Региональные целевые программы – эффективный инструмент регулирования занятости и рынка труда
Регулирование занятостью населения является основной составляющей в деятельности служб занятости, включающей в себя: управление социальной защитой безработных; создание новых и поддержка перспективных рабочих мест для обеспечения полной занятости трудоспособного населения; управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочей силы; управление первичным распределением рабочей силы, направление безработных и выпускников учебных заведений профессионального образования на работу в различные отрасли народного хозяйства; управление перераспределением рабочей силы – трудоустройством, переводом, оргнабором, территориальным перераспределением в пределах предприятия, отрасли или между отраслями народного хозяйства. Практика работы отечественных и зарубежных служб занятости показывает, что управление занятостью наиболее эффективно осуществляется непосредственно через разработку и реализацию специальных программ содействия занятости населения. Регулирование программами содействия занятости, как составной части всей системы управления занятостью, ставит своей задачей целенаправленное и скоординированное регулирование рынка труда, расширение спроса на рабочую силу, поддержку эффективного ее предложения, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В отсутствие федеральной целевой программы содействия занятости значительно возрастает роль региональных целевых программ, являющихся основным инструментом реализации активной политики занятости. Региональные программы содействия занятости – это комплекс социально-экономических, организационных, законодательных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение политики занятости и социальную поддержку безработных.
При разработке региональных программ необходимо руководствоваться следующими принципами: комплексный подход к регулированию занятости и рынка труда, учет экономических, демографических, социальных и других факторов, способствующих обеспечению полной, продуктивной и свободно избранной занятости; приоритет активных действий на рынке труда; эффективное использование финансовых средств на реализацию программ. Организационное и методическое руководство разработкой региональных целевых программ содействия занятости в регионах осуществляется органами государственной службой занятости с участием органов исполнительной власти и социальных партнеров. Региональная целевая программа реализуется на уровне субъекта РФ и включает ряд программ, значимость которых определяется социально-экономической ситуацией в регионе. К ним относятся программы профессионального обучения молодежи, не имеющей профессии (специальности), граждан, уволенных из вооруженных сил, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, обучение предпринимательской деятельности. Основой региональных программ должна быть оптимизация взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Целевые программы строятся по социальным и профессиональным приоритетам, определяемых исходя из запросов общества и тенденции развития рынка труда. Программы, как правило, включают активные и пассивные мероприятия содействия занятости населения в регионах. Активные мероприятия нацелены на снижение уровня безработицы и повышение качества рабочей силы на рынке труда путем профориентации, профессионального обучения, создания новых рабочих мест, реализации программ социальной адаптации безработных и других мер. Пассивные мероприятия направлены на смягчение негативных последствий безработицы путем материальной поддержки безработных и членов их семей. Естественно, что необходимо разумное сочетание этих мер.
В этом плане заслуживает внимания опыт регулярной разработки и реализации целевых программ в Липецкой области (приложения 1–2). В области немало делается в целях создания условий для демографического роста, подготовки кадров, миграционного притока. Приняты Концепция демографической политики и областная целевая программа "Население Липецкой области: стратегия народосбережения", предусмотрены меры поддержки детства и материнства (рис. 4). Реализуются областные программы: "Содействие занятости населения Липецкой области на 2006–2010 гг.", "Развитие системы подготовки кадров для предприятий промышленности липецкой области на 2005–2010 гг.", "Подготовка журналистских кадров для средств массовой информации Липецкой области на 2004–2009 гг.", "Программа развития системы подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием на 2006–2010 гг.". Осуществляется подготовка высококвалифицированных менеджеров в рамках Президентской программы. Вопросы содействия занятости населения являются предметом особой заботы администрации области, о чём свидетельствует, в частности, принятие Программы "Содействие занятости населения в Липецкой области на 2009–2013 годы" (далее – Программа). Рис. 4. Создание условий для демографического роста и миграционного притока
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения существующих в липецкой области ключевых проблем в сфере занятости, координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения, повышения уровня жизни населения. Приоритетные задачи и направления политики занятости населения, представленные в Программе, сформированы на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда, прогноза социально-экономического развития области. Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в Российской Федерации и Липецкой области в предыдущие годы.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032–1 "О занятости населения в Российской Федерации". Основной целью Программы является повышение уровня благосостояния населения и достижение высоких стандартов качества жизни на основе: развития эффективной занятости населения с достойным уровнем оплаты труда; обеспечения реализации права граждан на защиту от безработицы; совершенствования государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения; обеспечения потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации. Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач: реализация превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказание поддержки при трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в поиске работы; внедрение административных регламентов, регулирующих порядок оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения; создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой; повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения с учетом потребностей рынка труда, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения; рост мобильности трудовых ресурсов; смягчение социальных последствий увольнений в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; регулирование притока иностранной рабочей силы с учетом ситуации на рынке; трудоустройство граждан, ищущих работу; повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, увольняемых в связи с реструктуризацией секторов экономики; временное трудоустройство молодежи;
реализация специальных мероприятий, способствующих содействию занятости безработных, испытывающих трудности в поиске работы. Настоящая Программа предусматривает систему активных и пассивных мер содействия трудоустройству населения. Занятость населения области будет регулироваться развитием новых рабочих мест, модернизацией действующих производств. Для граждан, нуждающихся в содействии службы занятости, будет повышаться эффективность системы формирования банка вакансий области, городов, районов, организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с участием субвенций из Федерального фонда компенсаций, переданных субъекту на осуществление полномочий в области содействия занятости, установление квоты рабочих мест. В целях смягчения социально-психологических последствий безработицы и материальной поддержки безработных граждан в период поиска постоянной работы, сохранения мотивации к труду, в 2009–2013 гг. предусматривается организация для 1,6 тыс. человек временных оплачиваемых общественных работ. Предусмотрено совершенствование механизма организации общественных работ путем повышения их социального статуса, расширение перечня и видов общественных работ с учетом потребности области в развитии социальной инфраструктуры. Одним из важнейших приоритетов среди мер государственной политики занятости в 2009–2013 гг. будет содействие временной занятости и материальная поддержка безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и др.). Для эффективного решения этого вопроса, планируется проведение разноплановой работы с работодателями, имеющими устойчивое финансово-экономическое положение, с целью их привлечения к сотрудничеству по вопросу трудоустройства на квотируемые рабочие места, а также с безработными из числа лиц этих категорий, для подбора подходящих для работодателей кадров. Для активизации самостоятельного поиска работы, социальной адаптации длительно неработающих граждан во всех городских и районных центрах занятости населения предусматривается реализация программ "Клуб ищущих работу", "Новый старт", что позволит охватить за период 2009–2013 гг. 6,5 тыс. человек, в том числе не менее 1300 человек в 2009 году. Для отдельных категорий безработных граждан будут практиковаться различные варианты программ социально-психологической адаптации, таких как "Старт в профессию" для молодых специалистов, не нашедших работу и т.п. Выделенных средств федерального бюджета недостаточно для обеспечения стандартов качества и комфортности предоставления данной государственной услуги безработным гражданам. Это тем более актуально, так как существует необходимость участия в таких программах других категорий граждан.
С целью обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда, активного поиска работы, предполагается реализация подобных программ среди выпускников в профессиональных образовательных учреждениях области, а так же для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы с целью их социальной адаптации. Из средств областного бюджета на эти цели дополнительно потребуется 564,8 тыс. рублей, в том числе 100,0 тыс. рублей в 2009 году. В Программе разработан комплекс мероприятий по повышению качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на региональном рынке труда. Эффективное формирование, распределение и использование человеческих ресурсов во многом зависит от создания единой системы и реализации мер по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, повышения эффективности взаимодействия по этим направлениям службы занятости с органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, внутренних дел, военными комиссариатами, по делам молодежи, исполнения наказаний и др. заинтересованными структурами. Продолжится работа по дальнейшему развитию системы оказания профориентационных услуг в службе занятости. Будут наращиваться объемы профориентационной работы с учащейся и незанятой молодежью с целью ее адаптации на рынке труда. Особое внимание будет уделяться гражданам, испытывающим трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые и др.). В течение 2009–2013 годов профориентационными услугами будет охвачено не менее 310,0 тыс. человек, в т.ч. в 2009 году – 62,0 тыс. чел. На проведение профориентационной работы с учащейся и незанятой молодежью (организация ярмарок учебных мест и др.) из средств областного бюджета понадобится 1666,2 тыс. рублей, в том числе 295,0 тыс. рублей в 2009 году. Наметившийся рост реального сектора экономики диктует повышение спроса на квалифицированную рабочую силу. Организация профессионального обучения незанятых граждан повышает их конкурентоспособность на рынке рабочей силы, позволяет сдерживать в области рост безработицы, оперативно удовлетворять заявки предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, снизить социальную напряженность в обществе. Особое внимание будет уделяться вопросам создания равных с горожанами условий для получения необходимой профессии незанятому населению, проживающему в сельской местности. Ежегодно в районах будут действовать временные учебные пункты ведущих профессиональных образовательных учреждений области. Мероприятия ориентированы на те категории незанятых и ищущих работу граждан, которые не могут быть обеспечены работой и заработком без предварительного профессионального обучения, в первую очередь на граждан, нуждающихся в особой социальной защите (незанятых женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, и в течение года по окончанию отпуска по уходу за ребенком, женщин, имеющих двух и более детей). В 2009–2013 гг. на профессиональное обучение будет направлено не менее 6,0 тыс. безработных: 1,2 тыс. ежегодно. Эти объемы подготовки, переподготовки кадров из числа безработных граждан не покроют возрастающие потребности экономики области в кадрах (с учетом развития особых экономических зон). Поэтому из средств областного бюджета на организацию подготовки востребованных кадров из числа незанятого населения дополнительно понадобится 25336,5 тыс. рублей, в т.ч. 4485,6 тыс. рублей в 2009 году. На выплату стипендий в период обучения потребуется 19002,4 тыс. рублей, в том числе 3364,2 тыс. рублей в 2009 году. Это позволит ежегодно при содействии органов службы занятости осуществлять по ускоренной форме обучения профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, не менее 1,0 тыс. человек из числа незанятого населения, высвобождаемых работников, женщин, имеющих малолетних детей. Программой предусмотрена также значительная работа по регулированию трудовой миграции. Актуальность решения вопросов, связанных с развитием внутренней трудовой миграции населения, продиктована нехваткой рабочих кадров, потребностью работодателей в квалифицированной рабочей силе, особенностями сезонного спроса и др. Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в предстоящие годы будут: использование межтерриториального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения области о потребности в кадрах предприятий и организаций других регионов. Регулирование внешней трудовой миграции планируется осуществлять по следующим направлениям: изучение потребности работодателей в иностранной рабочей силе; подготовка предложений в Министерство здравоохранения и социального развития РФ о потребности работодателей области в иностранной рабочей силе на предстоящий год; подготовка заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; оказание содействия гражданам, желающим осуществлять трудовую деятельность в других субъектах РФ. Реализация программы предполагает решение ряда проблем: совершенствование законодательной и нормативной базы. Установление приоритета активной политики занятости по отношению к мерам пассивной политики. Это позволит в условиях дефицита финансовых средств увеличить финансирование мероприятий по повышению конкурентоспособности безработных на рынке труда и их быстрейшему трудоустройству; определение оптимальных пропорций между мерами активной и пассивной политики занятости. Важным условием получения пособий по безработице должны быть активный поиск работы и участие в специальных программах содействия занятости; расширение программ и услуг по профориентации населения и психологической поддержке безработных; установление в качестве приоритетного направления активной политики повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных на основе расширения программ профессионального обучения; расширение программ социальной адаптации ("Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Молодежная практика") для оказания адресной поддержки лицам, испытывающим трудности в поиске работы; организация общественных работ и опережающего обучения высвобождаемых работников за счет средств предприятий и организаций; совершенствование федерального и территориальных банков данных о потребности в рабочей силе и спросе на нее, сокращение периода поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест; развитие социального партнерства по трудоустройству и обеспечению занятости населения; отработка механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, что позволит учебным заведениям готовить кадры с учетом потребностей рынка труда и сократит риск безработицы среди молодых специалистов; консолидация усилий и средств федеральных и региональных органов власти для эффективного использования выделяемых региону бюджетных средств и средств, предусмотренных комплексными программами развития регионов на решение проблем занятости. Решение задач, поставленных в Программе, позволит снять напряжённость на региональном рынке труда, привести в соответствие качество рабочей силы со спросом на неё.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|