Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

45.  Социологические методы криминологии: опросы, наблюдение, эксперимент, изучение документов и др.




Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

К социологическим методам обычно относят социологическое наблюдение, социальный эксперимент, анализ документов, опросы и др.

Социологическое наблюдение— метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся обследуемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.

Объектом криминологического наблюдения могут быть:

—поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;

—высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения, или лиц из контрольной группы;

—результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

—среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием.

При полном наблюдении сследователь изучает криминологически значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению в форме попустительства или укрывательства.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни.

При наблюдении-участии наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы.

Фиксация результатов наблюдения может быть разнообразна: в специально разработанных карточках, дневнике наблюдения или с помощью технических средств — магнитофона, теле-видеоаппаратуры.

В числе отрицательных моментов наблюдения следует указать, что оно требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.

К этой же группе методов криминологических исследований относится метод эксперимента, под которым следует понимать заранее обусловленная в определенных пределах общественная деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и методов профилактики правонарушений и ее правового регулирования. Выделяют две его разновидности: эксперимент в реальных условиях и эксперимент на математической модели.

В реальных условиях проводятся главным образом эксперименты по проверке эффективности новых форм и методов организации того или иного направления работы правоохранительных органов. В свое время проводился, например, эксперимент по созданию нового вида исправительных учреждений — колоний-поселений. Его положительные результаты послужили обоснованием соответствующего дополнения закона, что имело значение и для предупреждения рецидивной преступности.

 

В научных исследованиях нашел применение главным образом эксперимент на математической модели. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.

Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной криминологической информации.

По статусу различают документы официальные и неофициальные; по форме изложения — письменные (более широко — вербальные), графические, на машинных носителях и статистические. По функциональным особенностям — информационные, регулятивные, коммуникативные (т. е. как средство обшения) и культурно-воспитательные.

К числу официальных документов, занимающих особое место в информационном обеспечении криминологических исследований, относится уголовное дело.

Метод анализа уголовных дел как источник криминологической информации занимает особое место в методическом арсенале криминологии, поскольку он обладает рядом достоинств.

Информация, содержащаяся в материалах уголовного дела, носит комплексный характер. Поэтому метод анализа уголовных дел активно используется представителями всех наук криминалистического цикла (уголовный процесс, уголовное право, криминалистика, уголовно-исполнительное право). Используются материалы уголовных дел и в учебном процессе юридических вузов страны.

Технология анализа уголовных дел включает в себя разработку справки-анкеты, изучение отобранных уголовных дел и заполнение справок-анкет, статистическую обработку результатов и их интерпретацию. Сходная технология используется для изучения так называемых отказных материалов, а также в необходимых случаях — административных дел (материалов). Эти виды документальной информации тоже значимы, хотя и более локальны по объему.

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать лицам ближайшего окружения преступника, ему самому, лицам, совершившим «фоновые» правонарушения, лицам, обладающим профессиональными знаниями в области социального контроля над преступностью или реализующим меры воспитательно-предупредительного характера (для выяснения состояния общественного мнения) и т. д.

Используются модификации опроса — свободное и направленное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т. д.

В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и профессиональным составлением вопросника.

Анкетный опрос (анкетирование)—один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; формах оценки себя и других; ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведений о прошлом, об окружении и т. п.

Анкетный опрос по сравнению с другими видами опросов позволяет в последующем легче обобщить ответы и произвести аналитическую обработку.

 

Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Как правило, отбирается достаточно ограниченная группа экспертов-специалистов (не более 20—30 человек), и с ними проводится интервью либо им раздаются вопросники для заполнения. Наиболее эффективно проведение своеобразного «круглого стола» с участием всех включенных в группу экспертов; в ходе обсуждения предложенных проблем (своеобразная «мозговая атака») могут обнаруживаться нетрадиционные подходы к их анализу, высказываться оригинальные взгляды и суждения.

Психологические тесты — это методы, с помощью которых измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов.

По предмету исследования выделяются три основные группы тестов: общеличностные, с помощью которых исследуется система психических свойств личности; личностные — предназначенные для исследования какой-либо одной характеристики личности субъекта (уровня интеллекта, творческих способностей, самоконтроля и т. п. ); групповые - для изучения характеристик групповых психических процессов (сплоченности малой группы или коллектива, особенностей их психологического климата, межличностного восприятия) и пр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...