Необходимость такого контроля предопределяется следующими требованиями охраны публичных интересов:
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 — обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; — формирование государственного бюджета; — защита окружающей природной среды; — обеспечение занятости населения; — обеспечение безопасности и обороны страны; — реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита от монополизма; — соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и в сфере иностранного инвестирования1. Государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью посредством различных своих органов. Их функции и полномочия достаточно разнообразны, но в целом эти органы условно можно отнести к двум основным группам: 1) государственные органы, деятельность которых обеспечивает возможность ведения предпринимательской деятельности в целом или осуществления отдельных ее аспектов. Это органы государственной регистрации юридических лиц, в силу деятельности которых субъект приобретает определенную организационно-правовую форму и право осуществлять предпринимательскую деятельность; лицензирующие органы, дающие разрешения на занятие определенными видами деятельности; органы сертификации работ и услуг и т.п.; 2) органы, деятельность которых направлена на предотвращение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. Это органы государственной противопожарной службы, прокуратура и другие правоохранительные органы государства. Многие государственные органы, например налоговые, сочетают в своей деятельности и функции обеспечения предпринимательской деятельности, и правоохранительные функции. Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре определяет, что адвокат вправе представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях (ни. 7 п. 2 ст. 2). В соответствии с и. 2 ст. 25 этого Закона адвокат представляет интересы доверителя - юридического лица в органах государственной власти на основании соглашения об оказании юридической помощи, заключаемого только в форме договора поручения.
В условиях о предмете поручения в таком договоре следует указывать, в каких органах и по какому вопросу адвокат осуществляет представительство интересов доверителя. Но возможно формулирование предмета договора таким образом, что адвокат в течение срока его действия обязуется представлять интересы юридического лица во всех государственных органах (без перечисления их наименований) по всем вопросам, возникшим или могущим возникнуть в дальнейшем в связи с осуществлением юридическим лицом своей предпринимательской деятельности. Основные правила работы по представлению интересов юридического лица в государственных органах состоят в том, чтобы адвокат: — соблюдал все нормы и правила, регулирующие работу того или иного государственного органа, уважительно относился к его сотрудникам; — действовал исключительно в интересах представляемого им юридического лица, квалифицированно и добросовестно отстаивая его интересы, в том числе при нарушениях со стороны государственных органов и их должностных лиц; — использовал при защите прав и интересов своего доверителя только допускаемые законом способы и методы; — следил за выполнением доверителем всех его обязанностей перед государственным органом, поскольку неполное или ненадлежащее их выполнение служит основанием применения к юридическому лицу предусмотренных законодательством мер ответственности.
Так, ст. 23 Налогового кодекса РФ закрепляет, что налогоплательщик обязан не только уплачивать законно установленные налоги, но выполнять иные обязанности, в частности: встать на учет в налоговых органах, если это предусмотрено Налоговым кодексом, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей и проч.; — всеми средствами и способами обеспечивал соблюдение государственным органом его обязанностей, но отношению к юридическому лицу. Рассмотрим наиболее распространенные примеры представления адвокатом интересов юридического лица во взаимоотношениях с государственными органами. Чаще это налоговые органы, поскольку налоговое законодательство, и так достаточно сложное и специфичное, стремительно обновляется, не позволяя сформировать сколько-нибудь устойчивую и непротиворечивую практику правоприменения. На представлении адвокатом интересов юридического лица в отношениях с налоговыми органами мы и остановимся. В п.п. 10 п. 2 ст. 2 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре оговаривается, что адвокат может выступать в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Формулировка «в налоговых правоотношениях», а не «в отношениях с налоговыми органами», наиболее соответствует целям осуществления адвокатской деятельности, поскольку налоговые правоотношения могут складываться не только с государственными органами.
Статья 9 Налогового кодекса РФ определяет, что налогоплательщики или налоговые агенты могут вступать в налоговые отношения: с Министерством РФ но налогам и сборам и его подразделениями в Российской Федерации; с Государственным таможенным комитетом РФ и его подразделениями, государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными ими органами и должностными лицами, осуществляющими в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов и (или) сборов, а также, контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов; с Министерством финансов РФ, соответствующими финансовыми органами, иными уполномоченными органами при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов; органами государственных внебюджетных фондов; Федеральной службой налоговой полиции РФ и ее территориальными подразделениями при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом. Формы работы адвоката по представительству интересов юридического лица в отношениях с государственными органами в сфере регулирования налогового законодательства зависят от содержания конкретных налоговых правоотношений, по поводу которых доверитель обратился к адвокату, от органа, в котором адвокат представляет интересы доверителя. Наиболее часто адвокат осуществляет следующие виды деятельности в налоговой сфере: — дает справки, консультации и заключения по вопросам налогообложения юридического лица; — дает юридическому лицу рекомендации в отношении конкретных ситуаций, связанных с начислением и уплатой налогов; — решает вопросы оптимизации налогообложения с помощью определения состава затрат, которые наиболее целесообразно включать в себестоимость; обеспечивает грамотное и эффективное ведение бухгалтерского учета в организации, на предприятии, что может законно уменьшить налогооблагаемую базу; определяет те виды договорных отношений с контрагентами юридического лица, которые будут способствовать уменьшению размера уплачиваемых налогов, и т.д.;
— представляет интересы юридического лица при проведении камеральных и выездных налоговых проверок; — представляет интересы доверителя в судебных органах по поводу рассмотрения и разрешения споров с налоговыми органами, иных конфликтов в сфере налогообложения. Важно присутствие адвоката при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок. Прежде всего, он должен проверить надлежаще оформленные основания на проведение такой проверки (решения руководителя, заместителя руководителя налогового органа) и документы, подтверждающие полномочия должностных лиц, проводящих проверку, документы, дающие право, проверяющим органам производить отдельные действия. Так, выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. При производстве выемки документов адвокату следует проследить за соблюдением порядка производства этого действия и за составлением соответствующего акта. В акте должна быть обоснована необходимость выемки, приведен перечень изымаемых документов. Адвокат имеет право делать замечания при выемке документов, которые должны быть, но его требованию внесены в акт, а также требовать передачи ему копии акта о выемке. Адвокат не может быть допрошен должностными лицами органов, проводящих налоговую проверку, в качестве свидетеля в силу прямого указания Налогового кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 90 не могут быть допрошены лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвоката, аудитора. Адвокат вправе присутствовать при производстве любых действий проверяющих органов — осмотре, выемке. Причем при осмотре и выемке необходимо присутствие понятых. Нельзя допускать изъятие документов и предметов, не имеющих отношения к предмету налоговой проверки. При изъятии подлинных документов с них должны быть изготовлены копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Адвокат должен обратить пристальное внимание на надлежащее закрепление результатов проведения отдельных действий проверяющих органов. Например, о производстве выемки, изъятии документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов. Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, у которого документы и предметы были изъяты. Адвокат должен широко использовать свои права, предоставленные ему законом, при осуществлении всех действий в процессе проверки. Например, при назначении и производстве экспертизы он имеет право: заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта. В ходе проверки адвокат вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам, требовать соблюдения должностными лицами налоговой тайны. Адвокат имеет право знакомиться с актом налоговой проверки, составляемым по результатам выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Адвокат может отказаться подписать акт (или рекомендовать такую линию поведения руководителю юридического лица). В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями должностного лица адвокат вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Адвокат вправе обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. По вопросам трудовых отношений субъекта предпринимательской деятельности с его работниками адвокат может представлять интересы юридического лица в территориальных органах Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения, в органах по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда), в органах по урегулированию коллективных трудовых споров. В рамках взаимоотношений с данными органами адвокат решает вопросы о соблюдении законодательства в области трудовых отношений, присутствует при проведении проверок, представляет интересы юридического лица при привлечении его к ответственности за нарушения требований трудового законодательства. В ходе деятельности юридического лица им может быть принято решение о необходимости участия в приватизации объекта государственного имущества. В этих случаях адвокат может представлять интересы юридического лица в отношениях с Министерством государственного имущества Российской Федерации, иными уполномоченными государственными органами. По вопросам обеспечения юридическим лицом надлежащего качества производимых им товаров, работ и услуг адвокат вступает в отношения с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, его территориальными органами, иными компетентными органами и учреждениями, осуществляющими мероприятия по сертификации и стандартизации товаров, работ и услуг в Российской Федерации. При выпуске юридическим лицом ценных бумаг, по иным вопросам, связанным с деятельностью на рынке ценных бумаг, адвокат осуществляет представительство в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, регистрирующих органах, производящих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории России. Кроме того, в процессе предпринимательской деятельности адвокат может представлять своего доверителя в отношениях с соответствующими государственными органами, но охране окружающей природной среды, органами, обеспечивающими санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, противопожарными органами и т.д., перечислить которые не представляется возможным. Большое значение имеет работа адвоката по представлению интересов юридического лица в отношениях с правоохранительными органами. Чаще это связано с осуществлением данными органами проверок с целью выявления правонарушений, содержащих признаки преступления. В таких случаях следует иметь в виду, что отказ должностных лиц правоохранительных органов в допуске адвоката к участию в проведении проверки неправомерен. Еще до начала проверки он должен убедиться в наличии и правильном оформлении документов, являющихся основанием проведения проверки, проверить документы должностных лиц, надлежащее закрепление их полномочий. В ходе проведения проверочных мероприятий адвокату необходимо следить за строгим соблюдением должностными лицами, проводящими проверку, требований к порядку ее проведения: присутствие незаинтересованных понятых, протоколирование проверочных действий с обязательным внесением в протокол ходатайств и объяснений лица, в отношении которого проводится проверка, или его представителя. При этом адвокату нужно занимать активную позицию, не оставлять без внимания возможные нарушения закона со стороны должностных лиц, реагировать па них в соответствии с законом. Такой вид оказания юридической помощи, как представительство адвокатом интересов юридического лица в отношениях с государственными органами, имеет большое положительное значение. В результате квалифицированной его работы наилучшим образом обеспечиваются не только интересы доверителя, по и соблюдение им всех требований законности в сфере ведения предпринимательской деятельности, что в итоге полностью отвечает интересам контрагентов этого юридического лица, потребителей, государства и общества в целом. Таким образом, наиболее часто адвокат осуществляет следующие виды деятельности в налоговой сфере: — дает справки, консультации и заключения по вопросам налогообложения юридического лица; — дает юридическому лицу рекомендации в отношении конкретных ситуаций, связанных с начислением и уплатой налогов; — решает вопросы оптимизации налогообложения с помощью определения состава затрат, которые наиболее целесообразно включать в себестоимость; — представляет интересы юридического лица при проведении камеральных и выездных налоговых проверок; — представляет интересы доверителя в судебных органах по поводу рассмотрения и разрешения споров с налоговыми органами, иных конфликтов в сфере налогообложения.
Заключение. Подводя итог лекции, вам необходимо запомнить, что правовой базой свободной предпринимательской деятельности в России стали законы «О собственности в РСФСР» 1990 г., «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г., другие нормативные акты в сфере осуществления предпринимательской деятельности, касающиеся статуса и особенностей деятельности различных субъектов предпринимательства, разных видов предпринимательской деятельности. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами юридическим лицам, можно классифицировать по различным основаниям. 1. В зависимости от содержания оказываемых адвокатом у слуг выделяются следующие основные виды правовой помощи субъектам предпринимательства. 2. Можно выделить виды юридической помощи адвоката в зависимости от стадии предпринимательской деятельности, правовым обеспечением которой он занимается, и продолжительности оказания им услуг. Юридическая помощь может предоставляться адвокатом. 3. Определенной спецификой обладает работа адвоката по правовому обслуживанию предпринимателей различных организационно-правовых форм, а также объединений в сфере предпринимательской деятельности. Здесь стоит выделить юридическое обслуживание. Необходимо отметить, что выделяют 4 э тапа работы адвоката в ходе переговоров, которые значительно различаются между собой в зависимости от их предмета и цели, роли в них адвоката (представитель одной стороны или посредник), стадии, на которой в них вступил адвокат. Необходимо акцентировать ваше внимание на том, что при составлении договора главное, чтобы он точно соответствовал существу обязательственных отношений, возникновение которых предполагается между его будущими сторонами. Далее адвокат определяет форму будущего договора. Затем нужно определить, могут ли стороны будущего договора заключать его, при каких условиях, и выполнены ли эти условия. Особое внимание при этом, необходимо обращать на следующие условия договора: — предмет договора, — цена договора и порядок оплаты. — права и обязанности сторон. — срок исполнения обязательств по договору. — порядок изменения расторжения договора — порядок рассмотрения споров. Наиболее часто адвокат осуществляет следующие виды деятельности в налоговой сфере: — дает справки, консультации и заключения по вопросам налогообложения юридического лица; — дает юридическому лицу рекомендации в отношении конкретных ситуаций, связанных с начислением и уплатой налогов; — решает вопросы оптимизации налогообложения с помощью определения состава затрат, которые наиболее целесообразно включать в себестоимость; — представляет интересы юридического лица при проведении камеральных и выездных налоговых проверок; — представляет интересы доверителя в судебных органах по поводу рассмотрения и разрешения споров с налоговыми органами, иных конфликтов в сфере налогообложения.
Литература: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) 2. Федеральный закон «О собственности в РСФСР» 1990 г. 3. Федеральный закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г. 4. Гражданское право. В 2-х т. Т. II. Полутом /Отв. ред. Е.А. Суханов. -М., 2002. 5. Укрепление законности в хозяйственных делах и государственный арбитраж. /отв. ред. Т.Е.Абова. –М.: Наука 1989. 6. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России: Научно-практическое пособие. –М.: Юрист, 2004. 7. Вайпан В. Сергеев В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05. 2002 № 63-ФЗ// Экономика и право 2002. №11. 8. Вайпан В. Сергеев В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05. 2002 № 63-ФЗ// Право и экономика. 2003. №10. 9. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А. Адвокатура в Российской Федерации Учеб. пособие / Под ред. А. В. Гриненко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 10. Иванов В.Н. Помощь адвоката предприятиям и гражданам. М., Приор, 1998. 11. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. 12. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. С. 501. 13. Сергеев В.И. Адвокат и адвокатура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 14. Смоленский М Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации 15. Фридман Л. Введение в американское право М., 1993. 16. Цымбал В. Слуга, советчик … или наставник?// Российский адвокат. 2005. №1.
1 См.: Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. С. 501.
1 Фридман Л. Введение в американское право М., 1993. С. 190—192
1 Смоленский М Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. С. 186. [1] Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. С. 239. 1 Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. С 512—593. [2] Кучерена А.Г.. Указ. соч. С. 249 1 Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. С. 17. [3] Кучерена А.Г.. Указ. соч. С. 247. 1 Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. С. 88—89
1 Смоленский М.Б. Адвокатская деятельности и адвокатура Российской Федерации. С. 191-192. 1Гражданское право. В 2-х т. Т. II. Полутом 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2002. С. 183.
1 См: Гражданское право: В 2-х т. Т. II. Полутом 1 / Отв. ред. Е А. Суханов. С. 164.
1 СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3448. 1 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право / Отв. ред. О.М. Олейник. М, 1999. С. 507.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|