Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект

 

Право на фирменное наименование как право субъекта идентифицировать свою деятельность вызывает в современной России множество споров и пока не имеет четкого правового регулирования, соответствующего текущей практике. Вместе с тем представляется возможным заметить, что данное право в России, как и в иных странах, возникло очень давно, формировалось и изменялось постепенно под влиянием исторических, экономических, геополитических и иных факторов.

Так, первые предпосылки к его формировании существовали, очевидно, еще в древнем обществе[1] как право на обозначение места пребывания (наскальные рисунки), указание на принадлежность скота, орудий труда (клеймо) возникает как все естественные права от рождения человека. Причем постепенно люди объединяются в стада, ведь первобытный человек не мог выжить в одиночку. Например, охотник обладал определенными навыками и орудиями для охоты, соответственно, как и собиратель плодов и ловец рыбы. Именно указанные навыки, орудия и результаты деятельности позволяли различать людей, их группы и присваивать им определенные названия. Например, охотник, охотники.

Постепенно стада перерастают в общины, которые представляли собой более многочисленные группы родственников, занимавшихся производством. Возникают ремесло, торговля. Купцы и путешественники также определенным образом называют себя, например, в зависимости от товара, которым торгуют, или местности, из которой происходят. Например, сыроделы, индусы и т.д.

Таким образом, под правом на фирменное наименование на родоплеменном этапе подразумевалось право лица (группы лиц) называть себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками и т.д., которые позволяли выделить человека (группу лиц) среди себе подобных[2].

Затем формируются племена и далее - союзы племен. Племена кочуют, происходит естественный процесс завоевания одного племени другим. Некоторые из них постепенно переходят к более высокой ступени их организации - государству.

Следующий этап возникновения права на фирменное наименование следует отнести к периоду возникновения и развития первых государств, среди которых выделяется Древний Рим[3].

Так, римские товарищества[4] представляли собой договорное объединение людей для достижения общей цели. Договор, на основании которого объединялись товарищи (socii), мог быть устным или письменным, однако существенными его условиями были: соглашение совместно действовать для достижения общей цели, объединение имущества.

Вместе с тем главное отличие римских товариществ от современных было в том, что имущество товарищества не было имуществом одного субъекта как юридического лица, соответственно и права и обязанности имели отдельные товарищи, а не товарищество в целом. Безусловно, что каждое из указанных объединений товарищей было вынуждено себя каким-то образом выделять от остальных, называть, указывая при этом каждого участника. Хотя по-прежнему и ремесленники, и путешественники работают в группах и по одиночке, называя себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками и т.д.

Таким образом, представляется возможным указать, что в этот период фирменное наименование рассматривается как название лица, группы лиц, в том числе и объединенных в товарищество.

Соответственно, на данном этапе под правом на фирменное наименование понималось право лица или группы лиц (товарищества) называть себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками путем указания лица, группы лиц или поименного перечисления участников товарищества. Более того, данное право закрепляется с помощью государства, о чем говорится в Законах Хаммурапи, Солона, работах юристов Древнего Рима и т.д. [5]

Вместе с тем в своем современном виде в средневековой Европе товарищества впервые появились в Италии в конце XIV в., постепенно распространившись по всей Европе. Во Франции в 1673 г. был составлен "Ordonnance de commerce", регламентирующий деятельность товариществ[6].

В России практический интерес к деятельности разного рода торговых компаний впервые появился в конце XVII столетия.

Определенную роль в этом отношении следует отнести к деятельности английской компании в России. Так, первым законодательным актом, имеющим отношение к корпорациям, после возвращения Петра I из-за границы в 1699 г., когда он под влиянием своих заграничных путешествий утвердился во мнении о необходимости перенесения к нам этого института, стал Указ от 27 октября 1699 г., где купцам предписывалось составлять, как и в других государствах, торговые компании[7].

Указы от 27 октября 1706 г. и 2 марта 1711 г., в свою очередь, также были основаны на идее необходимости для русских людей торговли компаниями по образцу западноевропейских.

При этом первоначально надо было изучить опыт других стран, накопленный в этом вопросе, и русское правительство делало это, ведя переговоры с различными иностранными правительствами и частными лицами, предпринимателями относительно торговых трактатов, контрактов и привилегий. Петр I послал в Европу с целью специально изучать опыт создания корпораций нескольких доверенных лиц, был составлен в 1739 г. проект компании для торговли с Китаем. Сенат рассмотрел проект, выяснив, какая от него будет польза для казны, и вынес решение о начале записи в Коммерц-коллегии. Однако на призывы правительства никто не откликнулся. Ученые придерживаются по этому поводу мнения, что крупные предприниматели того времени были поставлены в исключительно привилегированное положение, их свобода была чрезмерна и, по существу, безответственна, для них смысла объединяться не было.

Впервые перешли от проектов к делу в 1757 г., и была создана Российская Константинопольская компания. В 1758 г. создали компанию Персидского торга. В 1794 г. была создана Российско-Американская компания. Отыскивая ценные меха, русские купцы снаряжали экспедиции на Алеутские и Курильские острова. Ввиду значительного риска и больших затрат, сопряженных с подобными экспедициями, русские купцы объединялись в компанию для ведения такого рода торговли. Хотя представление о порядке организации и структуре такого рода компаний оставалось все еще не до конца понятным, в том числе и для их организаторов.

Таким образом, в соответствии с европейскими традициями и в России фирменное наименование рассматривается как название лица, группы лиц, в том числе и объединенных в компанию (товарищество).

Соответственно, под правом на фирменное наименование в этот период понималось:

право лица называть себя в соответствии с родом деятельности с указанием целей создания, места происхождения или иными особенностями;

право компании называть себя в соответствии с родом деятельности с указанием целей создания, места происхождения или иными особенностями;

право полного товарищества называть себя в соответствии с родом деятельности, путем перечисления участников.

В Манифесте Александра I от 1 января 1807 г. содержались пожелание и рекомендации организовывать товарищества: полные и на вере, товарищества "по участкам", т.е. товарищества, имеющие складочный капитал. В эти товарищества, имеющие складочный капитал, говорилось в Указе, допускаются участники из всех сословий, а не только те, кто принадлежит к купечеству[8].

Однако почти полное отсутствие законодательства, регулирующего правовое положение товариществ, неблагоприятно отразилось на их распространении, и они все еще оставались малоизвестными в широких кругах российского общества. Соответственно, в российском законодательстве не было и определения фирмы.

Впервые определение фирмы было дано в Торговом уложении Германии 1861 г. и затем закреплено в законодательстве Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии.

Вместе с тем были разработаны два проекта Положения о торговой записи и о фирмах (1883, 1889), которые обсуждались в судебных учреждениях и торговым сословием России.

Так, Проект 1889 г. указывал[9], что "фирма есть название, под которым единоличный хозяин торгового предприятия, или же товарищество, или общество производят торговлю и которым хозяин или представители товарищества или общества подписываются" (ст.43).

"Тот, к кому торговое предприятие перейдет по договору или по наследству, может, буде прежний хозяин или наследники его изъявят на то согласие, продолжать торговое предприятие под прежней фирмою с присовокуплением к ней, буде пожелает, выражения, означающего преемственность... Отчуждение одной лишь фирмы без самого торгового предприятия не допускается.

Ввиду сего за преемником первоначального хозяина торгового предприятия следует признать право продолжать торговлю под прежней фирмой, конечно, не иначе как с согласия прежнего хозяина или наследников его" (ст. ст.16, 17).

Причем, "по толкованию Сената, фирма есть внешнее название или имя, даваемое лицом, производящим торговлю, своему торговому делу или предприятию"[10].

Также определенные характеристики фирменного наименования содержались, например, в статьях, регламентирующих порядок учреждения товарищества (в ст. ст.62, 71 Торгового устава) и акционерной компании (ст.2148 Гражданского законодательства).

В частности, в соответствии со ст.2148 Гражданского законодательства "каждая компания должна быть учреждаема под определительным наименованием, от предметов или свойства предприятия заимствованным".

Или, например, в соответствии со ст.62 Торгового устава полное товарищество "составляется из двух или многих товарищей, положивших за едино торговать под общим названием всех"[11].

Вместе с тем определенное значение для понимания сути права на фирменное наименование имел ответ Министерства юстиции на запрос Министерства торговли и промышленности, где было указано, что "хотя... в действующем законодательстве не имелось точных постановлений о том, является ли фирма именем предприятия или его хозяина, тем не менее торговые обычаи и судебная практика всегда склонялись к тому, что совпадения гражданского имени купца с фирмою не требуется ни при самом возникновении предприятия, ни при переходе его к другим лицам... В настоящее время в действующих законах установлено вполне определенно, что фирма есть имя не купца, а дела".

Таким образом, представляется возможным указать, что в этот период фирменное наименование, как правило, используется для обозначения субъекта прав на конкретное торгово-промышленное предприятие или как имя владельца (как правило, первого владельца) данного предприятия, ведь именно предприятие (компания), а не группа лиц становится основой хозяйственной жизни. Однако следует заметить, что предприятие по-прежнему является не субъектом, а объектом правовых отношений, поэтому права и обязанности из совершаемых сделок приобретал и осуществлял его владелец.

После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились. Имущественный оборот в структурном отношении как бы распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителей[12]. Попытки сочетать на первых порах централизованные и децентрализованные начала в народном хозяйстве вели к поиску иных, промежуточных форм организации предприятий. Тогда вновь решили обратиться к формам хозяйственных товариществ и обществ, использовавшихся до революции.

Именно в тот период был принят первый (и по настоящее время единственный) в истории российского права нормативный акт, посвященный фирменным наименованиям, - Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (далее - Положение о фирме) [13]. До его принятия в каждом отдельном случае соответствующие законы указывали, каково должно быть содержание фирменного наименования, товарищества, треста и т.п. Кроме того, в некоторых специальных законах явно признавалась фирма не только юридического лица, но и единоличных владельцев. Так, например, еще Декрет о товарном знаке 1922 г., говоря о содержании товарного знака, упоминал и о фирме, а Уголовный кодекс 1922 г. в ст. 199 карал за самовольное пользование "чужой" фирмой. Но, несмотря на это, законы вопросы о фирмах не регулировали, как и не рассматривали проблемы исключительного права на фирму.

Положение о фирме определило структуру фирмы применительно к отдельным видам субъектов (юридических лиц различных организационно-правовых форм, единоличных предпринимателей), основания возникновения, прекращения права на фирму.

Согласно ст. ст.1, 2, 3 Положения фирменное наименование госпредприятий, кооперативных организаций и всех видов уставных товариществ должно в любом случае содержать следующие указания - два видовых признака, а именно: предмет предприятия и вид правовой организации его владельца (трест, акционерное общество, кооператив и т.д.); для госпредприятий сюда еще присоединяется третий видовой признак - указание на подчинение соответствующему ведомству. Для товариществ договорных ввиду значения личной дополнительной ответственности участников Положение требовало, чтобы наряду с указанными выше видовыми признаками в фирме указывались имена не менее двух товарищей, несущих неограниченную ответственность (ст. ст.4 и 5). Для единоличного предприятия закон, как всюду на Западе, требует указания имени и фамилии владельца, но в отличие от западных законодательств закон требует к этому добавления и предмета предприятия. В соответствии со ст.6 фирма должна содержать какие-либо указания, необходимые для отличия предприятия от других однородных предприятий; таким указанием может быть оригинальное наименование ("Красный Октябрь"), указание местонахождения или просто номер предприятия, как это принято в текстильной промышленности.

В правильном использовании фирмы заинтересован не только владелец предприятия, в интересах оборота Положение содержит принцип истинности фирмы, воспрещая помещение в фирме указаний, способных ввести в заблуждение (абз.2 ст.7).

В фирму (ст. ст.7 и 8) также может быть включено и сокращенное наименование предприятия (Гормет, Гомза и проч.).

В интересах владельца Положение признает за ним исключительное право на избранную им фирму (ст. ст.8 и 12), т.е. обладателю фирмы предоставляется право запретить в порядке предъявления гражданского иска всякому другому пользоваться "тождественной или сходной фирмой".

По Положению 1927 г. право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмой при условии соответствия ее требованиям закона. Никакой особой регистрации право на фирму не подлежит (ст.10).

Вместе с тем проведенный анализ статей Положения о фирме не раскрывает однозначно сущности фирмы.

Все последующие годы ни законов, ни подзаконных актов по данному вопросу принято не было.

Принятый в 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР в ст.29 установил, что юридическое лицо имеет свое наименование, а права и обязанности хозяйственных организаций, связанные с фирменными наименованиями, определяются законодательством СССР, состоявшим из рассмотренного выше Положения о фирме.

Первой современной попыткой навести порядок в названиях фирм стало Постановление Верховного Совета от 15 апреля 1993 г. № 4814-1 "О правопреемстве фирменных наименований акционерных государственных предприятий"[14], согласно которому за ними были закреплены наименования, принадлежавшие им до приватизации. И если под этими названиями оказались зарегистрированы другие акционерные общества (товарищества), они должны были в течение месяца сменить свои наименования на другие. Причем без уплаты каких бы то ни было пошлин или штрафов.

Фирменные наименования в соответствии со ст.138 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Также в отношении фирменных наименований действует ряд норм Гражданского кодекса Российской Федерации (положения ст. ст.2, 51, 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113, 115, 128, 132, 138, гл.54).

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации расширил свободу участников экономических отношений, устранил имевшиеся ранее ограничения и запреты в сфере экономической деятельности, однако оптимальная модель правового регулирования института фирменного наименования в Российской Федерации пока не сформирована.

Таким образом, под правом на фирменное наименование на современном этапе подразумевается право группы лиц называть себя в соответствии с конкретным родом деятельности, которое позволяет выделить группу лиц среди себе подобных. И по своей сути с древних времен до настоящего периода право на фирменное наименование являлось и является субъективным правом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...