Элементы инфраструктуры
1. Биржа (трудовая, валютная, фондовая, сырьевая, товарная и т.д.). 2. Аукционы и ярмарки. 3. Рекламные агентства. 4. Информационные центры. 5. Налоговая система. 6. Кредитная система коммерческих банков. 7. Эмиссионная политика с ее эмиссионными банками. 8. Система страхования. 9. Таможенная система. 10. Свободные экономические зоны. 11. Средства деловой коммуникации (дороги, мосты, складские помещения)Элементы инфраструктуры порождены самими рыночными отношениями. Какие конкретно функции выполняет инфраструктура для рынка: 1. Инфраструктура облегчает жизнь всем участникам рыночных отношений реализации их интересов. 2. Инфраструктура организационно оформляет рыночные отношения. 3. Инфраструктура рынка повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов. 4. Инфраструктура рынка облегчает юридический и экономический контроль государству за работой рынка. Особое место в инфраструктуре рынка занимает биржа. Биржа (лат) – кожаный кошелек. Возникли биржи в XIV в. В 1703 году Петр I учредил первую в России биржу в Санкт - Петербурге. 1796 год – торговая биржа в Одессе. После 1861 года, а затем и в начале ХХ столетия наступает рассвет для биржевой торговли. В период НЭПа в нашей стране действовало более 100 бирж. Биржа – это организованная форма систематических операций по куле-продаже: валюты, рабочей силы, ценных бумаг и массовых стандартных товаров. Биржа сегодня, в нашей стране, это государственная или акционерная организация. Она выполняет следующие функции: 1. Биржа предоставляет места для торговли. 2. Биржа организовывает сам биржевой торг. 3. Биржа устанавливает правила торговли, стандарты. 4. На бирже осуществляется разработка пакетов типовых контрактов по различным сделкам.
5. На бирже осуществляется котировка цен. 6. На бирже происходит урегулирование споров. 7. Биржа осуществляет информационную деятельность. 8. Биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов. 9. Биржа способствует инвестиционному прогрессу. 10. Способна поднять национальные стандарты качества. 11. Биржа – это барометр по которому оценивается состояние экономики в стране. Все сделки на бирже можно подразделить на: 1. Сделки с реальным товаром (форвардные). 2. фьючерсные сделки (в момент заключения сделок товаров еще может не быть). 3. опционные сделки (плательщик имеет право выбора: либо выполнить обязательства, либо отказаться от него в рамках срока оговоренного в контракте и плательщиком премии может быть продавец, если он сможет продать товар по более высокой цене, или покупатель, когда он покупает товар по низким ценам, а потом продает его по более высоким ценам). Подстраховочные операции (хеджирование) – такие операции защищают доходы от риска изменения цен. На биржах функционируют следующие лица:
13. Понятие эластичности спроса и предложения.
Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.
Этот коэффициент эластичности спроса показывает насколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%. Есть 3 значения эластичности спроса: · Эластичный. · Неэластичный. · Единичной эластичности. В абсолютном математическом измерении эластичность спроса больше 1, неэластичность меньше 1, единичная эластичность равна 1. Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1% - спрос эластичный. Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный. Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос. Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности. Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар. Возможность доступа к товару тоже влияет на эластичность спроса (ограничен доступ - ниже эластичность спроса). Значение эластичности спроса по цене играет важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары. Если спрос на товары эластичен, то производителю часто выгодно понижение цены, потому что его выручка будет возрастать за счет продажи большего количества товаров. Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли. На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается или уменьшается спрос на товары и услуги при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%. Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения. Он показывает на сколько процентов изменится размер предложения товаров и услуг, если на 1% изменяется цена на них.
Есть 3 вида эластичности предложения: · Эластичное. · Неэластичное. · Единичной эластичности. Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров значительно увеличивается (более чем на 1%), то такое предложение эластичное. Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров не увеличилось – неэластичное Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров увеличилось на 1% - единичная эластичность. На эластичность предложения могут влиять очень много факторов. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов. При усилении ограниченности ресурсов будет уменьшаться значение эластичности предложения. По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода: Краткосрочный. Как правило, фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя при этом только цену. Как правило, кривая спроса предложения занимает вертикальное положение. Среднесрочный Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0 Долгосрочный. Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.
14. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
Спрос – это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса. Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар: , Q – спрос; P – цена на товар. Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться. Этот закон можно изобразить на графике: Главная функция, которую выполняет спрос, как главный рыночный механизм заключается в том, что именно он заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они, воздействуя на спрос, могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы: · Изменение денежных доходов населения. · Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров). · Изменение вкусов и предпочтений покупателей. · Изменение цен на взаимозаменяемые товары. · Изменения в ожиданиях потребителей.
Неценовые факторы спроса 1. Вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо). 2. Доходы потребителей. Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево. 3. Число потребителей.При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар. 4. Цены на другие товары.Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.
15. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения. , S – спрос; P – цена на товар.
Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике. Главная функция предложения состоит в том, что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой. Наибольшее признание в экономической науке получили две теории: Марксистская (в основе цены лежит стоимость товара) и Австрийская (основа цены – полезность товара). Из всех разработок, касающихся теории рыночного ценообразования, особого внимания заслуживают труды английского экономиста Альфреда Маршала. Согласно его теории, цена, которую согласен уплатить потребитель, определяет полезность товара и не может быть ниже издержек производства. Он установил простой механизм взаимодействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товара. Он указывает, что спрос при падении цены растет, а при ее росте снижается. Динамика предложения совпадает с динамикой цены. Отсюда, устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в той точке, где спрос уравновешивается с предложением. Изменение предельной полезности Маршала рассматривается как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек рассматривается как решающий фактор в изменении кривой предложения.
Неценовые факторы предложения: · цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных ресурсов; · возможности альтернативного использования ресурсов; · цены ресурсов; · технология; · налоги; · субсидии; · количество производителей; · ожидания производителей; · другие факторы.
16. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Спрос – это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса. Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар: , Q – спрос; P – цена на товар. Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться. Этот закон можно изобразить на графике: Главная функция, которую выполняет спрос, как главный рыночный механизм заключается в том, что именно он заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они, воздействуя на спрос, могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы: · Изменение денежных доходов населения. · Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров). · Изменение вкусов и предпочтений покупателей. · Изменение цен на взаимозаменяемые товары. · Изменения в ожиданиях потребителей. Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения. , S – спрос; P – цена на товар. Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике. Главная функция предложения состоит в том, что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой. Наибольшее признание в экономической науке получили две теории: Марксистская (в основе цены лежит стоимость товара) и Австрийская (основа цены – полезность товара). Из всех разработок, касающихся теории рыночного ценообразования, особого внимания заслуживают труды английского экономиста Альфреда Маршала. Согласно его теории, цена, которую согласен уплатить потребитель, определяет полезность товара и не может быть ниже издержек производства. Он установил простой механизм взаимодействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товара. Он указывает, что спрос при падении цены растет, а при ее росте снижается. Динамика предложения совпадает с динамикой цены. Отсюда, устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в той точке, где спрос уравновешивается с предложением. Изменение предельной полезности Маршала рассматривается как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек рассматривается как решающий фактор в изменении кривой предложения.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 6.1). . Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. Рис. 6.1. Рыночное равновесие 17. Теория потребительского потребления. Бюджетная линия и кривые безразличия. Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия. Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах. Для графического отображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (линии цен) Точка С – точка недоиспользованного дохода; точка Д – точка заимствования дохода; М – бюджетная линия, показывает различные комбинации товара А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине дохода. Уравнение бюджетной линии РА*А+РВ*В=М, где РА – цена товара А, А – количество товара А, РВ – цена товара В, В – количество товара В. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А. Факторы, влияющие на бюджетную линию: 1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо (М1), уменьшение дохода перемещает ее влево. 2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо (М1), рост цен на оба продукта перемещает график влево (М2). Теперь рассмотрим кривые безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Они служат для анализа потребительских предпочтений. Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е.потребителю безразлично какой набор товаров выбрать. Пример построения кривой безразличия:
Все варианты А, В, С, Д имеют одинаковую полезность для потребителя. На основании таблицы построим кривую безразличия. Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А,В,С,Д имеют одинаковую суммарную полезность. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности. Норма безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя, т.е. шкала предпочтений потребителя (U1, U2, U3). Чем выше кривая безразличия от начала координат, тем выше уровень полезности набора товаров. Свойства кривых безразличия: 1- Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 2- Две кривые безразличия не могут пересекаться. 3- Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров. 4- Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, они вогнуты по отношению к началу координат. Для того, чтобы определить условия оптимального выбора потребителя необходимо провести совместный анализ предпочтений и возможностей потребителя. Для этого совместим на одном графике кривые безразличия (U1, U2, U3) и бюджетную линию (М). В точке Е – точка оптимума потребителя, точка слияния бюджетной линии с самой высокой кривой безразличия (U2). В точках С,Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности. Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадает. Понижение цены товара приводит к двум различным последствиям: 1. «Эффекту дохода»: если цена продукта падает, то реальный доход потребителя данного товара увеличивается. 2. «Эффект замещения»: снижение цены продукта означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам, что будет стимулировать потребителя к замещению этим товаром других подорожавших товаров. Если «Эффект дохода» будет на столько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен, то это называется парадоксом «Гиффена», а товары – товарами Гиффена.
18. Модель хозяйственного кругооборота на уровне национальной экономики. Модель народно-хозяйственного кругооборота — это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей. В макроэкономике различают два типа количественных переменных: запасы и потоки. Например, запас — имущество потребителя, поток — его доходы и расходы: запас — количество безработных, поток — количество людей, теряющих работу: запас — накопленный капитал в экономике, поток — объем инвестиций; запас -государственный долг, поток — дефицит бюджета. В теории макроэкономики различают три основные модели кругооборота. Кругооборот ресурсов и экономических благ. В реальной экономике имеются два противоположных механизма распределения ресурсов: командная экономика, когда все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов принимаются единым центральным органом, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется независимыми решениями самостоятельных экономических агентов. (Экономические агенты — это производители (фирмы), потребители (домашние хозяйства) и государство.) Связи между всеми субъектами осуществляются как в денежной форме, так и в натурально-вещественной. Исходным и конечным пунктом оборота являются домохозяйства. Через рынок ресурсов они поставляют фирмам то, что имеют: землю, труд, капитал, свои предпринимательские способности. От предприятий через рынок продуктов они получают (покупают) товары и услуги. Движение благ в денежной форме имеет обратное направление. Домохозяйства платят правительству прямые налоги, а получают от него заработную плату и разного рода выплаты. Фирмы платят правительству прямые и косвенные налоги и получают от государства установленные платежи и субсидии. Постоянное повторение этих процессов образует общественное воспроизводство в рамках национальной экономики.
19. Понятие конкуренции. Методы и виды конкуренции в рыночной экономике. Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений. Функции конкуренции в рыночном механизме: · Регулирующая функция; · Функция мотивации; · Функция контроля. Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи. В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции: · Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене); · Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж); · Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.
Типы конкуренции: 1. Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция; 2. Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления). Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация – это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что: · В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам; · В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (Покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам). Неценовая конкуренция – техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению. 3. Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов. Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):
Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах: · Абсолютная (чистая) монополия; · Олигополия; · Монополистическая конкуренция.
20. Основные модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка): ü Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него; ü Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные; ü Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны; ü Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.); ü На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим. Несовершенная конкуренция: · Абсолютная (чистая) монополия; · Олигополия; · Монополистическая конкуренция. Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка. · Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации; · Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности; · Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.; · Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.
21. Возникновение и развитие монополистических объединений, их организационные формы. Монополия (от моно – один и греч. pōléō - продаю) – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли. Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия. Причины возникновения монополий: · Крупные научно-технические открытия; · Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества. · Появление новых форм собственности, особенно акционерных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|