44. Классическая школа уголовного права
В развитии криминологии можно выделить три периода: классический (со второй половины 18 века до последней трети 19 века), позитивистский (с последней трети 19 века до 20 годов 20 века), современный или плюралистический (с 20 годов до настоящего времени).
Классический период. В феодальную эпоху господства теологического мировоззрения преступления рассматривались как «проявления злого духа», вселившегося в человека, «проделки дьявола». Этими взглядами определялись и способы выявления и доказывания преступлений (различные испытания и пытки) и меры борьбы с ними – жестокие физические наказания, в том числе мученические виды смертной казни. Классический период берёт начало в эпоху просвещения, эпоху перехода от феодализма к капитализму, ставшего возможным в результате буржуазно-демократических революций. В это время наука отходит от теологической трактовки преступления как «греховного поведения». Предпринимаются попытки чисто теоретического объяснения причин, по которым отдельные лица совершают преступления. Разрабатывается более гуманное отношение к преступникам, к мерам уголовного наказания и деятельности карательной системы. К этому периоду относится появление классической школы уголовного права. К наиболее известным представителям классической школы относятся итальянский юрист Чезаре Беккариа, британский филантроп Джон Говард, английский учёный Иеремия Бентам, немецкий учёный Пауль Иоганн Ансельм Фейербах. Идеи предшественников гуманистов синтезировал итальянский гуманист Ч. Беккариа, опубликовавший в 1765 году трактат «О преступлениях и наказаниях». Этот труд в значительной степени был основан на положениях французских просветителей-энциклопедистов.
В трактате Беккариа систематизировал философско-криминологические идеи своих предшественников и изложил их в форму следующих правовых принципов: «Лучше предупредить преступления, чем наказывать»; «Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями»; «Цель наказания заключается не в истязаниях и мучениях человека… цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному, вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же»; «Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведёт всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность» и т. д. Беккариа выступал против смертной казни, поскольку считал, что она приучает людей к жестокости. Он предлагал заменить её на пожизненное рабство. Сущность классической школы заключается в том, что в рамках классической школы уголовного права развивались и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголовным правом. Основные идеи классической школы сводились к тому, что: - человек обладает свободной волей, и преступление есть результат его произвольного выбора; -·в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор; - процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в случае, если считает его полезным для себя. После взвешивания «за» и «против», выбор наслаждения или страдания, которые Беккариа считает активными жизненными началами людей, человек принимает решение; - усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения; - искусство законодателя и его гуманизм заключается в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным»;
- в борьбе с преступностью приоритетным должно быть предупреждение преступности, которое необходимо осуществлять по нескольким направлениям: надлежащее воспитание, просвещение населения и предоставление большей свободы действий. Однако идеи классиков имели и ряд недостатков. Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, например, Беккариа вместе с тем утверждал, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твёрдые правила поведения. Чтобы принудить их усвоить эти правила необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление - это независимый от каких либо объективных факторов, строго рассуждающий индивид, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие этого расчёта. Концепция исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равного наказания за равные преступления и что на одинаковые наказания они реагируют одинаково. Это приводило почти к полному отрицанию зависимости поведения от каких-либо объективных, социальных, социально-психологических или иных причин и условий и означало отрицание каких-либо различий в свойствах личности, отказ от допущения различных степеней ответственности. При данных обстоятельствах личность преступника не бралась во внимание. В центре обоснования уголовного наказания классической школой было поставлено преступление. Таким образом, при неоспоримых достоинствах классическая школа имела и ряд недостатков. Представляя собой теорию “чистого разума”, классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ними. В то же время идеи этой школы не случайно получили название классических, поскольку они актуальны до сих пор и с незначительными изменениями являются основой системы воздействия на преступность во многих странах, несмотря на революционные попытки отказаться от них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|