Ступени психологического развития
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Первый квадрат на схеме соответствует психологической ступени развития младенца: Все дети любят лакомства. Детям, которые в связи со своими ограничениями еще не могут совершать действия с предметами, необходимо использовать букву как начальный звук слова, обозначающего лакомство. Все вместе дети пробуют что-то вкусное и становятся включенными в общий процесс инклюзивного занятия. Например, вкус апельсина становится совместно-разделенным переживанием всех детей. Все дети осознают, что апельсин – сладкий на вкус, что он имеет свежий запах, что он на вид – оранжевый, а на ощупь – слегка бугристый. Таким образом чистое ощущение, полученное с помощью органов чувств, через речевое обозначение становится осознанным опытом. Дети учатся различать фонему «А» как начальный звук слова «Апельсин».
2. Второй квадрат схемы соотвествует психологической ступени развития маленького ребенка: Дети играют в ролевую игру: в больницу. «Доктор» обследует ребенка стетоскопом и просит его открыть рот и сказать: «Ааа». Все дети ходили к врачу и способны вспомнить этот опыт. Таким образом дети учат звук «А» как осмысленный звук.
Звук уже не является изолированной бессмысленной буквой, которую нужно выучить наизусть. Он становится словом, которое обозначает осмысленное действие. У детей формируется фонема «А» как стабильная функциональная система мозга. Представленные здесь примеры осмысленных звуков могут быть взяты педагогами за основу: их можно изменить в соотвествии с индивидуальными предпочтениями детей и имеющимися обстоятельствами. Например, один ребенок не мог соотнести полет пчелы со звуком «С». Но этот звук сразу стал ему понятен, когда он услышал, как бреется папа.
3. Третий квадрат схемы соотвествует ступени психологического развития дошкольника: Дети запечатлевают совершенное действие при помощи фотографии или картинки. Используя внешний образ, они создают себе внутренний образ происходящего, или, другими словами, выстраивают представление. Они вспоминают то, что сделали. Действие (например, ребенок открывает рот и произносит звук «А»), обозначаемое определенным символическим жестом (жест: палец приложен к губам приоткрытого рта), они включают в образ своего тела. Позднее, при чтении вслух, они используют этот символический жест для управления движением своих губ и языка.
4. Четвертый квадрат соответствует ступени психологического развития школьника: В соответствии со своими индивидуальными возможностями, дети учатся сопоставлять фонемы (звуки) и графемы (знаки). Сначала дети пользуются пластиковыми буквами, налепляют на них пластилин, пробуют на вкус буквы из теста, обводят пальцем по контуру буквы из шершавого картона, затем пишут букву по трафарету или, соединяя точки, или печатая на клавиатуре компьютера. Фонема «А» обозначается графемой «А». A
В настоящее время кредо инклюзивного обучения можно сформулировать так: «Учиться в процессе совместно-разделенной деятельности с использованием общего предмета». Но это следует понимать только так, что всем детям, на различных ступенях психологического развития нравится ощущать это предмет, узнавать о нем что-то новое в действии, создавать для себя внутренний образ этого предмета, говорить о нем и удерживать знание о нем в форме знака, слова или текста. Только так дети проходят по всем четырем ступеням психического развития.
Как этого достичь будет показано ниже на примере буквы «С» с помощью инклюзивной азбуки. После того, как дети выучили буквы Л, И, З, А, Е, Т, М, Я они приступают к изучению буквы «С». 1. Младенец Урок начинается как всегда с лакомства. В этот раз педагог приносит с собой салями. Всем детям, кто хочет попробовать, учитель отрезает кусочек. Также у учителя в сумке разные виды салата. После того, как дети попробовали на вкус разные салатные листья, они вместе готовят зеленый салат. Дети учат фонему «С» как начальный звук слов «салями» и «салат».
2. Маленький ребенок Затем дети знакомятся со осмысленным звуком «С». Бруно и Пауль изображают бритьё с помощью электрической бритвы «ССС».
3. Дошкольник В ролевой игре Пауль – парихмахер, а Йон – пчелка Майа. После игры Пауль символизирует бритье жестом (кулаком правой руки делает круговые движения по щеке). Йон имитирует полет пчелы с помощью пальцев руки. Дошкольники и школьники играют в «полет шмеля» под музыку Римского-Корсакова.
4. Школьник Когда дети выучили знак «С», они читают вместе текст:
Мама ест салями. Лиза ест салат. Дети смотрят на картинку в азбуке. Они рассказывают, какие ассоциации у них возникают при виде этой картинки. Рассказы детей могут быть записаны и использованы в качестве текстов для чтения. Учитель также приносит с собой каталоги из супермаркетов. Дети вырезают из них коллажи. Чтение текста Дети учатся читать через письмо. Сначала учитель диктует текст, используя при этом специальные жесты, обозначающие различные звуки. Затем дети выкладывают из пластиковых букв слово «МА-МА» или пишут его на компьютере, если они еще не могут писать ручкой. После этого дети вслух читают текст, также используя символические жесты. Затем педагог дает им этот текст в виде трафаретов, и дети пишут по трафаретам, если еще не умеют писать самостоятельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|