Коростель. На людях
Коростель
Коростель радостно издает свои ночные звуки. Стою в родном поле и слушаю. Я — все я, а все тот же ли коростель? Сколько поколений коростелей сменилось, чтобы этот молодой докатил до меня свой влажный тележный скрип и напомнил мне детство, первый ночной выезд в дальнюю дорогу, когда на всех полях, которые мы проезжали с отцом, как лен из земли, коростели выдергивали свое «дерь-дерь-дерь-дерь».
Овраг
В овраге стало пусто, как в часах, из которых вынули завод. Не сразу догадаешься, что это соловьи отпели, и только в стороне по полю едет и скрипит всю ночь коростель с хлебными возами. Музыка лета переместилась на поля.
На людях
Сошел с поезда, огляделся. Приехало много знакомых девушек на выходной день. Заметили меня, кричат со всех сторон: — Виктор! Виктор! Девушки от семнадцати до двадцати лет пошли со мной, постарше идут за солдатом. 30 апреля. Тепло. Над нами жаворонки. Синь неба. Я пою девушкам на ходу «Стою среди поля…», «Побелели с той недели…». Восторг. Радость. Нас уже не разольешь водой. Разговоры обо всем на свете. Алла, не по годам рослая и развитая девушка, ученица по ткацкому делу, неожиданно раскрывается передо мной как романтик: — Как я оперу люблю! Ах, если бы посмотреть «Русалку». Содержательная музыка, трагичная. Девушки сердятся в общежитии, когда я оперу по радио слушаю, кричат: «Выключи ты эту волынку». Скромная, тихая, очень милая лицом Таня перебивает Аллу: — Я не люблю оперы, я люблю театр! Я говорю: — Таня, хочешь сходить на пьесу? — А о чем? — Герой робкий, никак девушку не поцелует. Таня лукаво, обворожительно смеется: — Нет, не хочу!
Алла: — Вчера опять «Поддубенские частушки» передавали. Хорошо! Там она говорит Семену: «Сень, я тебе рейки принесла. Да они короче на два метра! » Вот уже деревня. Первые встречные. Катя Семенова, свинарка, кричит: — Танька! Когда приехали? — С утренним. Как хорошо дошли. С нами Виктор шел, пел, рассказывал, не заметили, как дома. Я уже отоспался, сбросил с себя московскую усталость, уставил себя на деревенский ритм жизни и дыхания. Иду по деревне. Вечер. Тепло. Останавливаюсь против опрятно побеленной хаты. Окно раскрыто, чуть колеблется занавеска. — Мефодий! — Я! В окошко выглядывает рыжая борода Мефодия: — Антиалкоголик приехал! Мефодий задевает при этом локтем бутылку с водкой, она падает за окно, водка выливается на землю. Мефодий: — Прошу. — Не могу: рыба кланяется с реки. В руках у меня две верши, спешу поставить их, пока не стемнело совсем. За мной идут девочки — Нинка Горохова, Надя Тимохина, Зинка Белова, Таня Сорокина. Им по пять, по шесть лет. С ними Рая Плюхина, ученица. — Тише! Рыбу распугаете! — предупреждаю я их около реки. Девочки замерли. Плеснулась рыба, плотва начинает нерест, лист березовый развертывается, ей в самый раз. Поставил одну вершу горлом на скат, другую на подъем воды. Иду обратно. Девочки гуртиком сзади меня. — Дядя Вить! Сочини чего-нибудь про нас! Я начинаю под рифму: — Нинка — резинка. Райка — балалайка! Хор: — Райка — балалайка! Я: — Танька — встанька! Надина — рябина. Девочки: — А про Омельчука? — Толик — соколик. Девочки: — А про Маньку Кирикову? На имени больше играть нельзя, и я обыгрываю фамилию: — Кирик — чирик! Новый взрыв восторга.. Девочки: — А про Васю Евраскина? — Вася — растеряша! И вот девочки идут за мной и хором повторяют: — Нинка — резинка. — Райка — балалайка.. — Танька — встанька. — Надина — рябина. — Толик — соколик.
— Кирик — чирик. — Вася — растеряша. Райка Плюхина: — Девочки! Я пойду это в тетрадь запишу! Девочки остаются в проулке дома. По деревне идет Иван Архипыч Омельчук. Издалека кричит: — Федорыч! Привет. Он заведует избой-читальней. Спрашиваю: — Когда кино? — Послезавтра. — Стенгазету сделаем? — Нет. — Почему? — Установка райкома: в праздничные дни показывать одни достижения! Захожу в ларек сельпо. За прилавком продавец Люба, молодая, энергичная женщина. Муж уж год как в армии. Люба кормит девочку, Нинку. Сила и здоровье матери сказываются и на ребенке. Любкина Нинка как на дрожжах растет. Люба встречает меня с искренней улыбкой, с радостью: — С приездом! — Люб, дай четвертинку. — Кого пропивать? — Совесть. — Нечиста? — Есть небольшое запятнение. Лукавство, огонек, задор в глазах Любы. Мы одни. На полках пряники, орехи, конфеты, ситец, сатин, а в глазах у продавца чистый, святой, торжествующий грех. Иду дальше. В репродукторе голос артиста, читающего Некрасова: «Идет-гудет Зеленый Шум…» Думаю: «Свойство русского поэтического стиля роднить слова, ставить их в кровном родстве: идет — гудет. Или: садись рядком, поговорим ладком». Тепло. Чуть ветерит. Тын на фоне неба черный, железный, и над ним высокая жердь со скворечником. Жердь качается, и хозяин скворечника, Гриша Бодяк, говорит мне: — Я это занарок сделал, скворцы качаться любят! Девять вечера, лают собаки, поют петухи. На повестке вечера — гармонь. Молодежь на кругу. Звенят голоса, то и дело загораются карманные фонарики, направленные парнями на «объекты». Девушки слепнут в лучах. Танцуют «Семеновну». Далеко за лесом и за полем — зарево. Все ярче и ярче. Из круга вопрос: — Где горит? Все начинают отгадывать, бросив танцы. — В Иванкине? — Нет, в Козельске. Спор. Показалось огненное коромысло, а потом и красный столб, и все поняли, что это луна. Опять танцы в кругу. Маша Данилова и Оля Миронова спели:
Ой, подруга дорогая, Мы с тобою тезки. Давай вместе замуж выйдем, Вместе купим соски.
Ой, подруга дорогая, Не тревожь больной вопрос, Не могу я замуж выйти, Мой залеточка — матрос.
Ай, подруга дорогая, Незачем печалиться,
Скоро он отслужит службу И к тебе причалится.
Какая встреча! В сорок девятом году я ехал на лошади в темную осеннюю ночь и пел экспромтом частушки, одну за другой. Потом я их записал и отдал знакомой девушке. И вот через четыре года эти слова пелись на улице! Между прочим, услышал я и новое, чего не знал:
Мне мой милый изменил, Стал еще гордиться, А мне его позабыть — Что воды напиться!
Залеточку дорогого Взяли в армию, во флот. На такого ротозея Доверили пароход!
Запомнилась рифма из припевки: милая — фамилия. Нагулялся, иду спать. Моя соседка Наташа, молодая женщина, все выходит на крыльцо и сверлит глазами темноту ночи. Где муж, отец троих детей? Не играет ли на гармони? Наташа идет на круг для контроля. А ее Иван подъезжает к крыльцу на тракторе прямо с поля. Когда успела Наташа прилететь сюда? — Вань, ты? — А то! — Что так долго? — Ужинать грей! Иван ужинает. Трактор стоит около дома. Наташа уговаривает Ивана, чтобы он не ходил на улицу с гармонью. Куда там! Разве это первый раз? Шапку в охапку, гармонь в боевую готовность — и прямо с крыльца на полную звучность, залихватски заговорил всеми пищиками. Как по цепи, по деревне понеслось: — Иван играет! А с крыльца вдогонку голос Наташи: — Вернись, я тебе говорю! Иван около трактора подглушил себе на уши, но в такую минуту и хороший слух не услышит. Сердце рвется вперед, на улицу и не хочет расставаться с молодостью!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|