Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение инклюзивной азбуки




Все дети учатся читать вместе

(Инклюзивное чтение)

 

Перевод А.С. Шапкиной

 

Концепция инклюзивной азбуки, пользуясь которой, все дети в классе смогли бы учиться читать вместе, подобен квадратуре круга. Тем более учитывая то, что нормальное распределение успеваимости в классе – это своего рода божественный закон. Совместное учение подразумевает наличие приниятия (Anerkennung) всех детей. Ни один ребенок не должен быть зачислен в категорию «менее умный» по отношению к другим детям. Целью инклюзии является создание совершенно новой концепции обучения, в рамках которой все дети смогли бы успешно учиться вместе. В «Инклюзивной азбуке» показаны конкретные шаги, на основе которых может быть построено инклюзивное занятие по чтению. Отличительной особенностью этой азбуки явдяется тот факт, что в ее создании центральную роль сыграли дети с Синдромом Дауна. Тем самым они способствовали воплощению мечты о совместном обучении для всех - детей, родителей и педагогов.

50 лет назад я работала учительницей начальных классов. Когда передо мной встала задача обучения чтению первоклассников, я задалась вопросом, какой метод выбрать – буквослогательный или звуковой аналитико-синтетический.
Преимущество буквослагательного метода обучения заключалось в том, что дети с самого начала учатся читать сначала буквы, потом слоги, потом слова, а недостаток – в том, что детям было очень тяжело механически заучивать буквы, которые не несли никакого конкретного смысла.
Преимуществом звукового метода обучения заключалось в том, что дети сразу читали слова, которые имели смысл. Недостатком этого метода была неспособность некоторых детей распознавать составляющие слово звуки (фонемы).

 

Звуки, имеющие смысл

На основе этих размышлений я разработала метод обучения чтению с помощью осмысленных звуков. В 70-х годах я опробовала этот метод в специальных школах для детей с нарушениями обучаемости, а также сделала его предметом моей диссертации «Обучение детей из неблагополучных семей через действие». Основа метода заключается в том, что ученик описывает совершенное им осмысленное действие с помощью осмысленного звука. Например, при задувании свечи, ученик произносит «Ф-Ф-Ф». Теперь буква как осмысленный звук получает характер слова. Слово – это мельчайшая смысловая единица, его не нужно механически зубрить.

Когда ребенок задувает свечу, задействованы все пять органов чувств. Он смотрит на огонь, чувствует тепло, ощущает запах воска и фитиля. Когда ребенок сообщает об этом опыте, обозначая его звуком «Ф», в мозге формируется устойчивый к разрушению целостный функциональный орган.

О сущности функциональных органов мозга А.Н. Леонтьев пишет так: «Основываясь на имеющихся результатах исследований, мы можем охарактеризовать эти возникающие при жизни функциональные органы следующим образом:

· Если такая система была сформирована, то она продолжает функционировать дальше, как целостный орган…

· функциональные органы обладают относительной устойчивостью» (Leontj‘ev, 1964, S. 371–377)

· Функциональные органы могут изменяться: отдельные их компоненты могут заменяться другими, при этом целостность функциональной системы сохраняется.

В связи с этим можно утверждать, что все психические способности, то есть ощущение, восприятие, память и мышление, не являются врожденными. Они развиваются в процессе осмысленных социальных действий в ходе коммуникации между детьми и педагогами.

Появление моих книги «Плохих учеников не бывает», «Сила исходит от детей», «Проблемы обучения», ставших бестселлерами, способствовало распространению педагогического оптимизма в школах и детских садах. Этот успех подтверждал нашу правоту. В середине 80-х годов я начала работать в мастерской для людей с ограниченными возможностями, где взрослые люди (старше сорока лет) учились писать и читать. Опыт работы здесь дал мне понять, что формирование функциональных мозговых систем возможно у любого человека, в том числе, и во взрослом возрасте.

Для того, чтобы иметь возможность высказать свое мнение о детях, рожденных с ограниченными возможностями, 20 лет назад я решила вместе с этими детьми начать разрабатывать дидактику, которая отвечала бы их потребностям и возможностям. Я глубоко убеждена в том, что мы не можем судить о ребенке, основываясь на результатах психометрических тестов, поскольку эти тесты делают ребенка объектом для исследователя. Исследователь здесь не вступает с ребенком в диалог. Ребенок вынужден делить с исследователем его логику. Дети, не оправдывающие его ожидания, не проходят тестирования. Я убеждена, что субъективные реакции ребенка, возникающие в ходе процесса тестирования, не должны трактоваться как низкий уровень интеллекта, а должны рассматриваться как его субъективные высказывания, которые мы не имеем права оценивать. Моя мечта заключается в том, чтобы все мы пришли к пониманию, что умственная отсталость не является непреодолимым дефектом природы, и что каждый ребенок может учиться, - и это не утопия, а реальность.

 

Необходимость инклюзивного образования основывается на этой реальности. Что это означает для педагогики? Мы исходим из следующих открытий Выготского:

 

 

· Законы развития детской психики универсальны. Каждый педагог, который обучает детей с использованием методов инклюзивной дидактики, должен быть и психлогом, обладающим знаниями о психологии развития ребенка, знакомым с законами такого развития.

· Учение идет впереди развития. Педагог должен быть психологом, обладающим знаниями о закомерностях обучения, т.е. о формировании функциональных систем мозга.

· Каждому педагогу, обучающему детей с использованием методов инклюзивной дидактики, необходимо иметь опыт, который вдохновит его и позволит составить собственное представление о бесконечных возможностях развития каждого ребенка.

После разговора с Натальей Корнеевой, которая, будучи слепоглухой, получила степень доктора наук по психологии, я поняла, что адекватная педагогика способна помочь человеку преодолеть биологические ограничения. Несмотря на то, что Наталья не видила и не слышала, она могла беседовать со мной о немецких философах. Несмотря на то, что она не слышалала свой голос, она говорила по-английски. Муж Натальи писал мои ответы на ее ладони.

Открытия Выготского, состоящие в том, что любой дефект имеет в первую очередь социальный характер, открыли двери в мир инклюзивной педагогики. Выготский подробно описал развитие ребенка с младенческого до подросткового возраста с помощью теории кризисов.

Представленная ниже концепция инклюзивного обучения основывается на его открытиях:

· В рамках каждого инклюзивного занятия ребенок должен пройти через все ступени психологического развития от младенца до школьника

· Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы каждый изучаемый предмет прорабатывался в рамках единства ощущения, действия, памяти и мышления. Только так формируются стабильные функциональные системы мозга.

Инклюзивная азбука была создана с учетом обоих этих пунктов.

Построение инклюзивной азбуки

Выготский различает хронологический и психологический возраст. Психологический возраст определяет ступень развития, на которой находится ребенок. Таким образом, с точки зрения психологии развития, ребенок в семилетнем возрасте может находится на ступени дошкольника. Когда такому ребенку читают книгу, ему нужно видеть иллюстрации, поскольку на слух ему сложно визуализировать для себя громкую речь. Детские книги с большим количеством иллюстраций помогают ему понять речь, поскольку ребенок все больше интериоризирует образы, которые видит. Таким образом ребенку обеспечивается скачок на новую ступень развития – ступень школьника.

На инклюзивном занятии как правило присутствуют дети, находящиеся на разных ступенях психологического развития. Инклюзивное занятие может удовлетворять потребности учащихся только в том случае, если оно в рамках одного урока предоставляет детям учебный материал, соотвествующий разным ступеням развития.

  1 младенец   2 маленький ребенок
  3 дошкольник   4 школьник

Построение инклюзивная азбуки основано на четырех ступенях психологического развития, которые предлагается пройти по порядку.

· Ступень младенца: органическая гармония, защищенность, пища

· Ступень маленького ребенка: совместно-разделенное действие с предметами культуры

· Ступень дошкольника: сохранение действия в ролевой игре и образе

· Ступень школьника: использование знаков

 

В рамках одного занятия происходит работа на всех психологических ступенях онтогенеза развития ребенка. Каждый ребенок имеет возможность включиться в процесс обучения в соответствии с тем, на какой ступени развития он находится.

 

A Aпельсин
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...