Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эластичность спроса по доходу.




 

Величина спроса на товары зависит также от величины дохода, которым располагают покупатели. В качестве дохода при этом рассматривается не весь доход, а только та его часть, которая расходуется на текущее потребление. Зависимость между изменением величины дохода потребителя и изменением масштабов спроса на определенный товар А выражается с помощью показателя коэффициента эластичности спроса по доходу:

eAI = - (ΔQ·Iср./ΔI·Qср.) (3.7)

где I (от английского слова income) обозначает уровень дохода.

На первый взгляд может показаться, что определить соотношение дохода и спроса несложно - чем выше доход, тем больше спрос, и наоборот. Однако единой кривой спроса, объясняющей поведение владельцев доходов на любых товарных рынках, не существует. Поэтому формы кривой спроса и значения коэффициентов эластичности зависят о того, какие именно товары продаются и покупаются. Их обычно подразделяют на три основные группы: продовольственные товары; промышленные товары, входящие в стандартный набор потребителя; высококачественные товары и услуги длительного пользования. Исследования функции спроса на товары первой группы позволила сформулировать немецкому статистику Э.Энгелю, изучавшему связь между доходами покупателей и структурой потребительских расходов, следующую закономерность: чем выше качество жизни населения, тем меньшая часть денежных расходов потребителей расходуется на приобретение товаров низшего ранга.

Можно выделить несколько ступеней эластичности спроса по доходу. В первую очередь укажем на товары, чья эластичность спроса по доходу отрицательна (EAI < 0). Отрицательное значение эластичности показывает, что по мере роста своего дохода люди сокращают спрос на данное благо. Напротив, если их доход снижается, то они начинают увеличивать свой спрос. Поведение людей объясняется тем, что они считают такие блага неполноценными, некачественными, а потому и не желают их включать в структуру своего потребления. К покупке такого блага их подталкивает лишь крайняя бедность, но стоит им немного улучшить своё благосостояние, как они отказываются от потребления данных благ в прежнем объёме. В качестве примера можно привести события, имевшие место в России в 1992 году. С началом экономических реформ реальные доходы многих россиян упали, а вот их спрос на хлебобулочные продукты вырос. Это позволяет классифицировать хлеб как товар Гиффена - именно так называют подобные блага в экономической теории. Вообще-то ярлык блага Гиффена нельзя приклеить намертво к какому-либо благу, всё зависит от собственного отношения потребителей к данному благу. Так, в России по мере роста богатства семьи падает спрос на маргарин и растёт спрос на сливочное масло, в то время как в США растёт спрос на растительное масло, а вот спрос на сливочное масло становится всё меньше.

Вторую группу составляют блага неэластичного спроса. Как бы не изменялся доход (хотя бы в узких пределах) спрос на благо остаётся неизменным (EAI = 0). Можно представить, что спрос человека на ежедневную газету не возрастёт, если даже он станет богаче многократно. Вряд ли изменится спрос на лекарство или на национальные флаги, вывешиваемые на домах. И уж представляется совсем невероятным, чтобы увеличился спрос на туалетную бумагу или зубные щётки.

Очень значительное место в потребительском бюджете человека занимают товары первой необходимости. Эластичность спроса на эти товары колеблется в пределах от нуля до единицы (0 < EAI < 1). Следовательно, по мере роста дохода покупателя его спрос на данные блага возрастает, но медленнее, чем растёт сам доход. Только этот критерий позволяет классифицировать блага как блага первой необходимости, какие-либо моральные оценки здесь во внимание не принимаются. Обычно в эту группу попадают продовольственные товары. Это и понятно - потребление пищи не может возрастать пропорционально росту дохода. Так, по расчётам В. Алексашенко, 10% самых богатых семей Америки потребляют лишь на 10%, больше мяса, чем 10% самых бедных. Качество мясо, правда, здесь во внимание не принимается.

Наконец, ещё одну группу благ составляют так называемые блага роскоши. И здесь я также вынужден предупредить читателей от смешения понятий. В экономической теории благами роскоши принято считать те блага, спрос на которые со стороны потребителей растёт быстрее, чем их доходы. В этом случае EAI > 1. Конечно, многие блага, которые мы называем роскошью в обыденности, классифицируются как таковые и в экономической теории, но наука относит в эту группу и такие блага, которые в повседневности мы вряд ли причислили бы к роскоши. В качестве примера можно сказать, что к благам роскоши относятся все виды услуг - медицинские, образовательные, юридические, консультационные и т.д. Во всех странах выявлена чёткая зависимость между ростом дохода и опережающим увеличением спроса на услуги. Вопреки классикам советской сатиры Е.Петрову и И.Ильфу, к благам роскоши относят и автомобили, спрос на которые обгоняет темпы прироста доходов. Очень важно, что в эту же группу попадает и такое благо, как сбережения. Это обстоятельство исследовано в науке как феномен снижающейся предельной склонности к потреблению. Важность этого обстоятельства станет нам понятно при изучении макроэкономических процессов. Некоторые данные об эластичности спроса по доходу содержаться в таблице 3.3.[3]

 

Эластичность предложения

 

Как мы видели в предыдущей главе, продавцы так же реагируют на изменение цены. Следовательно, можно исчислить эластичность предложения, используя ту же самую формулу, которую мы применяли при исчислении эластичности спроса. Точно также предложение может быть эластичным, неэластичным или единичной эластичности. Однако предложение обладает особенностью, которая отличает его от спроса. Спрос на благо может измениться очень быстро под влиянием таких факторов как реклама, мода или случайные обстоятельства. Объём предложения не может измениться мгновенно. Рассмотрим исторический пример. 7 декабря 1941 года японское авианосное соединением адмирала Нагумо полностью уничтожило американский линейный флот на базе в Перл-Харборе. Убедившись, что авианосцы являются самым мощным наступательным оружием в войне на море, американское правительство немедленно заказало частным фирмам около 40 авианосцев. Иными словами, спрос на авианосцы мгновенно возрос. Но прежде чем американский флот пополнился новыми авианосцами, прошло несколько месяцев. А полностью программа постройки авианосцев не была выполнена и к концу боевых действий. Перед исследователем встаёт вопрос – как измерить эластичность предложения?

Учитывая инерционность предложения, учёные делят временной отрезок, в течение которого предложение полностью приспосабливается к спросу, на три условных периода – мгновенный, короткий и длительный. Мгновенным называется период, в течение которого фирмы вообще не успевают отреагировать на изменение спроса. Предложение остаётся постоянным в течение всего мгновенного периода. На Рис. 20 предложению в мгновенном периоде соответствует вертикальная линия SMSM. Она показывает, что при любой цене спроса предложение на рынке остаётся неизменным. Равновесие в коротком периоде устанавливается исключительно за счёт реакции цены. В нашем примере цена в мгновеном периоде подскакивает с P0 до PM Физическая продолжительность мгновенного периода зависит от технологического характера отрасли и может занять от нескольких часов до нескольких лет.

В коротком периоде фирмы начинают увеличивать объёмы производства, несмотря на то, что они скованы обязательствами, взятыми на себя в предыдущем периоде. Они ещё не рассчитались по ранее взятым кредитам, у них на руках контракты, которые они заключили со своими поставщиками и покупателями, и отказ от которых повлечёт за собой значительные издержки. Однако основным фактором, сдерживающим фирмы в коротком периоде, является наличный запас оборудования. До тех пор, пока на счетах фирмы не накопятся достаточные амортизационные суммы, она не может заменить оборудование на новое. Фактически предложение может возрасти только за счёт переменных факторов производства – привлечения новых работников или удлинения продолжительности рабочего дня, увеличения объёма использования сырья и материалов. Если вернуться к примеру с авианосцами, то в коротком периоде предложение авианосцев было увеличено за счёт переоборудования имеющихся в распоряжении флота транспортных судов большой грузоподъёмности и тяжёлых крейсеров. Кривая предложения в коротком периоде отклоняется от вертикального положения и занимает траекторию SSSS. Предложение блага увеличивается, и его цена блага падает до PS.

Наконец, в длительном периоде фирмы освобождаются от всех ограничений, которые сковывали их в коротком периоде и могут изменить все параметры своей деятельности. Главным образом, они способны изменить технологическую основу производства в соответствии с новыми условиями спроса. Кривая предложения занимает положение SLSL и цена падает до PL. Теперь равновесие установилось окончательно и только теперь имеет смысл исчислять коэффициент эластичности предложения. Обычно цена в длительном периоде устанавливается на более высоком уровне, чем в исходный момент времени. Это объясняется тем, что увеличение спроса на трудовые ресурсы сырьё и материалы обязательно приведёт к росту их цены и соответствующему увеличению издержек фирм. Например, увеличение спроса на авианосцы обязательно приведёт к удорожанию металла и труда работников верфей. Но если отрасль потребляет незначительные объёмы специализированных ресурсов, то цены в отрасли могут остаться без изменения. Более того, если расширение спроса приведёт к использованию новых технологий, то цена длительного периода может вообще оказаться ниже исходного уровня.

Насколько подвижна кривая предложения в различных отраслях? Можно ли предположить, что существуют блага, предложение которых абсолютно неэластично? Такие феномены действительно существуют, но они за редким исключением не играют заметной роли в экономике. В качестве таких неэластичных по предложению товаров чаще всего называют вина, полученные с уникальных виноградников, либо картины умерших художников. Кривая предложения таких товаров всегда расположена вертикально и значит их цена всегда определяется исключительно спросом на них. Однако хотя такие блага и являются неэластичными по производству, они довольно эластичны по замещению. Это означает, что в случае роста их цены спрос покупателей может легко переключиться на другие блага.

Гораздо любопытнее и важнее для экономики такой феномен как неэластичность денежного предложения. Если рыночная цена какого-либо блага растёт, то в ответ увеличивается его предложение. Но особенность денег состоит в том, что как бы ни была велика их ценность, предложение денег со стороны частного сектора увеличено быть не может. Во всяком случае, это утверждение верно с тех пор, как в качестве денег перестали использоваться сплавы благородных металлов. Помимо этого деньги ещё и неэластичны по замещению. То есть при увеличении цены денег у индивидов не возникает стимула перемещать свой спрос на другие блага. Эти обстоятельства обусловливают особую роль денег и денежной нормы процента в рыночной экономике. На графике (Рис. 21) показано, что кривая предложения денег заняла вертикальное положение, и любое увеличение спроса на деньги вызовет только рост нормы процента и сокращение инвестиций. Если возникает необходимость снизить норму процента, то в распоряжении центрального банка имеется только один способ – увеличить денежную массу, что соответствует сдвигу кривой предложения денег влево.

В XIX веке предполагалось, что неэластичным является и предложение земли. Платой за редкость земли как производственного ресурса является рента, которую собственники земли взимают с арендаторов. Однако позже от этой точки зрения пришлось отказаться. В действительности ограничено предложение земли как физического ресурса, но предложение земли как производственного ресурса может быть расширено. Могут быть вырублены леса, выровнены возвышенности и засыпаны овраги. Болота могут быть осушены, а засушливые почвы мелиорированы. Правда, для проведения всех этих мероприятий потребуется определённое время, в течение которого предложение земли будет оставаться неизменным, и её владельцы будут получать ренту редкости. Однако в длительном периоде предложение земли приспособится к новым условиям спроса и рента пропадёт. Но в таком случае, земля ничем не отличается от других производственных ресурсов, предложение которых не может возрасти мгновенно. Если предположить, что по каким-то причинам возрастёт спрос на услуги врачей, то предложение может быть увеличено только за счёт увеличения продолжительности рабочего дня врачей, и возвращения к практике тех медиков, которые по каким-то причинам её прервали. Однако в результате неэластичности предложения врачебных услуг цена на них сильно возрастёт, что приведёт к постепенному увеличению их предложения за счёт увеличения приёма молодых людей на медицинских факультеты университетов. Однако длительный период наступит только тогда, когда будут построены новые медицинские учреждения и система подготовки кадров будет изменена в соответствии с новыми условиями спроса на медицинские услуги.

Настало время пересмотреть предположения, которые мы сделали в начале данного параграфа. Мы считали, что спрос может измениться достаточно быстро, но всегда ли оправдано такое предположение? Оно будет верно только в том случае, если индивиды легко могут переключиться на потребление конкурирующих благ. Поэтому очень высока эластичность спроса на одежду или яблоки. Но в тех случаях, когда индивиды не могут сразу же перенести свой спрос на конкурирующие блага оправдано исследование временного аспекта эластичности спроса. Например, повышение цены на тепловую энергию вряд ли сильно скажется на объёмах её потребления в первый же год. Однако по истечению времени люди смогут сократить свой спрос за счёт установки счётчиков, утепления помещения etc. Точно так же рост цен на бензин поначалу не вызовет заметного снижения объёма его потребления, но впоследствии он сократится за счёт использования более экономичных моделей автомобилей. Таким образом, во многих случаях становится оправданным изучения временного аспекта при изменениях не только предложения, но и спроса.

 

Вопросы для повторения

 

1. Почему цена билетов на финальные матчи спортивных мероприятий значительно выше, чем цены на матчи предварительного турнира этих соревнований?

2. Какова эластичность спроса, график которого представлен прямой линией, имеющей отрицательный наклон?

3. Попробуйте построить кривую спроса, эластичность которой была бы равна единице в любой точке?

4. После введение в действие закона о монетизации льгот предприятия общественного транспорта города Иркутска снизили тарифы на проезд с 6 до 5 рублей. В каком случае эта мера будет оправданной?

5. С экономический точки зрения зима – это такой период времени, когда цена мороза резко снижается. Используя знания о перекрёстной эластичности спроса, назовите блага, дополняющие мороз и конкурирующие с ним. В каких парах товаров коэффициент перекрёстной эластичности будет наибольшим?

6. Постройте график спроса по доходу на товары Гиффена, товары неэластичного спроса, товары первой необходимости и товары роскоши.

7. Есть ли какие-либо различия между ценовой эластичностью спроса в коротком и длительном периоде у таких товаров как мыло и квартиры? Если такие различия есть, то как их можно объяснить?

8. Для какого блага прямая ценовая эластичность выше – для поездки железнодорожным транспортом или для молока? Если различия в эластичности спроса есть, то чем они объясняются?

9. В настоящее время в России налог на доход физических лиц взимается по универсальной ставке в 13%. Как изменится спрос на благо, если плоская система налогообложения будет заменена на прогрессивную (ставка налога будет тем выше, чем больше доходы индивидуума)?

10. Возможно ли предсказать грядущие изменения в производственной структуре национальной экономики, если эластичность спроса по доходу на все блага равна единице? Может ли быть эластичность спроса по доходу на все блага быть больше единицы? Меньше единицы?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...