Одинокая женщина. Клавин заказ. Мучитель
Одинокая женщина
Тяжело виснут свинцовые тучи. По выцветшему от долгого ненастья жнивью, по пустому полю идет женщина с тяжелым обере& #769; мком мокроватой соломы. Ветер то и дело пробует у нее ношу, но женщина не уступает ему. Разве только иногда удастся ему урвать одну соломинку. На лице женщины глубокие борозды морщин, глаза потухли, нет радости. Женщина все идет и идет по полю. По всему угадывается, что она одинока. Где ее друг? Погиб на войне? Умер? Ушел к другой? Кружат листья, кричат вороны, где-то заливается гончая. Вот-вот пойдет снег. А женщина все идет и идет по полю ровным шагом. Трудно тебе живется, дорогая!
Клавин заказ
Всю весну Клава ходит в мелколесье за городьбой. Нарубит, свяжет оберемок — и на плечо. Топор за поясом, сама в телогрейке, на ногах со вкусом, аккуратно сшитые сапоги. Огород Клаве некому починить, кроме как самой. Мать умерла, отец убит в Отечественную, четыре брата-красавца пали смертью храбрых там же, где и отец. Была сестра, да, выйдя замуж, уехала с мужем на Каму. Так-то вот судьба распорядилась, что оставила девушку с престарелой бабкой за хозяина и за хозяйку дома. Увидев меня на крыльце с топором, Клава справилась: — Городишь? — Чиню. — Пойдем в мой заказ! В Клавином заказе было много лесу-тончаку. Я рубил исключительно ивняк. У меня на то свое соображение: он и гнется легче, и леса из него настоящего не вырастет, и по его рубкам отращиваются хорошие прутья для долгуш. Топор Клавы не щадил ни осинок, ни самых стройных березок. Но не дай бог, если по ошибке и недосмотру на землю падала рябинка. Сколько раскаяний и вздохов летело тогда из груди девушки. В Клавином заказе рябины, как правило, получали помилование.
— Ты что это? — не вытерпел я. — Жалость у меня к рябине, — объяснила Клава. — И все через песню это «Что стоишь, качаясь…». Клава потихоньку запела. Когда взяли отца и братьев на войну, ей было тринадцать лет, когда никого из них не осталось в живых, ей было пятнадцать. Много горя пережила Клава, будучи подростком, и как ей близка тихая, грустная песня о рябине!
Мучитель
Темной дождливой ночью в окошко медпункта постучали. Медсестра, привыкшая к таким визитам, спросила: «Кто там? » Назвался председатель соседнего колхоза. Надо идти и принимать роды у его жены. Дорога была трудная, ноги скользили и разъезжались по глине, медсестра сердилась: — Я не обязана вас обслуживать, это не мой участок. Хоть бы лошадь запрягли. — Да тут всего три километра, — оправдывался председатель. Они пришли вовремя. Отец будущего младенца остался на кухне, медсестра прошла в первую половину избы, где лежала роженица. С болью и укором она полупричитала, полуплакала: — Мучитель! Ходишь да штанами трясешь, не знаешь, как мне трудно. Они были уже немолодые, муж и жена, и знали друг друга досконально. Роженица иногда забывалась, а потом, как бы спохватившись, начинала стонать: — Мучитель! Мучитель ты мой проклятый. Родилась девочка. Медсестра сделала, что нужно, села на лавку и тут же уснула, прислонясь к косяку. Это длилось недолго, она очнулась и стала собираться. За окном еще было темно и дождливо, и кто-то шел по селу, причмокивая грязью. — Лошадь бы надо запрячь, — сказала медсестра. — Хомутов нет, — сказал председатель. Фельдшерица шла одна и проклинала сельскую глушь. Всю дорогу, как знакомая горестная мелодия, звучал у нее в ушах голос роженицы: «Мучитель! Мучитель ты мой проклятый». Когда фельдшерица разделась и легла в кровать, она не могла заснуть, к ней настойчиво приходил один и тот же вопрос: «Может, он в самом деле мучитель? »
Лампа
Из закусок гостям больше всего нравились огурцы, и каждый, выпивая очередную рюмку, восклицал: — Ах, огурцы! Находили, что хорош засол, хвалили крепость, отмечали, что запах смородинового листа приятно волнует. Когда огурцы кончились, все стали просить еще. Надо было сходить за ними в погреб. Я взял керосиновую лампу, чтобы не упасть в погребе и не поломать ног. Была тихая, темная, безветренная ночь, и в этой теплой ночи как-то по-домашнему уютно светила на огороде лампа. Я шел узкой тропинкой огорода. По одну сторону этой тропинки стояли ульи, по другую — рослые подсолнухи. Пахло медом и листом картофеля, в деревянных ульях все еще не могли улечься волны дневного пчелиного гуда. Я нес лампу на уровне лобастых подсолнухов, с которых еще не опал цвет. Так хорошо вязалось свечение керосиновой лампы с матово-спокойным, утомленным пламенем подсолнухов. Каждый из них, принимая на себя свет лампы, на мгновение вспыхивал желтым цветом, и тут обнаруживалось, как сладко дремали на корзинах соцветий бездомные странники из насекомых. Среди них я узнал и сладкоежку шмеля. Он спрятал голову в венчике цветка и забылся. Я потрогал спящего шмелька пальцем. Он отпихнул меня, точь-в-точь как это делает человек, которому мешают спать. Когда я шел из погреба, впереди меня стали перебегать с места на место какие-то гиганты: это были тени от подсолнухов. Я проводил гостей и не захотел в хату. Светало. Кто- то звал меня вдаль, за горизонт, к своему ручью, к журчанию своего слова. Я зашел на огород. Подсолнухи с прилежностью и внимательностью учеников ждали появления солнца. Ночная керосиновая лампа была теперь для них как сказка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|