Письмо на снегу. На пасеке. Никита. Точные ответы. У сельпо. Мефодий. Сентиментальный вальс. Красота
Письмо на снегу
Вдоль лесной январской тропинки на мягком, пышном, невесомом снегу что-то крупно написано прутиком. Я медленно иду и читаю. Это не бессвязные слова, это короткая, вылетевшая из девичьего сердца песенка, в которой горечь, вздох и признанье;
У залетки моего Огонек горел — погас, Было времечко такое, Роза, я любила вас.
С кем разговаривала девушка? Кто должен был услышать эту сердечную жалобу? Лежат глубокие снега, тенькают синицы в лесной тиши, а где-то бьется разочаровавшееся сердце и ищет новую тропинку в своей жизни!
На пасеке
Июнь в полной силе. Орут грачи на осокорях, лопочут ласточки на проводах, а на пасеке роятся пчелы. Не успевает огребать рои колхозный пчеловод Петрович. Он стоит у яблони и деревянным половником снимает с привившегося к сучку пчелиного роя знойную, остро пахнущую живую массу. Рядом с ним высокий худой мужчина — ревизор из района, гость. Петрович молча делает свое дело, а ревизор высоким фальцетом поет, как в опере: — Какая целеустремленность! Не летит куда зря, а склубливается, немыслящая сущность, а как устраивается! Пчелы лезут из роевни и лепятся на край стенки. — Не лезут они туда! — тревожно замечает гость. — Влезут, Василь Васильевич! — с улыбкой доброго человека успокаивает Петрович гостя. — Дай матке привиться, все в куче будут! — Какая разумность, сверхъестественность устройства! — поет Василь Васильевич. В это время под защитную сетку заползает пчела и жалит его. Лицо ревизора искажается болью, но он находит в себе силы сохранить тон восхищения и любознательности. — За что это? — спрашивает он ужалившую пчелу.
— Чужой разговор слышут! — объясняет Петрович. — Подумайте, немыслящая сущность, а разговор понимает! Петрович молчит. Еще снялся рой, надо успеть и его устроить на новое жительство.
Никита
Никита, бригадир совхоза, с которым мы и рыбу ловим, и в гармонь играем на вечерках, едет на велосипеде вдоль стены на редкость удавшейся пшеницы. Я на ходу спрашиваю: — Никита, как с урожаем? — Хорошо. — Как с покосом? — Хорошо! — А как с Мотей? (Это его жена. ) — Плохо. Толстеет, как печь, четвертого просит. — А ты бы кого хотел — мальчика или девочку? — Некогда, потом, потом. Он нажимает на педали, и с межевой травы веером разлетаются кузнечики.
Точные ответы
В сумерках пробирается Иван Шерстнев, тракторист. — Ваня? — Я. — Как дела? — Ничего. — Картошку выкопал? — Да. — Дом утеплил? — Не совсем еще. — В сельпо идешь? — В сельпо. — Выпить? — Точно. — А потом? — А потом к Райке под бочок. — У тебя трое? — Трое. — А еще не предвидится? — Точно не могу сказать. Иван не выбирает, где суше идти, чешет по грязи напрямую. Как же он обратно пойдет?
У сельпо
У сельпо, у бочки с керосином, шумел народ. Горючая жидкость журчала по посудам покупателей. Всем хватило, только вот Пафнут-шорник опоздал — хомуты перетягивал, увлекся. Он пришел из соседней деревни в то время, когда зимний день погас и зажгли свет в избах. Пафнут сел на ящик у пустой бочки, закурил, стал оглядываться. Большая Медведица лежала своим дном на крыше магазина, и только ручка задиралась кверху. Пафнут глядел на созвездие, а думал и говорил о Любке, завсельпо: — Вот как у нас: все расторговала и — ковш на крышу!
Мефодий
— Отчего у тебя тополь так рано все листья сбросил? — Старый, вот и сбросил, — сказал Мефодий и поглядел на палисадник соседа: — А вот у них молодые тополя, так они все еще в листьях.
Сентиментальный вальс
В избе сидит пожилая Ефимовна, сельский врач. Сколько людей ей пришлось переслушать за день в сельской больнице, сколько коек обойти. Отдохнуть бы! Но вместо отдыха выехала Ефимовна за семь километров к больному. Шумит самовар, потчуют доктора хозяева хаты, а Ефимовна и не дотрагивается до еды. В репродукторе мягко и грустно звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского. Ефимовна покуривает и осторожно убирает пепел с конца папиросы. Как отжившие листья, падают из уст Ефимовны слова: — Третьего дня еду через козельский лесок и думаю: меня не будет, а он все будет. Кто после меня этой дорогой поедет — молодой, старый? Все молчат, а из репродуктора льется «Сентиментальный вальс». Ржет больничный конь и стучит копытом в глухую деревянную стену. Надо ехать!
Красота
Никто не осмелится в деревне противиться общему гласу народному, что красива, скажем, такая-то девушка или женщина. Кто-нибудь рисует эту красавицу, а остальные слушают да иной раз подправят где, чтобы из портрета ни одной черточки не потерять. На этот раз о красоте заговорила старая Прасковья: — Вот вы, бабы, и оспорите и не согласитесь со мной, а лучше Тани Вавиловой нет из молодых баб. Я на покосе залюбовалась на нее. Стоит как рюмка, косу ведет исподволь, пропусков нет. А сама, сама! Брови как коромысло, хоть ведра вешай, глаза синие, смелые, на поступи покачливая, но в меру, не то что утка-крякуша. Улицей идет — каблука не сломает, чулок не смарает. Приглядистая, приветливая, душевность всегда при ней. Словом, как в старину пели, — с перушка перепЕлушка, с голоса красна девица. Прасковья смолкла. К сельпо шла сама Таня Вавилова. Телогрейка на ней была какая-то особая, не казенная — и карман перешит, и рукава на пуговку. С румяных точеных губ Тани, как стая воробьев, слетала серая подсолнечная шелуха. — Танька, угости! — Нате! Она раздала все семечки и немного смутилась, поняв, что говорили бабы про нее. К красоте природа не позабыла дать ума и догадливости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|