Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус некоммерческих организаций




 

Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации.

При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако, если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими. Запрет на распределение прибыли некоммерческими организациями, по существу, означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью.

Установление сразу двух критериев для некоммерческих организаций имеет определенный смысл. В настоящее время без осуществления предпринимательской деятельности некоммерческие организации во многих случаях существовать не смогут, а смыслом предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но для некоммерческой организации это не может быть самоцелью, и поэтому запрещение распределять прибыль между участниками определяет принадлежность к некоммерческому типу организаций.

Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых. Так, согласно п. 4 ст. 213 ГК общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Важным признаком любой некоммерческой организации является и та цель, ради которой она была создана. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях.

Закон в приведенном выше определении не дает исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, предлагая учредителям таких юридических лиц самим определять данную цель путем указания ее в учредительных документах. Учитывая достаточно расплывчатую формулировку «в иных целях, направленных на достижение общественных благ», представляется, что цель деятельности может быть предусмотрена любая, за исключением цели извлечения прибыли (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях») и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ).

Для некоторых видов некоммерческих организаций предусмотрены ограничения на занятие определенными видами деятельности (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Например, финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 66 ГК).

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Учредителями некоммерческих организаций могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Термин «граждане» включает и иностранных граждан, однако существуют определенные ограничения. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц. Согласно указанному пункту 1.2 не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. А п. 1 ст. 6 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» установлено, что торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Государственные органы власти также обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения.

Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица. Первая модель - учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные - права требований (потребительские кооперативы). Вторая модель - учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля за этим имуществом (например, в фондах).

В отличие от коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных документов, некоммерческие могут действовать на основании общих положений об организациях такого вида. В качестве примера можно привести первичные профсоюзные организации и адвокатские палаты субъекта Федерации. Неоднозначно решается вопрос относительно возможности признания некоммерческих юридических лиц банкротами. Согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 65 ГК, юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Таким образом, казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны банкротами ни при каких обстоятельствах. Остальные виды некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только в судебном порядке. Что касается государственных корпораций или государственных компаний, то они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это прямо предусмотрено специальным правовым актом, которым предусмотрено их создание. Наконец, фонды по общему правилу могут быть признаны банкротами, за исключением случаев, когда запрет на признание их банкротами установлен законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. В качестве примера можно привести п. 7 ст. 2 Федерального закона от 13 мая 2008 г. № 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий», согласно которому центр не может быть признан несостоятельным (банкротом).

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация создается без ограничения срока действия. Данная норма является диспозитивной.

В отличие от коммерческих перечень некоммерческих организаций, приведенный в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. Так, Законом о некоммерческих организациях предусмотрены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, казачьи общины, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, государственные компании. Кроме того, согласно п. 4 ст. 50 ГК допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые по своей организационно-правовой форме также являются некоммерческими организациями.

То обстоятельство, что перечень некоммерческих организаций не является закрытым, обусловлен следующим. Поскольку цели, для которых создаются некоммерческие организации, очень разнообразны - это и социальные, и благотворительные, и культурные, и образовательные, и научные, и многие другие, направленные «...на достижение общественных благ», то предугадать формы, которые могут принять некоммерческие организации, довольно сложно.

В некоторых случаях закон предусматривает возможность создания юридических лиц исключительно в конкретных организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Такое требование обусловлено спецификой основных целей деятельности указанных юридических лиц. Так, согласно п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.

В большинстве случаев некоммерческие организации являются собственниками принадлежащего им имущества (исключение составляют учреждения). Однако осуществление права собственности имеет определенную специфику. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Для некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, государственных и муниципальных учреждений) установлен специальный порядок государственной регистрации в качестве юридических лиц: внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций и иных сведений осуществляется регистрирующим органом на основании решения Федеральной регистрационной службы или ее территориального органа.

Основным учредительным документом некоммерческих организаций является устав.

В современном законодательстве России нормы о реорганизации юридических лиц включены не только в Гражданский кодекс РФ, но и в другие специальные законы, предусматривающие регламентацию отдельных организационно-правовых форм. В результате такого многообразия актов возникли трудности в определении понятия реорганизации, ее формах, процедуре и правовых последствиях.

Будучи одним из важнейших способов оптимизации корпоративной структуры юридических лиц, реорганизация может вызывать у ее участников серьезные проблемы. Основными предпосылками их возникновения являются имеющиеся в настоящее время пробелы и противоречия в законодательном регулировании как общих аспектов реорганизации, так и отдельных ее форм. Такие препятствия способны сделать реорганизацию экономически невыгодной, а подчас и вовсе юридически неосуществимой.

Учитывая это, необходимо рассмотреть особенности реорганизации некоммерческих организаций (далее - НКО). Обусловленность такого исследования объясняется прежде всего спецификой правового положения НКО в гражданском обороте. Появление этого института объясняется теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На данном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Поэтому необходимо определиться в особенностях правового положения НКО.

Гражданское законодательство в зависимости от целей создания и деятельности делит все многообразие юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками. Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков.

Следовательно, законодатель, устанавливая запрет на распределение прибыли, полученной от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, в то же время допускает ее наличие, делая акцент на то, что доходы НКО не могут распределяться между ее участниками. Но где гарантия того, что часть прибыли, полученной НКО в результате занятия последней предпринимательской деятельностью, фактически не перейдет к ее участникам?

Пункт 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет право НКО выступать в качестве учредителя хозяйственного общества. Безусловно, не вызывает сомнения участие, например, общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем протезы для инвалидов. А если деятельность этого общества не связана с уставными задачами некоммерческой организации? Эта НКО приобретает субъективное право осуществления предпринимательской деятельности с выходом за пределы установленной для нее специальной правоспособности. Получается следующая ситуация, что под вывеской некоммерческой организации с использованием льготного режима правового регулирования осуществляется разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели далеко не общественно полезные цели. Поэтому, как только НКО начинает вести коммерческую деятельность, она становится де-юре (в части такой деятельности) субъектом рынка с совершенно такими же правами и обязанностями, что и коммерческая организация.

Установленный в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» запрет на распределение прибыли некоммерческих организаций распространяется лишь на их участников (членов). Вопрос же о праве учредителей на получение части прибыли остается не разрешенным. Урегулирование этой ситуации в нормах «специального» законодательства неоднозначно: согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», прибыль, полученная благотворительной организацией, не подлежит распределению между ее учредителями. Между тем в отношении учредителей (собственников) благотворительных учреждений установлено иное правило. В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ учредитель (собственник) учреждения имеет право собственности на доход, полученный от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, и, разумеется, может изъять этот доход по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Содержащийся в Гражданском кодексе РФ подход к выделению из числа других юридических лиц некоммерческих организаций вызывает заслуженную критику специалистов в области предпринимательского права. Так, по мнению В.И. Андреева, «при таком подходе оказывается, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации не имеет практического значения. Нередко некоммерческие организации осуществляют целиком предпринимательскую деятельность, не отвечая по правилам п. 3 ст. 401 ГК». И далее: «Гражданский закон не позволяет создание иных организационно-правовых форм юридического лица как коммерческой организации, хотя и разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, ставя тем самым под сомнение и в теоретическом плане само деление на коммерческие и некоммерческие организации».

Устанавливая правило деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, российский законодатель в известной степени учитывает зарубежный опыт правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Действительно, в нормах зарубежного законодательства большую роль играет степень связи предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, в частности благотворительных обществ, с реализуемыми ими общеполезными целями. Не связанная с указанными целями предпринимательская деятельность некоммерческих организаций характеризуется менее льготным режимом, чем та, которая находится в тесной связи с вышеуказанными целями. Так, в Великобритании бизнес благотворительного общества, не связанный с реализуемыми данным обществом общеполезными целями, не может занимать более 10% всего объема деятельности благотворительного общества. Кроме того, благотворительное общество не вправе заниматься таким бизнесом непосредственно: закон требует, чтобы для этих целей оно учредило предпринимательскую корпорацию.

Д.И. Степанов, предлагая в потенциальном развитии законодательства о некоммерческих организациях не отказываться от требования недопустимости распределения прибыли среди участников некоммерческой организации, считает не нужным развивать каким-либо специальным образом указанное ограничение и не распространять его на прочих лиц, связанных с такой организацией.

Наряду с этим нельзя согласиться с его же точкой зрения о необходимости ослабления целевого подхода с последующим переходом к экономическому подходу ограничения некоммерческих организаций от коммерческих. Законодатель, на наш взгляд, будет, напротив, стремиться восстановить некий «статус-кво» переходного периода экономического развития и создаст как максимальную детализацию самого целевого критерия, так и его функциональные признаки: соотношение допустимой прибыли с расходами по счетам, фиксацию не прибыли, а дохода (выручки) и последующий жесткий налоговый, организационный и финансовый контроль. Однако описанное ужесточение на одном полюсе целевого критерия и оставление на другом реально достижимого либерального экономического критерия приведет к необходимости выбора оптимальной формы и возможного перехода в иную организационно-правовую форму. В этом смысле, как нам представляется, возрастает значение такого методически важного средства трансформации юридического лица, каким выступает реорганизация.

Правовой институт реорганизации имеет большое значение для всех юридических лиц в целом и для НКО в частности. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность хозяйственных связей, отпадает необходимость увеличивать налоговое бремя, сокращаются временные издержки и т.д.

Как уже было отмечено, отечественное законодательство не содержит четкой дефиниции реорганизации юридического лица. ФЗ «О некоммерческих организациях» лишь перечисляет допустимые формы реорганизации, не указывая, чем же, по сути, она является. Кроме того, норма п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона носит отсылочный характер, так как содержит правило, согласно которому реорганизация НКО может осуществляться в порядке, предусмотренном ГК РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Следовательно, в законодательстве о НКО установлена система иерархической соподчиненности общих норм гражданского законодательства со специальными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

В связи с этим возникает необходимость принятия единого нормативно-правового акта, в котором следует дать законодательное определение реорганизации, сформулировать понятие правового института, содержащего общие нормы, устанавливающие порядок реорганизации юридических лиц. Одновременно с этим требуется урегулировать процесс реорганизации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, таким образом устранив законодательные пробелы посредством консолидации норм в едином нормативно-правовом акте. При подготовке указанного акта, возможно, потребуется обращение к опыту зарубежного законодателя, например к немецкому законодательству о реорганизации, в котором используется понятие («субъект права»), более широкое, чем «хозяйственная организация» или «предприятие».

Сравнительно недавно законодателю предлагалось урегулировать отношения, связанные с реорганизацией коммерческих юридических лиц (проект ФЗ «О реорганизации коммерческих организаций», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ в мае 2007 г.). А как же быть с НКО? Осуществлять их реорганизацию по аналогии с коммерческими организациями и руководствоваться общими нормами, содержащимися в ГК РФ, или вносить новые поправки в отдельные действующие положения о реорганизации некоммерческих организаций? Но тогда это может повлечь за собой возникновение новых проблем и противоречий, так как, несомненно, возрастет риск, что останутся неучтенными какие-либо нормы, а это обязательно создаст новые трудности участникам гражданского оборота. Но даже указанный законопроект пока, к сожалению, так и остается проектом.

Таким образом, некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между их участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения общественно полезных целей и наделяются специальной (целевой) правоспособностью. Практически всем некоммерческим организациям законодатель разрешает заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческие организации направляют полученную прибыль на достижение поставленных целей.

В зависимости от прав участников некоммерческие организации можно подразделить на три группы (п. п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ).

. Некоммерческие организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. К этой группе относятся потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства. Они обладают правом собственности на переданное им имущество.

. Некоммерческие организации, учредители которых сохраняют право собственности на переданное им имущество. К данной группе относятся учреждения.

. Некоммерческие организации, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Такие организации обладают правом собственности на переданное учредителями имущество.

Считаем, что именно на современном этапе дальнейшей консолидации предприятий принятие единого федерального закона позволит унифицировать схожие по своему характеру отношения при реорганизации организаций различных организационно-правовых форм, устранив пробелы и противоречия между общими и специальными законодательными актами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...