Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прометей. Протей. Сарпедон. Сатиры. Селена. Семела. Семеро против Фив




ПРОМЕТЕЙ

Сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать П. — океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья П. — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в нака­зание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пан­доры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры).

Имя П. означает «мыслящий преж­де», «предвидящий» (в противопо­ложность Эпиметею, «мыслящему пос­ле», «крепкому задним умом»). П. не участвует в титаномахии, проти­вится насильственным действиям ти­танов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз, тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прош­лого П. сохраняет независимое по­ложение в отношении новых владык, покровительство роду людей, создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. как древнейшее божество сам выле­пил первых людей из земли и воды, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию бо­гов, но сделал это П. по воле Зевса. Есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глу­бине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили рас­пределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в безза­щитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снаб­жены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадет «пре­мудрое умение Гефеста и Афины вме­сте с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться». Согласно Эсхилу, «все искусства у людей от П. », он научил их строить дома, корабли, занимать­ся ремеслами, носить одежды, счи­тать, писать и читать, различать вре­мена года, приносить жертвы богам и гадать. Однако в дру­гих источниках начала государственности и порядка, а также нравственные качества чело­века связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса.

П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В более поздних мифах говорится, что наказан П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе. Итак, П. прикован к горам Кавказа в преде­лах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Герак­ла, чтобы, освободив П., тот еще больше прославил себя. Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. По­мощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возмож­ность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. свое бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев, П. прикован, и аргонавты слы­шат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор. Освобождение П. полу­чает за поколение до Троянской вой­ны, а его собственные благодеяния людям совершаются еще до рожде­ния великих героев.

В Афин­ской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажженными факелами, которые бегуны должны были со­хранить горящими. На Прометеях вы­ступали хоры мужчин и мальчиков.

ПРОТЕЙ

Морское божество. Как сын Посейдона П. наделен всеми традиционны­ми чертами морских богов: старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и многознанием; он — пастух тюленьих стад. Как сын Египта и супруг Псаматы П. царствует в Мемфисе. П. скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик. У П. в Египте находилась настоящая Елена (в то время как Парису достался только ее призрак, поскольку Зевс или Гера подменили подлинную Елену). После падения Трои П. рассказывает Менелаю о судьбе гре­ческого войска; Менелай добился этого с помощью дочери (или жены) П. — Эйдотеи (или Эйдо), предупредив­шей, что, хотя П. и будет превращать­ся в разных зверей (льва, пантеру, змею, быка, кабана, птицу и обезья­ну), потом в огонь, воду и дерево, его нужно держать до тех пор, пока он не остановится на собственном облике — сонливого старичка.

ПСИХЕЯ, Психе

Олицетворение души, дыхания. П. отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближа­лось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. П. пред­ставлялась на памятниках изобрази­тельного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в Аид. Греческое слово « П. » означает «ду­ша» и «бабочка». П. представлялась и как летящая птица. Души умер­ших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Кровь — тоже носитель души; у раненого душа вы­ходит через рану вместе с кровью или ее вы­рывают вместе с острием копья.

РАДАМАНФ, Радамант

Сын Зевса и Европы, брат Миноса и Сарпедона. Р. родился на Крите, куда прибыл Зевс, похитивший, приняв облик быка, дочь финикийского ца­ря Европу. Когда критский царь Астерий вступил в брак с Европой, он усыновил ее детей. Р. дал критя­нам законы, но затем бежал в Беотию и женился на Алкмене, оставшейся вдовой после гибели Амфитриона. Будучи самым справедливым из всех людей, Р. после смерти стал вместе с Миносом и Эаком судьей над мертвыми в аиде. О блаженной жизни Р. на елисейских полях и о его поездке на остров Эвбея к великану Титию сообщается у Гомера. Сыновья Р. Гортин и Эритр.

САРПЕДОН

1) Гигант, сын Посейдона, убитый Гераклом. 2) Один из трех братьев, рожденных Европой от Зевса на острове Крит. Изгнанный братом Миносом с Крита, он переселился в Ликию. По некоторым мифам, Зевс даровал ему продолжительность жизни в три человеческих поколения. 3) Предво­дитель ликийцев во время Троянской войны, один из наиболее могуществен­ных союзников Приама. «Илиада» называет его сыном Зевса и Лаодамии. С. отличается в напа­дении на ахейский лагерь, погибает от руки Патрокла. С. — единственный сын Зевса, при­нимающий участие в Троянской войне, поэтому Зевс пытается спасти ему жизнь вопреки предначертаниям судь­бы, но встречает решительное сопротивление Геры. В знак печали Зевс перед схваткой С. с Патроклом посы­лает на землю кровавый дождь, а за­тем велит Аполлону похитить тело убитого С. и передать близнецам Смерти и Сну, чтобы они перенесли его в Ликию.

САТИРЫ

Демоны плодородия, состав­ляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинно­волосы, бородаты, с копытами (коз­лиными или лошадиными), лошадины­ми хвостами, с рожками или лошади­ными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неис­сякаемого плодородия является фал­лос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и ме­над. Они забияки, любят вино. С течением вре­мени их изображали в более антро­поморфном виде, сохраняя от древнего животного облика пышный лоша­диный хвост. Часто отождествляются с силенами. Известен миф о С. или силене Марсии, состязавшемся с Аполлоном.

СЕЛЕНА

Олицетворение луны (греч. «свет», «сияние»), дочь тита­нов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Из­вестен миф о любви С. к прекрасному Эндимиону, которого она посещает ночью в Латмийской пещере в Карий. С. обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят. С. отождествлялась с Артемидой и Гекатой (поэтому к ней обращали слова заклятий, желая привлечь возлюбленного). Считалось, что колдов­ские манипуляции особенно дейставенны при полном сиянии С.

СЕМЕЛА

Фиванская царевна, дочь Кадма и Гармонии. Полюбивший С. Зевс спускался к ней с Олимпа под покро­вом ночи. Охваченная ревностью, Гера внушила С. мысль попросить Зевса явиться к ней во всем своем божественном величии. Тот, представ перед ней в сверкании молний, испе­пелил огнем смертную С. и ее спаль­ню. Недоношенного С. шестимесяч­ного ребенка Зевс выхватил из пла­мени и зашил в свое бедро. Родившийся через три месяца мальчик был богом Дио­нисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего С. была перенесена на Олимп. Завистливые сестры С. истол­ковали ее смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она от­давалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам С., наслав всякого рода бедствия на их сыновей.

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

Поход против Фив; одно из важнейших событий, предшество­вавших Троянской войне. Вражда между сыновьями Эдипа — правив­шим в Фивах Этеоклом и претендо­вавшим на этот престол Полиником явилась основной причиной похода С. п. Ф. Изгнанный Этеоклом из Фив Полиник получил убежище у аргосского царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объединенное войс­ко, состоявшее из семи отрядов под командованием семи полководцев (по числу ворот в Фивах). Имена вождей в различных источниках несколько варьируются, прежде всего в зависимости от того, выступает ли сам Адраст как верхов­ный главнокомандующий или в числе семи. У всех авторов участниками похода называются Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вмес­те с ними упоминается также Гиппомедонт и Этеокл-аргосец. В классическую и более позднюю эпохи эти вожди представляются так или иначе свя­занными с Адрастом узами родства. Первоначально же они происходили из разных областей Греции, где счи­тались местными героями или боже­ствами.

Начало похода происходит при не­благоприятных обстоятельствах: Амфиарай, обладающий пророческим даром, заранее знает, что никто из вождей, кроме Адраста, не вернется живым, и безуспешно пытается отго­ворить его участников от выступле­ния. Не предвещает ничего хорошего и полет птиц; Зевс не шлет гаранти­рующей победу молнии, а, напротив, дает предостерегающие знамения. Когда войско проходит через Немею, нянька местного царевича Офельта готова показать воинам источник питьевой воды. Ре­бенка, оставленного без присмотра, в это время смертельно ужалила змея. Вожди убили змею и учредили в па­мять о погибшем царском сыне Немейские игры. Случившееся Амфиарай считает новым дурным предзна­менованием. Затем под сте­нами Фив Амфиарай, ссылаясь на плохие знамения, старается удер­жать участников от перехода через реку Йемен, являвшуюся последней преградой перед штурмом.

События похода по-разному отражались у античных авторов. В итоге благодаря тому, что фиванский царевич Менекей приносит себя в жертву родному городу (уз­нав из пророчества, что таким об­разом он спасет Фивы от разорения), все вожди, пришедшие под Фивы со своими вой­сками, погибают, кроме Адраста, которого выносит с поля боя его божественный конь Арейон. Упоенные победой, фиванцы отказываются вы­дать матерям и женам погибших тела их близких, и несчастные женщины об­ращаются за помощью к Тесею. По одной версии, ему удается уладить спор мирным путем, по другой — ему приходится вступить с фиванцами в сражение, чтобы отбить у них те­ла убитых вождей и похоронить их с подобающими почестями. Осо­бо складывается посмертная судьба Полиника: по приказу ли взявше­го власть в свои руки Креонта, по завещанию ли самого Этеокла новый царь велит бросить его тело без погребе­ния хищным зверям и птицам, и только вмешательство Антигоны заставляет Креонта изменить решение.

Новый этап борьбы за Фивы разыгрывается в следующем поколении, когда детям павших вождей (эпиго­нам) удается взять и разорить город. Это событие, согласно преданию, про­изошло незадолго до начала Троянской войны, и уже в нем проявили себя некоторые будущие участники Троянской войны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...