Узкое место
Когда секретарь райкома назвал фамилию Селиванова, из зала заседаний стал пробираться к трибуне высокий, коренастый, уверенный в себе человек. По тому, как он свободно встал, облокотился и начал говорить, нетрудно было догадаться, что его любили. Это он почти тридцать лет проработал председателем колхоза, это с его теплицы район получает зимою замечательные свежие огурцы, это у него недавно справляли юбилей знатной птичницы, которая от первого дня вступления в колхоз ни разу не опоздала на птичник и стала, как говорят колхозники, куриным академиком. Это его коровы удивляют всех на сельхозвыставке. Что говорить, никто из присутствующих в зале, а здесь были председатели колхозов, парторги, агрономы — весь цвет кадров села — никто бы из них не мог упрекнуть Селиванова в чем-либо. Вот и теперь выступал он, казалось бы, не по большому делу, но и тут, в этом небольшом деле, он был передовиком. — Это правильно, товарищи, что вы такое совещание созвали. В повестке один вопрос: что нового в твоем колхозе? Райкомовцы довольно переглянулись: не шутка получить одобрение из уст прославленного председателя. — Я цифр называть не буду! Был за Селивановым такой грех — говорить цифрами, и, когда он поклялся не вспоминать их, все облегченно вздохнули. — Что нового в моем колхозе? — торжественно задал себе вопрос Селиванов. Всем не терпелось узнать, что же нового у этого изобретателя и выдумщика. А он, как артист, чуть выждал, разжег любопытство, а потом выпалил: — Самое новое у нас — это баня. При слове «баня» лица людей расплылись в улыбках, многие из присутствующих стали расстегивать вороты рубашек — как будто становилось жарко.
Селиванов не упустил этого из виду, он смаковал: — Баня большая, деревянная, с парной. В пятницу моем мужчин, в субботу — женщин. По залу прокатился легкий дружный смешок. Была пятница, и люди подумали, что неспроста так розов и сияющ Селиванов. Наверно, не упустил он случая и сегодня помыться и попариться. — Простое дело баня, — продолжал Селиванов, — а все меняет. Иду я на днях, смотрю, на птичнике ветер крышу задрал. Непорядок. «Кто там есть? » — спрашиваю. Выходит Настя, птичница. «Настя, — говорю, — поправь солому». А она мне спокойненько: «Иван Ильич, сегодня суббота, в баню надо». Пришлось мужичка искать. Селиванов уходил с трибуны под аплодисменты всего зала. Следующий оратор составлял резкий контраст Селиванову своим внешним видом. Был он низенький, тощенький, с язвительной улыбкой и подвижными глазами. — У нас пока нет бани, — начал он, глазами отыскивая Селиванова, — а новое тоже есть. Трио баянистов. Все понимали, что удар по Селиванову наносился серьезный. Он не любил заниматься самодеятельностью, в передовом колхозе не было ни хора, ни оркестра. — Как у тебя, товарищ Селиванов, с музыкой? — спросил секретарь райкома, перебивая оратора. Банное, веселое настроение Селиванова прошло. Он встал и покаялся: — Музыка у нас — узкое место. Это подлило масла в огонь. Председатель соседнего колхоза Дремов уже открыто нападал на Селиванова: — Баня — это хорошо, это культура, но надо приобщать народ не только к мылу и венику, но и к музыке, чтобы люди духовно росли. У нас комбайнер Студеникин «Турецкий марш» Моцарта играет. А у вас? Дремов сделал паузу, которая стала грозна, как прокурор. Селиванов сидел и думал: «Вот поучился на партийных курсах, теперь уже учит». Но как бы он ни развенчивал Дремова, было ясно, что по части Моцарта он, Дремов, обогнал Селиванова. По дороге в свой колхоз председатель спокойно и трезво хотел разобраться: почему у него действительно плохо с самодеятельностью?
Нет талантов? Это неправда! Сколько раз случалось слышать ему, как задорно пели девушки на улице. Впрочем, этим уличным пением теперь никого не удивишь. У Дремова — Моцарт. Неужели у него, Селиванова, не могли бы исполнить Чайковского? Он въехал в свои Скородумки, и первое, что услышал, — залихватский гармонный перебор. Гармонисту подпевали девушки, на всю деревню звенели их молодые, сильные голоса. Селиванов поравнялся с молодежью, остановил коня. Девушки, в свою очередь, тоже стали. Звонкими, радостными голосами они наперебой приветствовали: — Здравствуйте, Иван Ильич! — Гармошка? — осуждающе спросил он. — Да, — виновато и смущенно ответили девушки. — Частушки? — с той же осуждающей ноткой в голосе спросил председатель. — Да, — совсем уже тихо и робко ответили девушки. — А у Дремова Моцарта играют, трио баянистов есть. Конь не стоял, копытил снег, а Селиванов одной рукой сдерживал на вожжах коня, а другой касался плеча гармониста. — Твой отец вот так же с гармошкой ходил, и ты ходишь. А десятилетку кончил, квадратные корни извлекать умеешь. Вперед надо идти, Ваня. А ты все на одном месте топчешься. Они разминулись. Гармонь больше не подавала голосу, и скоро девушки запели без гармониста. Долго не спалось в эту ночь Селиванову. Он на память перебирал все показатели соседнего колхоза. Ну, что они! По молоку на сто один процент, а у Селиванова на сто пятьдесят. По картошке у них и ста процентов нет, а у Селиванова — рекорд. По строительству — у Дремова одна конюшня выстроена, а у Селиванова — и новый клуб, и зернохранилище, и баня. Да что там считать! Далеко Дремову до Селиванова! Он был в хорошем настроении. Но мысль о том, что по музыке соседний колхоз обогнал Селиванова, не давала покоя. Этот проклятый дремовский Моцарт сидел у Селиванова в печенках. Снился Селиванову сон. Играет в Скородумках духовой оркестр на майских праздниках, и по зеленому колхозному лужку кружатся в легких майских платьицах девушки. А он, Селиванов, сияет, как начищенная медная труба, и говорит всем колхозникам: «Что трио баянистов! Вот оркестр — это достиженье».
Он проснулся с готовым решением: колхозу нужен духовой оркестр. Ни парторг, ни бухгалтер не возражали против такой идеи, сомневались в одном: будет ли кому играть в оркестре? — Найдем! — круто обрывал Селиванов. Он ездил в район и по секрету советовался с отставным военным капельмейстером. Наконец пришел тот день, когда в одной из комнат колхозного клуба заблестела новенькая оркестровая медь. Ей нужны были музыканты, без них она молчала. — Соберите всех, кто умеет на чем-либо играть! — приказал Селиванов молоденькой, приехавшей на заведование клубом девушке. Пришел хроменький сторож, бобыль Вихранов. — Ты играешь на чем? — спросил Селиванов. — На барабане когда-то играл в полку, — сказал Вихранов, опасливо поглядывая на барабан. — Подойди, не бойся! — подбадривал Селиванов. Вихранов сделал два шага в сторону барабана и тихо ударил по туго натянутой коже. Недовольная тем, что ее побеспокоили, она глухо ответила: бумм! Вихранов, как ребенок, обрадовался, осмелел и выстукал какой-то бывалый военный марш. — Пойдет дело! — уверенно заключил Селиванов. — Один музыкант есть! Следующий? Девушка-завклубом объявила: — Иван Ильич, тут есть один трубач. — Кто? — Десятов. Низкий, широкоплечий кузнец подошел к стене, снял трубу, продул ее и заиграл. У него получилось. — И ноты знаешь? — спросил председатель. — Немного, — пыхтя и краснея, ответил кузнец. — Будешь играть! — заключил Селиванов с видом знатока. Он осмотрел остальных и строго спросил: — Еще есть музыканты? У остальных было только желание. Это не очень огорчило Селиванова. Выйдя на крыльцо клуба, он авторитетно заявил: — Не унывать, ребята! Руководителя я подыщу, желающие есть, а играть научимся! Посмотрим еще, у кого музыка узкое место — у нас или у Дремова?! Из уличного радиорупора звучал хорошо слаженный духовой оркестр. Селиванов попрощался за руку со всеми, кто приходил пробоваться или изъявил желание играть в оркестре, и по-селивановскн заверил: — И у нас будет такой! Все в наших руках!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|