Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мельпомена. Мемнон. Менекей. Менелай




МЕЛЬПОМЕНА

Муза трагедии, одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной и палицей или мечом в другой руке. От бога реки Ахелоя родила сирен, прославившихся своим пением.

МЕМНОН

Царь Эфиопии, союзник тро­янцев в Троянской войне. Сын Эос и брата Приама Тифона. После гибели Гектора М. в доспехах, изготовленных Гефестом, приходит на помощь троянцам. Поеди­нок М. с Аяксом Теламонидом не дает перевеса ни одному из сражающихся; в другом бою М. видит Нестора, за­мешкавшегося на своей колеснице, и пытается его убить, но на защиту Нестора приходит Антилох, он сражается с М. и гибнет от его руки. Разгневанный Ахилл вступает в единоборство с М., причем матери обоих героев Фетида и Эос молят Зев­са заступиться за их сыновей, и весы судьбы указывают Зевсу, что наступил смертный час М. Эос получает от Зев­са разрешение похоронить тело сына на его родине, в Эфиопии.

Поскольку греки, видевшие в Эфиопии сказочную страну, локализовали ее достаточно неопределенно — где-то на юге, то ро­диной М. называли весьма отдален­ные друг от друга районы Сирии, Сусианы и даже Египта: в Абидосе показывали дворец М.; в египетских Фивах М. был выстроен храм, по названию кото­рого вся западная часть города полу­чила название Мемнония; одна из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III, считалась изображением М. Поврежденная во время землетрясения статуя изда­вала на рассвете звук, который вос­принимался как приветствие М. своей матери Эос. Жители северной Фригии показывали могилу М. у устья реки Эсеп; по их рассказам, чтобы опла­кать гибель М., сюда ежегодно приле­тают птицы-мемнониды, сотворенные Зевсом из праха М. (по другой версии, в птиц были превращены спутники М. под Троей); они устраивают над моги­лой кровавый бой, пока половина из них не погибнет.

МЕНАДЫ («безумствую­щие»), вакханки, бассарйды

Спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, М., украшенные виноградными листьями и плющом, сокру­шают все на своем пути тирсами, уви­тыми тоже плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спу­танными волосами, часто подпоясан­ные задушенными змеями, они в безум­ном восторге взывают к Дионису Бромию («Шумному») или к Дионису Плющевому, восклицая «Вакх, Эвое». Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами М. выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

МЕНЕКЕЙ

Сын фиванского царя Креонта. В войне семерых против Фив во время осады города войском семи вождей М. узнал от прорицателя Тиресия, что, принеся себя в жертву, он спасет город от разорения. Обманув бдительность отца, М. закололся перед входом в пещеру, посвященную богу войны Аресу. Имя М. носил также отец Креонта и Иокасты.

МЕНЕЛАЙ

Сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона. После убийства Атрея Эгисфом М. и Агамемнон вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя Тиндарея который выдал замуж за Агамемнона Клитеместру и помог ему вернуть царский трон в Микенах М., избранному из нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс). Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте. Безмятежная жизнь М. с Еленой продолжалась около десяти лет, их дочери Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис. М. в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, М. призвал на помощь всех ее бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь ее супруга, и сам выставил ополчение на 60 кораблях. До начала военных действий М. вместе с Одиссеем отправились в качестве послов в Трою, пытаясь уладить конфликт мирным путем, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной. В единоборстве с Парисом М. явно берет верх, и только вмешательство богини Афродиты спасло соперника М. Вскоре М. был ранен Пандаром стрелой из лука. Еще раз М. проявляет доблесть, обороняя от троянцев тело убитого Патрокла. М. входил в чисто греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса. Тотчас после победы над Троей М. вместе с возвращенной ему Еленой отплыл на родину, но уже у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Во время восьмилетних скитаний М. попадает на Кипр, в Финикию и Египет, где приобретает большие сокровища. С островом Фарос в устье Нила связан последний эпизод странствий М.: от морского старца Протея с помощью его дочери Эйдофеи М. получает предсказание о своем будущем и о способах возвраще­ния на родину. С Египтом М. связы­вает и другая версия мифа, по которой в Трое находился только призрак Еле­ны, сама же она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала здесь во владениях Протея своего супруга. Последний этап возвращения М. в Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, со­гласно эпической традиции, протекал без осложнений. Предупрежденный Протеем об убийстве Эгисфом Агамем­нона, М. торопится отомстить Эгисфу, но его опережает сын Агамемнона Орест, убивший Эгисфа и Клитеместру, М. поспевает только к их похоро­нам. После долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвра­щении в Спарту М. как зять Зевса удостоился поселения на Елисейских полях, куда античная традиция поме­щала легендарных героев прошлого. Поздние авторы назы­вают имена нескольких сыновей М., рожденных ему в отсутствие Елены наложницами; с одним из них (Мегапенфом) связан вариант сказания об изгнании Елены из Спарты после того, как М. был пе­ренесен в обитель блаженных.

По преданию, в Аркадии находил­ся старый платан, посаженный М., когда он собирал войско для похода под Трою (аркадяне выставили, со­гласно гомеровскому каталогу, ополчение для 60 кораблей). В Спарте показывали дом, в ко­тором некогда жили М. с Еленой; видимо, близ него в ис­торическое время девичий хор испол­нял обрядовый эпиталамий Елены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...