Социальные сети – это естественная среда для работы с электоратом
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Для начала маленький дисклеймер. Говоря о политических акциях в соцсетях и блогосфере я намеренно вывожу за скобки следующие вещи: 1) Негативный информационный шум вокруг властей и "Единой России" (которая традиционно ассоциируется с властью). Во-первых, в России власть традиционно вне политических баталий (много ли было публичных дебатов с участием лидеров страны?). Во-вторых, подобный информационный шум есть во многих странах, в том числе и на Западе, и к политической борьбе он имеет лишь косвенное отношение 2) Вещи, не имеющие объективных доказательств причастности. Надо понимать, что многие акции, достойные присутствовать в подборке кейсов по полит-PR, проводятся на темной стороне Луны, и не демонстрируют своих заказчиков в ходе проведения. Собственно, поэтому о них нельзя говорить объективно.
Миф о политизированности соцсетей
Социальная сеть Гайдпарк, пожалуй, вобрала в себя наибольшее количество социально-активных людей. Отчасти это связано и с ориентацией Гайдпарка на зрелую аудиторию. Более того – периодически Гайдпарк называют политической дискуссионной площадкой. Такое впечатление складывается из-за обилия остро-социальных тем в блогах. Но прямого отношения к "чистой политике" эти темы зачастую не имеют. Тег "политика" находится лишь на 29 месте по популярности в Гайдпарке. Лишь 18% пользователей указали в своих интересах темы, которые можно отнести к политике. Из слайдов видно, что политика остается зоной мужских интересов. Как видно из следующего слайда (трактовку данных которого я дам позднее), количество постов на политические темы не превышало 12%, даже если заголовки передовиц СМИ создавали иное впечатление.
Социальные сети – это естественная среда для работы с электоратом Преимущества: 1) Быстрота распространения информации – быстрее, чем возможен ее критический анализ Провокации, дезинформация, полуправда, популизм – основные инструменты любой политической игры. Социальные сети при правильном их использовании дают возможность донести информацию до основной массы людей прежде, чем критическое осмысление этой информации достигнет хоть сколько-нибудь значимой массы. 2) Удержание сторонников и вовлечение их в коммуникационные процессы – как между собой, так и с политическим субъектом. Френды, группы, сообщества, приложения – в зависимости от качества исполнения, они могут стать мощным и недорогим способом удержать сторонников, а также помочь им направить свои усилия вовне. 3) Личный, неформальный контакт Социальные медиа дают возможность создать иллюзию личного контакта с известной персоной, или же тесного участия в мощном движении. Лучше всего это демонстрирует пример со скриншотами сообщений о принятии дружбы президентом Медведевым в Facebook, которые обошли весь Рунет (в пору, когда Медведев осваивал эту соцсеть)
Яркие примеры грамотного использования соцсетей за рубежом и их аналоги в России: 1) Первая предвыборная кампания Обамы Работа по всем популярным в США соцсетям– в частности, Twitter, Facebook, Youtube. Организация для сторонников собственных социальных медиа (http://www.barackobama.com). Это не только "посадочная площадка" для своего электората, но и своеобразная кузница агитационного контента. Перед сторонниками в интернете помимо сверхцели ставился набор локальных задач, из которых каждый мог выбрать себе по силам – от сбора пожертвований до телефонной агитации. Поддержка лояльности интернет-электората поддерживалась как онлайн-, так и оффлайн-акциями, которые проводились регулярно, в том числе и усилиями сторонников-волонтеров.
В России аналогичный шаг предпринял Дмитрий Медведев в период своего самоутверждения в качестве президента страны. Интервью двум крупным интернет-СМИ, аккаунты в Twitter, Facebook, ЖЖ, видеоблог на kremlin.ru. Правда, эта активность в большинстве своем носит формальный характер, последовательной работы со сторонниками не видно. Первоначальное очарование от "выхода в народ" прошло сравнительно быстро.
2) Волнения в северной Африке 1. Вбросы провокационного контента в социальные сети. Эффективность заключается в двух основных моментах: а) фора перед критическим осмыслением "вбросов". б) Воздействие не персональное, а на толпу, что эффективнее для примитивных полярных формул. Вбрасываем видеоролик якобы с «произволом властей», начинаем дискуссию с комментариев «я тоже видел», «я точно знаю - все еще хуже» и т.д., и 90% участников из одиночных пользователей превращается в заряженную толпу, которая начинает в уносон «скандировать» по своим френдам, распространяя ссылки на контент, подкрепленные своими эмоциональными (сиюминутными) оценками. Как убедительно доказал еще Гюстав Лебон в конце XIX века, в толпе всегда побеждают самые понятные идеи (т.е. идеи, которые масса в лице самого примитивного ее члена готова легко и буквально воспринять здесь и сейчас). Подобные вбросы предшествовали событиям на Манежке в декабре 2010 года (посты и ролики, связанные с проявлениями межнациональных конфликтов). Неизвестно, были ли это спланированные вбросы или вектор пассионарности так развернулся, но это было похоже на последовательную информационную подготовку некоей кульминации. 2. "Эффект массы" – можно убедить весь мир в том, что страна восстала, даже тогда, когда страна спит. Яркий пример недавних дней – Ливия. Забытый пример – в 2007 году один как бы российский телеканал, вещавший на англоязычную аудиторию, постоянно крутил в новостных выпусках сюжеты о массовых протестах в России и многотысячных демонстрациях в России (при том, что в России в тот момент не было ни одного политического уличного мероприятия, которое бы собрало хотя бы тысячу человек). 3. Как призналось НАТО, часть авиаударов оно планировало и корректировало на основании анализа сообщений в Twitter. Но к теме политической деятельности в Интернете это имеет весьма косвенное отношение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|