынка; - обеспечить повышение доходности вкладов по сравнению с темпами инфляции. Для современного Казахстана характерно быстрое развитие финансовых рынков, особенно рынков ценных бумаг, и поддержка государства будет как нельзя кстати. Печальная практика показала, все страны, которые идут по пути прямых заимствований иностранной валюты, теряют внутренний финансовый рынок. Если страна хочет сохранить финансовую независимость, она должна балансировать между внутренними и внешними заимствованиями. Законодательство Казахстана в сфере ценных бумаг очень сходно с законодательствами стран с развитой рыночной экономикой. Что позволяет опираться на мировой опыт в сфере регулирования рынка ценных бумаг. В Казахстане наиболее успешно развивающимся сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. Изучение всех возможных проблем, для решения которых используется выпуск государственных ценных бумаг, позволяет прийти к выводу о связи рынка государственных ценных бумаг с целями долгового финансирования. Теоретически можно выделить шесть основных целей подобного рода: - первая и основная – финансирование текущего дефицита бюджета; - вторая – погашение ранее размещенных займов; - третья – сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет; - четвертая – обеспечение финансовых структур ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал; - пятая, которая должна быть главной для стимулирования развития производства – финансирование капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов и государственных программ. Эта цель в настоящее время достигается лишь в некоторых случаях при реализации программ жилищного строительства; - шестая при соответствующих государственных гарантиях заключается в поддержке государственных учреждений и организаций, решающих общенациональные задачи. Из приведенной классификации целей выпуска государственных ценных бумаг видно, что только последние две ориентированы на инвестирование экономики, остальные призваны оказать воздействие на денежную массу, а через нее на инфляцию. Таким образом рынок государственных ценных бумаг ориентирован преимущественно не на инвестирование экономики, а на покрытие дефицита бюджета и может привести к необоснованному росту внутреннего долга. Для того, чтобы увеличить инвестиционную направленность всех предпринимаемых в Казахстане займов, необходимо: - обеспечить реструктуризацию внутреннего государственного долга, увеличив долю долговременных долговых обязательств; - осуществить четкое разграничение займов по категориям в соответствии с единым установленным критерием; - обеспечить существенное развитие целевых инвестиционных займов, повысив требования к выпуску коммерческих займов; - установить жесткий контроль над использованием привлеченных средств в соответствии с продекларированными целями. Путем размещения внутреннего государственного долга осуществляется покрытие бюджетного дефицита. По существу все государственные ценные бумаги, кроме ГКО, были выпущены в Казахстане не для целей инвестирования экономки, а для разрешения специфических финансовых проблем, и, большей частью, предназначались для отсрочки платежей со стороны государства, или являлись попыткой разрешения кризисных ситуаций без дополнительной эмиссии денежной массы. Необходимость развития национального фондового рынка повышает для Казахстана актуальность мер, направленных на развитие внутренних источников финансирования, совершенствование правовой и институциональной инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг, что также является немаловажным аспектом в таких стратегических вопросах, как регулирование валового внешнего долга страны, предстоящее вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию, создание необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства, и, в целом, направлено на достижение поставленной Главой государства цели по выведению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Список использованной литературы
1. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1994. 2. Материалы Национального Банка Республики Казахстан, 2006. 3. Миловидов В.Д. Инвестиционные фонды и трасты: как управлять капиталом? – Москва: СО АНКИЛ, 1992. 4. Общая теория денег и кредита. – М.: ЮНИТИ. – 1995. 5. Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года №461 – II. 6. Закон РК «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года №2200. 7. Закон РК «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» от 6 марта 1997 г. 8. Указ РК «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 5 апреля 1995 года. 9. Материалы Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка, 2006. 10.Алексеев М. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992. 11.Гражданский кодекс Республики Казахстан: общая часть. – Алматы: Жетi Жаргы, 1995. – 427 с. 12.Закон РК Об акционерных обществах. Ст. 36 // Казахстанская правда. 1998 г. 21–25 июля. 13.Мурзин Д.В. Ценные бумаги – бестелесные вещи. М.: Изд-во «Статус», 1998. С. 103. 14.Ческидов Б.М. Модели рынков ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2006 15.А. Нургазина. Модели рынков ценных бумаг // РЦБК. – 2006 – №15. – с. 36–41. 16.Миркин Я.М. // Рынок ценных бумаг. – 2000. – №2. – с. 9–11. 17.Данилов А. «Оздоровление государственных финансов: Поучительный опыт Японии 80‑х-нач. 90‑х гг.». // «Экономические науки». 1991. №10. 18.Markowitz H. Porfolio Selection: Efficient Diversification of Investments. 1959. 19.Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА‑М, 1999 – XII. 20.Сорос Д. Кризис мирового капитализма. – М.: Инфра. – 1999. 21.Fama E.F. Market efficiency, Long-Term Returns and Behavioral Finance. – University of Ghicago Graduate School of Bisiness, Social Science Research Network Electronic Library, June 1997. 22.Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. – М.: Финансовая Академия при правительстве РФ, 1999. 23.Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. Курс лекций. М.: Финансы и статистика, 1998. 24.А. Нургазина. Деятельность инвестиционных фондов // РЦБК. – 2006. – №19–20. – с. 46–50. 25.Кенжегузин М., Атаниязов Ч. Международные портфельные инвестиции // Рынок ценных бумаг. – 1999 г. №11. – с. 13–15. 26.Матаков Н. Измерение рыночного риска портфеля финансовых инструментов // Рынок ценных бумаг Казахстана. – 2001. – №4. – с. 23–26.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|