Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика совокупности прав и обязанностей профсоюзов по российскому законодательству




Введение

профсоюз занятость трудовой право

Как прежде, так и теперь в юридической науке существуют различные точки зрения на место профсоюзного права в российской системе права. Начало многолетним дискуссиям положила работа профессора В.М. Догадова «Правовое положение профессиональных союзов Союза ССР», опубликованная в 1925 году.

Сегодня Россия переживает один из самых трудных периодов в своей истории. Крушение административно-командной системы во многом было обусловлено экономическими причинами. Осознав это, Россия взяла курс на проведение реформ и сделала первые шаги на избранном пути.

В свою очередь, отношения, возникающие в сфере труда, нуждаются в правовом регулировании. Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность его экономики.

Сегодняшнее состояние правового регулирования трудовых отношений отражает специфику периода перехода к рыночной экономике. С одной стороны, оно уже не в состоянии адекватно реагировать на все происходящие в экономике изменения, с другой - именно переходный характер нынешнего этапа затрудняет, например, использование в чистом виде аналогичного механизма регулирования, имеющегося в странах с развитой рыночной экономикой.

Существенным недостатком современного состояния трудовых отношений является отсутствие четкого механизма реализации принципов, заложенных в законодательстве. Радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе, произошедшие за последнее десятилетие, в значительной мере затронули гражданско-правовые отношения. Сужение сферы государственного влияния, отказ от всеохватывающей административно-командной системы и связанное с этим преобразование правового регулирования экономических отношений требуют приведения форм и способов защиты нарушенных прав наемных рабочих в соответствие с новыми условиями.

Актуальность темы. В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами государственной власти и управления, работодателями, различными общественными объединениями и др. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия, поэтому данная тема актуальна и требует более детального изучения.

Целью настоящей работы является исследование правового обеспечения деятельности профсоюзов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть права и обязанности профсоюзов в России.

. Раскрыть классификацию прав профсоюзов.


Глава 1. Права и обязанности профсоюзов по законодательству

 

Характеристика совокупности прав и обязанностей профсоюзов по российскому законодательству

 

Профессиональные союзы России обладают значительными правами в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Федеральный закон от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установил, что права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Конституция отнесла трудовое законодательство к предмету совместного ведения Федерации и субъекта Федерации (п. 1 ст. 72). Наличие данной конституционной нормы позволяет субъектам РФ принимать свои («местные») законы о профсоюзах. Анализ законотворческой практики субъектов РФ в сфере профсоюзного права позволяет выявить как положительные черты этого процесса, так и отрицательные. К положительным можно отнести следующие:

) Большинство региональных законов о профсоюзах в значительной степени расширяют права профсоюзов. Так, например, практически все они закрепляют право законотворческой инициативы за профсоюзами, в то время как федеральное законодательство не содержит подобной нормы.

) Региональные законы конкретизируют права профсоюзов в трудовой сфере, устраняя пробелы федерального законодательства. Например, Закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года в ред. от 23 марта 1998 года «О правах профессиональных союзов Республики Башкортостан и гарантиях их деятельности» достаточно полно определяет права профкомитета профсоюзной организации (ст. 16).

) «Местные» законы о профсоюзах устанавливают дополнительные гарантии профсоюзной деятельности. Так, Областной закон Смоленской области от 1 декабря 1999 года в п. 2 ст. 7 определил обязанность работодателей производить ежемесячные отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на проведение социально-культурной и иной работы в организации. Размер отчислений должен определяться либо коллективным договором, либо соглашением между работодателем и выборным органом профсоюзной организации.

Вместе с тем, законотворческий процесс в сфере профсоюзного права в субъектах Российской Федерации имеет и недостатки. Среди них в научной литературе отмечают следующие:

1) Между федеральным законодательством и законодательством субъектов о профсоюзах существуют противоречия, в основном, из-за различного истолкования значения одних и тех же терминов. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Статья 2 Закона Свердловской области от 23 ноября 1995 года (в ред. 19 ноября 1998 года) «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области» определяет понятие работника как «физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем». В то же время, Федеральный закон о профсоюзах дает иное определение термину «работник»: работник - это «физическое лицо, работающее на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования» (ст. 3). Как видно из приведенных определений, термин «работник» федеральным законодательством понимается значительно шире, чем законодательством Свердловской области.

2) Между сферами действия региональных и федеральных законодательных актов о профсоюзах отсутствует четкое разграничение. Так, например, статья 17 закона Республики Татарстан предусматривает, что «профсоюзы имеют право в порядке, установленном законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования, демонстрации, другие коллективные действия и массовые мероприятия, а также право на организацию и проведение забастовок». В приведенном тексте статьи есть ссылка на законодательство, регулирующее эти отношения. А так как законодательство Республики Татарстан недостаточно согласовано с федеральным законодательством, неясно, признаются его нормы действующими или нет. 3) «Местные» законы о профсоюзах дублируют отдельные нормы федерального законодательства. Так, например, ст. 15 и 16 Закона Брянской области от 5 февраля 1998 года (в ред. от 11 февраля 1999 года) «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Брянской области» воспроизводит лишь отдельные нормы федерального законодательства, регламентирующего проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений. При этом законодатель не определил порядок работы комиссии по переговорам, гарантии и компенсации лицам, участвующим в переговорах, содержание и структуру коллективного договора и т. д. Большинство прав профсоюзов предусмотрено законодательством в сфере труда. Этот факт имеет вполне объяснимую причину. Профсоюзы возникают непосредственно в процессе трудовой деятельности как естественные участники регулирования трудовых отношений. Именно по этой причине формирование всего комплекса прав профсоюзов началось именно в сфере труда.

Вместе с тем, является общепризнанным фактом понимание роли профессиональных союзов в современном гражданском обществе как социальных регуляторов. Учитывая эту, становящуюся все более актуальной, социальную роль профсоюзов и их реальное участие в регулировании самых различных сфер жизнедеятельности общества, государство заинтересованно в том, чтобы это участие проходило в рамках закона.

Вновь принятый Трудовой кодекс, с одной стороны, уменьшил количество норм, закрепляющих определенные юридические формы участия профсоюзов в регулировании трудовых отношений, с другой - в значительной степени повысил юридическую значимость локальных правовых актов о труде организаций и, прежде всего, коллективного договора. Более ста сорока статей ТК носят отсылочный характер и закрепляют право сторон трудовых отношений регулировать те или иные вопросы в коллективном договоре или соглашении.

Совокупность профсоюзных прав как единой системы юридических норм закрепляет, в первую очередь, права профсоюзов в целом как общественных организаций. Имеются в виду те права, которые присущи всем общественным объединениям, например: свободно распространять информацию о своей деятельности, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законом, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования и т. д. (ст. 27 Закона об общественных объединениях). Вместе с тем, законодательство закрепляет определенную совокупность прав именно за профсоюзными органами, входящими в общую иерархическую структуру профсоюзной системы. Так, например, п. 2 ст. 19 Закона о профсоюзах устанавливает, что профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Законодатель не определяет индивидуальные права членов профсоюза. Согласно общим принципам трудового права, дискриминация или предпочтение по профсоюзному признаку недопустимы. Однако в научной литературе отмечается, что участие в профсоюзе создает в трудовом процессе определенные преимущества его членам, что служит основанием для критики современного трудового законодательства. Объединение работников в профсоюз создает также более благоприятные условия для реализации каждым работником всего комплекса своих гражданских прав. Это можно проиллюстрировать на примере реализации такого, установленного Конституцией РФ, права гражданина, как право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37).

 Закон о профсоюзах распространяется не только на работников, но и на лиц, временно не работающих (ст. 3). В то же время, профсоюзы в сфере занятости имеют значительные права, в том числе, право предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, а также принимать участие в разработке государственных программ занятости (п. 1 ст. 12 Закона о профсоюзах). Имея развитую сеть юридических служб и консультаций, профсоюзы могут оказывать (и действительно оказывают) своим членам квалифицированную бесплатную юридическую помощь по различным вопросам, в частности, по вопросам занятости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...