4. «Существуют разные точки зрения, и все они достойны уважения!»
4. «Существуют разные точки зрения, и все они достойны уважения! »
Можно еще добавить: «и каждый прав по‑ своему». Это кажущееся очевидным утверждение еще не раз всплывет в книге. В бытовой парадигме участники научной дискуссии ничем не отличаются от пререкающихся мужа и жены. Муж хочет смотреть футбол, а жене милее сериал. «О вкусах не спорят! – подводит итог мудрый психолог. – Купите второй телевизор и разойдитесь по разным комнатам, не забывая при этом уделять друг другу достаточно внимания». Однако в профессиональных вопросах люди НЕ равны, причем в некоторых ситуациях об этом вспоминает даже сторонник равенства мнений – к примеру, когда болят зубы. Внезапно выясняется, что рекомендация стоматолога волнует его все‑ таки гораздо больше, чем советы представителей других профессий, в том числе жены – опытного педагога и прекрасного человека. Можно продолжить медицинские аналогии: эффективность лекарства определяется не всенародным голосованием, а результатами клинических испытаний. Цель науки – приближение к истине, и грош цена точке зрения, которая заведет нас в тупик. Поэтому и важно только мнение квалифицированного меньшинства. Итак, кратко повторю :
Попытка систематики лжеученых
Дилетанты и сейчас привносят в науку свежесть восприятия, энтузиазм и нередко талант. Но это способно принести пользу только в том случае, если дилетант сознает, что существует наука и что прежде, чем вторгнуться на ее территорию, нужно пройти школу – освоить методы науки и ее основные понятия, ее основной объем фактов. С налёту наука не дается никому. Лев Клейн{8}
Опытный лжеученый – мастер маскировки. Включите наугад любую телепередачу в жанре «О чем молчит официальная наука», и перед вами предстанет пестрая череда образов: городских сумасшедших сменяют солидного вида военные в отставке, которым вторят седовласые «почетные члены Международного конгресса криптозоологов». Покуда знака «Осторожно! Содержит лженауку» для таких передач законом не предусмотрено, приходится полагаться только на собственную проницательность.
Ниже я попытался выделить несколько распространенных типов этих опасных представителей вида Homo sapiens, а также оценить их потенциальную вредность.
Тип № 1. Псих («И тут я услышал голос…»)
Недавно выпущен после курса терапии. Странно одет. Придумал сразу несколько новых направлений в науке. Находит на городской свалке чугунную гирю Юрского периода. Ловит переговоры инопланетян на обесточенный телевизор. Читает надписи на Солнце. Ведет блог, где пишет о себе в третьем лице и каждое второе слово начинает с заглавной буквы. Сочиняет письма по 40 страниц разноцветными шрифтами и шлет в прокуратуру, в РАН, в Ватикан. Распознается после десяти секунд личного общения или чтения его текстов. Уровень вреда – низкий. Большинством совершеннолетних граждан не воспринимается всерьез, хотя отдельные представители числятся преподавателями вузов и могут годами читать лекции бедным студентам.
Тип № 2. Самонедоучка («Я теперь тоже ученый! »)
С детства мечтал заниматься наукой, но не получилось. Образование – незаконченное высшее. Сильно комплексует по этому поводу, но находит самооправдание в том, что: • в школе посещал кружок; • долго стоял рядом с Палеонтологическим музеем; • пил чай с покойным академиком А.; • отправил экземпляр своей книги президенту США; • рассказал свою теорию одному знакомому доценту, а тот долго тряс ему руку;
• его сестра получила PhD. Коллекционирует дипломы шарашкиных контор. Копит на докторскую. Ездит в «экспедиции» – турпоездки по экзотическим местам, где снимает фильмы о непонятном (ему лично). Изучает «архивы» – бабушкину подшивку журнала «Юный техник». В телешоу представляется как независимый исследователь. Высказывает «интересные мысли на общественные темы». Ведь если постоянно говорить все, что приходит в голову, по теории вероятностей рано или поздно проскочит «интересная мысль». Уровень вреда – средний. Почитателей обычно не очень много, но малочисленность компенсируется их агрессивностью и активностью в интернете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|