Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная регистрация некоммерческих организаций




 

Как и другие виды юридических лиц, некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации. Сам акт государственной регистрации следует рассматривать как формальное закрепление гражданско-правового статуса некоммерческой организации, что, в свою очередь, дает ей возможность выступать в гражданском обороте. Кроме того, факт государственной регистрации имеет немаловажное практическое значение для некоторых некоммерческих организаций. В частности, в ряде случаев государственная регистрация некоммерческой организации необходима для того, чтобы иметь возможность получить какие-либо льготы, субсидии и др.

Государственная регистрация некоммерческой организации имеет немаловажное значение и для государственных органов, осуществляющих контроль за их деятельностью. В частности, она помогает установить единый механизм контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям.

Наконец, только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, политические партии могут участвовать в избирательных кампаниях только после государственной регистрации, обязательность которой установлена п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».

Однако необходимо отметить, что специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений (ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Следует отметить, что ранее по непонятной причине основополагающий нормативный акт - Закон о некоммерческих организациях не содержал специальной статьи, посвященной государственной регистрации некоммерческих организаций. С 18 апреля 2006 г. процедура регистрации некоммерческих организаций осуществляется по новым правилам, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Закон о некоммерческих организациях. В соответствии с указанным Законом порядок их государственной регистрации предусмотрен вновь принятой ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях.

Согласно п. 1 указанной статьи некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Таким образом, государственная регистрация некоммерческих юридических лиц заключается в следующем. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом. Таковым органом согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). Согласно пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Минюст принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

При этом формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212. А Приказом Минюста РФ от 3 августа 2009 г. № 244 утверждена форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

Однако сама процедура государственной регистрации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации (п. 3 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). В указанной статье Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сказано, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Таковым органом является Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства от 30 сентября 2004 г. № 506. Согласно п. 5.3.1 указанного Положения последняя осуществляет государственную регистрацию юридических лиц. А в п. 5.5.6 указанного Положения сказано, что она ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, путем взаимоотсылок к различным правовым актам можно прийти к выводу, что 1) решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ; 2) сама регистрация некоммерческих организаций осуществляется Федеральной налоговой службой.

Вместе с тем для государственной регистрации отдельных видов некоммерческих организаций может быть предусмотрено специальное правовое регулирование и, в частности, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Так, специальный порядок регистрации некоммерческих организаций предусмотрен Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Однако этот специальный порядок только учитывает отдельные особенности указанных организаций и не колеблет общих принципов государственной регистрации некоммерческих организаций. Из этого следует, что в данном случае также решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ, а сама регистрация осуществляется Федеральной налоговой службой.

Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Принимая решение о государственной регистрации, органы юстиции проверяют наличие признаков религиозной организации, соответствие задач, форм и методов деятельности организации их социальному назначению и требованиям законодательства.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (то есть Минюстом РФ), или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (то есть Федеральной налоговой службой). При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации (следует отметить, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительства не было принято).

Что касается регистрации местных религиозных организаций, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, то решение о регистрации принимается территориальным органом Минюста РФ. Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в территориальный орган юстиции пакет необходимых документов, перечисленных в п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести и религиозных объединениях:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

Процедура государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц определена ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно этой статье государственная регистрация таких субъектов осуществляется в уведомительном порядке. Для целей регистрации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (Минюст РФ), или его территориальный орган представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, перечней участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций). Данные документы должны быть представлены в регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения) в течение месяца со дня их образования. Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации.

Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

) сведения об учредителях в двух экземплярах;

) документ об уплате государственной пошлины;

) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Особым образом регулируется процедура государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации. Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации принимается уполномоченным органом, то есть Минюстом РФ. Указанное решение принимается на основании вышеуказанных документов и заверенных уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также на основании копий учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Таким образом, в отношении структурного подразделения - отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, признанной в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 10 января 2006 г. «О некоммерческих организациях» отдельной формой некоммерческой организации, установлен исключительный режим регистрации. То есть на региональном уровне регистрация отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций не осуществляется. Указанное положение направлено на обеспечение стабильности гражданского общества и равенства всех субъектов права, действующих для достижения полезных целей и благ. Кроме того, целью принятия этого положения было обеспечение защиты некоммерческих организаций от вмешательства иностранных государств и объединений в их политическую деятельность и ее финансирование, и цель эта достигается за счет установления в Законе положений, соответствующих законодательству иностранных государств, учитывающих их интересы. Принципиально важным является положение о введении уведомительного учета о создании на территории РФ филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.

В соответствии с п. 7 ст. 13.2 Закона о некоммерческих организациях иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть отказано во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве по следующим основаниям:

) если сведения и документы, предусмотренные настоящей статьей, представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

) если установлено, что в представленных учредительных документах иностранной некоммерческой неправительственной организации содержится недостоверная информация;

) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

Однако Законом о некоммерческих организациях регулируются не все виды некоммерческих организаций, и, следовательно, вышеуказанный порядок государственной регистрации на них не распространяется. В эту группу входят, например, потребительские кооперативы. Так, согласно ст. 8 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке. При этом под установленным законодательством порядком понимается порядок, предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующим органом в данном случае является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, можно выделить общий порядок, который распространяется на коммерческие организации и на некоторые виды некоммерческих организаций, и специальный, который применяется в случаях, установленных Законом о некоммерческих организациях и другими правовыми актами, регулирующими деятельность отдельных некоммерческих организаций.

 


2.2 Особенности правового обеспечения некоммерческих организаций

 

Согласно Концепции, количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно (по различным оценкам - более 20). Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями.

Отдельные виды юридических лиц вообще ошибочно отнесены к некоммерческим организациям. Так, потребительские общества и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями - производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи и негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, - хозяйственными обществами.

Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды, которым соответствуют и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Так, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты по существу являются объединениями юридических лиц; общественные фонды - обычными фондами, от которых практически не отличается автономная некоммерческая организация; огороднические и дачные «некоммерческие товарищества», общества взаимного кредитования и взаимного страхования, общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов; государственные академии наук по существу являются бюджетными учреждениями с несколько расширенными правомочиями (право создания других учреждений - институтов и территориальных отделений и центров) и т.д.

Излишним представляется существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу). Особой организационно-правовой формой юридического лица по закону считается орган общественной самодеятельности, которому статус юридического лица не нужен.

Различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица. С этой точки зрения следует также отметить, что федеральные законы, регламентирующие правовое положение таких организаций, в части гражданско-правового регулирования противоречивы и не согласованы ни друг с другом, ни с общими нормами ГК.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства. В ГК следует предусмотреть возможность создания некоммерческих организаций только в формах корпораций, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные организации и такие объединения лиц, как ассоциации и союзы (участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях), либо юридических лиц некорпоративного типа, к которым относятся фонды и учреждения. Данный перечень следует рассматривать как исчерпывающий, но именно для целей функционирования некоммерческих организаций в качестве юридических лиц. Разумеется, реализация этого подхода должна осуществляться не одномоментно, а на протяжении достаточно длительного переходного периода и не должна приводить к ликвидации действующих некоммерческих организаций.

В ГК следует исчерпывающим образом урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм некоммерческих организаций (порядок создания, структуру и полномочия органов, права и обязанности их членов или участников), что позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве. Исключение могут составить лишь правила о потребительских кооперативах, юридическая личность которых наряду с ГК должна регулироваться отдельным федеральным законом.

В законах об отдельных видах некоммерческих организаций (общественных объединениях, политических партиях, профессиональных союзах и т.д.) в том, что касается их участия в гражданско-правовых отношениях, должны содержаться лишь отсылки к соответствующим нормам ГК, а не наоборот.

На нынешнем этапе совершенствования ГК конструкция учреждения как юридического лица, не являющегося собственником имущества, может быть сохранена. В перспективе следует ориентироваться на модернизацию гражданско-правового положения учреждения в качестве собственника своего имущества, отвечающего по обязательствам перед кредиторами всем своим имуществом (по типу германского Stiftu№g'a).

Правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, уточняется в многочисленных федеральных законах, нормы которых в ряде случаев противоречат ГК. Поэтому необходима унификация содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих гражданско-правовой статус учреждений, посредством их включения в ГК.

Гражданско-правовой статус юридического лица (учреждения) обычно получают также органы публичной власти, которые одновременно могут участвовать в гражданском обороте от имени соответствующего публично-правового образования. Но в большинстве случаев этот статус необходим органу государственной власти (например, министерству, ведомству, суду и т.п.) только для совершения сделок, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности (закупка канцелярских принадлежностей, оплата коммунальных расходов, оплата ремонтных работ и т.п.). В остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия самого соответствующего публично-правового образования.

Действующее российское законодательство в отличие от некоторых европейских правопорядков не знает категории «юридическое лицо публичного права». Данное понятие формировалось в указанных правопорядках исторически и имеет в них существенно различное содержание и разновидности (например, в Австрии к ним относят органы власти и некоторые публично-правовые образования в целом, тогда как в Германии к ним относят также государственные университеты, торгово-промышленные палаты и некоторые другие организации, не являющиеся носителями публичной власти). Это говорит об отсутствии необходимости прямого заимствования указанного понятия в отечественное право.

Госкорпорации не являются ни корпорациями (не имеют членства), ни государственными организациями (будучи частными собственниками своего имущества), ни некоммерческими организациями, ибо в ряде случаев создаются для осуществления предпринимательской деятельности. Главную особенность статуса этих юридических лиц составляет то обстоятельство, что каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, а потому в отличие от всех других юридических лиц не имеет учредительных документов. При этом для госкорпораций законом устанавливается правило о целевом характере их имущества, присущее учреждениям.

Общие нормы о статусе госкорпораций содержат различные и многочисленные исключения из общего статута юридических лиц, в частности, на них не распространяется общая обязанность некоммерческих организаций периодически представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности и об использовании своего имущества; для них предусмотрены изъятия из сферы контроля, осуществляемого финансовыми и налоговыми органами (а Внешэкономбанк не подвержен процедуре лицензирования, применимой к коммерческим банкам и участникам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг). К ним также неприменимы общие правила о ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным.

Фактически госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле ГК и гражданского права вообще, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу.

В связи с этим представляется целесообразным исключение уже сейчас законодательной возможности создания юридических лиц в самостоятельной организационно-правовой форме госкорпораций путем отмены соответствующих правил Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В целях обеспечения более эффективного участия госкорпораций в имущественном обороте целесообразно также определить правило, нормы о каких организационно-правовых формах юридических лиц подлежат применению к гражданско-правовым отношениям с участием госкорпораций.

Многие вопросы правового положения данных разновидностей некоммерческих организаций остаются противоречиво урегулированными. Совершенно очевидно и верно, что каждый вид некоммерческих организаций установлен для выполнения определенных задач, осуществления соответствующих функций, но даже с этой точки зрения законодательное закрепление некоторых положений заставляет обратить внимание на его несовершенство.

Многие споры ведутся относительно таких видов некоммерческих организаций, как государственные корпорации. Так, Ю.К. Толстой указывает: «Полностью разделяю более скептическое отношение разработчиков к государственным корпорациям. Думаю, что они ни богу свечка, ни черту кочерга. Мы еще вдоволь нахлебаемся с этими монстрами, особенно если учесть, что многие из них наделены широкими публично-правовыми функциями, в том числе нормотворческими (например, Росатом)».

Появление таких государственных корпораций, как Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, Госкорпорация по атомной энергии, Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, вызвало различные точки зрения в юридической литературе.

Так, П.С. Гвоздев указывает, что «форма государственной корпорации является радикальным переводом государственной собственности в негосударственный сектор при минимальных финансовых выгодах для государства и при повышенном риске бесконтрольного использования и увода активов».

В.В. Клочай отмечает, что «перед государством стоит проблема обеспечения контроля бюджетных ресурсов и имущества, передаваемых госкорпорации для решения стоящих перед ней задач. Механизм контроля еще недостаточно четко прописан в существующих нормативных актах, поэтому требуется использование экономических рычагов и инструментов государственного контроля используемых ресурсов».

Безусловно, такая организационно-правовая форма, как государственная корпорация, выходит за пределы понятия «некоммерческая организация», с чем нельзя не согласиться.

По мнению В.П. Мозолина, в число основных целей деятельности государственных корпораций входят не только разработка, производство и экспорт изготовляемой продукции, выполнения работ и оказания услуг, но и извлечение прибыли для финансирования данной деятельности. С другой стороны, в связи с публично-правовым характером выполняемых функций государственная корпорация не может осуществлять свою деятельность в качестве коммерческой организации.

Неоднозначно правовое положение и потребительских кооперативов. Статус кооперативов регулируется десятью отдельными законами, включая и Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР», до сих пор действующий в отношении отдельных видов потребительских кооперативов. Существование некоторых из этих законов не определяется какой-либо насущной потребностью. В юридической литературе ставится под сомнение ввиду отсутствия необходимости существование таких нормативных актов, как Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», Федеральные законы от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

При этом в юридической литературе существуют неоднозначные подходы к оценке правового положения потребительских кооперативов.

Отдельные авторы отмечают, что, хотя потребительские кооперативы считаются некоммерческими организациями, по сути, они являются коммерческими, так как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами, кроме того, возможность потребительских кооперативов распределять доходы от предпринимательской деятельности противоречит природе потребительских кооперативов как некоммерческих организаций (Е.А. Суханов, О.В. Гутяков и другие). Другие авторы считают, что любые кооперативы независимо от вида и целей деятельности не следует относить ни к коммерческим, ни к некоммерческим, поскольку они сочетают в себе признаки и тех и других (В.В. Ковязин, С.В. Тычинин и другие). С.В. Тычинин, исследуя гражданско-правовые аспекты регулирования потребительской кооперации, признал, что кооперативы не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц.

В.П. Камышанский отмечает, что все кооперативы создаются для того, чтобы удовлетворять личные потребности своих членов, а получение прибыли - не цель деятельности кооператива, а лишь средство ее достижения. Производственные и потребительские кооперативы не являются в чистом виде ни коммерческим юридическим лицом, ни некоммерческой организацией. Это позволяет, несмотря на выявленные особенности и различия, включить их в единую группу организационно-правовых форм - кооперативы.

По нашему мнению, действительно потребительские кооперативы сочетают признаки как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Это связано с тем, что они основаны и действуют для удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива и вправе распределять прибыль между своими членами.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»); общества взаимного страхования (ст. 968 ГК РФ) и др. Гражданский кодекс предполагает принятие ряда специальных законов об отдельных видах потребительских кооперативов (п. 6 ст. 116).

В настоящее время выделяются различные виды потребительских кооперативов, имеющих определенные цели создания и деятельности и источники правового регулирования:

жилищный и жилищно-строительный кооператив, который представляет собой объединение граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживание. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме;

садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства;

жилищный накопительный кооператив объединяет граждан для совместного строительства или приобретения жилья. Жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...